kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "«Великий перелом». Индустриализация" Класс: 10

Нажмите, чтобы узнать подробности

К концу 1920-х годов сложилась непростая для СССР внутри- и внешнеполитическая обстановка: увеличилось отставание Советского Союза от западных стран, выросла безработица, в городах наблюдалась острая нехватка продовольствия, армия требовала немедленного перевооружения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "«Великий перелом». Индустриализация" Класс: 10»

Конспект урока "«Великий перелом». Индустриализация"

Класс: 10

Для получения средств на нужды индустриализации из Советского Союза, кроме золота, нефти и других полезных ископаемых, вывозились также экспонаты из запасников русских музеев.

Например, в 1929–1934 годах правительство СССР распродавало полотна известных художников, серебро, бронзу, нумизматические коллекции, а также византийские эмали из коллекции Эрмитажа.

Это нанесло немалый ущерб культурному наследию государства и его международной репутации. При этом прибыль от продаж была небольшой и не оказала большого влияния на ход индустриализации.

Подробнее же о капиталовложениях в индустриализацию в СССР и её ходе вы узнаете далее.

Вопросы занятия. Разработка и принятие плана первой пятилетки. Финансирование ускоренного промышленного производства. Ход и особенности советской индустриализации. Цена и издержки индустриализации. Итоги и достижения промышленного развития.

К концу 1920-х годов сложилась непростая для СССР внутри- и внешнеполитическая обстановка: увеличилось отставание Советского Союза от западных стран, выросла безработица, в городах наблюдалась острая нехватка продовольствия, армия требовала немедленного перевооружения.

Партийное руководство намеревалось решать эти проблемы путём планового перераспределения ресурсов между деревней и городами.

В 1925 году на XIV съезде ВКП(б) было объявлено о необходимости превращения СССР из аграрного государства в ведущее индустриальное. Но конкретные формы и темпы индустриализации определены ещё не были.

Индустриализация – это создание во всех отраслях промышленности, а также в других сферах народного хозяйства, крупного машинного производства.

Проведение индустриализации было необходимо по нескольким причинам: ликвидация отставания СССР от западных стран; обеспечение развития СССР в военной сфере; улучшение уровня жизни рабочих в стране.

Перед индустриализацией ставилась первоочередная задача – «догнать и перегнать» развитые западные государства.

В ходе обсуждения путей наращивания промышленного производства возникли разногласия, которые касались темпов индустриализации и источников её проведения. Исход этой дискуссии во многом предопределил будущий характер советского государства и общества.

Так, группа Бухарина, Рыкова и Томского основывала свои подходы на разработках учёных-экономистов. Они настаивали на «щадящем» варианте постепенного накопления средств для индустриализации через продолжение нэпа.

Сталин и его сторонники выступали за ускоренный вариант наращивания промышленного производства. Ввиду отсутствия иностранных инвестиций они предлагали максимально использовать внутренние ресурсы. То есть отдать приоритет развитию тяжёлой промышленности за счёт лёгкой промышленности и сельского хозяйства.

В итоге точка зрения Сталина победила. Был взят курс на форсированную индустриализацию. Это привело к радикальному повороту от новой экономической политики.

Отказавшись от нэпа, советская власть перешла к масштабным преобразованиям, которые включали в себя коренные изменения в промышленности, сельском хозяйстве и культуре.

Законодательно начало индустриализации было закреплено в апреле 1927 года IV съездом Советов СССР. А в декабре 1927 года XV съезд ВКП(б) принял директивы по составлению первого пятилетнего плана.

На их основе Госпланом и ВСНХ был разработан план первой пятилетки как продолжение и развитие идей долгосрочного плана ГОЭЛРО.

На XVI всесоюзной конференции ВКП(б) было заявлено о принятии первого в истории СССР пятилетнего плана, который был рассчитан на проведение с 1 октября 1928 года по 1 октября 1933 года. В мае 1929 года V Всесоюзный съезд Советов принял этот план как закон.

В своей статье «Год великого перелома: к 12-й годовщине Октября» Сталин назвал 1929 год «годом великого перелома на всех фронтах социалистического строительства». По аналогии с этим выражением политику форсированной индустриализации и коллективизации сельского хозяйства называют эпохой «великого перелома».

Для проведения форсированной индустриализации в СССР требовались немалые средства.

Одними из важных источников её финансирования были доходы от монополии государства на внешнюю торговлю, а также увеличение налогообложения населения и добровольно-принудительные займы индустриализации.

И если в 1927 году первый такой заём дал почти половину вкладов в промышленность, то доходы от экспорта зерна и леса покрывали только 20–25 % потребностей индустриализации.

Поэтому средства на осуществление форсированной индустриализации было решено извлекать из сельского хозяйства путём проведения коллективизации. За счёт этого увеличился экспорт хлеба за границу для получения валюты на покупку станков.

Кроме этого, в стране ощущался острый дефицит материалов, в том числе и цветных металлов.

Для их восполнения в 1929 году началась кампания по снятию церковных колоколов под лозунгом «Колокола на тракторы!». В итоге колокольная бронза обеспечила предприятия металлом на все 1930-е годы.

Плановые задания первой пятилетки оказались значительно завышенными.

С конца 1928 по 1933 год планировалось резко повысить производительность труда, построить более 1200 заводов и увеличить выпуск промышленной продукции на 180 %, сельскохозяйственной – на 55 %.

Главным лозунгом первой пятилетки стал «Техника (в период реконструкции) решает всё!». В связи с этим генеральный курс индустриализации предусматривал развитие машиностроения, энергетики, химической промышленности, металлургии, поскольку они были способны поднять как промышленность, так и сельское хозяйство. Лёгкая промышленность и производство товаров народного потребления отошли на второй план.

Советские власти активно импортировали из других государств (в основном из США и Германии) станки, оборудование и другие материалы, на заводы приглашались иностранный специалисты.

Помимо дефицита материальных ресурсов, в СССР ощущалась острая нехватка квалифицированной рабочей силы. На начальном этапе индустриализации налаживать импортное оборудование и поточные линии на новых заводах помогали специалисты из Германии и США.

Однако уже во время первой пятилетки стали открываться новые высшие и средние технические учебные заведения. Также создавались вечерние отделения при институтах, промышленные академии и заводы-втузы.

Запланированное на первую пятилетку до конца воплотить не удалось, однако был сделан огромный шаг вперёд. А в конце 1932 года было объявлено об успешном и досрочном выполнении первой пятилетки за четыре года и три месяца. За это время производство продукции тяжёлой промышленности выросло в 2,8 раза, машиностроения – в 4 раза.

Кроме этого, большим достижением первой пятилетки стала ликвидация безработицы. Начался процесс стремительной урбанизации.

В 1933 году Сталин заявил, что уже нет необходимости в ускоренных темпах. Поэтому на время второй пятилетки (1933–1937 годы) ставилась задача завершения технической реконструкции всего народного хозяйства.

В 1935 году Сталин выступал с речью, в которой заявил, что: «Техника без людей, овладевших техникой, мертва. Техника во главе с людьми, овладевшими техникой, может и должна дать чудеса. Вот почему упор должен быть сделан теперь на людях, на кадрах, на работниках, овладевших техникой».

Поэтому старый лозунг «Техника решает всё!» в годы второй пятилетки был заменён лозунгом «Кадры решают всё!».

В годы третьей пятилетки (1938–1942) основное внимание, как и ранее, уделялось тяжёлой индустрии. Но в это время приоритетными стали именно оборонные отрасли промышленности. Руководство страны выдвинуло лозунг: «Догнать и перегнать в экономическом отношении наиболее развитые капиталистические страны».

Однако немалую роль в проведении форсированной индустриализации сыграл и народный энтузиазм.

С 1929 года в СССР началось социалистическое соревнование. По всей стране развернулось движение ударников производства. В 1935 году на смену ударничеству пришло стахановское движение, которое было связано с многоразовым перевыполнением плана.

Однако результаты в соцсоревнованиях зачастую достигались не путём применения новых технологий, а большой физической нагрузкой самих рабочих инженеров. Поэтому многие из них расценивали такой подход к работе как усиление эксплуатации.

Высокая заработная плата стахановцев, их льготы и привилегии также вызывали некоторое брожение среди остальных работников. В результате тысячи советских людей были наказаны за «противодействие» стахановскому движению.

Репрессии против советских граждан применялись, исходя из установки Сталина об усилении классовой борьбы по мере продвижения к социализму.

В уголовном праве появилось такое понятие, как «вредительство». В нём, например, могли обвинить специалистов, если на предприятии не был выполнен план или произошла авария. В итоге тысячи опытных руководителей были арестованы и расстреляны за срывы плановых заданий.

В это же время проходили социальные «чистки» советских учреждений партийного и государственного аппарата от «враждебных советской власти элементов».

В 1929 году для освоения неблагоприятных для проживания районов Дальнего Востока, Сибири и Крайнего Севера было решено использовать труд заключённых. Для организации этого процесса в 1930 году в ОГПУ было создано Главное управление лагерей (ГУЛАГ). Заключёнными и спецпереселенцами были построены, например, Беломоро-Балтийский канал, Волжская ГЭС, Кольская железная дорога.

В СССР в годы первых пятилеток была создана мощная индустриальная база. Однако возник дефицит товаров лёгкой промышленности и народного потребления.

Поэтому с 1929 по 1935 год в СССР действовала карточная система. Были установлены нормы потребления по хлебу, маслу, сахару и другим продуктам.

В то же время руководящие работники, передовики производства, высший командный состав Красной Армии проблем со снабжением продуктами не имели и получали более высокую зарплату, чем рядовые работники.

Для предотвращения текучести кадров в СССР предпринимались меры для закрепления рабочих на производстве. Например, в 1939 году были введены трудовые книжки.

Для осуждённых учёных и конструкторов с 1929 года организовывались специальные технические бюро, так называемые «шарашки». В них они могли продолжать свою научную деятельность.

В результате ускоренных темпов наращивания промышленного производства в СССР появились новые отрасли промышленности: тракторостроение, авиастроение, автомобилестроение, моторостроение, станкостроение.

Появились заводы тяжёлого машиностроения и сельхозмашиностроения. Высокого уровня достигло развитие химической промышленности, энергетики.

По итогам создания новых индустриальных центров советское промышленное производство сдвинулось на восток. В Поволжье началась разработка нефтяных месторождений, а на Урале и в Сибири возникли крупные угольно-металлургические производства.

В годы первой пятилетки была построена Туркестано-Сибирская железная дорога, которая в 1931 году соединила Урало-Сибирский регион с Казахстаном и Средней Азией.

К 1938 году СССР занимал уже второе место в мире (после США) по показателям промышленного производства. А к концу третьей пятилетки в Советском Союзе было построено около 9 тысяч новых промышленных предприятий.

В некоторых отраслях по некоторым показателям СССР обогнал Германию, Францию, Великобританию. Однако всё ещё наблюдалось отставание Советского Союза по производству промышленной продукции на душу населения.

Развивалась и городская инфраструктура, появились такие виды транспорта, как автобусы и троллейбусы. А в 1935 году была запущена первая линия Московского метрополитена.

Такие масштабные перемены в народном хозяйстве Советского Союза привели к значительным изменениям в социальном составе населения. Резко возросла численность рабочего класса. В советских учебных заведениях была подготовлена новая прослойка научно-технической интеллигенции, которая была предана советской власти и «товарищу Сталину».

Подведём итоги. Ценой трудового героизма, неимоверного напряжения сил народа СССР добился экономической независимости и стал державой, способной производить любой вид промышленной продукции. В стране был создан такой промышленный потенциал, который соответствовал в основном уровню передовых капиталистических государств.

«ВЕЛИКИМ ПЕРЕЛОМ». ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ

Видеоуроки на выбор:

https://www.youtube.com/watch?v=Q2NT1gWlCRE

https://www.youtube.com/watch?v=1dMyvdkdfDw

1. Понятия:

• Индустриализация

• Индустриальное общество

• Госплан СССР

• Пятилетка

• «правый уклон»

• «Великий перелом»

• «Год великого перелома: к XII годовщине Октября»

• Внеэкономические меры принуждения к труду

• Ударники производства

• Форсированная индустриализация

• Стахановское движение

• Интенсификация труда

• Репрессии

• «вредители»

• «Шахтинское дело»

• ОГПУ

• ГУЛАГ

• Спецпереселенцы

• Шарашки

• Турксиб



1. Личности:

• Н. И. Бухарин

• А. И. Рыков

• М. П. Томский

• И. В. Сталин

• А. Г. Стаханов

• Н. А. Изотов

• П. Ф. Кривонос

• П. Н. Ангелина

• А. Н. Туполев

Вопросы и задания:

1. Когда и кем принято решение о взятии курса на индустриализацию страны? XIV съезд ВКП(б), состоявшийся 8 декабря 1925 года, провозгласил курс на индустриализацию страны, а состоявшийся в феврале 1927 года XV съезд ВКП(б), рассмотрел директивы первого пятилетнего плана на 1928-1932 годы. В соответствии с ним в СССР планировалось построить 400 городов с одним миллионом рабочих мест.

2. Цель индустриализации?

3. Обсуждение путей дальнейшего экономического развития страны:

Кому принадлежит точка зрения Суть точки зрения



1. Перечислите источники индустриализации. На ваш взгляд, это скорее внутренние или внешние источники? Свою точку зрения аргументируйте.

2. Какой тип экономических отношений формируется в стране в 1920-е гг.? Ответ аргументируйте.

3. Когда был принят план первой пятилетки? Как это произошло?

4. В связи с чем в конце 1920-х гг. руководство ВКП(б) взяло курс на создание мобилизационной экономики с предельной концентрацией ресурсов в руках государства?

5. Значение статьи Сталина «Год великого перелома: к XII годовщине Октября»? окончательный отказ от политики НЭПа и курс на насильственную коллективизацию. Одним из возможных путей развития могла быть дальнейшая экономическая либерализация и углубление НЭПа. ВКП(б) под руководством Сталина избрала другой путь — создание мобилизационной экономики с предельной концентрацией ресурсов в руках государства и политические репрессии против целых классов и социальных групп — и прежде всего против «кулаков».

6. Хронологические рамки первой пятилетки - …………….

7. Дата начала стахановского движения - в 1935 году и было названо по имени забойщика шахты «Центральная-Ирмино» (Донбасс) Алексея Стаханова, добывшего в ночь с 30 на 31 августа 1935 года за смену (5 ч. 45 мин.) 102 тонны угля при норме в 7 тонн, а впоследствии 19 сентября — 227 тонн.

8. Ход и особенности советской индустриализации: перечислите основные события, тенденции, характерные черты, особенности процесса.

9. Какова цена и издержки индустриализации в СССР?

10. Укажите хронологические рамки введения карточной системы в СССР в годы индустриализации. К началу 1929 г. во всех городах СССР была введена карточная система. Отпуск населению хлеба по карточкам был начат с городов хлебородной Украины. В марте 1929 г. эта мера коснулась и Москвы. За хлебом последовало нормированное распределение и других дефицитных продуктов: сахара, мяса, масла, чая и т. д. К середине 1931 г. были введены карточки на промышленные товары, а в 1932-1933 гг. даже на картофель. Место торговли занимало отоваривание по так называемым "заборным документам" и ордерам через закрытые распределители, рабочие кооперативы и отделы рабочего снабжения. В январе 1931 года по решению Политбюро ЦК ВКП(б) Наркомат снабжения СССР ввёл всесоюзную карточную систему распределения основных продуктов питания и непродовольственных товаров. Карточки выдавались только тем, кто трудился в государственном секторе экономики (промышленные предприятия, государственные, военные организации и учреждения, совхозы), а также их иждивенцам. Вне государственной системы снабжения оказались крестьяне и лишённые политических прав (лишенцы), вместе составлявшие более 80 % населения страны

1 января 1935 года были отменены карточки на хлеб, 1 октября — на другие продукты, а вслед за ними и на промтовары.

Карточная система на хлеб была введена в СССР в 1929 году. Постановлением от 7 декабря 1934 года после повышения в июне цен на «карточный хлеб» в два раза, что их приблизило к коммерческим ценам, с 1 января 1935 года она была отменена. Через несколько дней после провозглашения политического решения пленума ЦК об отмене карточек были установлены новые розничные цены на ржаной и пшеничный хлеб и значительно более высокие цены на муку. Наиболее распространённой стала цена на пшеничный хлеб 1 руб. за кг — вдвое больше старой «нормальной» цены и на треть меньше старой коммерческой. Предпосылками отмены стали относительно урожайные последние годы, за счёт чего увеличились заготовки хлеба, и политика стимулирования дальнейшего производства увеличением закупочных цен

11. Когда и в связи с чем были введены трудовые книжки в СССР? С 15 января 1939 года в СССР вновь введены трудовые книжки единого образца для рабочих и служащих всех государственных и кооперативных предприятий и учреждений.

12. Назовите итоги и достижения индустриального развития.

13. Когда в Москве была открыта первая линия метро? 1935г

14. С какими лозунгами были связаны первая и вторая пятилетки? «ТЕХНИКА РЕШАЕТ ВСЕ!»

ПЕРВЫЙ ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН (1928/29 – 1932/33 ГГ.).

«КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ!» ВТОРОЙ ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН (1933-37 ГГ.).

15. Значение индустриализации?

16. Работаем с картой. Покажите на карте важнейшие стройки первых пятилеток, построенные в те годы каналы, железные дороги.(зап-е таблицы)

17. Думаем, сравниваем, размышляем. Каковы отличия индустриализации в СССР от индустриализации в ведущих западных странах?








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "«Великий перелом». Индустриализация" Класс: 10

Автор: Логинова Марина Алексеевна

Дата: 17.01.2022

Номер свидетельства: 598066


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства