пробудить интерес к российской культуре и быту, воспитывать уважение к традициям русского народа.
Предполагаемые результаты
Личностные
Метапредметные
Предметные
-Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию.
-Навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности;
ПознавательныеУУД:
-Развиваем умения работать в группе.
-Представлять информацию в виде кластера, таблицы.
- На основе анализа данных делать выводы.
-Обобщать и классифицировать по признакам.
РегулятивныеУУД:
-Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено
- овладеть комплексом знаний об особенностях повседневной жизни 18 века.
-Сформировать умения применять исторические знания в учебной, профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении.
-Владение приёмами работы с электронными ресурсами и сервисами
Действительно, вы правы. И для начала мы узнаем, какие же сословия существовали в России в 18 веке.
Мотивационныйэтап.
Стадия «Вызов» В XVIII веке в России существовала строгая социальная иерархия, основанная на сословиях. В то время существовало четыре основных сословия: дворянство, духовенство, горожане, крестьяне.
Историки утверждают, что именно в XVIII веке возникла непреодолимая пропасть между сословиями российского общества. Нам предстоит стать исследователями и разобраться и выяснить, какие изменения произошли. Этап3Актуализациязнаний.
Ребята, давайте вспомним. ( форма работы – фронтальная)
Вы отлично поработали, у вас уже много знаний. Предлагаю для создания более полной картины поработать в группах с предложенным текстом и составить схему, где по иерархии мы расположим все сословия, которые найдем в тексте.
Формирование нового сословного строя заняло в России почти весь 18 век. Быстрее всего шло оформление прав и состояния дворянского сословия. Итогом этого процесса стало принятие в 1785 году Жалованной грамотыдворянству, утвердившей на вечные времена его приоритетный статус в России. В ней были собраны воедино и утверждены те привилегии, права и полномочия дворян, которые были предоставлены им начиная с Петровских времен.
Права городского (посадского) населения были закреплены в изданной в том же 1785 году Жалованной грамоте городам. Она была адресована всем категориям городского населения, личные права горожан, но и определяла порядок предпринимательской деятельности купцов и ремесленников. Жалованная грамота городам предусматривала ряд прав и привилегий мещанам, которые, однако, оставались податным населением и несли определенные повинности. Купечество, как и дворяне, освобождались от рекрутских наборов и подушной подати. Была предусмотрена и категория именитых граждан, которые внесли немалый вклад в развитие города.
Духовенство так же было освобождено от податей и повинностей. Церкви и монастыри могли владеть землями и крепостными крестьянами. Что же до казаков, то они, как и солдаты обязаны были нести военные повинности в пользу государства, поэтому освобождались от подушной подати и других повинностей, кроме того, они получали жалованье за службу. Казаки расселялись преимущественно в Приуралье и в Поволжье, где и несли приграничную службу; крепостного права на этих территориях не было, как и в Поморье.
Гораздо тягостнее была жизнь податного населения, к которым относились крепостные крестьяне, мещане (потомки посадских людей), мастеровые и работные люди (наемные рабочие и ремесленники, работающие на дворянской мануфактуре), цеховые ремесленники. Они должны были нести повинности не только перед своими помещиками, но и перед государством (и городом). Барщина составляла, зачастую, 5 дней, крестьяне могли обрабатывать свою запашку один день в неделю, по выходным или праздникам, оброк был чаще денежный. Помимо этого крестьяне должны были платить подушную подать государству и нести повинности – строить дороги, мосты, это приводило к тому, что быт крестьян был довольно суровым, они жили в бедности.
Давайте проверим, что у вас получилось. (по1человекуотгруппыназываемсословия;одинизучащихсянадоскефиксируетсхему,проверяемправильностьвыполненияспомощьюслайдапрезентации,см.таблицу1.)
Итак, давайте познакомимся с информацией о жизни сословий, в 18 веке, используя текст параграфа №35, обследуем жилища, одежду, еду, дворян и крестьян, их духовное и нравственное состояние. Будьте внимательны, попытайтесь найти отличительные черты. Свои наблюдения вам нужно будет занести в таблицу. Для того, чтобы заполнить таблицу,
предлагаю поработать в группах. Группа 1 работает с изучением особенностей жизни дворян, группа 2 – купцов и горожан, группа 3 – крестьян.
Линии сравнения
Сословия
Дворяне
Купцы
Податное
население (крестьяне)
Духовные ценности
Барокко привнес в бытовую культуру придворных: парадность, пышность, декоративность, причудливость. Для знати время барокко стало вечным праздником с чередой балов, обедов, маскарадов. Рококо – упрощенное барокко, утратившее манерность.
Актуально в городе. В деревне сохраняются старые традиции.
Классицизм – свобода самовыражения, собственной мысли.
стремление к удобству.
Духовный мир купцов значительно отставал от их материального достатка. Власть денег сочеталась с чувством сословной неполноценности. В быту купцы стремились подражать дворянству, добивались дворянских привилегий. В быту придерживались православных основ и традиционного русского быта.
Главными ценностями крестьянина были православие, труд и достаток в семье. Сохранить эти ценности означало прожить жизнь по правде и совести.
Особенность – коллективизм и привязанность к общине.
Одежда
Стандарты задавал императорский двор. Европейский облик в основе.
Театральность, вычурность.
Сюртуки, фраки, камзолы, корсеты, кринолины,
пышные юбки, парики, косметика,
Сохраняются традиции прежних веков. Купцы стали одеваться в русском стиле, но с небольшой долей современности (богатые ткани, драгоценные
камни, венцы с кораллами и
Сохраняются традиции прежних веков. Костюм крестьянина не изменился. По – прежнему, это были сарафаны, кафтаны, штаны,
Барокко- вычурность и пышность. Позже на смену приходит классицизм – подражание
греческому стилю.
жемчугами). Купцы одевались богаче крестьян, те же элементы одежды (кафтан, рубаха, штаны) были изготовлены из богатых тканей. Вместо лаптей – сапоги.
полушубки,
Жилище
Определяющий стиль барокко. Жилища регулярные.
Внешний вид соответствует статусу владельца. Обычно двухэтажные с множеством комнат и других помещений.
Строгие прямоугольные окна, крыши с завитками, чердаки с круглыми окнами. Сады, аллеи, парки. Росписи, зеркала, лепнина, в парадных помещениях колонны, хрустальные люстры, в жилых помещениях свечи. Картины, массивная английская мебель, парадные лестницы, белые печи,
камины. Строили из
Купцы возводили пятистенок из двух половин, разделенных капитальной стеной. Для украшения барочная резьба, для освещения свечи. Мебель разнообразная и дорогая. Чистые помещения обогревали печами и делили перегородками.
Копировали дворян.
Сохраняет традиционность. Все чаще жилища из двух срубов для большой семьи. Избы крылись соломой, освещались лучиной, отапливались, часто, по – черному. В нижнем ярусе располагались кладовые и подклети, зимой там жил скот.
Чаще стали строить крытый двор, соединяющий хозяйственные постройки.
камня.
Кухня
Голландские плиты, жаровни, сковороды.
Сервировка золотыми и серебряными приборами, салфетки.
Разнообразие напитков, блюд французской и немецкой кухни. Разнообразие продуктов (дичь, домашние продукты, деликатесы, популярен
картофель, чай)
Купцы и мещане предпочитали традиционную кухню, но наполненную разнообразием продуктов (рыба, мясо. Щи, ботвиньи, пироги, чай, блюда из яиц). Овощи не любили, ели их в пост.
Яичница – праздничное блюдо. Основная пища – овощи с огорода, злаки с пашни, хлеб.
Предлагаю вам использовать свои знания и попытаться решить, следующую загадку: Среди этих милых девушек XVII века есть представительницы боярского, купеческого, крестьянского сословия. Можно ли их различить с первого взгляда?
(Нет,практическиневозможно.).
– И вот XVIII век! Кто покажет представителей дворянского и крестьянского сословия?
Это было сложно?
Нет,несложно.
Что показывала одежда русского человека в XVIII веке?
Принадлежностьчеловекакопределенномусословию.
Это и будет еще один вывод по нашей теме.
Говорили в старину: «Гречневая каша – матушка наша, а хлебушко ржаной – отец родной».
А теперь можно и проверить ваши знания. Для этого предлагаю вам решить небольшой тест по пройденной теме (индивидуальная форма работы): Тест:
Выберите верное утверждение:
А. Быт крестьян в 18 веке существенно изменился под Европейским влиянием.
Б. Дворяне были привилегированным сословием по закону
(ВернотолькоБ)
Внешний облик дворян сильно отличался от других сословий А. цветом
Б. многослойностью
В. кроем и роскошной отделкой (верно В)
Что общего было в жизни купцов и крестьян? А. сохранение традиционных устоев
Б. стремление к подражанию дворянству В. материальное положение
(верно А)
Подведениеитога,обобщениепотеме.
Изменился ли быт крестьян по вашим наблюдениям? (нетнеизменился)
Откуда пришли все изменения в жизнь дворян? (ИзЕвропы).
Вернемся к утверждению, прозвучавшему в начале урока. Какой общий вывод можно сделать на основе полученной информации?
Историки утверждают, что именно в XVIII веке возникла непреодолимая пропасть между сословиями российского общества. Нам предстоит стать исследователями и разобраться, насколько глубокие изменения произошли?
Теперь, предлагаю вам оценить свою работу на уроке:
Если вы решили тест без ошибок, а при работе в группе вы продуктивно поработали, помогали одноклассникам и поняли всё, что мы сегодня делали и о чем говорили – ваша оценка 5
Если в тесте вы допустили одну ошибку, но при этом вы плодотворно поработали в группе, заполнили таблицу, пусть с некоторыми недочетами, и хорошо поняли тему – ваша оценка 4
Если вы допустили 2 и более ошибок в тесте, не смогли полностью заполнить таблицу, испытывали трудности и вам требовалась помощь одноклассников – ваша оценка 3
Рефлексия:
Я узнал…( чем отличалась жизнь крестьян и дворян)
Мне больше всего удалось…(удалось разобраться с особенностями быта (еда, одежда и т.д.)
Я получил от этого урока…(понимание сословных различий)
За это я могу себя похвалить…(я хорошо заполнил схему, таблицу) Было трудно…(составить схему, таблицу)
Над этим мне надо еще поработать…(определением основного в тексте,
выделением главной мысли)
Я недоволен потому, что…(я не успел выполнить все задания)
Домашнеезадание: подготовить сообщение об обычаях русского народа в XVIII веке (1 вариант: Досуг. 2 вариант: Семейные нравы).
Закончить урок хочу закончить стихами персидского поэта Абу Мухаммада Саади Ширази: