kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка открытого урока "Сталинград"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методразработка содержит необходимую и достаточную информацию для подготовки классного часа, как патриотического мероприятия, воспитывающего уважение к истории России, духовность, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока "Сталинград"»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Ростовской области

«Таганрогский механический колледж»











Методическая разработка открытого урока:

«Сталинградская битва»

















Выполнил: преподаватель истории Джакели Абесалом Эднарьевич





«Сталинградская битва»
Методическая разработка «Сталинградская битва» подготовлена для проведения открытого урока, посвященного 70-летию победы Советских войск под Сталинградом.

Целями открытого урока являются:

1. Углубление знаний учащихся о ходе Сталинградской битвы, в частности подчёркивание её исторического значения в Великой Отечественной войне и во Второй мировой войне.

2. Развитие чувства гордости и сопричастности к прошлому своего народа, своей страны; воспитание патриотических чувств учащихся.

В состав методической разработки входит пояснительная записка, сценарий классного часа, презентация «Великая битва». Сценарий классного часа, включает в себя материал о важнейших исторических событиях битвы, приведенных в хронологическом порядке. Также в сценарий классного часа включены краткие сообщения о героях Сталинградской битвы. Тема методической разработки является актуальной, так как знания истории своего народа и страны имеют огромное значение для развития личности учащихся, формирования патриотических чувств, порождающих ответственность за жизнь страны.

Данная методразработка содержит необходимую и достаточную информацию для подготовки классного часа, как патриотического мероприятия, воспитывающего уважение к истории России, духовность, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины..


















ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ОТКРЫТОГО УРОКА

Преподаватель: Джакели Абесалом Эднарьевич

Форма: историко-литературная композиция
Тема: «Сталинградская битва»

Цель:

1. Углубить знания учащихся о ходе Сталинградской битвы.

2. Подвести учащихся к пониманию значения Сталинградской битвы в ходе Второй мировой войны.

3. Развивать чувство гордости и сопричастности к прошлому своего народа, своей страны; воспитывать патриотические чувства учащихся.
Подготовительная работа:

1. Презентация: «Великая битва»

2. Доклады учащихся:

а) Приказ № 227 «Ни шагу назад!»

б) 23 августа 1942 года – особо скорбная дата в истории Сталинграда

в) Подвиг солдат при защите дома Павлова

г) Подвиг Василия Зайцева

д) Подвиг Михаила Паникахи

е) Подвиг Матвея Путилова

ж) Подвиг Николая Сердюкова
Оборудование:

1. Мультимедийное оборудование

2. Доска




Пояснительная записка

Методическая разработка "Сталинградская битва" предназначена для проведения классных часов и уроков мужества, посвященных героическому подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Цель классного часа:

1. Углубить знания студентов о Сталинградской битве

2. Направлять учащихся к пониманию значения Сталинградской битвы во время Великой Отечественной войны и Второй мировой войны.

3. Развивать чувство гордости и сопричастности к прошлому своего народа, своей страны; воспитывать патриотические чувства учащихся.

Эта методика содержит информацию о событиях Сталинградской битвы и героических подвигах защитников Сталинграда.

В подготовке классного часа принимают участие учащиеся, которые готовят доклады о подвигах героев Сталинграда.

Необходимым элементом классного часа является просмотр презентации, содержащей информацию об этапах и важных исторических событиях этой легендарной битвы.

В конце классного часа учителю следует подчеркнуть важную роль и неоценимое значение этого решающего сражения, положившего начало коренному перелому в Великой Отечественной войне и во Второй мировой войне в целом.





План урока.
1. Введение. Предыстория Сталинградской битвы

2. Ход Сталинградской битвы:

2.1. Оборонительный этап Сталинградской битвы (17 июля- 18 ноября 1942 г.)

а) Приказ № 227 "Ни шагу назад!"

б) 23 августа 1942 г. – особо печальная дата в истории Сталинграда

в) Подвиг солдат при обороне дома Павлова

г) Подвиг Василия Зайцева

г) Подвиг Михаила Паника (

д) Подвиг Матвея Путилова

ж) Подвиг Николая Сердюкова

2.2. Наступательный этап Сталинградской битвы (19 ноября 1942 г.-

2 февраля 1943 г.)

3. Уроки Сталинградской битвы,




















1. Введение. Предыстория Сталинградской битвы.


2 февраля 2013 года наша страна отметила очередную годовщину окончания Великой Сталинградской битвы. Семьдесят лет прошло с тех пор, как отгремела Сталинградская битва, ставшая в мировой истории символом беспримерного мужества и стойкости нашего народа. 

Сталинградская битва была решающим сражением всей Второй мировой войны, в которой советские войска одержали крупную победу. Это сражение положило начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. Перед этой легендарной битвой гитлеровские армии все еще наступали. После этого не было ничего, кроме отступления и окончательного поражения. Победоносное наступление немецко-фашистских войск закончилось и началось их изгнание с территории Советского Союза.

Сталинградская битва по продолжительности и ожесточенности сражений, по количеству задействованных людей и военной техники превзошла все сражения мировой истории того времени. Она разворачивалась на огромной территории в 100 тысяч квадратных километров. На отдельных этапах в нем участвовало более 2 миллионов человек, до 2 тысяч танков, более 2 тысяч самолетов и до 26 тысяч орудий с обеих сторон.

Потерпев поражение под Москвой, когда стало ясно, что идея "блицкрига" (молниеносной войны) рухнула, немецкое командование разработало новый план наступательных военных операций на 1942 год. Гитлер намеревался захватить Северный Кавказ с его нефтяными месторождениями и Сталинград. Враг решил добиться успеха здесь, а затем снова нанести удар по Москве и Ленинграду.

По мнению большинства высших генеральных советников Гитлера, захват Сталинграда не был необходимым. Но вопреки советам своих генералов Гитлер зациклился на Сталинграде и потребовал его захвата. Этот план планировалось осуществить силами одной из 6-й полевой армии Паулюса всего за неделю - к 25 июля 1942 года

, военные расчеты Гитлера имели свои разумные основания, поскольку он считал, что подвергать незащищенные войска на Кавказе риску нападения со стороны Сталинграда довольно опасно. Но гитлеровские генералы были убеждены, что истинной целью фюрера было унизить Сталина, имя которому было Сталинград. Премьер-министр Англии У. Черчилль писал: "Гитлера привлекал Сталинград. Само название города бросало ему вызов. Этот город стал магнитом, который притягивает основные усилия немецкой армии..."

К началу Сталинградской битвы противник имел превосходство над советскими войсками в людях в 1,7 раза, в танках и артиллерии в 1,3 раза

и в авиации более чем в 2 раза.

Сталинградскую битву обычно делят на два неразрывно связанных периода: оборонительный (с 17 июля по 18 ноября 1942 года) и наступательный (с 19 ноября 1942 года по 2 февраля 1943 года).




2. Ход Сталинградской битвы

2.1. Оборонительный этап Сталинградской битвы (17 июля- 18 ноября 1942 года)

Историческое сражение началось17 июля 1942 года в большой излучине Дона, когда передовые части немецкой 6-й армии под командованием генерала Паулюса прорвали оборону наших войск и вступил в бой с частями 62-й и 64-й армий генералов Чуйкова и Шумилова. Чуть позже, 31 июля, армия Паулюса была усилена 4 - й танковой армией Гота, которая была выведена с Кавказского направления.

За месяц оборонительных боев Красная Армия потеряла более 500 000 солдат и офицеров, 2400 танков и более 13 000 орудий и минометов. Вермахт потерял 90 000 человек. Ситуация для всей советской обороны на юге страны стала критической.

Ожесточенные оборонительные бои продолжались в течение трех недель. За этот период противник смог продвинуться только на 60-80 км к Сталинграду. В соответствии с директивой А. Гитлера немецкие войска должны были нанести удар в направлении Сталинграда, захватить город и перерезать перешеек между Доном и Волгой. Предполагалось, что танковые и моторизованные войска нанесут удар вдоль реки Волга с задачей достичь Астрахани и парализовать движение по главной водной артерии России. Успех такой операции вместе с отводом немецких войск в тюрьмы Северного Кавказа означал бы исключение центра из источников сырья и продовольствия.

а) Приказ № 227 "Ни шагу назад!"

Советская сторона понесла большие потери. Ситуация для всей советской обороны на юге страны стала критической. Кроме того, все чаще стали обнаруживаться "факты паникерства", наблюдалось падение воинской дисциплины, дезертирство, которое Сталин терпеть не собирался.

28 июля 1942 года был издан знаменитый приказ Сталина № 227, позже известный как приказ "Ни шагу назад!". Впервые за время войны советские солдаты, офицеры и генералы, находившиеся в тяжелом душевном состоянии под влиянием успехов вермахта, услышали правду о нынешнем положении дел. Сталину удалось найти простые точные слова для текста приказа, которые действительно дошли до сознания и сердца каждого. Из текста приказа следовало, что пора заканчивать отступление.

"...Некоторые глупые люди на фронте утешают себя тем, что мы можем продолжать отступать на восток, потому что у нас много территории, много земли, много населения, и что у нас всегда будет изобилие хлеба… Каждый командир, каждый красноармеец и политработник должны понимать, что наши ресурсы не безграничны. Территория Советского Союза - это не пустыня, а люди - рабочие, крестьяне, интеллигенция, наши отцы и матери, жены, братья и дети…После потери Украины, Белоруссии, Прибалтики, Донбасса и других регионов у нас стало меньше территории, поэтому гораздо меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик. Мы потеряли более 70 миллионов человек, более 80 миллионов пудов хлеба в год и более 10 миллионов тонн металла в год. У нас больше нет превосходства над немцами ни в людских ресурсах, ни в поставках зерна. Отступать дальше - значит погубить себя и в то же время погубить нашу Родину. Каждый новый клочок территории, который мы оставляем позади, будет всячески усиливать врага и всячески ослаблять нашу оборону, нашу Родину...

Из этого следует, что пора заканчивать ретрит. Ни шагу назад! Теперь это должно стать нашим главным призывом".

Эти слова, по воспоминаниям многих ветеранов, помогли избавиться от неопределенности, укрепили моральный дух всей армии. Помимо правдивых слов, Сталин предложил "кое-что еще": сформировать в каждой армии заградительные отряды, которые "в случае беспорядочного отхода должны расстреливать паникеров и трусов на месте", создать штрафные роты для рядовых красноармейцев и младших командиров, а также штрафные батальоны для командиров и политработников среднего и высшего звена. "Те, кто виновен ... в нарушении дисциплины из-за трусости или нестабильности, должны искупить свои преступления кровью перед Родиной, храбро сражаясь с врагом в более трудном районе военных действий". Все "штрафники" были лишены своих наград на время "выздоровления" и разжалованы в рядовые солдаты. Командиры таких подразделений имели право расстрелять любого штрафника на месте "за малейшее неповиновение. Срок наказания составлял не более трех месяцев или до "первого ранения", после чего "Штрафник" полностью реабилитировался, получив прежние звания и награды. Очень и очень немногие люди дожили до этого счастливого момента, что неудивительно – в отсутствие саперов, например, на минные поля отправляли "штрафников", которые расчищали их своими телами. Они также практиковали "разведку боем", изобретенную в советской армии. Когда было необходимо получить хотя бы приблизительное представление о состоянии немецкой обороны, "штрафники" бросились в самоубийственную атаку без какой-либо поддержки, с одной целью - отвлечь на себя огонь как можно большего числа немецких огневых точек, чтобы офицеры могли нанести их местоположение на свои карты. Не менее 90% "штрафников" из таких"скаутов" не вернулись. Сталин не забыл и о генералах: командиры дивизий, корпусов и армий были сняты со своих постов и отданы под трибунал за самовольный отвод войск без приказа командования фронта. Все эти дисциплинарные меры были приняты в армии не менее серьезно, чем четкие слова Верховного.

С августа 1942 года дезертиров и "паникеров" значительно поубавилось, и советская армия начала воевать лучше и злее, как отмечали сами немцы.

б) 23 августа 1942 года - трагическая дата в истории Сталинграда

19 августа немецко-фашистские войска возобновили наступление, нанеся удар в общем направлении на Сталинград. К исходу 23 августа противнику удалось форсировать реку Дон и выйти к Волге севернее Сталинграда.

23 августа 1942 года - одна из самых страшных и трагических дат Сталинградской битвы.

Многие жители Сталинграда помнили теплое утро того воскресного дня. Накануне жители услышали по радио, что в излучине Дона идут боевые действия. Такие сообщения передаются уже более месяца. Мы к ним привыкли. Жителям, не знавшим боевой обстановки на Дону, казалось, что фронт остановился. Утром, как всегда, рабочие дежурили у открытых очагов, сборочных линий и станков. Двери магазина открылись. Появились новые афиши кинотеатров.

Но ситуация в тот день быстро менялась.
Во второй половине дня немецкий 14-й танковый корпус прорвал нашу оборону и достиг реки Волга на северной окраине Сталинграда. Сталинград был в серьезной опасности. В те дни наши дивизии все еще находились в десятках километров от города, занимая рубежи вдоль всей излучины Дона. Существовала угроза их окружению.

В те часы произошли события, которые стали прологом великой битвы, когда начнутся бои за каждый метр сталинградской земли.
Немецкая армада достигла Волги в 3 километрах от тракторного завода, производившего знаменитые тридцать четыре танка. Теперь только танки, готовые отправиться на фронт, и рабочие отряды могли задержать немецкое наступление по улицам Сталинграда.

За короткое время были сформированы отряды народного ополчения из числа рабочих тракторного завода для защиты Сталинграда. Все танки были выведены на линию фронта, танковые экипажи были сформированы из рабочих, в основном женщин. Из каждого магазина выходили отряды милиции.

Рядом с ополченцами заняли оборону курсанты военного училища, полк дивизии НКВД и отряд морской пехоты. После войны будет опубликован отчет генерала фон Витерсхайма, который он направил командующему Паулюсу, о первых боях на Волге: "Части Красной Армии контратакуют, опираясь на поддержку населения Сталинграда, проявляя исключительное мужество. Население взялось за оружие, и мертвые рабочие лежат на поле боя в своей рабочей одежде, сжимая в руках винтовку или пистолет. Мертвецы в рабочей одежде застыли в башнях разбитых танков. Мы никогда раньше не видели ничего подобного".

В то самое время, когда немецкие танки достигли окраин Сталинграда, сотни немецких самолетов взлетели со своих аэродромов. Целый город был обречен на разрушение.

Этот варварский приказ был выполнен мощным 4-м воздушным флотом вермахта. Немецкие самолеты приближались к жилым кварталам аккуратными рядами, как на параде в небе. В Сталинграде была объявлена тревога о воздушном налете, и этому не будет конца. Поскольку наши войска еще не были размещены в городе, действия авиации были направлены против населения. Взрывами были разрушены крыши и перекрытия домов, разрушены стены. Люди гибли под валунами, попадали под шрапнель, задыхались в заваленных землей укрытиях. Ковровые бомбардировки использовали систему, которая могла родиться только из логики и воображения настоящих убийц. Снижаясь над улицами, где было много деревянных домов, летчики высыпали связки зажигательных бомб. В вспыхнувшие пожары были брошены фугасные бомбы. Взрывы от них разбросали горящие обломки бревен и крыш, и огонь перекинулся на соседние улицы. На бреющем полете "белокурые бестии " люфтваффе расстреливали из пулеметов бегущих на них людей. Маршал А. И. Еременко писал позже: "Нам многое пришлось пережить во время войны, но то, что мы увидели 23 августа 1942 года в Сталинграде, поразило нас как тяжелый кошмар. Среди городских зданий постоянно раздавались взрывы, а из района нефтехранилищ в реку устремлялись потоки горящей нефти. Казалось, что Волга горела".

С начала Второй мировой войны, с ее многочисленными разрушениями, мир не видел такой катастрофы. В этот день вражеская авиация нанесла массированный удар по Сталинграду, совершив около 2 тысяч самолето-вылетов. Город был превращен в руины, погибло более 40 тысяч мирных жителей. 25 августа 1942 года приказом Военного совета фронта Сталинград был объявлен на осадном положении. Для оказания практической помощи фронтам в районе Сталинграда Ставка направляет генерала

Г. К. Жукова, который 27 августа был назначен на должность заместителя Верховного Главнокомандующего.

в) Подвиг солдат при обороне дома Павлова
13 сентября 1942 года начались упорные уличные бои, немецкое командование предпринимало неоднократные попытки захватить город, но защитники стояли насмерть. Оправдывая неудачи своих войск под Сталинградом, фашистская пропаганда придумала басню о том, что город якобы был окружен мощными укреплениями.

В ожесточенном бою за город особенно отличились воины 13-й гвардейской дивизии генерала А. И. Родимцева. Дивизия форсировала Волгу в середине сентября 1942 года, когда все было в огне: жилые здания, предприятия. Даже Волга, которая была залита нефтью из разрушенных хранилищ, представляла собой огненную полосу. Сразу после высадки на правый берег подразделения немедленно вступили в бой. В октябре — ноябре, прижатая к Волге, дивизия занимала оборону по фронту 5-6 км, глубина оборонительной полосы составляла от 100 до 500 м. Командование 62-й армии поставило гвардейцам задачу: превратить каждую траншею в опорный пункт, каждый дом - в неприступную крепость. Такой неприступной крепостью на этой площади был "Дом Павлова". Героическая история этого дома такова. Во время бомбардировки города на площади все здания были разрушены и чудом уцелело только одно 4-этажное здание. С верхних этажей можно было наблюдать и держать под огнем часть города, занятую противником (к западу до 1 км, а в северном и южном направлениях еще дальше). Таким образом, дом приобрел важное тактическое значение в зоне обороны 42-го полка.

Выполняя приказ командира, полковника И. П. Елина, в конце сентября сержант Ю. Ф. Павлов и трое солдат вошли в дом и обнаружили около 30 гражданских лиц — женщин, стариков и детей. Разведчики заняли дом и удерживали его в течение двух дней.

На третий день на помощь отважной четверке прибыло подкрепление. Гарнизон "Дома Павлова"(как стало известно на оперативных картах дивизии, полка) состоял из пулеметного взвода под командованием гвардии лейтенанта И. Ф. Афанасьева (7 человек и один крупнокалиберный пулемет), группы бронебойщиков во главе с помощником командира взвода гвардии старшим сержантом А.А. Собгайдой (6 человек и три противотанковых орудия), 7 автоматчиков под командованием сержанта Ю. Ф. Павлова, четырех минометчиков (2 мортиры) под командованием младшего лейтенанта А. Н. Чернышенко. Всего их 24 человека. Солдаты приспособили дом к круговой обороне. Из него были вынесены огневые точки, и к ним были проложены подземные ходы сообщения. Саперы со стороны площади заминировали подходы к дому, установив противотанковые и противопехотные мины.

Умелая организация обороны дома, героизм солдат позволили небольшому гарнизону успешно отражать атаки противника в течение 58 дней и ночей.

1 октября 1942 года газета "Красная звезда" писала: "Каждый день гвардейцы выдерживают 12-15 атак вражеских танков и пехоты при поддержке авиации и артиллерии. И они всегда отражают натиск врага до последней возможности, устилая землю новыми десятками и сотнями фашистских трупов."

Битва за дом Павлова - один из многих примеров советского героизма в дни битвы за город. Таких домов, ставших опорными пунктами в районе действий 62-й армии, насчитывалось более 100.

г) Подвиг Василия Зайцева

В уличных боях Василием Григорьевичем Зайцевым было уничтожено более 300 гитлеровцев. Он научил многих бойцов искусству снайперской стрельбы. Много раз ему приходилось вступать в единоборства с гитлеровскими снайперами, и каждый раз он выходил победителем. Но особенно Зайцев прославился своей снайперской дуэлью с начальником берлинской снайперской школы майором Кенингсом, который был направлен в Сталинград со специальным заданием активизировать снайперское движение в немецких войсках. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза за меткий огонь в Сталинграде.

д) Подвиг Михаила Паникахи

Фашистские танки ворвались на позиции батальона морской пехоты. Несколько вражеских машин двигались к траншее, где находился матрос Михаил Паникаха, ведя огонь из пушек и пулеметов. Сквозь грохот выстрелов и разрывы снарядов лязг гусениц становился все более и более слышным. К этому времени Паникаха уже израсходовал все свои гранаты. Все, что у него осталось, - это две бутылки с горючей смесью. Он высунулся из траншеи и замахнулся бутылкой на ближайший танк. В этот момент пуля разбила бутылку, которую он держал над головой. Воин вспыхнул, как живой факел. Но адская боль не затуманила его разум. Он схватил вторую бутылку. Танк был рядом. И все увидели, как горящий человек выскочил из окопа, подбежал вплотную к фашистскому танку и ударил бутылкой по решетке моторного люка. Мгновение спустя огромная вспышка огня и дыма поглотила героя вместе с фашистской машиной, которую он поджег. Этот героический подвиг Михаила Паникаха сразу стал известен всем воинам 62-й армии.

е) Подвиг Матвея Путилова

Когда на Мамаевом кургане в самый напряженный момент боя прервалась связь, рядовой связист 308-й стрелковой дивизии Матвей Путилов отправился устранять обрыв провода. Во время ремонта поврежденной линии связи обе его руки были раздроблены осколками мины. Теряя сознание, он крепко зажал концы проволоки между зубами. Связь была восстановлена. За этот подвиг Матвей был посмертно награжден орденом Отечественной войны II степени. Его катушка связи была передана лучшим связистам 308-й дивизии.

г) Подвиг Николая Сердюкова

Во время наступления в районе населенных пунктов Карповка, Старый Рогачик (35-40 км западнее Сталинграда) фашисты, окопавшиеся в Старом Рогачике, преградили путь наступающим советским войскам. Вдоль насыпи железной дороги располагался сильно укрепленный участок вражеской обороны.

Перед красноармейцами была поставлена задача преодолеть 600-метровое открытое пространство, минное поле, проволочные заграждения и выбить противника из траншей и окопов. В условленное время рота поднялась в атаку, но пулеметный огонь из трех вражеских дотов заставил солдат залечь в снег. Атака застопорилась.

Необходимо было заставить замолчать огневые точки противника. Эту задачу выполнили лейтенант В. М. Осипов и младший лейтенант А. С. Белых. Были брошены гранаты. Доты замолчали. Но в снегу, недалеко от них, навсегда остались лежать два командира, два коммуниста, два гвардейца. Когда советские солдаты поднялись в атаку, заговорил третий дот. Комсомолец Н. Сердюков обратился к командиру роты: "Разрешите мне, товарищ лейтенант". Получив разрешение командира, Сердюков под градом пуль пополз к третьему доту. Я бросил одну и две гранаты, но они не достигли цели. На виду у гвардейцев герой поднялся во весь рост и бросился к амбразуре дота. Вражеский пулемет замолчал, и охранники бросились на врага.

17 апреля 1943 года младшему сержанту, командиру стрелкового отделения 44-го гвардейского стрелкового полка 15-й гвардейской стрелковой дивизии Николаю Сердюкову за боевые подвиги в Сталинградской битве было присвоено звание Героя Советского Союза.

2.2. Наступательный этап Сталинградской битвы (19 ноября 1942 г.- 2 февраля 1943 г.)

К ноябрю 1942 г., потеряв более 700 000 солдат, немецкая армия была истощена и не смогла захватить города.

В этот период советские войска начали усиливаться артиллерийскими, танковыми и авиационными подразделениями, а также живой силой. В ставке Верховного командования начали разрабатываться планы контрнаступления: планы "Уран" и "Кольцо". Их идея состояла в том, чтобы прорвать оборону противника на флангах немецкой группировки, а затем сойтись ударами Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов, окружить ее и ликвидировать. Генералам Ватутину, Рокоссовскому и Еременко было поручено осуществить этот план под общим руководством Жукова.

Контрнаступление началось 19 ноября 1942 года. Фронт был прорван на участках, обороняемых венгерскими и румынскими частями.

Советские танковые группы совершили стремительный бросок к Дону, захватили переправы и замкнули кольцо окружения в районе Калача. В мешке оказалась 300-тысячная группировка противника. Немецкое командование предприняло попытку деблокировать окруженные войска ударом танковой группы "Дон", но немецкие танки были остановлены.

10 января 1943 года Донской фронт под командованием Рокоссовского начал ликвидироватьсяв окружении немецких войск. 31 января из-за безнадежности ситуации фельдмаршал Паулюс капитулировал, а 2 февраля сдались последние немецкие солдаты в Сталинграде. Это был конец исторической 200-дневной битвы за Сталинград. 91 000 немецких солдат были взяты в плен, а общие потери составили до 1,5 миллионов солдат.





3. Уроки Сталинградской битвы
Сталинградская битва является одной из героических страниц в истории нашего народа. В жестокой битве люди проявили личный и коллективный героизм. Массовый героизм привел врага в замешательство. Немцы не понимали его причин, его корней, его истоков. Подвиги простых русских солдат пугали врага, вселяли в него чувство страха. Читая страницы истории, знакомясь с подвигами людей, удивляешься их самоотверженности, силе, воле, мужеству. Чем руководствовались их действия? Любовь к Родине, стремление к светлому будущему, чувство долга, пример товарищей, которые сражались плечом к плечу.

Красная Армия, захватив стратегическую инициативу после Сталинградской битвы, продолжала удерживать ее до конца войны. Разгромив врага в междуречье Дона и Волги, советские войска перешли в генеральное наступление на огромном фронте от Ленинграда до предгорий Кавказа. Были созданы благоприятные условия для массового изгнания нацистских оккупантов из СССР. Германское руководство потеряло всякую надежду на победу над Советским Союзом. "Возможности прекратить войну на Востоке путем наступления больше не существует", - заявил Гитлер на совещании верховного командования вермахта 1 февраля 1943 года.

Победа на Волге вызвала подъем национально-освободительного движения в странах, порабощенных нацистами. В Югославии, Чехословакии и Польше нарастала борьба с захватчиками. Сталинградская битва показала всему миру пример исключительной моральной стойкости советских войск. Каждый защитник Сталинграда чувствовал огромную ответственность перед Родиной за исход борьбы, понимал, что судьба Сталинграда во многом определяет судьбу страны и ход всех дальнейших операций на советско-германском фронте. Если предположить, что победы под Сталинградом не было, то становится ясно, что немцы закрепились бы на Кавказе, в Поволжье, начали бы новое наступление на Москву, и война затянулась бы на долгие годы, полные лишений и страданий нашего народа. Увидев наше поражение, союзники вряд ли останутся с нами. Они уже откладывали открытие второго фронта в Европе, наблюдая за ходом событий и выжидая, кто окажется сильнее - мы или немцы. Много позже немецкий поэт Эрих Кестнер написал:



Когда бы мы вдруг победили

Под звон литавр и пушек гром,

Германию бы превратили

В огромный сумасшедший дом.

Когда бы мы вдруг победили

Мы стали б выше прочих рас,

От мира бы отгородили



Колючей проволокой нас.

Когда бы мы вдруг победили

Тогда б всех мыслящих судили

И тюрьмы были бы полны.

Когда б мы только победили

Но, к счастью, мы побеждены.




Литература и источники:

  1. Сталинградская битва: 17 июля 1942 – 2 февраля 1943 гг. (методические материалы) – Биробиджан: ОГКУК «БОУНБ им. Шолом–Алейхема», 2012
    Моргунов М. Начало конца – 60-летию Победы в Сталинградской битве посвящается// Вокруг света - 2003. - № 2.

  2. Артемов В. В. История: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / В.В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. - 15-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 448 с.

  3. Касьянов В.В. История: учебное пособие / В.В. Касьянов, П.С. Самыгин, С.И. Самыгин. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 528 с. - (Среднее профессиональное образование).

  4. Оришев А.Б. История: учебник / А.Б. Оришев, В.Н. Тарасенко. - Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2021. - 276 с. - (Среднее профессиональное образование).

  5. Самыгин С.И. История: учебник / С.И. Самыгин, П.С. Самыгин, В.Н. Шевелев. - 4-е изд., стер. - Москва: КНОРУС, 2017. - 306 с. - (Среднее профессиональное образование).

  6. Трифонова Г.А. История: учебное пособие / Трифонова Г.А, Супрунова Е.П., Пай С.С., Салионов А.Е. - Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 649 с. - (Среднее профессиональное образование).
    http:// battle.volgadmin.ru/Battle/Default.aspx

  7. http://www.marshals-victory.senat.org/amvasilevsky/stalingrad-battle-5.html

  8. http:// www.hrono.ru/dokum/194_dok/19401218barb.php




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка открытого урока "Сталинград"

Автор: Джакели Абесалом Эднарьевич

Дата: 13.06.2023

Номер свидетельства: 633619


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства