План-конспект урока по истории
Класс: 8
Тема урока: Особенности развития православной церкви в России в первой половине XIX века
Цели урока:
1.Образовательная: Дать учащимся знания о русской православной церкви в первой половине XIX века, о разделении духовенства (на черное и белое). Раскрыть сущность основных органов церковного управления: Синод, обер-прокурор, архиереи. Сосредоточить внимание на объяснении таких понятий как: епархия, приходские священники, псаломщики, диаконы. Показать роль православной церкви, как в жизни правящей династии, так и в жизни простого народа. Рассмотреть роль и положение монастырей в России и при этом уделить внимание таким личностям, как Серафим Саровский (русский старец) и Филарет (московский митрополит). Охарактеризовать систему духовных учебных заведений, которая сложилась при Александре I, учитывая ее значимость для представителей богословия. Также объяснить каково было положение старообрядцев в России в I половине XIX века.
2.Развивающая: Способствовать формированию и развитию логических умений: выявлять причинно-следственные связи, объяснять понятия, называть основные черты и характерные признаки; также умение делать выводы и аргументировать их. Способствовать развитию устной и письменной речи: отвечать на вопросы учителя, связно излагать свои мысли, как в устной, так и в письменной форме. Способствовать формированию и развитию навыков работы с текстом учебника: выделять основные черты и характерные признаки.
3.Воспитательная: Способствовать воспитанию у учащихся уважительного отношения к религии и к церкви, как к составляющим культуры.
Оборудование:
Учебник П.Н.Зырянов «История России XIX век» 8 класс;
Кластер на доске «Религия»
Схемы на доске «Духовенство», «Система церковного управления», «Духовные учебные заведения».
Домашнее задание: параграф 14, подготовиться к письменной работе.
План урока:
Орг. момент
Организация домашнего задания
Опрос домашнего задания.
Изучение нового материала, где будут рассмотрены следующие вопросы:
Положение православной церкви в России в первой половине XIX века.
Церковное управление
Положение и роль русских монастырей в первой половине XIX века.
Духовные учебные заведения и их значимость.
Преследования старообрядцев в России в первой половине XIX века.
Закрепление материала.
Ход урока:
1.Орг. момент. Организовать учащихся, настроить их на работу на уроке.
2.Организация домашнего задания: параграф 14, подготовиться к письменной работе.
3. Опрос домашнего задания.
Слабо успевающим учащимся были предложены задания на карточках:
Карточка №1
Что вы знаете о развитии журналистики в первой половине XIX века: дайте краткую характеристику?
Дайте определение термину: классицизм
Карточка №2
Назовите известные вам органы печати: дайте их краткую характеристику?
Дайте определение термину: эклектика
Карточка №3
Назовите основных деятелей журналистики в России в первой половине XIX века?
Дайте определение термину: реализм
Для других учащихся проводится фронтальный опрос.
Учитель задает учащимся вопросы:
1.Назовите русские театры первой половины XIX века?
Учащиеся отвечают:
Ведущими театрами в России были Московский и Петербургский театры. Также существовали крепостные театры.
По жанрам театры подразделялись на оперные и драматические.
2. Назовите фамилии знаменитых актеров того времени?
Учащиеся отвечают:
Мочалов П.С., Каратыгин В.А., Щепкин М.С.
3.Произведения каких авторов были популярны в театре?
Учащиеся отвечают:
Грибоедов А.С. «Горе от ума»
Шекспир У. «Король лир», «Ромео и Джульетта»
Гоголь Н.В. «Ревизор»
Лермонтов М.Ю. «Маскарад»
4.Соотнести: композитора и музыкальное произведение
I М.И.Глинка а) «Жизнь за царя»
II А.С.Даргомыжский б) «Русалка»
в) «Руслан и Людмила»
Учащиеся соотносят: I – а, в
II – б
5.Перечислите запомнившиеся вам названия газет и журналов?
Учащиеся отвечают:
Газеты: «Губернские ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости».
Журналы: «Вестник Европы», «Полярная звезда», «Московский телеграф», «Телескоп», «Современник».
4.Изучение нового материала.
Учитель сообщает учащимся тему урока, ученики записывают ее в тетрадь.
Учитель предлагает учащимся подобрать слова – ассоциации к понятию религия.
Итог работы – кластер на доске:
РЕЛИГИЯ РЕЛИГИЯ
вера монахи
молитвы церковь
сверхъестественное монастыри
храм
Учитель поясняет, что одним из религиозных институтов в то время в России была церковь.
Далее учитель подробно рассказывает о том, какое положение занимала церковь в обществе того времени. Обращает особое внимание на сословие – духовенство и по ходу рассказа учитель вместе с учащимися составляет схему:
ДУХОВЕНСТВО
ЧЕРНОЕ БЕЛОЕ
монахи монахини приходские священники диаконы
псаломщики
Учитель объясняет учащимся, каким было церковное управление в России в первой половине XIX века, функции каждого органа управления.
Учащимся после рассказа учителя предлагается задание: Схематично изобразите систему церковного управления.
Варианты учащихся:
1.Синод
обер-прокурор
архиереи
2.Синод обер-прокурор
архиереи
Учитель переходит к рассказу о том, что представляли собой монастыри в России в то время. Подробнее останавливается на личности монаха – русского старца Серафима Саровского.
Учащимся дается задание прочитать в учебнике на с.140 о духовных учебных заведениях. Учащиеся читают и после почтения составляют вместе с учителем схему:
«Духовные учебные заведения»
АКАДЕМИИ
ДУХОВНЫЕ СЕМИНАРИИ
ДУХОВНЫЕ УЧИЛИЩА
Учитель спрашивает у учащихся:
Кого называли в России старообрядцами?
Учащиеся отвечают:
Старообрядцами называли приверженцев старых религиозных порядков, обрядов в вероисповедании.
Задание учащимся: Самостоятельно прочитать в учебнике на с.143 о том, какое положение было у старообрядцев в России, выделить и записать в тетрадь основные черты жизни старообрядцев.
Учащиеся выполняют задание, затем вместе с учителем сделали вывод о том, что: старообрядцев преследовали как и раньше, не разрешалось исповедовать старые религиозные обычаи и придерживаться старых обрядов и правил.
5.Закрепление материала.
Задание учащимся (устное):
Продолжите фразы:
Духовенство делилось… (на черное и белое)
В черное духовенство входили… (монахи, монахини)
Белое духовенство состояло из… (приходских священников, диаконов, псаломщиков)
Высшим органом церковного управления являлся… (Синод)
Основная единица местного церковного управления, возглавлявшаяся архиереем… (епархия)
Самым знаменитым монахом Саровской пустыни был… (Серафим Сарвский)
Религиозные группы людей, не принявшие реформы церкви XVII века и придерживающиеся старых порядков в вероисповедании… (старообрядцы)