kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Конспект урока по истории России 18 века по теме "Северная война" ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка сделана с учетом требований ФГОС. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Учитель

Марасанова Любовь Валерьевна

Школа

МОУ Воскресенская ООШ Угличского МР

Тема урока

Внешняя политика России в начале XVIII века. Северная война 1700-1721г.

Цель урока


Используя методы развивающего обучения доказать справедливость и необходимость войны со Швецией для дальнейшего развития России.

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Предметные

  • раскрыть причины Северной войны;

  • проследить зависимость исхода основных сражений от уровня экономического развития страны и преобразований в армии и флота;

  • раскрыть роль личности в истории на примере Петра 1 и Карла 12;

  • познакомить с вкладом наших земляков в победу в Северной войне.

  • совершенствовать навыки сравнительного анализа исторических карт;

  • развивать способности к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов;

Личностные УУД

  • воспитывать чувство патриотизма и гордости за своих предков;

  • способствовать развитию чувства успешности, положительного самоощущения и эмоциональной удовлетворенности личности ученика.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке;

  • формулировать учебные задачи;

  • работать по предложенному плану, инструкции;

  • высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  • отличать верно выполненное задание от неверного;

  • осуществлять самоконтроль;

  • совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;

  • взаимодействовать при работе в группах

  • уметь аргументировано  отвечать;

  • искать информацию в нескольких источниках

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике, тетради, карте,;

  • ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

  • находить ответы на вопросы в тексте, карте;

  • проводить анализ учебного материала;

Тип урока

комбинированный

Технологии

развивающее, проблемное обучение, развития критического анализа, КСО.

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная, групповая и коллективная.

Оборудование

Персональный компьютер, мультимедиапроектор, доска-экран.

Программное обеспечение

Операционная система Windows 2000, программа для презентаций “PowerPoint 2003”, Windows media player.

Демонстрационный материал

Мультимедийные презентации. Гравюра (репродукция) « Гангутское сражение». Картина (репродукция) «Полтавское сражение».

Раздаточный материал

  1. Задания по картам “Северная война 1700-1721 гг.”, “Полтавская битва”.

  2. Контурные карты и атласы

Межпредметные связи

Литература 8 класс. А.С.Пушкин «Полтава», «Медный всадник»

Внутрипредметные связи

Нов Новая история 1701-1714г – война за Испанское наследство».

Краеведение «Углич и угличский край в начале 18в.»

Основные понятия

коалиция, регулярная армия, рекруты, генеральное сражение, редут, гренадер, фрегат, галера. (слова написаны на доске)

Важнейшие даты

1700-1721г – Северная война, 1700г.- поражение под Нарвой,

1702г.- взятие Нотебурга, 1703г.- строительство Петербурга,

1704г.- взятие Дерпта и Нарвы, 1708г.- победа у д. Лесной,

27 июля 1709г.- Полтавское сражение, 1711г. - Прутский поход,

1714г.- Гангутское сражение, 1720г.- сражение у о. Гренгам,

1721г.- Ништадский мирный договор.

Выдающиеся личности

Петр 1, Карл 12, А.Меньшиков, Б.П. Шереметев, Ф.М. Апраксин (Имена написаны на доске)

План урока

I. Ознакомление с темой (12 мин)

1. Международная обстановка в начале войны;

2. Ход Северной войны (краткий обзор)

II. Погружение в тему (30 мин)

1. Первые годы войны. Поражение под Нарвой,

2. Создание регулярной армии

3. Первые победы

4. Строительство Санкт- Петербурга.

5. Битва у д. Лесной.

6. Полтавская битва.

7. Битва на р. Прут.

8. Победы русского флота.

9. Ништадский мирный договор.

III. Подведение итогов урока. (3 мин)

1. Вывод, д./З.

2. Самоанализ урока. Выставление оценок

3. Звукорефлексия.

Домашнее задание

§ 14.Вопросы и задания на стр. 114.

Продолжить составление энциклопедии «Историческая личность».

















Ход урока

 Мотивация (3 мин)

В конце XVII в. Россия поставила своей целью стать равноправной европейской державой, заимствуя опыт других стран. Задачу “догоняющего” развития по отношению к Европе взял на себя царь Петр I. Петр Алексеевич Романов возвратился в Москву с твердым намерением начать преобразования и реформирование Российского государства. Так, с 1698 года началась жестокая целеустремленная ломка старой России, ставшей к концу правления Петра Великого мощной в военном и экономическом отношении европейской державой.

С чего же решил начать свои преобразования будущий император?


Задание №1: (Работа по алгоритму - слайд 3)

1) Какие конкретно задачи стояли перед Россией на рубеже 17-18в.? 2)Расставьте в логической последовательности.

3) Выберите первостепенную (работа выполняется мелом на доске)

4) Могла ли Россия решить ее одна?

5) Дайте понятие «коалиция»

6) помощью схемы охарактеризуйте отношения между странами Европы на рубеже 17-18в. (работа в парах выполняется на карточках)

7) Могла ли была проблема решена мирным путем?

8) Вывод: Война со Швецией была необходима.

Определение темы урока: Внешняя политика России в начале XVIII века. Северная война 1700-1721г. (слайд 1)

Постановка цели, задачи урока.

Цель урока. Как Северная война повлияла на развитие России.

Задачи урока: Познакомиться с основными событиями Северной войны, её причинами, ходом, итогами 

Проблемное задание: Война – это всегда разрушение, всегда горе и страдание народа. Может ли война быть прогрессивной? (слайд 2)

Задание №2: Определить причины и характер войны исходя из сравнительного анализа карт «Россия начала 17в.» и «Россия начала 18в.» (слайд 4)

Задание №3: На основании мультимедиакарты заполните таблицу «Основные этапы Северной войны» (Электронное пособие.Энциклопедия истории России 862-1917. АО Коминфо Россия,1997-2004)

Работа в тройках: каждый ученик заполняет в таблице один столбец ( слайд 5, слайд 6)

Учитель: В1714году Петр1 подписал указ о создании в России Кунсткамеры, где, помимо прочего повелел собирать «курьезные письма, то есть древних лет на хартиях…летописцы степенные, хронографы и прочие оные описать и те списки оставить в библиотеке». Так было положено начало официальному собиранию в России исторических источников. По-настоящему познать Историю - это значит обратиться к первоисточнику…Мы сегодня попытаемся восстановить историю Северной войны, основываясь на анализе различных документов, писем, воспоминаний, иногда по - разному характеризующих одно и то же событие.


1700г.- поражение под Нарвой (слайд 7)

Марш шведов был скорый, незамеченными они подошли и напали внезапно, обращая русских в бегство. Во время отступления рухнул мост, много солдат упало в реку. Шведы с берега расстреливали тонущих из ружей, по словам Карла, «как уток». Только Семеновский и Преображенский полки не дрогнули и продолжали сопротивляться. В руки шведов попала вся русская артиллерия.


Задание №4: Сравните отношение к противнику Карла 12 и Петра1. Кто вызывает у вас большую симпатию? Почему?


- « Нет никакого удовольствия – говорил Карл - биться с русскими, потому что они бегут не сопротивляясь; если бы Нарва была покрыта льдом, то нам едва ли бы удалось убить, хотя одного человека»

- « мы надолго загнали русского медведя в свою берлогу»

- На шведской медали. Выбитой в то время был изображен бегущий плачущий Петр.

- Петр 1 называл полную конфузию своих войск под Нарвой главным уроком и всегда считал Карла своим учителем.


1702г.- взятие Нотебурга (слайд 8)

Задание №5: Петр не был бы Петром, если бы не воспользовался тем, что Карл направил свое войско в Польшу. Петр тем временем снова начал военные действия в Прибалтике. Штурмом был взят Нотебург- старинная русская крепость Орешек. «Был крепок сей Орешек но слава Богу благополучно разгрызен»-говорил Петр. Нотебург был переименован в Шлиссенбург- Ключгород. Что имел ввиду Петр?

Задание №6: 7 мая 1703г русские галеры под командованием А.Меньшикова и Петра 1 благополучно атаковали 2 шведских фрегата. В честь этой победы все участники сражения были награждены медалями. Предположите какая было надпись на этих медалях? (Небываемое бывает)


Создание регулярной армии (слайд 9)

Учитель: Петр понимал ,что такую армию как под Нарвой разбить легко и начав войну со Швецией Петр вынужден был вести войну внутреннюю с отсталостью страны и начать с армии.

Задание №7: Сформулируйте определение «регулярная армия» исходя из следующих указов Петра1: 1) распространение воинской повинности посредством рекрутских наборов на неслужилые классе (1 от 75 дворов); 2)обязательная учебная подготовка дворянства к той и другой службе; 3) порядок отбывания обязательной военной службы сословием дворян (о не производстве в офицеры дворян не служивших рядовыми в гвардии); 4) установление неделимости недвижимости дворянских имений.( Определение записать в тетрадь)


Задание №8: « По указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всея Великие и Малые и Белые России самодержавца прислан был с Москвы в город Углич в лето7215 (1707г) году, для побору солдат с города и с уезду, дворянин Михайло Гаврилов сын, прозвание Меньшиков»… 10 марта 1708 года по указу Петра 1 из Псковского, Московского и Казанского полков был образован 1-й гренадерский Бильса полк, переименованный в 1726г. В Угличский пехотный полк. Как данный факт подтверждает преобразования в армии?


Задание №9: Что вам известно о вновь созданной артиллерии взамен утраченной под Нарвой? Почему в письме Петру 1 А.Виниус писал «..Господь.. даровал нашей новой окропленной слезами артиллерии и порохом победную силу». Что имелось ввиду под «окропленной слезами»?( С церквей были сняты колокола, в том числе и с угличских.)


1703г.- строительство Петербурга (слайд 10)


Задание №10: Почему строительство города имеет не меньшее значение,

чем победа в сражении?

Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу проложить окно,

Ногою твердой стать при море.

А.С.Пушкин «Медный всадник»


Карл 12, узнав о строительстве Санкт- Петербурга, сказал высокомерные слова: «пусть царь трудится над закладкой новых городов. Мы хотим лишь оставить за собой честь впоследствии их взять»


«Нет в истории сражения, которое унесло бы столько жизней». В. Ключевский


1704г.- взятие Дерпта и Нарвы (слайд11)

Задание №11:

Прежде Нарвы петровские войска взяли Дерпт. Победителям достались шведские знамена и запасы мундиров. Меньшикову пришла в голову мысль переодеть несколько русских полков в шведскую форму. Они пойдут с развернутыми знаменами…Петру понравилась эта идея. Он даже взялся командовать «шведами». Игра началась и закончилась победой. Говоря словами Петра, «пред их(шведов) очами гора гордости стала», из-за которой они у русских ничего хорошего не видели.

Так что же не хотели замечать шведы?


1708г.- победа у д. Лесной

Задание №12:

О сражении, происшедшем в 1708 г., Петр писал, что «оная (победа) виною всех благополучных последований России, понеже тут первая проба солдатская была».Почему такую высокую оценку дал этой победе Петр1?


27 июля 1709г.- Полтавское сражение (слайд12)

Фрагмент из фильма Петр 1 режиссера Петрова отражающий наступление русских войск в сражении под Полтавой. ( Электронное пособие. Энциклопедия истории России 862-1917. АО Коминфо Россия,1997-2004)

Задание №13:

Угличане служившие в 1-м гренадерском Бильса полке принимали участие в Полтавском сражении под командованием Б.П. Шереметева . Попробуйте представить какие чувства они испытывали слушая речь Петра:

«Ведало бы российское воинство, что оный час пришел, который всего отечества состояние положил в руках их: иль пропасть всем, или в лучший вид отродитися России. И не помышляли бы вооруженных и поставленных себя быть за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский».


Задание №14: Известный военный писатель того времени Француз Роканкур писал:

« Следует отметить в этом Полтавском сражении новую тактическую фортификацию».

Посмотрите внимательно на картину «Полтавская Битва», что имел ввиду Роканкур?


Задание №15 (слайд 13)

Петр I принял личное участие в битве, водил в атаку батальоны Новгородского полка, а после удачного ее завершения, отслужив молебен, поднял тост во славу «учителей в воинском искусстве». За кого был поднят тост? Почему?


Задание №16:

Как вы относитесь к решению украинцев поставить памятник Мазепе. Обоснуйте свою точку зрения. (Работа в группах)


1714г.- Гангутское сражение (слайд 14)

Задание №17: Обратите внимание на неменяющуюся вставку на всех слайдах, предположите почему? Можно ли одержав победу на суше войну со Швецией считать законченной? Почему?

Задание №18: «Всякий потентант (владетель), который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а кто и флот имеет, обе руки имеет». Внимательно рассмотрите гравюру «Гангутское сражение», в чем вы видите отличие русского флота от шведского?

Задание №19: Угличане принимали участие в морском сражении у мыса Гангут, находясь под командованием графа П.Апраксина. Как по вашему мнению пехотные гренадерские полки могли быть использованы в морском сражении?

1721г.- Ништадский мирный договор.(слайд 15)


Задание №20: Используя карту (слайд 4) оцените значение данного договора для России.

Из Ништадского мирного договора между Россией и Швецией 30 августа 1721г

« Статья3. Его колевское величество Свейское уступает сим за себя и своих потомков его царскому величеству и его потомкам…завоеванные провинции: Лифляндию, Эстляндию,Ингерманнландиюи часть Карелии..с гордамии крепостями: Ригой, Ревелем, Дерптом, Нарвою,Выборгом и прочими( следует перечень)»


Задание № 21: В Угличском Государственном архиве хранится указ Петра 1

о служении праздничного молебна, разосланного

в церковные приходы в 1721г , в том числе в нашу церковь Воскресения что в Поречье

Указ написан на 7 страницах. Предположите его содержание .


Вывод: ( слайд 16)

Война носила для России прогрессивный характер, хотя победа и была достигната очень тяжелой ценой.


Подведение итогов. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Какие чувства у вас возникли по отношению к своим предкам?

Домашнее задание: § 14. Задание на перспективу: В ходе последующих 4 уроков выписать в тетрадь имена политических деятелей - «птенцов гнезда Петрова» и подготовить о них сообщение на итоговый урок по теме «Россия в начале 18века» (Форма работы - коллективная презентация)


Звукорерлексия: Отреагируйте на победу в Северной войне так, как по вашему мнению реагировали люди в 18в.



УМК.

1. А.А.Данилов. История России: Конец 16-18век: Учеб.для 7кл.- М.: Просвящение,2006

2. А.В.Митяев. Героические страницы истории России: 11-18в.: Книга для чтения- М.: Просвещение,1991г.

3. В. Ключевский. Краткое пособие по русской истории.-Репринт. Изд.-М.: Прогрес- Пангея, 1992г.

4. Электронное пособие.Энциклопедия истории России 862-1917. АО Коминфо Россия,1997-2004

Просмотр содержимого презентации
«Северная война»

Внешняя политика России в начале XVIII века Марасанова Л.В. Учитель истории Воскресенская оош 2014г.

Внешняя политика России в начале XVIII века

Марасанова Л.В. Учитель истории

Воскресенская оош

2014г.

Причины Северной войны .  Задание №1:(Работа по алгоритму) 1) Какие конкретно задачи стояли перед Россией на рубеже 17-18в.? 2) Расставьте в логической последовательности. 3) Выберите первостепенную( работа выполняется мелом на доске). 4) Могла ли Россия решить ее одна ? 5) Дайте понятие «коалиция». 6) С помощью схемы охарактеризуйте отношения между странами Европы на рубеже 17-18в.(работа в парах выполняется на карточках). 7) Могла ли была проблема решена мирным путем? 8) Вывод: Война со Швецией была необходима.

Причины Северной войны

.

Задание №1:(Работа по алгоритму)

1) Какие конкретно задачи стояли перед Россией на рубеже 17-18в.?

2) Расставьте в логической последовательности.

3) Выберите первостепенную( работа выполняется мелом на доске).

4) Могла ли Россия решить ее одна ?

5) Дайте понятие «коалиция».

6) С помощью схемы охарактеризуйте отношения между странами Европы на рубеже 17-18в.(работа в парах выполняется на карточках).

7) Могла ли была проблема решена мирным путем?

8) Вывод: Война со Швецией была необходима.

Характер Северной войны  Задание № 2: Сравните географические карты России в начале 17в и в начале 18 в и сделайте вывод о характере войны.

Характер Северной войны

Задание № 2: Сравните географические карты России в начале 17в и в начале 18 в и сделайте вывод о характере войны.

Основные этапы  Северной войны  Задание №3 : Заполните таблицу в соответствии с информацией мультимедиакарты (работа в тройках). дата географическое название г. Нарва событие Итоги г. Нотебург г. Петербург г. Дерпт и Нарва д. Лесная г. Полтава р. Прут м. Гангут о. Гренгам г. Ништадт

Основные этапы Северной войны

Задание №3 : Заполните таблицу в соответствии с информацией мультимедиакарты (работа в тройках).

дата

географическое

название

г. Нарва

событие

Итоги

г. Нотебург

г. Петербург

г. Дерпт и Нарва

д. Лесная

г. Полтава

р. Прут

м. Гангут

о. Гренгам

г. Ништадт

Основные этапы  Северной войны

Основные этапы Северной войны

1700 – поражение под Нарвой Задание №4 : Сравните отношение к противнику Карла 12 и Петра1. Кто вызывает у вас большую симпатию? Почему?  « Нет никакого удовольствия –говорил Карл- биться с русскими, потому что они бегут не сопротивляясь; если бы Нарва была покрыта льдом, то нам едва ли бы удалось убить хотя одного человека»  « Мы надолго загнали русского медведя в свою берлогу»  На шведской медали. Выбитой в то время был изображен бегущий плачущий Петр.  - Петр 1 называл полную конфузию своих войск под Нарвой главным уроком и всегда считал Карла своим учителем.

1700 – поражение под Нарвой

Задание №4 : Сравните отношение к противнику Карла 12 и Петра1. Кто вызывает у вас большую симпатию? Почему?

  • « Нет никакого удовольствия –говорил Карл- биться с русскими, потому что они бегут не сопротивляясь; если бы Нарва была покрыта льдом, то нам едва ли бы удалось убить хотя одного человека»
  • « Мы надолго загнали русского медведя в свою берлогу»
  • На шведской медали. Выбитой в то время был изображен бегущий плачущий Петр.

- Петр 1 называл полную конфузию своих войск под Нарвой главным уроком и всегда считал Карла своим учителем.

Создание регулярной армии

Создание регулярной армии

1704г.-взятие Дерпта  и Нарвы Задание №11: Прежде Нарвы петровские войска взяли Дерпт. Победителям достались шведские знамена и запасы мундиров. Меньшикову пришла в голову мысль переодеть несколько русских полков в шведскую форму. Они пойдут с развернутыми знаменами…Петру понравилась эта идея. Он даже взялся командовать «шведами». Игра началась и закончилась победой. Говоря словами Петра, «пред их(шведов) очами гора гордости стала», из-за которой они у русских ничего хорошего не видели. Так что же не хотели замечать шведы?   1708г.- победа у д. Лесной  Задание №12 :  О сражении, происшедшем в 1708 г., Петр писал, что « оная (победа) виною всех благополучных последований России, понеже тут первая проба солдатская была » .Почему такую высокую оценку дал этой победе Петр1?

1704г.-взятие Дерпта

и Нарвы

Задание №11:

Прежде Нарвы петровские войска взяли Дерпт. Победителям достались шведские знамена и запасы мундиров. Меньшикову пришла в голову мысль переодеть несколько русских полков в шведскую форму. Они пойдут с развернутыми знаменами…Петру понравилась эта идея. Он даже взялся командовать «шведами». Игра началась и закончилась победой. Говоря словами Петра, «пред их(шведов) очами гора гордости стала», из-за которой они у русских ничего хорошего не видели.

Так что же не хотели замечать шведы?

1708г.- победа у д. Лесной

Задание №12 :

О сражении, происшедшем в 1708 г., Петр писал, что « оная (победа)

виною всех благополучных последований России, понеже тут первая проба солдатская была » .Почему такую высокую оценку дал этой победе Петр1?

Полтавское сражение Задание №13: Угличане служившие в 1-м гренадерском Бильса полке принимали участие в Полтавском сражении. Попробуйте представить какие чувства они испытывали слушая речь Петра. « Ведало бы российское воинство, что оный час пришел, который всего отечества состояние положил в руках их: иль пропасть всем, или в лучший вид отродитися России. И не помышляли бы вооруженных и поставленных себя быть за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский » .   Задание №14:  Известный военный писатель  того времени Француз Роканкур писал:  « Следует отметить в этом Полтавском  сражении новую тактическую  фортификацию » .  Посмотрите внимательно на картину  « Полтавская Битва » , что имел ввиду  Роканкур?

Полтавское сражение

Задание №13:

Угличане служившие в 1-м гренадерском Бильса полке принимали участие в Полтавском сражении. Попробуйте представить какие чувства они испытывали слушая речь Петра.

« Ведало бы российское воинство, что оный час пришел, который всего отечества состояние положил в руках их: иль пропасть всем, или в лучший вид отродитися России. И не помышляли бы вооруженных и поставленных себя быть за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский » .

Задание №14:

Известный военный писатель

того времени Француз Роканкур писал:

« Следует отметить в этом Полтавском

сражении новую тактическую

фортификацию » .

Посмотрите внимательно на картину

« Полтавская Битва » , что имел ввиду

Роканкур?

Полтавское сражение Задание №15 Петр   I принял личное участие в битве, водил в атаку батальоны Новгородского полка, а после удачного ее завершения, отслужив молебен, поднял тост во славу « учителей в воинском искусстве » . За кого был поднят тост? Почему?

Полтавское сражение

Задание №15

Петр   I принял личное участие в битве, водил в атаку батальоны Новгородского полка, а после удачного ее завершения, отслужив молебен, поднял тост во славу « учителей в воинском искусстве » . За кого был поднят тост? Почему?

Задание №17 : Обратите внимание на неменяющуюся вставку на всех слайдах, предположите почему? Можно ли одержав победу на суше войну со Швецией считать законченной? Почему?  Задание №18 : «Всякий потентант (владетель), который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а кто и флот имеет, обе руки имеет». Внимательно рассмотрите картину «Гангутское сражение», в чем вы видите отличие русского флота от шведского? Задание №19 : Угличане принимали участие в морском сражении у мыса Гангут, находясь под командованием графа П.Апраксина . Как по вашему мнению пехотные гренадерские полки могли быть использованы в морском сражении?

Задание №17 : Обратите внимание на неменяющуюся вставку на всех слайдах, предположите почему? Можно ли одержав победу на суше войну со Швецией считать законченной? Почему?

Задание №18 : «Всякий потентант (владетель), который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а кто и флот имеет, обе руки имеет». Внимательно рассмотрите картину «Гангутское сражение», в чем вы видите отличие русского флота от шведского?

Задание №19 : Угличане принимали участие в морском сражении у мыса Гангут, находясь под командованием графа П.Апраксина . Как по вашему мнению пехотные гренадерские полки могли быть использованы в морском сражении?

1721г.- Ништадский  мирный договор . Задание №20: Используя карту (слайд 4) оцените значение данного договора для России. Из Ништадского мирного договора между Россией и Швецией 30 августа 1721г. « Статья3. Его колевское величество Свейское уступает сим за себя и своих потомков его царскому величеству и его потомкам … завоеванные провинции: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманнландиюи часть Карелии..с городами и крепостями: Ригой, Ревелем, Дерптом, Нарвою, Выборгом и прочими( следует перечень) »

1721г.- Ништадский

мирный договор .

Задание №20: Используя карту (слайд 4) оцените значение данного договора для России.

Из Ништадского мирного договора между Россией и Швецией 30 августа 1721г.

« Статья3. Его колевское величество Свейское уступает сим за себя и своих потомков его царскому величеству и его потомкам … завоеванные провинции: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманнландиюи часть Карелии..с городами и крепостями: Ригой, Ревелем, Дерптом, Нарвою, Выборгом и прочими( следует перечень) »

Копия указа Петра 1  о служении праздничного молебна, разосланного в церковные приходы в 1721г , в том числе в церковь Воскресения что в Поречье. Задание № 21: Указ написан на 7 страницах. Предположите его содержание . УФ ГАЯО – ф.43 - оп. 1  - ед. хр 474 –л.1

Копия указа Петра 1

о служении праздничного молебна, разосланного

в церковные приходы в 1721г , в том числе в церковь Воскресения что в Поречье.

Задание № 21:

Указ написан на 7 страницах. Предположите его содержание .

УФ ГАЯО – ф.43 - оп. 1

- ед. хр 474 –л.1

Вывод:

Вывод:


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока по истории России 18 века по теме "Северная война" ФГОС

Автор: Марасанова Любовь Валерьевна

Дата: 30.11.2018

Номер свидетельства: 488373

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства