Методическая разработка по истории "Козачество в первой половине XVII века"
Методическая разработка по истории "Козачество в первой половине XVII века"
Методическая разработка по Истории Отечества, направленная на изучение нового материала. В уроке присутствуют инновационные методы преподавания, а также творческий аспект работы учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по истории "Козачество в первой половине XVII века"»
Тема урока: Козачество в первой половине VII века.
Класс: 7 класс
Цель: определить роль казачества в борьбе с иностранными захватчиками в начале 17 века ; охарактеризовать деятельность гетмана П.Конашевича – Сагайдачного; проанализировать последствия участия казачества в Хотинской войне;
Задачи: способствовать формированию навыков самостоятельной работы и критического мышления учащихся ; продолжать развивать умение составлять таблицы, работать с историческими источниками, анализировать, делать выводы; воспитывать уважение к историческому прошлому нашей родины.
Тип урока : усвоение новых знаний
Оборудование : учебник , карта «Украинские земли в конце CVI – начале CVII века», тетрадь.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос
1.Кратко расскажите о жизни и быте казаков. Стр.40
2.Какое значение имела борьба казаков с турками и татарами?
3. Охарактеризуйте военное мастерство казаков стр.43
III. Постановка цели и задач урока.
План урока:
1.Морские походыказаков.
2.Новое оружие и корабли.
3. Жизнь и деятельность П.Сагайдачного
IV. Мотивация учебной деятельности
Какой путь ты выбираешь?
Успех
Четкие цели
Тяжелый труд
Преданность делу
Настойчивость
Провал
Невнимательность
Лень
Безволие
Сомнение
V. Изучение нового материала
1. Морские походы казаков
Лекторий: (сопровождается видео, иллюстрациями )
- А начну я свой рассказ именно о морских походах запорожцев.
Казачество во второй половине XVI – первой половине XVII века была основной силой, которая оказывала сопротивление турецко-татарским нападавшим на украинские земли. Это становится основной причиной обострения отношений Речи Посполитой с Крымским ханством и Османской империей. Именно казачеству тогда было суждено защищать всю европейскую христианскую цивилизацию от наступления исламского мира.
Татарские войска в начале XVII века неоднократно появлялись в украинских землях. Они:
• Уничтожали и опустошали украинские земли;
• Грабили и жгли украинские города и села;
• Захватывали в плен украинских мужчин, женщин и детей, которые попадали в рабство, таких пленных называли ясир. (термины на доске)
Мужчины становились гребцами на турецких галерах – каторгах, женщины и девушки попадали в гаремы, а мальчиков отдавали в ряды султанской гвардии, где из них воспитывали верных защитников султанского престола – янычар.
2.Работа с историческими понятиями
- Перед вами иллюстрации, вам не обходимо распределить их соответственно записанным понятиям. (учащиеся распределяют картинки к понятиям)
Ясырь – пленные, которых захватывали турки и татары во время набегов на украинские, русские и польские земли.
Гарем – женское помещение в доме мусульманина, где содержались жены и наложницы хозяина.
Янычары – привилегированная пехота в турецкой армии, пополнялась принудительным набором мальчиков подданных-христиан, которые воспитаны для военной службы.
Мушкет - вид старинного ручного огнестрельного оружия
Чайка – козацкий корабль
Галеон - большое многопалубное парусное судно XVI—XVIII веков с достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое.
Если вы выполни правильно, то у вас должны остаться лишние иллюстрации. Известны ли вам понятия, к которым они относятся?
(учащиеся 3-4чел, высказывают предположения)
Некоторым из вас уже знакомы эти иллюстрации, т.к. на прошлом уроке вы получили предварительное задание. Вам нужно было найти и обработать информацию по таким терминам как «ЧАЙКА», «МУШКЕТ» и «ГАЛЕОН».
(выступления учащихся)
3.Работа с историческими фактами
- Любое историческое событие мы начинаем рассматривать из причин. Что же заставило казаков отправляться в такие дальние путешествия?
Работа в парах.
- на столах у вас исторические справки. Проработайте их и определите причины морских походов казаков.
Пара №1
Правобережная Украина находилась под властью Речи Посполитой, украинское население было абсолютно бесправным. Когда польский солдат, якобы случайно, убивал украинского крестьянина или ремесленника – платил в казну 12 копеек и на том дело кончалось.
Пара №2
С юга украинцам угрожала Турция. Султан именовал себя так: «Я султан султанов, тень бога на земле, падишах Эгейского и Черного морей, Румелии, Анатолии, Иерусалим, Кармалії, Азербайджана, Йемена, Сирии, всей земли Аравии, Египта, Туниса, Греции, Албании, Македонии, Болгарии, Сербии. Они завоеваны оружием моих предков и божественной саблей моего величества». Крымский хан для татар был идолом, даже ближайшие мурзы могли касаться только его подошв. Татары ловили людей, продавали их.
(ответы детей)
Предпосылки
Причины
1.Появление на украинских землях татарских войск, которые «умывались по локоть нашей кровью и опустошая все огнем и мечом».
2. Увлечение татарами "Ясира".
3.Попадание украинских женщин в гаремы.
4.Попадания украинских мужчин в рабство на каторги.
5.Превращение мальчиков янычар.
1. Месть за разрушения в Украине.
2. Освобождение невольников из плена.
3. Недопущение походов татар на украинские земли.
4. Личное обогащение казаков.
5. Бесправие украинского население.
6. Утратила силу ценность человеческой жизни.
- При таких условиях единственными защитниками украинского населения стали запорожские казаки. Именно они под проводами своих гетманов собирали флотилии из чаек и отправлялись вызволять украинских пленников.
Откройте учебники на стр.72-72 и заполните таблицу в ваших рабочих картах, где вам следует указать год событий.
Разгромлен под Килией турецкий флот
Получили штурмом крепость Варна, которая была неприступна
Запорожцы захватили Перекоп и разрушили его крепость Аккерман
Казаки сожгли Дунайские крепости – Килию, Измаил, Белгород
Казаки переплыли Черное море, разрушили города Синоп и Трапезунд, сожгли арсенал и судна
Казаки снова собрались в поход, напали на главный невольничий рынок в Кафу – этот поход был осуществлен под руководством П. Сагайдачного
Казаки снова напали на Константинополь и разрушили Стамбул.
4.Работа с контурной картой.
Задача :
1. Подчеркните названия городов, где существовали крупнейшие невольничьи рынки.
2. Укажите направления морских походов запорожцев в первой четверти XVII века ?
3. Обозначьте города, которые были освобождены казаками.
(проверка выполнения задания учениками))
- Особое ваше внимание хочу обратить на поход 1616 года – поход на город Кафу(Феодосия) - 150 чаек под руководством Петра Конашевича-Сагайдачного. Об этом городе говорили «Город пившей украинскую кровь и слезы» - крупнейший невольничий рынок на Черном море.
У этого похода была романтическая предыстория.
Гетман П. Сагайдачный надумал жениться. Его невесту татары забрали как ясир, а потом продали в Кафу. У татарина, который купил невесту Сагайдачного, умерла жена. Ему необходима была нянька для сына.... Чем же закончилась эта история вы можете узнать из романа Зинаиды Тулуб «Людоловы».
А сейчас я с удовольствием предоставлю слово тем, кто готовил еще одну часть предворительного задания и расскажут нам о выдающемся Гетмане Петре Сагайдачном.
(выступления учащихся 2чел
- Как этот период в истории казачества называли историки???
(«Эпоха героических походов»)
- Какое же значение имела эта эпоха в истории??? (отв.детей)
- Наш урок движется к завершению и нам необходимо сделать вывод. Я прошу вас подумать и выделить две самых главных причины действий казаков. Что они защищали? Кому помогали? Какую цель отстаивали в сражениях?
(отв.детей)
VI. Закрепление изученого материала
«Незаконченное предложение»
Дополните мою фразу используя текст параграфа на стр.74, посвященный гетману Петру Сагайдачному:
- Принимал участие…
- Большую славу…
- Он способствовал…
- Умело используя…
- В 1816 году…
- Войско Запорожское….
Опираясь на первое предложение на стр.74 пункта 2 составьте краткий политический портрет Петра Сагайдачного.
Хронологическая игра « Знаешь ли ты ?»
(из «волшебного сундучка» ребенок выбирает скрытый вопрос, говорит кому он хочет задать вопрос и начинает словами «знаешь ли ты?»
Знаешь ли ты ...
Что произошло в 1606 году ?
Что произошло в 1608 году ?
Что произошло в 1616 году?
Как звали гетмана морских походов?
Что такое гарем?
Почему 10 апреля 1622 года стало трагической датой для украинского казачества?
VІІ . Подведение итогов
Именно благодаря таким славным сынам казачества – наш народ непокоренный, непреодолимый, вечно готовый к борьбе.
И я желаю вам дети, чтобы этот дух непокоренности, несокрушимости постоянно был с вами. Потому что вы - будущее нашей республики, и я всем сердцем верю, что вы построите свободную, демократическую, правовую республику. А я буду безгранично рада каждому вашему достижению.
- возьмите оценочные карточки, просмотрите их внимательно, вспомните кто из ваших одноклассников сегодня может получить положительную оценку. Проставьте оценки и сдайте мне карточки.
VІІІ. Домашнее задание
-Откройте дневники и запишите «один день из жизни П.Сагайдачного».
Вам предстоит представить себя другом П.Сагайдачного и письменно рассказать об одном дне из жизни гетмана, но не более 15 предложений.