kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по истории на тему "Соседи Римской Империи" для обучающихся 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по истории на тему "Соседи Римской Империи" для обучающихся 5 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории на тему "Соседи Римской Империи" для обучающихся 5 класса»

Тема урока: Соседи Римской Империи.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: формирование представлений о взаимоотношениях Римской империи в I веке нашей эры с соседними государствами (Парфянским Царством, Германскими племенами и Славянами).

Задачи:

  • образовательные:

  • создать представление о границах Римской Империи в I веке нашей эры;

  • формировать умения характеризовать оружие, военные обычая, определять особенности жилища, занятия, управления племенами, внешнего вида и характера римских соседей - Парфянского Царства, Германского племени и Славян.

  • воспитательные:

  • воспитание у обучающихся эстетического вкуса, стремления к знаниям, уважения к историческому прошлому;

  • воспитывать уважение к культуре древних людей.

Планируемые результаты:

Личностные:

• понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов

• формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;

• развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • умение фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Познавательные УУД:

  • умение излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; 

  • умение строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; 

  • умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности).

Коммуникативные УУД:

  • умение определять возможные роли в совместной деятельности; 

  • умение принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы); 

  • умение корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль; 

  • умение определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства.

Предметные результаты:

  • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов;

  • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры;

  • раскрывать характерные, существенные черты: форм государственного устройства древних обществ, религиозных верований людей в древности.

План урока:

  1. Самоопределение к деятельности. Орг. Момент.

  2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Построение проекта выхода из затруднения.

  5. Первичное закрепление.

  6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  7. Рефлексия деятельности (итог).

Сценарий урока

Наш урок я бы хотела начать со слов римского философа и императора Марка Аврелия «Все, что мы слышим – это мнение, а не факт. Все, что мы видим – это точка зрения, а не истина».

Учитель держит в руках яблоко с одной стороны красное, с другой зеленое, поясняя таким образом высказывание.

Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по страницам Древней истории. Но перед тем как мы начнём наше путешествие, нам необходимо интеллектуально размяться - вспомнить то, что мы уже изучали.

СЛ. Скажите, пожалуйста, как называется Правитель, власть которого никем не ограничена, он принимает решения единолично, предъявляет жесткие требования? Диктатор

Кто стал самым первым диктатором Рима? Цезарь.

Правильно. Именно от Древнеримского политического деятеля, величайшего полководца и писателя – Гая Юлия Цезаря, к нам пришло срочное послание, но перед тем, как посмотреть его нам необходимо сначала определить тему нашего путешествия.

У каждого из Вас на партах находится таблица «Древний Рим». Подпишите их. В ходе всего урока будет осуществляться её заполнение. Сейчас мы с Вами вспомнили, о чём говорили на прошлом занятии, поэтому в течение 1 минуты Вы можете заполнить первый столбик «Знаю».

СЛ. Обратите внимание на слайд и постройтесь разгадать ребус. Соседи.

А кого мы называем соседями? (Тех, кто живет рядом с нами.)

А если речь идет о стране? (Те народы, которые проживают рядом, с которыми имеется общая граница). 

Как правило, люди хотят знать своих соседей. Как вы думаете, зачем?

А что, на ваш взгляд, нам интересно знать о своих соседях? 

СЛ. Обобщив все Ваши ответы, у меня получился перечень следующих вопросов:

  • Имя? (Название?)

  • Как выглядят?

  • Как живут? (жилье, занятия, интересы, обычаи).

  • Какой у них характер?

СЛ. Как вы думаете о чём сегодня мы будем говорить на уроке? Сегодня мы познакомимся с соседями Римской Империи в первые века нашей эры.

СЛ. А знали ли Вы, что наука, которая изучает, исследует и поясняет пословицы называется – Паремиология. Поэтому сейчас за 1 минуту Вам необходимо будет в группах собрать в правильной последовательности пословицу.

Повышать на доску. Я не зря выбрала эту пословицу в качестве девиза нашего урока. Подумайте, на протяжении всего урока над смыслом этой пословицы, связав её с темой нашего занятия.

Сл. Для того, чтобы отправиться дальше путешествовать по Римской империи и знакомиться с её соседями мы должны поставить перед собой ряд задач, которые и предстоит нам решить в ходе нашей экскурсии.

Задачи ставит каждая группа по опорным словам и иллюстрациям.

Заполните в нашей таблице второй столбик «Хочу узнать». Здесь Вы можете сформулировать новые вопросы, ответы на которые хотели бы получить после изучения темы. Подумайте и запишите, что вы хотели бы узнать еще или чему сегодня на уроке можно научиться?

А сейчас к нам прямо в класс поступили срочные новости. Внимание на экран!

Видео. Владения римлян в первом веке нашей эры простирались от Атлантического океана на западе до Двуречья на востоке, от Египта на юге до Британских островов на севере. Средиземное море стало как бы внутренним озером Римской империи. Попытки римлян ещё больше расширить границы огромной империи наталкивались на ожесточённое сопротивление соседних царств и племён. Сейчас по указу самого Гая Юлия Цезаря каждая группа попробует познакомиться и изучить три соседа Рима. После чего мы обязательно должны доложить о результатах проделанной работы на общем заседании. За каждый правильный ответ в ходе урока группа получает золотую монету с изображением Цезаря. В конце урока мы подведём итоги и узнаем, какая группа оказалась самой внимательной, добросовестной и трудолюбивой.

СЛ. Ну а сейчас мы познакомимся с названиями каждой группы и их деятельностью, Военные историки - будут характеризовать оружие и военные обычаи римских соседей, археологи – жилища и занятия, политологи – управление племенами, этнографы - внешний вид, одежду, черты характера и обычаи, культурологи – религию.

Для того, чтобы определить командира каждой группы. Каждому участнику необходимо внимательно посмотреть под свой ученический стул. Кто обнаружил иллюстрацию, значит Вы являетесь командиром данной команды. Не забывайте, что на Вас возлагается огромная ответственность. Не забывайте про правила работы в группе. Командир в течение 1 минуты должен прочитать своим участникам правила работы в группе, который оставил для нас Цезарь.

Групповая работа. А чтобы более подробнее узнать, какие же соседи имела Римская империя, выполним в группах следующее задание. Каждой группе необходимо ознакомиться с текстом на карточке (его может прочитать вслух командир) и заполнить своё определённое место в кластере (у каждой группы он индивидуальный исходя из функций группы). После выступления каждой группы участникам необходимо заполнить остывшие наименования кластера. Командиров групп я приглашаю выйти к доске, получить задание.

СЛ. Чтобы узнать название первого Восточного соседа необходимо в правильной последовательности собрать два слова.

1 сосед – Парфянское царство. Парфяне нанесли поражение римлянам, после чего Император Рима – Август решил вступить в переговоры с парфянами. После этого между Римом и Парфией долгие годы не было войн.

Время работы в группе 5 минут. Обсуждение и заполнение кластеров. Выбор имён прилагательных.

СЛ. Чтобы узнать название второго соседа необходимо в правильной последовательности собрать слово.

2 сосед – Германцы. Именно германцы стали самым опасным врагом Рима, после того, как внезапно совершили восстании против римлян. Несколько дней длилось сражение, три легиона Рима были полностью уничтожены. Когда Август узнал о страшном бедствии, он пришёл в отчаяние. Древние историки рассказывают, что несколько месяцев подряд император в знак скорби не брился и не стриг волосы; в отчаянии он восклицал: «Вар, верни легионы!» Ежегодно день поражения отмечался в Риме как день траура.

Время работы в группе 5 минут. Обсуждение и заполнение кластеров.

СЛ. Чтобы узнать название третьего соседа необходимо в правильной последовательности собрать слово.

Восточнее германцев жили предки славянских народов (в том числе русских, украинцев, белорусов). Римские писатели называли эти племена венедами. Так как венеды жили довольно далеко от границ империи, римляне недостаточно хорошо знали их жизнь. Вот почему сообщения древних писателей о предках славян отрывочны. Больше сведений дают археологические раскопки.

3 сосед – Славяне.

Время работы в группе 5 минут. Обсуждение и заполнение кластеров.

Молодцы, каждая группа достойна выступила и защитила свою работу. Поэтому все получают по золотой монете. Ну а теперь великий полководец хочет проверить насколько внимательно Вы слушали выступление друг друга. Командирам необходимо выйти к доске и получить задание в конверте. Ваша задача в течение 2 минут собрать иллюстрации представителей каждого из соседа римлян по фрагментам. Время пошло.

Оценивание. Вручение монет.

Ну что же не удалось обхитрить Цезарю самых внимательных учеников 5 класса.

Ну а теперь небольшое задание на проверку нового изученного материала от Валерии Валерьевны.

Тесты. Сбор тестов командиров групп.

СЛ. Итак, наша замечательная экскурсия по Римской империи и знакомству с её соседями подходит к концу. Давайте вспомним, какие задачи мы ставили перед собой в начале нашего путешествия. Достигли их мы? Что нового узнали, с чем познакомились?

СЛ. А теперь вернёмся к вопросам, над которыми я просила Вас задуматься на протяжении всего урока.

Я благодарю вас за урок. Вы сегодня были активными, любознательными и внимательными путешественниками. Гай Юлий Цезарь за такую добросовестную работу всему классу в ответ тоже приготовил подарок – необычное и творческое домашнее задание. Озвучивание ДЗ.

В течение дня мы подсчитаем количество полученных каждой командой золотых монет и подведём торжественное награждение!













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по истории на тему "Соседи Римской Империи" для обучающихся 5 класса

Автор: Пасевин Валерия Валерьевна

Дата: 22.05.2021

Номер свидетельства: 581246


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства