kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Московская битва и подвиг Зои Космодемьянской глазами современников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с событиями связанными с битвой под Москвой; показать героизм и патриотизм советского народа в этом сражении;  определить роль Московской битвы в ходе Великой Отечественной войны и второй Мировой войны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Московская битва и подвиг Зои Космодемьянской глазами современников.»

Тема: Московская битва и подвиг Зои Космодемьянской глазами современников.


Цель: Познакомить учащихся с событиями связанными с битвой под Москвой; показать героизм и патриотизм советского народа в этом сражении; определить роль Московской битвы в ходе Великой Отечественной войны и второй Мировой войны.

Задачи: Формирование у молодежи чувства любви к Родине и гордости за свою страну; уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому;
- формирование у молодого поколения готовности к защите Отечества
- доведение до молодежи боевых традиций Советской Армии, примеров мужества и героизма защитников Родины в годы ВОВ;
- сохранение памяти о минувших годах и героизме советского народа.

Предметные:

  • сформировать  знания об основных событиях и итогах битвы за Москву; подвести обучающихся к пониманию причин победы Красной армии;

  • сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; продолжать развивать коммуникативную культуру обучающихся, умение работать в команде;

  • продолжить развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками; владение навыками разрешения проблем;

Личностные:

  • способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости героическим прошлым своей Родины, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, за прошлое и настоящее многонационального народа России;

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

  • Компьютер, мультимедийный проектор

  • Раздаточный материал

Ход урока

  1. Организационно-мотивационный

Проверка готовности к уроку.

Приветствуют преподавателя. Организуют рабочее место.

Здравствуйте ребята и гости нашего урока.

2.Актуализация знаний и способов действий.

Показ фрагмента художественного фильма Зоя 1944. «Зоя» (1944) - военная драма, реж. Лео Арнштам — Видео (vk.com)

3.Целеполагание и мотивация.

После просмотра фильма педагог спрашивает у обучающихся, как они понимают слово герой, «подвиг». Есть ли у подвига возраст (т.е. подвиги могут совершать только взрослые? Приведите примеры из своей жизни, когда ваши знакомые или близкие совершали действие на благо других.

Просит привести примеры подвигов и героев, которых они знают.

 А может быть город-герой? (Ответы детей- Москва)

Учитель: Какая тема урока? (Битва под Москвой)

- А каком городе-герои будем сегодня говорить? (о Москве)

- Какую цель поставите? (узнать, научиться) определить роль Московской битвы в ходе Великой Отечественной войны и второй Мировой войны.

- А задачи? (подумать, поинтересоваться, изучить, запомнить, сделать вывод)

Формулируют тему урока и записываю в тетрадь : Московская битва и подвиг Зои

Космодемьянской глазами современников.


Как вы думаете, а почему враги хотели захватить Москву? (Чтобы сломить дух советского народа).


4. Усвоение новых знаний и способов действий

Учитель: Правильно. Гитлеровское командование считало Москву одним из важнейших стратегических объектов, который гитлеровцы стремились захватить любыми средствами. Они понимали, пока Москва остаётся вдохновляющим и организующим центром борьбы против фашистских захватчиков, им не добиться победы нал Страной Советов.

Битва за Москву - одно из крупнейших сражений Великой Отечественной войны. Она проходила с сентября 1941 года по апрель 1942 года.

Сегодня в мире пытаются пересмотреть итоги второй мировой войны, в том числе и причины победы в битве за Москву. Примером такого пересмотра служат последние события на Западе, на Украине и в Прибалтике. Я вам предлагаю стать на 30 минут участниками войны, чтобы понять – как это БЫТЬ НА ВОЙНЕ?

Для этого я предлагаю вам  сыграть роль тех людей, которые  стали участниками одной из решающих битв. В дальнейшем она определила ход второй мировой войны.

Группа №1 («немецкое командование») воссоздает картину от  лица немецкого командования. Ваша роль – представить  немецкий план  действий накануне и в ходе этой битвы (дополнительный материал, учебник).

Группа № 2 играет роль «советского командования». Вы представите действия советского руководства и действия красной армии и в ходе битвы (дополнительный материал, учебник).


Экскурсоводы (Опережающее задание).  Ваша задача показать примеры героизма на фронте, на примере подвига Зои Космодемьянской с помощью посещения виртуальной экскурсии по музейному комплексу Зоя.

Выступление 1 группы. Представляют немецкий план  действий накануне и в ходе этой битвы.

1. Как известно, перед нападением на СССР Гитлер завоевал почти все страны Западной Европы. Он мечтал о создании всемирного тысячелетнего рейха. Но для этого нужно было завоевать еще и Советский Союз, чтобы захватить его богатые ресурсы. Так был разработан план Барбаросса. Вот какие задачи ставил Гитлер в этом плане: «Необходимо напасть на Россию молниеносно и захватить ее ресурсы, не считаясь с возможной гибелью миллионов людей в этой стране. Нам надо взять у России все, что нам нужно. Пусть гибнут миллионы». «Россия должна быть уничтожена», - объявил Гитлер. Позже фюрер уточнил: «Цель моей восточной политики заключается в том, чтобы заселить эту территорию, по крайней мере, ста миллионами людей германской расы». У каждого немецкого офицера была при себе книжечка, содержащая «12 заповедей обращения с русскими», в которой, в частности, говорилось о том, что к русскому народу должны применяться самые жестокие и безжалостные меры.

2.Из письма

Лейтенанта 74-й пехотной дивизии вермахта

«Я уже сейчас могу сказать, что месяца через полтора, от силы два, флаг со свастикой будет реять над московским Кремлем. Более того, в этом году мы покончим с Россией и уложим на лопатки ... Да! Ни для кого не секрет, что месяц спустя наш непобедимый вермахт будет стоять у ворот Москвы. От нас всего лишь требуется еще один блицкриг. Только мы можем так наступать. Вперед, вперед и только вперед, за нашими танками пойдем мы, обрушивая на русских пули, осколки и снаряды. Большего от нас никто не требует».

3.Вот тогда-то немецко-фашистское командование и составило план взятия Москвы. Этот план был назван «Тайфун». Это многозначительное название должно было подчеркнуть стремительность и разрушительную силу наступления. По этому плану Москва должна быть окружена, захвачена и затоплена.
В специальном обращении к солдатам, подчеркивалось: "Солдаты! Перед вами Москва! За два года все столицы склонились перед вами, вы прошагали по улицам лучших городов. Осталась Москва. Заставьте ее склониться, покажите ей силу вашего оружия, пройдите по ее площадям. Москва - это конец войны. Москва - это отдых. Гитлеровские командование обрушило на советскую столицу сильные удары с воздуха, выделив для налетов на Москву лучшие авиационные эскадрильи.


1.С фашистских самолетов сбрасывались листовки, в которых говорилось, что в начале ноября Гитлер, подобно Наполеону, въедет в Москву на белом коне, чтобы принять на Красной площади парад своих войск. Гитлеровцы даже подвезли к Москве несколько тонн гранита для памятника своей победе. Сейчас этот гранит можно увидеть на здании Центрального телеграфа в Москве. Гитлер бросил на Москву колоссальные силы. Гитлер торопил своих солдат. Фашистам нужно было во что бы то ни стало до морозов захватить Москву.

В течение октября шли упорные бои. Но фашистам все же удалось перейти в наступление и подойти вплотную к столице. Уже в середине октября они получили приказ: «Завтракать в Волоколамске, а ужинать в Москве».

Из письма генерала Гюнтера Блюментритт:

2.«И теперь, когда Москву можно было разглядеть невооруженным глазом, настроение солдат и командиров круто изменилось. С изумлением и разочарованием мы в конце октября — начале ноября наблюдали за русскими, убеждаясь в том, что им, похоже, и дела нет до того, что их основные силы разгромлены. За эти недели сопротивление противника только усилилось, с каждым днем схватки с ним приобретали все более ожесточенный характер».

3. Новое наступление на Москву началось 15 ноября. Враг приблизился к Москве в некоторых местах на 60 км. У немцев было в 2 раза больше солдат и офицеров, в 2,5 раза больше артиллерии и в 1,5 раза больше танков. Фашистское командование стремилось обойти столицу с флангов, зажать её в танковые «клещи». Самые ожесточенные бои развернулись на северо- и юго-западных подступах к столице. Фашистское командование избрало Истринское направление для нанесения решающего удара. Враг стремился прорваться на Волоколамское шоссе, чтобы окружить Москву с северо-запада.
Ближе всего немцы подошли к Москве в районе деревни Крюково (23 км). Немецкие солдаты пытались разглядеть в бинокли улицы Москвы. Гитлер считал, что захват советской столицы является делом ближайших часов. Берлинским газетам было приказано оставить 2 декабря пустые места для экстренных сообщений о взятии Москвы. Гитлеровское командование было уверено, что советские войска обессилены и у них нет резервов. Но они жестоко ошиблись.


Выступление 2 группы. Представляют действия советского руководства и действия красной армии и в ходе битвы.

1.У стен столицы создалось чрезвычайно опасное положение. Были подняты по боевой тревоге и срочно переброшены к Можайской линии обороны запасные части, курсанты военных училищ, подразделения зенитной артиллерии ПВО. Вступив в тяжелые бои, они помогли задержать врага.

Из воспоминаний генерал-лейтенанта артиллерии И. Стрельбицкого о курсантах подольского училища: «Каждое утро мы с тревогой вслушивались в сводки Совинформбюро.

2.Тяжелые бои шли на юго-западе. Западный фронт в те дни, в общем, стабилизировался. Мы успокаивали друг друга, но внутренне готовились к новым тяжелым испытаниям. И все-таки беда грянула внезапно. Наконец сигнал. В атаку!

Мне довелось немало видеть атак. Не раз и самому пришлось пережить тот момент, когда из окопа, который в эту минуту кажется самым безопасным местом, поднимаешься во весь рост навстречу неизвестному. Я видел, как идут в атаку новобранцы и опытные воины. Так или иначе, но каждый думает об одном: победить и выжить! Но те курсанты….

Я не видел именно той атаки, но через несколько дней я с этими ребятами дрался плечом к плечу и ходил в атаку вместе с ними. Ни до этого, ни после я ничего подобного не видел. Хорониться от пуль? Оглядываться на товарищей? Но ведь на устах у каждого одно: « За Москву!»

Они шли в атаку так, словно всю предыдущую жизнь ждали именно этого момента. Это был их праздник, их торжество. Они мчались, стремительные, - не остановишь нипочем! – без страха, без оглядки. Пусть их было немного, но это была буря, ураган, способный смести со своего пути всё…»

На некоторых участках фашисты подошли к Москве на 25-30 км. Больше мы им это сделать не дали.

Сталин.

Вы уверены, что удержите Москву?

Жуков.

Москву, безусловно, удержим:

Кутузов.

С потерей Москвы не потеряна ещё Россия.

Жуков. Шалишь, светлейший. Времена не те - с потерей Москвы можно потерять и всю Россию, если не стратегически, то морально точно.

1.Советские части, окруженные западнее Вязьмы, не сложили оружия, стояли на смерть, сковав действия 28 фашистских дивизий и не позволив гитлеровцам развить наступление на Москву.

Более 1300 фашистских самолетов было уничтожено во время налетов врага на Москву.

5 декабря 1941 г. гитлеровское руководство предприняло последнюю попытку наступления на Москву, но враг был остановлен. В момент, когда наступательные возможности противника иссякли, но он еще не успел перейти к обороне, войска Калининского фронта (командующий И. С. Конев), Западного фронта (командующий Г. К. Жуков) и правого крыла Юго-Западного фронта (командующий С. К. Тимошенко) перешли в контрнаступление по всему фронту - от Калинина до Ельца.

2.Контрнаступление советских войск ошеломило гитлеровцев своей внезапностью и мощью. Пожалуй, немного найдется в истории примеров, когда после пятимесячной трудной обороны войска, не имея численного превосходства над противником, без паузы, без передышки, еще до полного сосредоточения сил фронтов, прямо из обороны переходили в решительное наступление. Благодаря дальновидности советского командования, возросшему мастерству и решительным действиям войск, массовому героизму наших воинов хваленая немецко-фашистская армия впервые была обращена в бегство и отброшена от Москвы. Контрнаступление переросло в общее наступление на фронте в две тысячи километров и продолжалось до 20 апреля 1942 года.

В начале ноября благодаря мужеству и героизму защитников столицы было остановлено наступление противника.

Учитель: Гитлер мечтал о параде на Красной Площади. И действительно Парад состоялся, но это был совсем другой Парад. 7 ноября на Красной площади состоялся военный парад в честь празднования годовщины Октябрьской революции . И.В. Сталин произнёс речь, обращаясь к защитникам Москвы и всему народу, продемонстрировав всему миру решимость сражаться до конца. Парад произвёл огромное впечатление на советских граждан. Прямо с парада войска Красной Армии шли на фронт.

Выступление Сталина на параде 7 ноября – (1 мин)

https://www.youtube.com/watch?v=V2wkFgHnTXs


- Прокомментируйте выступление И.В. Сталина. К каким чувствам обращается главнокомандующий? (Ответы учащихся).

Почему же немецким захватчикам не удалось захватить Москву? (ответы учащихся).

Выводы формулируют учащиеся





Учитель

Ковали Победу  не только солдаты,
А также  все те,  кто остался в тылу.
Они за Победу, не ради  награды
Трудились  геройски, не зная  хвалы

Выступление 3 группы (опережающее задание).

Долгие месяцы продолжалась битва за Москву. На защиту столицы поднялся весь народ: солдаты, офицеры, женщины, дети, старые и молодые - каждый считал своим долгом остановить врага. Они не говорили о подвигах и героизме. Они просто совершали подвиги.

Активными помощниками воинов Красной Армии, оборонявших Москву, были партизаны и подпольщики.

Виртуальная экскурсия по музейному комплексу Зоя. (Экскурсия по комплексу).

Информация о Зое: В декабре 1941 года в селе Петрищево под Москвой немцы казнили за поджог молодую партизанку, которая назвалась Таней. Это была Зоя Космодемьянская. Она была дочерью «врага народа», поэтому её долго не брали на фронт. Наконец, в ноябре ей удалось добиться своего. Зоя вместе с другими доборовольцами была переправлена через линию фронта в один из партизанских отрядов. Их целью было уничтожать огнём дома, где были фашисты. Приказ об уничтожении населённых пунктов в тылу немцев на глубине 40 – 60 км. был подписан Сталиным 17 ноября 1941 года. Сёла сжигали зажигательными бомбами с самолётов и орудийным огнём. Вот такой жестокой была война, что о страданиях мирного населения не думали. Зоя подожгла три дома, но когда она пыталась это сделать через два дня, её схватили. Она призналась в поджогах, но на остальные вопросы молчала, стойко переносила пытки и побои. Её несколько раз выводили босую и раздетую на мороз. Но она никого не предала. А перед казнью немцы повесили на её шею табличку с надписью: «Поджигатель домов». У виселицы собралась большая толпа жителей. Зоя призывала их к борьбе: «Эй, товарищи! Что невесело смотрите? Будьте смелее, боритесь, бейте немцев, жгите, травите! Мне не страшно умирать. Это счастье - умереть за свой народ». С петлёй на шее, когда палач подтянул верёвку, она выкрикнула последние слова: «Сколько нас ни вешайте, всех не перевешаете! Нас 200 миллионов. Товарищи отомстят за меня». Она провисела на виду у всей деревни полтора месяца, её тело освободили наступавшие части Красной Армии. Она посмертно стала Героем Советского Союза. После войны её подвиг увековечил памятник.


Завершение выступления о Зое. Что особенного Зоя совершила с точки зрения военного времени?

Она сделала то, что делали сотни еѐ ровесников в Подмосковных лесах. Просто она в трудную минуту жизни совершила поступок. Под страхом смерти, под пытками она не предала своих товарищей, хотя еѐ предали. Зоя стала символом мужества, верности своим товарищам, своей Отчизне. Зоя- это девушка, ставшая одним из бойцов Великой Отечественной войны.


5. Рефлексия

В чём вы видите историческое значение Битвы за Москву?

  1. Победа Красной Армии под Москвой развеяла миф о непобедимости немецкой армии.

  2. Подвиг защитников Москвы войдёт в историю нашей Родины как символ стойкости и беспримерного массового героизма.

  3. В 1965 году Указом Президиума Верховного Совета СССР городу Москве было присвоено почётное звание «Город-Герой».

  4. 7 ноября 1941 года (день проведения Парада на Красной площади в честь 24-й годовщины Октябрьской революции) и 5 декабря 1941 года(день начала контрнаступления Красной Армии под Москвой) объявлены Днями воинской славы России.

6. Подведение итогов урока. Самооценка на рабочих листах

7.Информация о домашнем задании

1.Предлогает подготовить сообщения по теме: «Героям битвы под Москвой»

2.Написание «Письма из XXI века», адресованные защитникам Москвы.


Учитель: Дорогие ребята, мы с вами поколение, которое не видело войны, последнее поколение которое видит ветеранов той страшной войны. Какую память оставите ВЫ о той войне своим потомкам. Позволите ли вы пересмотреть ее итоги и значение. Зависит только от вас. Давайте сделаем так, чтобы Вечный огонь, зажжённый в честь наших Героев горел вечно!

Спасибо за урок!













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Московская битва и подвиг Зои Космодемьянской глазами современников.

Автор: Третьякова Ирина Сергеевна

Дата: 13.05.2024

Номер свидетельства: 650396


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства