Орг. момент. Целеполагание: эмоциональный настрой детей. Постановка целей урока. Целеполагание: постановка цели и задач урока. Актуализация знаний. Вид деятельности: диалог учителя с учащимися и работа с лентой времени и с электронной презентацией. Целеполагание: выход на постановку темы урока. Сообщение темы урока. Вид деятельности: работа в тетради. Целеполагание: -фиксация темы урока. Изучение нового материала. Вид деятельности: сообщение учащегося, диалог учителя с учащимися, рассказ учителя, работа с понятиями. Целеполагание: получение новых знаний. Вид деятельности: работа с таблицей, с новым понятием. Целеполагание: фиксация новых знаний. Вид деятельности: работа с текстом, чтение по цепочке с выходом из проблемной ситуации. Целеполагание: выделение главного из прочитанного. Вид деятельности: сообщение учащегося. Целеполагание: развитие слухового восприятия, умения выступать перед аудиторией, логического мышления. Физкультминутка. Вид деятельности: рассказ учителя, выборочное чтение. Целеполагание: развитие умения ориентироваться в тексте и находить ответ на поставленный вопрос.
Вид деятельности: рассказ учителя. Целеполагание: развитие слухового восприятия, получение новых знаний. Вид деятельности: работа с иллюстрацией. Целеполагание: развитие зрительного восприятия, умения описывать, сравнивать, делать выводы, знакомство с вооружением монголо-татар. Вид деятельности: выборочное чтение. Целеполагание: развитие умения ориентироваться в тексте и находить ответ на поставленный вопрос. Вид деятельности: работа с текстом, чтение по цепочке с выходом из проблемной ситуации. Целеполагание: выделение главного из прочитанного. Первоначальное закрепление нового материала. Вид деятельности: тестирование. Целеполагание: выявление уровня усвоения знаний учащихся по изученной теме. Итог урока. Целеполагание: подведение итогов, оценивание работы учащихся. Рефлексия. Домашнее задание. | -Здравствуйте, ребята. Садитесь. -Сегодня на уроке мы продолжим изучение истории России. - Мы уже несколько уроков путешествуем по далёкому прошлому нашей страны. - Скажите, пожалуйста, а как она тогда называлась? + Русь. - А о каком временном периоде идёт речь? Покажите на ленте времени. + XII век - Сегодня мы двинемся в путь дальше и окажемся уже в ХIII в. (показ на ленте) - Для изучения тех далеких времен нашего народа сегодня на уроке нам потребуются умения: думать, рассуждать, доказывать, слушать, работать с учебником и с лентой времени. - Итак, как называется период истории Древней Руси с ХII по ХIII век? + Это период раздробленности. - Что это значит? + Русь распалась на мелкие княжества. - Почему произошло раздробление Руси на мелкие княжества? + Князья и бояре постоянно воевали друг с другом. - К чему привела раздробленность Руси? + Ослабла её оборона. Соседние кочевые народы совершали набеги. - А каких кочевников вы знаете? + Хазары, печенеги, половцы. - Молодцы. Совершенно верно, но в ХIII веке на русскую землю нападали и другие кочевые народы. Вот что писал летописец в 1223 году о появлении у границ Руси нового и опасного врага: «Пришла неслыханная рать. Их же никто хорошо не знает, кто они, и откуда пришли, и какой язык их, и какого они племени, и какая их вера». Это были монголо-татары. Тема нашего урока сегодня: «Монголо-татары». (Слайд 1) Запишите её себе в тетрадь. Кто же такие монголо-татары? Вы хотите о них узнать? + Да - На уроке мы узнаем о занятии и образе жизни монголо-татар и их завоевательной политике, а также будем должны заполнить таблицу, которая так и называется «Монголо-татары» (Приложение 1) - У каждого из вас на партах лежит эта таблица, она является как бы планом нашей работы сегодня. Посмотрите, на какие вопросы вы должны будете дать ответы в конце урока. + … - Кто такие монголо-татары и как они выглядели. Об этом нам сейчас расскажет Зенфира Бахмудова. (Приложение 2) + …(Слайд 2) - Итак, как выглядели монголо-татары? - Что они ели и пили? + Мясо и кашу, а пили кумыс. - Что такое кумыс? + Кумыс – это лошадиное молоко. - Какой образ жизни вели монголо-татары? + Они были кочевниками. - Кто такие кочевники? + … - Занесите, полученные знания в таблицу. -Давайте посмотрим, чем занимались монголо-татары? Для этого откройте свои учебники на стр. 226. читаем первый абзац. (Слайд 3) - Какое основное занятие монголо-татар? + Скотоводство. - Какой скот они разводили? + Овец, лошадей, быков, верблюдов. - Как называлось жилище монголо-татар? + Юрта. (Слайд 3.1) - Совершенно верно. А подробнее о том, что такое юрта, и как она выглядела, мы узнаем из сообщения Насти Смирновой. (Приложение 3) - Итак, что же такое юрта? + … (объяснить, что такое войлок) - Все монголо-татары были разделены на племена. (Слайд 4) Монголо-татарские племена назывались орды. Орды не только совершали набеги на соседние племена, но и постоянно враждовали друг с другом. В сраженьях участвовали все: и мужчины, и женщины, и дети. Монголо-татар с детства приучали к верховой езде и стрельбе из лука. В начале ХIII века все монголо-татарские племена объединились под властью одного хана. Им стал Чингисхан. (Слайд 5) С этого времени монголо-татары и начали свои великие завоевания. А мы с вами немного отдохнём. (Слайд 6) Мы сейчас все дружно встанем, Отдохнём мы на привале. Влево, вправо повернись, Наклонись и поклонись! Начинаем мы опять по истории шагать, Чтобы всё понятным стало, Потрудились мы немало. - Продолжаем наш урок. - После объединения монголо-татары представляли собой огромную и страшную военную силу. Каждый из них был воином. - Войско монголо-татар делилось на отряды (Слайд 7) десятки – 10 человек сотни – 100 человек тысячи – 1000 человек 10 отрядов по 1000 человек каждый составляли тьму. - Какими воинами были монголо-татары? (Слайд 8) - Найдите это, пожалуйста, в тексте на стр.226. + Выборочное чтение. - Итак, какие черты были характерны монголо-татарским воинам? + Выносливость, храбрость, отчаянность, стойкость. - А что вы можете сказать о дисциплине? +… - Огромное монгольское войско было удивительно послушным и дисциплинированным. Отступление в бою каралось смертью! Если с поля боя бежал десяток воинов, казнили сотню. Если из десятка кто-нибудь попадал в плен, а другие его не выручили, казнили весь десяток. - Древний персидский летописец писал про монголо-татар, что «они имели мужество львиное, терпенье собачье, хитрость лисицы, дальнозоркость ворона, хищность волка, чуткость кошки и буйство вепря (дикого кабана)» (Слайд 9) - У татар были караулы - специальные сторожевые отряды. Сначала монгольские военачальники высылали вперед караулы. Караулы сообщали о передвижениях противника, о встреченном на пути городе или поселке. Вслед за караулами шла монгольская конница. (Слайд 10 - видеофрагмент) Передвигалась она по степи с огромной скоростью. Земля гудела от конских копыт. - Давайте обратим внимание на иллюстрацию в вашем учебнике на стр. 227 и посмотрим, а какое оружие было у монголо-татар? + Лук и стрелы, верёвка, сабля и т.д. (Слайд 11) - Что ещё из оружия было у этих воинов? Прочитаем предпоследний абзац на стр. 226. + … - Кроме этого у монголо-татар было и другое оружие. Это метательные и стенобитные машины. (Слайд 12) - Найдите в тексте, как же они использовали своё оружие. + …стр.228 второй абзац - Представьте, что происходило с мирными жителями, если даже стены превращались в прах. Как, вы думаете, поступали монголы с жителями Руси? + … - Проверим ваши предположения по учебнику на стр.228 абзац третий. + …(Слайд 13) - Вот такой грозный и жестокий враг появился в степях у южных границ Руси в начале ХIII века. - Кто же это? + Монголо-татары. - Кто такие монголо-татары? + Ответ на вопрос с опорой на таблицу. Это кочевники, которые напали на Русь в ХIII веке. Сейчас вам будет предложено небольшое задание, это тест, в котором дан вопрос и три варианта ответа. Вы должны выбрать один, который считаете правильным. А затем мы посмотрим, как вы работали сегодня на уроке, кто был самым внимательным. Выполнение теста. (Приложение 4.) - Проверим вашу работу. (Слайд 14-20) - Молодцы. О ком же мы говорили сегодня на уроке? + О монголо-татарах. - Наш урок подошёл к концу вы все хорошо поработали сегодня. «Мишень» (Слайд 21) Выставление оценок. - Прочитать стр. 226-228 и ответить на вопросы после текста. (Слайд 22) - Спасибо за урок! (Слайд 23) |