kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик" (9кдасс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

изучить положение в Царстве Польском; ознакомиться с политикой по отношению к Финляндии; узнать о положение в Западном крае; выяснить каково было положение евреев в Российской империи; узнать об основных конфессиях в первой половине 19 века; направление политики России в Средней Азии.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик" (9кдасс)»

Конспект урока "Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик"

Класс:9

Среди православных верующих было распространено почитание старцев. Они активно проповедовали и вели праведный образ жизни, чем заслуживали почёт и уважение. Монаха Серафима Саровского можно назвать одним из самых известных старцев первой половины XIX века.

Он предсказал многие события, которые произошли в России в последующие десятилетия. Подробнее о религиозных течениях в Российской империи вы узнаете далее.

Цель:
- Ознакомиться с национальной и религиозной политикой Николая I.
Задачи урока:
1. образовательные: изучить положение в Царстве Польском; ознакомиться с политикой по отношению к Финляндии; узнать о положение в Западном крае; выяснить каково было положение евреев в Российской империи; узнать об основных конфессиях в первой половине 19 века; направление политики России в Средней Азии.
2. развивающие: развитие познавательных интересов учащихся; развивать умения работать в группе с учебником; способствовать формированию исторической культуры; развитие памяти, логики и интеллекта.
3. воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.
Планируемые результаты:

Личностные:осознание необходимости изучения истории России как важнейшей части мировой истории.

Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником, историческими источниками, историческими картами.Предметные: расширение знаний о политике России в национальном вопросе в первой половине 19 века.

Универсальные учебные действия:

- личностные: формировать уважение к истории, культурным и историческим памятникам.

- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему, давать свою оценку по изученному материалу.

-познавательные: извлекать информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, добывать новые знания из источников ЭОР.

- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах.

План

Положение в Царстве Польском.

Политика по отношению к Финляндии.

Положение в Западном крае.

Положение евреев в Российской империи.

Власть и религиозные конфессии в первой половине XIXв.

Политика России в Средней Азии.

1.Вопросы занятия будут следующими: Положение в Царстве Польском. Политика по отношению к Финляндии. Положение в Западном крае и Прибалтике. Положение евреев в Российской империи. Власть и религиозные конфессии в первой половине XIX века. Политика России в Средней Азии.

В середине XIX века факторами, влияющими на общественное настроение в «национальных окраинах» империи, были национально-освободительные движения, которые в то время получили широкое распространение в Европе, а также Французская революция 1830 года.

Пропаганда демократических ценностей и конституционных норм, провозглашение независимости Греции и Бельгии, победа буржуазной революции во Франции не могли не повлиять на подъём патриотических чувств в национальных регионах России. Например, восстание назревало в Царстве Польском. Даже несмотря на то, что польским землям было предоставлено широкое самоуправление и особый статус.

Этому было несколько причин: ужесточение режима – введение цензуры и создание тайной полиции; преследования и аресты оппозиционных депутатов сейма; несоблюдение российскими властями конституции 1815 года; желание польского дворянства восстановить прежние вольности и возродить независимую Речь Посполитую в границах 1772 года. Т. е. государства, в которое, помимо польской территории, должны были войти земли Литвы, Беларуси и Правобережной Украины. Кроме этого, была сильно ограничена деятельность сейма.



Поводом же к восстанию послужила угроза привлечения поляков к подавлению Французской революции 1830 года. Потому что в соответствии с решениями Священного союза, Россия должна была послать войска для помощи французской монархии. Однако поляки не хотели пополнять «армию карателей». И 29 ноября 1830 года в Царстве Польском началось восстание, которое, по сути, было национально-освободительной войной.

Восставшие захватили арсенал, создали армию и своё правительство во главе с бывшим членом Негласного комитета Адамом Ежи Чарторыйским.

В январе 1831 года польский сейм провозгласил, что Николай I и его семья лишаются прав на польский престол. Это нарушало действующую конституцию 1815 года и означало, что поляки сами отказываются от конституционного порядка 1815 года. Фактически правительство Польши объявило России войну.

Однако уже в феврале 1831 года мятежники потерпели поражение от русской армии под командованием генерал-фельдмаршала Ивана Ивановича Дибича. А 8 сентября 1831 года правительственные войска под командованием генерал-фельдмаршала Ивана Фёдоровича Паскевича заняли столицу Царства     Польского – Варшаву. Восстание потерпело поражение.

Восстание в Польше стало сильным ударом по престижу Николая I. Он был оскорблён «неблагодарностью» поляков, которые имели больше привилегий, чем другие его подданные. 14 февраля 1832 года Николай I отменил конституцию 1815 года как недействующую. Вместо неё был введён так называемый «Органический статут». Согласно этому документу, Царство Польское провозглашалось составной частью Российской империи. Упразднялись польский сейм и армия. При этом были сохранены административная автономия, должность наместника Царства Польского, а также совет при наместнике и Государственный совет. Плюс ко всему, были закрыты Варшавский и Виленский университеты, лицей в Кременце.


Изучение новой темы

Положение в Царстве Польском.

Комментированное чтение (5 мин)

По окончанию чтения каждая парта составляет по два вопроса. Один «тонкий вопрос» ( требует краткого ответа), один «толстый вопрос» (требует развернутого ответа). (3 мин)

Пример:

В каком году началось восстание в Польше?( «тонкий вопрос»)

Что стало поводом восстания в Польше? ( «тонкий вопрос»)

Как революция во Франции повлияла на общественные настроения в России? («толстый вопрос»)

По окончании составления вопросов каждая группа адресует их соседней парте. Ответы корректируются и оцениваются учителем.



2.Ещё одной национальной окраиной, наделённой широкой автономией, было Великое княжество Финляндское. Ещё в 1809 году непосредственно Александр I открывал сейм в городе Борго, на котором провозглашалось сохранение старой конституции Финляндии и её важнейших законов. Столицей княжества с 1812 года был город Гельсингфорс (современный Хельсинки).

Во время правления Николая I Финляндия всё ещё сохраняла автономию, хотя сейм за этот период практически не созывался. В 1826 году была учреждена должность министра-статс-секретаря Великого княжества Финляндского. Министр-статс-секретарь фактически являлся представителем Финляндии в Петербурге и имел право личного доклада императору. Эту должность в основном занимали уроженцы Финляндии.


Великое княжество Финляндское.

При Александре I

При Николае I

1809 г. – открытие сейма в Борго Было объявлено о сохранение конституции и важнейших законов.

Сейм практически не созывался. Финляндия оставалась автономной.

1812 год – столица Финляндии Гельсингфорс (Хельсинки)

1826 год – учреждена должность министра – статс-секретаря Великого княжества Финляндского.( имел право личного доклада императору)


3.Земли Беларуси, Литвы и Правобережной Украины, которые отошли России в результате разделов Речи Посполитой, вошли в состав особой административной единицы – Западного края. Он административно делился на Северо-Западный край и Юго-Западный край. Северо-Западный край состоял из 6 белорусских и литовских губерний – Виленской, Ковенской, Гродненской, Минской, Могилёвской и Витебской. Юго-Западный край включал в себя 3 украинские губернии – Волынскую, Подольскую и Киевскую.

 

Можно предложить составить ментальную карту, или кратко законспектировать.

Западный край – это особая административная единица Российской империи.

Делился на:

Северо-Западный край (6 белорусских и литовских губерний);

Юго-Западный край (3 украинские губернии).

(Найти их на карте).

1804 г. – открытие Харьковского университета

1834 г. – Открытие Киевского университета.

С 1846 по 1847 год – действовало Кирилло-Мефодиевское студенческое общество при Киевском университете.

1847 год – правительство разгромило организацию.

При Николае I Прибалтика выходит на высокий уровень экономического развития. Крупными экономическими центрами стали – Рига, Ревель, Вильно.

Поскольку эти территории являлись приграничными, на них осуществлялось особое управление и действовали свои законы. В первой половине XIX века экономика Юго-Западного края активно развивалась. Там были открыты залежи каменного угля и железной руды, что способствовало становлению железоделательной и металлообрабатывающей промышленности в районе будущего Донбасса и Криворожья. Росло количество промышленных предприятий.

Своё развитие получили в крае культура и образование. Так, в 1804 году был открыт Харьковский, а в 1834 году – Киевский университеты. 

В Киевском университете с 1834 по 1847 год действовала и своя тайная политическая организация – Кирилло-Мефодиевское студенческое общество. Её участники хотели создать единую славянскую федерацию с национальной автономией каждого славянского народа. Они отстаивали идеи республиканского строя и выступали за ликвидацию самодержавия и крепостного права. Главой этого тайного студенческого общества являлся профессор истории Николай Иванович Костомаров, а одним из его активных деятелей был поэт Тарас Шевченко.

Ещё одни окраинные губернии – Эстляндская, Лифляндская и Курляндская – входили в состав Прибалтийского края. Ещё во время правления Александра I здесь была проведена аграрная реформа, которая освободила крестьян от крепостной зависимости, но не дала им земли. В то же время прибалтийские помещики состояли на воинской службе в русской армии.

На этих землях также шла борьба за сохранение национальных традиций. Культурно-просветительской деятельностью здесь занимались Курляндское общество для изучения литературы и искусства, Латышское литературное общество, Эстонское учёное общество.

Благодаря промышленному перевороту, который активизировал торговлю, Прибалтика превратилась в один из самых динамично развивающихся регионов Российской империи.

4. Комментирование чтение

Во время правления Николая I вопросы быта и управления еврейским населением в Российской империи регулировались Положением 1835 года.

У евреев сохранялись многочисленные льготы, в том числе касательно службы в армии. Так, от рекрутства были полностью освобождены еврейские купцы всех гильдий, жители сельскохозяйственных колоний, цеховые мастера, механики на фабриках, раввины и все евреи, имеющие среднее или высшее образование. Посредством привлечения евреев в армию правительство проводило политику их ассимиляции.

Ассимиляция – процесс, в результате которого один этнос лишается своих отличительных и заменяется чертами другого общества.

Им присваивались русские имена и фамилии. Также евреев, поступивших на службу в армию, крестили в православие. Зато после этого они могли проживать за чертой оседлости. Таким образом евреи постепенно приобщались к русскому языку и культуре.

С помощью созданного в 1840 году комитета по «коренному преобразованию евреев в России» российские власти пытались приобщить еврейское население к земледелию и освоению сибирских земель. Однако по иудейским традициям занятие сельским хозяйством считалось недостойным, а еврейские общины были замкнуты и тщательно охраняли свою культуру и быт. Поэтому у властей не получилось приобщить евреев к земледелию.

5.

РПЦ

Старообряд-цы

католики

Протес-танты

мусульмане

Можно заполнить таблицу

По отношению к различным религиям в многонациональной Российской империи действовал принцип веротерпимости. Признавая царскую власть и государственные порядки, можно было исповедовать любую религию. Но всё же православная церковь имела преимущество перед остальными. Её прихожане составляли 86 % от всего населения страны. Более того, в Поволжье, Сибири и на Кавказе активную деятельность развернули православные миссионеры. Их целью был перевод в православие представителей других вер.

При Николае I усилилось гонение на старообрядцев. Так, в соответствии с Указом 1832 года раскольникам нельзя было принимать у себя беглых православных священников. А Указом 1835 года запрещалось возводить новые молитвенные дома и ремонтировать старые. Старообрядцам также было запрещено заниматься общественной деятельностью. К этому времени в самом старообрядческом движении произошёл раскол. Оно разделялось на два направления: «поповцев» и «беспоповцев».

«Поповцы» признавали церковную иерархию и все 7 церковных таинств. «Беспоповцы» отрицали священников и допускали только три таинства – крещение, исповедь и причастие.

Следует отметить, что в самом старообрядческом движении до середины XIX века не было своей иерархии. Она появилась после того, как в 1846 году к раскольникам примкнул боснийско-сараевский митрополит Амвросий. Он возглавил старообрядческую церковь, став митрополитом Белокриницким.

Поэтому Амвросия можно считать основателем старообрядческой иерархии.

В Российской империи в XIX веке распространилась и католическая вера. Этому способствовало несколько факторов: присоединение польских земель, ссылка участников польских восстаний в Сибирь, увеличение количества немецких колонистов.

Ещё одной религией, которую исповедовало население империи, было униатство. Оно было распространено на украинских и белорусских землях.

Униатство подразумевает соединение православной и католической церкви на основе унии при главенстве католической, но с сохранением многих православных обрядов.

С 1837 года дела униатской церкви были переданы в ведение Синода. А с 1839 года действие Брестской церковной унии было прекращено, и униатская церковь была воссоединена с Русской православной церковью.

Население Прибалтики и Финляндии принадлежало в основном к протестантизму. В России он был представлен лютеранством и кальвинизмом.

Появлялись в империи и новые конфессии. Так, в 1841 году сюда проник баптизм.

Баптизм – одно из направлений протестантского христианства.

Первыми, кто стал его исповедовать, были немцы, однако вскоре баптизм распространился и среди русских, украинцев, белорусов, армян, грузин, молдаван, чувашей.

Ислам в России был представлен двумя направлениями: суннизмом и шиизмом.  Суннизм исповедовали большинство верующих татар, башкир, а также народы Северного Кавказа, шиизм же – только часть дагестанцев и азербайджанцев.

6. Самостоятельно в тетрадях составить схему пункта.

В течение XVIII–XIX веков в состав России вошли и казахские жузы (Младший, Средний и Старший). Это группы племён, кочующих по степям современного Казахстана. Постепенно здесь начали основываться русские военные укрепления. С этими землями граничили среднеазиатские государства – Хивинское и Кокандское ханства, Бухарский эмират.

Российское правительство пыталось наладить отношения и с ними. Так, в 1854 году военный губернатор Оренбургской губернии Василий Алексеевич Перовский смог добиться подписания договора с Хивой. Однако среднеазиатские государства, опираясь на поддержку Англии, стремились подчинить себе казахские земли. Так, кочевники Хивы, Бухары и Коканда совершали набеги на земли казахов, перешедшие в подданство России. Необходимость защиты своих приграничных земель в итоге подтолкнёт Россию к завоеванию Средней Азии.

Подведём итоги: В середине XIX века Российская империя была многонациональным и многоконфессиональным государством. Во время правления Николая I к представителям разных народов и религий было неодинаковое отношение. После восстания 1830–1831 годов была существенно ограничена самостоятельность Царства Польского. Финляндия пользовалась широкой автономией. На приграничных землях Западного края действовали особые законы и управление. Еврейское население Российской империи пользовалось значительными льготами. Усилилась борьба со старообрядцами, была упразднена униатская церковь. Российское государство пыталось наладить отношения с государствами Средней Азии.



Составление синквейна.1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Тема синквейна: «Национальная политика»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Логинова Марина Алексеевна

Дата: 17.12.2021

Номер свидетельства: 595182


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства