kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Социально-экономическое развитие СССР в 1985 – 1991 годах" Класс: 11

Нажмите, чтобы узнать подробности

обобщить и конкретизировать полученные учащимися знания о развитии страны в «застойный» период; уяснить такие понятия как «ускорение»; термины: «хозрасчет», «самофинансирование»; понять суть экономических реформ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Социально-экономическое развитие СССР в 1985 – 1991 годах" Класс: 11»

Конспект урока "Социально-экономическое развитие СССР в 1985 – 1991 годах"

Класс: 11

Цели урока:

Образовательная: обобщить и конкретизировать полученные учащимися знания о развитии страны в «застойный» период; уяснить такие понятия как «ускорение»; термины: «хозрасчет», «самофинансирование»; понять суть экономических реформ.

Развивающая: развивать умение работать с текстом учебника, раздаточным материалом (с документами, таблицами), с понятиями и терминами; формировать умение работать в группе; развивать умение сравнивать, сопоставлять, что сохранялось от периода застоя, и что стало в период реформирования; коммуникативные способности, умение аргументировать собственное мнение; развивать умение выполнять задания по типу ОГЭ: тесты

Воспитательная: воспитывать трудолюбие и уважение друг к другу во время самостоятельной работы, культуру ведения диалога, совместной работы над поставленной проблемой.

Тип урока: урок открытия новых знаний

В обыденном сознании наших людей существуют три точки зрения на предпосылки и начало перестройки:

1. Не нужно было ничего менять: жили тихо, небогато, но зато стабильно, не думая о завтрашнем дне.

2. Кризис назрел, страна катилась в пропасть, реформы были необходимы.

3. Перестройка – это цепь заговоров мирового империализма с целью ослабления и развала великой державы.

К какой точке зрения склоняетесь вы?

Особенности экономики середины 80-х годов    

1. В период застоя была проведена аграрная реформа, на проведение которой было затрачено много средств (за 1966 – 1980г.г. их сумма составила почти 400 млрд. рублей), использовалась крайне неэффективно. Часть их расходовалась на строительство гигантских комплексов, дорогостоящую технику, на непродуманную мелиорацию и химизацию почвы.

      Введение стабильных денежных окладов в колхозах обернулось ростом иждивенческих настроений. К началу 80-х годов колхозы и совхозы в целом оказались убыточными. Сократилась пашня. Потери сельскохозяйственной продукции составили от 20% до 40% от урожая. Страна с чернозёмными землями стала самым крупным импортёром зерна и продуктов питания.

Ученик 2. Реформа в промышленности пошла на убыль. Поползли вниз плановые показатели: среднегодовые темпы прироста национального дохода, снизились темпы роста производительности труда. Это объяснялось: неблагоприятной демографической ситуацией и снижением удельного веса трудоспособного населения; истощением традиционной сырьевой базы и резким удорожанием добычи полезных ископаемых; физическим износом и моральным старением оборудования; значительным ростом военных расходов.

Ученик 3. Несмотря на первоклассные, а порой и уникальные разработки советских учёных в фундаментальной науке, в практической жизни прогресс (развитие и совершенствование) науки и техники не ощущался. Даже к началу 80-х гг. вручную работали 40% рабочих промышленности, до 60% строителей, до 75% работников сельского хозяйства.

 К 1985 году, когда в США действовало 1,5 млн. новейших ЭВМ и 17 млн. персональных компьютеров и ЭВМ, в СССР насчитывалось несколько десятков тысяч аналогичных машин, преимущественно устаревших моделей.

Ученик 4.  Решение экономических задач на экстенсивной основе предопределило и слабость социальных программ.

Социальная сфера финансировалась исключительно по остаточному принципу. Сокращалось жилищное строительство, несмотря на рост населения. Урезаны расходы на здравоохранение. Рост населения и падение темпов сельскохозяйственного производства вновь привели к обострению продовольственной проблемы. Потребление продуктов было в СССР втрое ниже, чем это допускалось медицинскими нормами.

   Уже в 80-е гг. в некоторых областях начала вводиться карточная система распределения продуктов.

Учитель: Итак, вы перечислили отрицательные итоги периода застоя, и как они отразились на жизни общества. Давайте вместе сформулируем причины перестройки.

Ученики: (записи в тетрадях)

1. Падение производительности труда.

2. Падение темпов роста промышленного производства.

3. Научно-технический разрыв с Западом.

4. СССР превращается в сырьевой придаток СЭВ (экспорт нефти).

5. Сокращение доходов от экспорта, рост внешнего долга.

6. Непосильная гонка вооружений, рост внешнеполитической изоляции.

7. Неэффективное использование финансовых средств.

8. Падение дисциплины, паралич общественного сознания.

     9. Отсутствуют или находятся в большом дефиците отечественные товары массового спроса, затоваривание некачественными продуктами.

Организация групповой работы.

Учитель:  Если бы вам пришлось проводить реформирование экономики, что бы вы изменили?

Учащиеся: Тип экономической системы: командную экономику заменили бы рыночной.

Учитель: давайте вспомним характерные признаки данных типов экономических систем с помощью такого задания:

Учащиеся выполняют задание.

  1. Материальные ресурсы находятся в государственной собственности и распределяются правительством.

  2. Форма экономической организации, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей.

  3. Многообразие форм собственности на средства производства.

  4. Правительство обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планированием.

  5. Что производить определяется группами профессионалов.

  6. Договорные отношения между хозяйствующими субъектами.

  7. Высокий уровень централизации функций руководства экономикой и применение директивных методов управления.

  8. Ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность.

Назовите типы экономик.

Впишите в таблицу порядковые номера предложений, отражающих ту или иную разновидность экономических систем.

Административно-командная

Рыночная

1, 4, 5,7

2,3,6,8

Материальные ресурсы находятся в государственной собственности и распределяются правительством.

Форма экономической организации, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей.

Правительство обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планированием.

Многообразие форм собственности на средства производства.

Что производить определяется группами профессионалов.

Договорные отношения между хозяйствующими субъектами.

Высокий уровень централизации функций руководства экономикой и применение директивных методов управления.

Ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность.



В период перестройки в СССР наблюдался острый дефицит товаров. Особенно тяжело приходилось жителям маленьких городов. Например, в Торжке, где находился мясокомбинат, не было ни мясных продуктов, ни самой дешёвой колбасы. Жители Подмосковья на заполненных до отказа электричках ездили в столицу, где со снабжением дела обстояли немного лучше. Про них даже сочинили загадку «Зелёная, длинная, колбасой пахнет».

В ходе урока вы узнаете об экономических преобразованиях Михаила Сергеевича Горбачёва, начале экономического кризиса и переходе к рыночным отношениям.

В апреле 1985 года Михаил Сергеевич Горбачёв провозгласил политику ускорения социально-экономического развития. Он хотел улучшить положение в стране путём развития научно-технического прогресса и активизации «человеческого фактора».

Реформы Горбачёва стали продолжением политики Юрия Владимировича Андропова. Была поставлена цель соединить социализм и демократию. Она соответствовала настроениям в обществе и отражала перспективы советской системы.

Осенью 1985 года Горбачёв предложил максимально загрузить производственные мощности. Для этого нужно было перевести предприятия на работу в несколько смен; укрепить трудовую дисциплину, повысить качество выпускаемой продукции и продолжить соцсоревнование.

Незадолго до этого в СССР началась антиалкогольная кампания. Она должна была привести к повышению производительности труда. Согласно статистике, из-за пьянства на работе, государство несло большие материальные потери. Ущерб оценивался в сумму около ста миллиардов рублей ежегодно.

Однако антиалкогольная кампания не принесла ожидаемых результатов. Положительными последствиями стали подъём производства и снижение смертности. Но в то же время росла спекуляция спиртным. Массовым стало самогоноварение.

В апреле 1985 года прошёл пленум ЦК КПСС, на котором была поставлена задача перестройки системы управления экономикой. К лету этого же года Горбачёв составил программу ускорения социально-экономического развития. Её главным звеном стало машиностроение. В эту отрасль направили основную долю инвестиций. С помощью развития машиностроения планировалось провести технологическое обновление экономики. АвтоВАЗ должен был превзойти уровень мирового автомобилестроения.

Положения новой экономической политики были отражены в «Основных направлениях социально-экономического развития на двенадцатую пятилетку и до 2000 года». В этом документе содержались следующие пункты:

в течение ближайших пятнадцати лет удвоить экономический потенциал;

в два раза увеличить объём промышленного производства;

в 2,5 раза повысить производительность труда:

направить средства на модернизацию действующих предприятий.

Первостепенное внимание предполагалось уделить ускорению развития вычислительной техники, приборостроения, электротехники и электроники как катализаторов научно-технического прогресса.

Появилась новая контролирующая инстанция – госприёмка. Она занималась контролем качества продукции.

Катастрофическими стали последствия аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года. Радиационному заражению подверглась значительная часть украинских и белорусских земель. Позже загрязнение было обнаружено в Брянской и Тульской областях. Ликвидация последствий взрыва только в 1986 году обошлась в 13 миллиардов рублей.

Правительство пыталось решить противоречащие друг другу задачи. План двенадцатой пятилетки предусматривал обеспечение материально и духовно богатой жизни, а также поднятие благосостояния населения СССР. В то же время власти стремились максимально увеличить долю накоплений в национальном доходе.

В руководстве страной было достаточно много сторонников традиционных методов регулирования экономики. Они выступали за использование суровых административных мер. Но были и те, кто стремился к внедрению достижений научно-технического прогресса.

Однако возможностей увеличить инвестиции в экономику не было, поэтому руководству пришлось всё-таки прибегнуть к административным мерам. В 1985 году ввели государственную приёмку продукции. Независимые службы контролировали качество выпускаемой на предприятиях продукции. Однако эта мера не дала ожидаемого результата, так как в стране начала расти коррупция.

15 мая 1986 года было издано постановление «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами». К тем, кто получает нетрудовые доходы, отнесли даже владельцев приусадебных участков, которые продавали выращенные продукты. В ноябре 1986 года это постановление прекратило свой действие, так как появился закон «Об индивидуальной трудовой деятельности». Он разрешал частную деятельность и создание кооперативов в некоторых видах производства товаров и услуг.

Принятые административные меры к июню 1987 года помогли повысить прирост промышленного производства до 4,5 %. При этом предприятия продолжали производить продукцию, на которую не было спроса. Соответственно, усилился дефицит качественных и современных товаров.

В 1987 году экономический кризис усилился. Ситуацию усугубляла необходимость привлечения средств на ликвидацию последствий Чернобыльской аварии и землетрясения в Армении, произошедшего в 1988 году.

Первый этап преобразований Горбачёва прошёл, опираясь на прежние советские методы модернизации. Стало очевидным, что только призывами экономическую ситуацию стабилизировать не удастся. Поэтому руководство страны приступило к разработке экономической реформы.

В первую очередь был поставлен вопрос о движении к рыночной экономике.

В феврале 1986 года состоялся XXVII съезд КПСС. На нём было расширено содержание концепции ускорения. Горбачёв подчёркивал, что перестройка должна охватить не только экономику, но и социальные отношения, политическую систему, стиль и методы работы партии.

От власти были отстранены наиболее консервативные члены партии. Главой правительства стал Николай Иванович Рыжков. Пост председателя Госплана занял Николай Владимирович Талызин. Московский Горком возглавил Борис Николаевич Ельцин.

К началу 1987 года заменили 70 % членов Политбюро.

Летом 1987 года правительство разработало план реформ, ставший программой перехода к «социалистическому рынку».

Чтобы пробудить инициативу людей, нужно было преодолеть полный государственный контроль экономики. Появилась новая экономическая стратегия, которая предусматривала расширение самостоятельности предприятий; перевод предприятий на хозрасчёт и частичное самоуправление; развитие индивидуального предпринимательства; привлечение иностранных инвестиций.

В то же время сохранялись социалистическая собственность и планирование.

1 января 1988 года в силу вступил закон «О государственном предприятии». Изменялось соотношение прав министерств и предприятий, союзных и республиканских органов власти. Вместо привычного плана вводился «государственный заказ», охватывавший лишь часть производимой продукции, остальную разрешалось реализовывать по своему усмотрению самим предприятиям. На предприятиях предусматривалось избрание руководителей, а также создание советов трудовых коллективов, что также должно было мобилизовать активность, повысить ответственность и заинтересованность работников. Эту же цель преследовало расширение прав предприятий в определении зарплаты и выбора ассортимента выпускаемой продукции.

Испытанием для экономики стало появление кооперативов – небольших частных предприятий. В феврале 1987 года был зарегистрирован один из первых кооперативов, который занимался пошивом балетных тапочек.

В 1987–1988 годах был принят ряд актов, поощряющих частную инициативу. Главным из них стал Закон «О кооперации в СССР», принятый в мае 1988 года. Однако чем активнее развивалось кооперативное движение, тем более настороженное отношение оно вызывало. Льготы позволяли кооператорам закупать сырье по низким государственным ценам, а продавать свою продукцию по высоким, коммерческим.

Из-за нехватки законных источников сырья кооператоры часто устанавливали контакты с теневыми структурами. Правительство опасалось бесконтрольного расширения негосударственного сектора экономики и вводило различные ограничения. Они мешали формированию частной собственности.

Одной из важных особенностей периода перестройки стало появление коммерческих банков. Первым из них стал банк «Патент», открывшийся в 1988 году в Ленинграде.

Реформирование государственного сектора экономики не принесло ожидаемых результатов. Поэтому усилилась ориентация на рыночные отношения. Но и здесь принимаемые меры не были последовательными.

В 1990 году был издан ряд законов, которые предусматривали:

перевод промышленных предприятий на аренду;

вывод экономики из-под государственного контроля;

создание акционерных обществ;

развитие частной инициативы.

Но реализацию этих законов отложили до 1991 года, а некоторых и до 1995 года.

Бессистемными были реформы и в сельском хозяйстве. В 1988 году объявили о необходимости введения арендного подряда на селе. С крестьянами и фермерами предполагалось заключать договоры об аренде земли на пятьдесят лет. Также арендаторы получали право полностью распоряжаться полученной продукцией. Определять площади участка и поголовье скота должны были колхозы. В результате, к 1991 году только 2  % земель обрабатывалось на арендных условиях.

Как вы видите, ни одна из экономических реформ не имела ожидаемых результатов. Из-за непоследовательности действий правительства было дезорганизовано производство; нарушена система перераспределения. Реформы превратились в экономическую катастрофу. Сократилось производство как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. Впервые с 1947 года было введено нормированное распределение продуктов.

Стремительно падал уровень жизни населения. Люди видели, что правительство не может добиться перемен к лучшему. По всей стране начались массовые забастовки рабочих.

В 1990 году были проведены выборы народных депутатов. Председателем Верховного Совета РСФСР стал Борис Николаевич Ельцин. Он попытался начать собственные реформы в сфере экономики.

Летом 1990 года Григорий Алексеевич Явлинский и Станислав Сергеевич Шаталин, совместно с другими экономистами, разработали программу, которая получила название «500 дней».  Она предусматривала проведение приватизации государственных предприятий (то есть передачи их в частную собственность) и сокращение экономического влияния Центра. Однако консервативно настроенные члены правительства надавили на Горбачёва и настояли на отказе от поддержки этой программы.

Было объявлено, что СССР перейдёт к рыночным отношениям к 1997 году. Помощь в этом процессе руководство страны надеялось получить от Запада.

В июне 1991 года президентом был избран Борис Николаевич Ельцин. Большинство избирателей надеялись, что он поддержит курс на ускорение экономических реформ. Уже в июле 1991 года приняли закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий. Это должно было стать альтернативой зашедшей в тупик экономической политике Михаила Сергеевича Горбачёва.

Давайте подведём итоги.

В апреле 1985 года Михаил Сергеевич Горбачёв провозгласил политику ускорения социально-экономического развития.

Положения новой экономической политики были отражены в «Основных направлениях социально-экономического развития на двенадцатую пятилетку и до 2000 года».

15 мая 1986 года было издано постановление «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами».

1 января 1988 года в силу вступил закон «О государственном предприятии».

В 1987–1988 годах был принят ряд актов, поощряющих частную инициативу.

В июле 1991 года приняли закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Закрепление:      Тест.

1. Назовите главное направление первоначального варианта экономических реформ, предложенного М.С. Горбачёвым:

а) ускорение социально-экономического развития;

б) переход к регулируемому рынку;

в) переход к свободной рыночной экономике;

2. Экономическая реформа 1987 г. предусматривала:

а) расширение самостоятельности предприятий;

б) внедрение хозрасчёта и самофинансирования;

в) постепенное возрождение частного сектора;

г) отказ от монополии внешней торговли.

3. Когда была разработана программа «500 дней»?

а) 1988 г.;

б) 1989 г.;

в) 1990 г.;

4. Авторами программы 500дней» были:

а) М.С. Горбачёв;

б) С.С. Шаталин;

в) Е.Т. Гайдар;

г) Г.А. Явлинский;

5. Главными причинами неудач экономических реформ в годы перестройки были:

а) тактические просчёты;

б) предлагавшиеся им меры не носили последовательного характера;

в) реформы носили половинчатый характер

г) все варианты ответов.

6. Выбрать позитивные и негативные черты экономической реформы:

·         демонополизация экономики,

·         отсутствие продуманной концепции, разгосударствление экономики,

·         развитие малых предприятий,

·         противоречивость,

·         развитие предпринимательства,

·         многообразие форм собственности и форм хозяйствования,

·         ограниченность рамками командно-административных способов хозяйствования.

 

     7. Выполнение задания

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Перестройка в СССР 1985-1991». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.План с пояснениями должен отразить основные события (явления),связанные с данным периодом.

 

  Взаимопроверка. Ученики  обмениваются результатами теста, и проверяют.

  Ответы:  1 – а; 2 – а, б; 3 – в; 4 – б, г; 5 – г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Социально-экономическое развитие СССР в 1985 – 1991 годах" Класс: 11

Автор: Логинова Марина Алексеевна

Дата: 24.12.2021

Номер свидетельства: 596045


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства