kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока: Доминирование светского начала в культурной политики Класс:8.История России

Нажмите, чтобы узнать подробности

-характеристика развития основных отраслей культуры при Петре I;

- выявление основных достижений русской культуры в конце XVII-  I четверти XVIIIв.;

-воспитание толерантности, уважительного отношения к культурному наследию России, других народов и государств.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: Доминирование светского начала в культурной политики Класс:8.История России»

Конспект урока: Доминирование светского начала в культурной политики

Класс:8

Цель урока: показать особенности развития русской культуры в правление Петра I, дать оценку их роли в развитии России в дальнейшем.

Задачи урока: Образовательные:

- характеристика развития основных отраслей культуры при Петре I;

- выявление основных достижений русской культуры в конце XVII-  I четверти XVIIIв.;

- изучение особенностей европеизации русского общества в эпоху Петра I;

- показ положительных и отрицательных сторон развития культуры в Петровской России.

  • Развивающие: - развитие умения анализа исторических источников, ведения диалога;

- формирование навыков логического и критического мышления, публичных выступлений, защиты собственного мнения обучающихся;

- совершенствование коммуникативных умений обучающихся.

·         Воспитательные: воспитание толерантности, уважительного отношения к культурному наследию России, других народов и государств.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: проблемно-диалогический урок

Ход урока: 

- Давайте вспомним, как развивалась русская культура до Петра I XVIIв. Какие изменения в ней произошли, какие новые черты в ней появились?

Новые черты развития русской культуры в XVIIв.:

- в литературе – появились сатирические, бытовые, биографические и автобиографические повести;

- появился придворный театр;

- в архитектуре появился новый стиль – нарышкинское (московское барокко);

- в живописи появились новые жанры – портретная живопись (парсуна) и бытовые картины.

- Возросло число грамотных людей;

- издано больше печатных книг;

-  Были ли у нас достижения в духовной сфере в XVIIв., назовите их.

- открыто первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинское училище (академия);

- развивались научные знания;

- были построены Теремной дворец Кремля, деревянный дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском, церковь Покрова в Филях;

- исследовали Сибирь, вышли к берегам Тихого океана.

- Русские первопроходцы С.Дежнёв, В.Поярков, Е.Хабаров, В.Аталасов;

Назовите выдающихся деятелей русской культуры XVIIв.

- Русские первопроходцы С.Дежнёв, В.Поярков, Е.Хабаров, В.Аталасов;

 - иконописец Симон Ушаков (икона «Спас Нерукотворный»);

- архитекторы Б.Огурцов, А.Константинов, Т.Шарутин, Л.Ушаков (Теремной дворец)

- Симеон Полоцкий (писатель, учёный, переводчик);

- братья Лихуды (открыли Славяно-греко-латинское училище).

Что позволило добиться таких изменений и достижений в культуре России XVIIв.?

- Поддержка со стороны государства, так как оно понимало необходимость развития науки и образования для развития экономики;

- ослабление влияния церкви на русскую культуру и общество в целом после никоновских реформ, что позволило развиваться светской культуре; началась секуляризация культуры – освобождение культуры от исключительного влияния церкви.

Каждая группа получает свое задание,  в тексте учебника истории изучает изменения в культуре в определенной сфере, находит достижения и недостатки. Ответы будут записываться в виде таблицы. 

1 группа – развитие образования

2 группа - наука

3 группа – художественная культура

Идет работа по группам, обучающиеся ищут в тексте учебника достижения и недостатки реформ Петра I в духовной сфере.

 Затем их ответы заслушиваются с пояснениями, объяснениями новых понятий и фиксируются в таблице

«Русская культура в эпоху Петра I»

Направления культуры

Достижения

Недостатки

Образование

 

 

Наука

 

 

Художественная культура

 

 

Быт

 

 

Достижения в развитии образования:

- начала формироваться государственная политика в области образования

- начала создаваться система профессионального образования (школы для подготовки специалистов: Артиллерийская, Навигацкая, Инженерные и др.)

- обязательная учёба дворян

- издание множества книг (больше, чем за 150 лет)

- введение гражданской азбуки (1710г.)

- первая печатная газета «Ведомости» (с 1703г.)

- первый русский музей – Кунсткамера (1714г.) – помещение для редкостей

- научная библиотека в Петербурге (1714г.)

-  указ об открытии Академии наук (1724г.)

Недостатки в развитии образования:

- во многие специальные учебные заведения принимали только детей дворян

- дети крепостных крестьян не могли обучаться в государственных школах

- большинство детей дворян не хотели учиться, поэтому им запрещалось вступать в брак без получения свидетельства об образовании.

- Какие же положительные изменения произошли в образовании, что мешало его развитию?

Достижения в развитии науки:

- заложены основы отечественной медицины: 1706г. – аптекарский огород (ботанический сад), 1707г.- первый госпиталь и врачебная школа, с 1718г. – первые хирургические инструменты;

- появилась наука геология: 1700г. – создана государственная горно-разведочная служба; 1703г. – крестьянин Шилов открыл на Урале месторождение медных руд, в 20-е годы; Г. Капустин открыл месторождения каменного угля на юге России; 1714г. - мастер Рябов открыл первые в России минеральные лечебные воды в районе Петрозаводска;

- география: 1720г. – издана карта Каспийского моря;

астрономия: 1702г.- Яков Брюс создал первую в России обсерваторию в Сухаревой башне, в 1707г. – составил первую в Росси  карту звёздного неба, с 1725г. в Петербурге начались регулярные метеорологические наблюдения;

- математика: 1703г. – издана «Арифметика» Леонтия Магницкого;

- механика: А.К.Нартов в 1712-1725гг. первым в мире изобрёл токарный станок, 1724г. – по проекту Никонова создана первая русская подводная лодка.

Недостатков в развитии науки мы в тексте не нашли.

- Мы думаем, что недостатки были:

- государство пока недостаточно выделяло средств на развитие некоторых наук, открытие лабораторий;

- не все талантливые люди могли выучиться и выбиться в люди из-за отсутствия средств и возможностей.

Государство понимало необходимость развития науки. Это объяснялось практическими потребностями страны. Она была связана:

-  с освоением огромных сибирских и дальневосточных просторов страны,

- поиском и использованием полезных ископаемых,

- строительством новых городов,

-  ростом мануфактурного производства и торговли.

- Какие достижения и недостатки были в развитии русской науки при Петре I? 

Достижения в развитии художественной культуры:

- стала более светской,

- стала разнообразной в жанровом отношении;

- получила активную поддержку со стороны государства;

- Музыка представлена несложными бытовыми формами: танцевальными, военными, застольными мелодиями, особенно популярны канты (многоголосое бытовое пение, звучавшее в дни государственных и военных праздников).

- Архитектура представлена, прежде всего, строительством Санкт-Петербурга, для которого были приглашены лучшие иностранные специалисты: Ж.Леблон, Д.Трезини, Ф.Растрелли. Но участвовали и русские мастера: И.Коробов, М.Земцов.

- В изобразительном искусстве появилась гравюра (печатный оттиск рельефного рисунка на бумаге). Известным мастером-гравюром был А.Зубов. Другая отличительная черта петровской эпохи – портретная живопись. Одним из основоположников русской светской живописи стал Иван Никитин .

Они заранее получили задание подготовить сообщение

Основные положительные изменения в быте населения в петровскую эпоху:

- внешний вид дворян стал более привлекательным: носили европейскую одежду (камзолы, чулки, башмаки, галстуков, шляпы), были выбриты, без бороды;

- с января 1700г. введено новое летосчисление – от Рождества

Христова, а не от сотворения мира. Год начинался с января. А не с 1 сентября, как прежде. Начали праздновать Новый год с украшением елей, как в Европе;

- из Европы царь привёз и внедрил новые формы общения и развлечений: праздники с иллюминацией, фейерверки, маскарады.

- с 1718г. введены ассамблеи (собрания-балы с участием женщин в домах российской знати);

- распространение получила игра на музыкальных инструментах - клавикорде (прототип пианино), скрипке, флейте. Популярны любительские оркестры;

- 1717г. – издано «Юности честное зерцало» о правилах хорошего тона.

- Началась европеизация русского общества, т.е. внедрение в России европейских порядков.

 

В целом мы оцениваем европеизацию положительно, так как:

- Россия встала на путь развития стран Европы, которые были более развитыми, и могли стать примером для подъёма России, в том числе в духовной сфере;

- Пётр хотел сделать русский народ более цивилизованным, уважаемым в мире, тем самым поднять международный авторитет страны.

Но есть и недостатки европеизации России:

- мнения людей по поводу введения европейских порядков для русского населения никто не спрашивал. Все новшества вводились по приказу царя в обязательном порядке, например для дворян введено ношение европейской одежды; запрет боярам и дворянам носить бороды, плата налога за ношение бороды. Это нарушает права человека на личную неприкосновенность (свободный выбор одежды, внешнего вида);

- введение европейских порядков в России во всех сферах жизни нарушало самобытность русского народа, его культуры, обычаев, традиций. Это и вызвало неприятие европейских порядков основной массой населения;

 - европеизация коснулась не всего населения, а только верхушки русского общества. В целом, население продолжало жить по-старому. Это ещё больше раскололо русское общество на богатых и  знатных с одной стороны, и бедных с другой.

Какую главную отличительную особенность изменений в быте при Петре I вы заметили?

- Как вы оцениваете европеизацию русского общества? Какие вы видите в ней положительные и отрицательные стороны?

Конспект

Преобразования Петра I были масштабными и существенными. Он хотел создать совершенно новую Россию, и для этого нужно было провести преобразования в сфере культуры. Если раньше она была полностью подчинена религиозному сознанию, то теперь был заметен явный переход к светскому началу.

В чём заключалось влияние церкви на культуру?

Церковь перестала являться господствующей силой в культуре. Это коснулось и литературы, и живописи, и архитектуры. Теперь Россия поддерживала контакты с другими странами, была знакома с жизнью за границей. Благодаря тому, что церковь больше не имела столь серьёзного влияния на просвещение и культуру, произошла демократизация этих областей, распространение рационалистического типа мышления.

Деятели культуры, имея поддержку государства, становятся более самостоятельными в своём творчестве. Это время было сложным и неоднозначным. Создавалось множество новых жанров, стилей, они быстро сменяли друг друга. Этот период для культуры является переходным, но в то же время ярким и оригинальным.

Ещё в юности Пётр I часто посещал Немецкую слободу, интересовался жизнью иностранцев, проживавших в России.

После поездки в Европу (Великое посольство) Пётр I загорелся идеей внедрить в России европейские традиции, обычаи. Юный царь вдохновился европейской культурой, хотел обновить Россию, в том числе в культурном плане.

Кроме того, расширились контакты России с другими странами. Открылись посольства европейских государств. Деятели искусства могли теперь приобщиться к иностранным новинкам. Но в то же время они не забывали и об отечественных традициях.

Граждане продолжали с недоверием относиться ко всему новому, но Пётр I активно пытался сломать этот барьер. Многие европейские идеи и ценности внедрялись насильственно, особенно в среде дворян, так как именно на это сословие Пётр I опирался в своих реформах. То, что в Европе накапливалось долгими годами, теперь быстро осваивалось русскими людьми.

Пётр I осознавал, что научные и культурные преобразования будет сложно провести с опорой на отечественных специалистов. Поэтому большое внимание он уделил привлечению иностранцев.

Уже после первых своих поездок в Европу Пётр возвращался в Россию с различными мастерами, специалистами в разных областях знаний. А уже в апреле 1702 года был издан манифест «О вызове иностранцев в Россию». Согласно манифесту иностранцы получали ряд привилегий:

  • право свободного въезда;

  • поддержка от государства;

  • свобода вероисповедания;

  • безопасность.

Несмотря на то, что основной задачей этого манифеста было привлечение военных специалистов, мастеров торгового дела, привилегии доставались и деятелям культуры, которые приезжали в Россию.

 Ещё одной проблемой, из-за которой России нужны были иностранные специалисты, была научная и техническая отсталость страны. А преодолеть её было необходимо для победы в Северной войне. В связи с этим приглашались учёныемеханикипрофессора.

Европеизация искусства и культуры также происходила за счёт приглашённых в Россию архитекторовживописцевскульпторов.

Одним из итогов деятельности по привлечению иностранных специалистов в Россию можно назвать бурное развитие всех сфер общественной жизни.

 Древней Руси время исчисляли летами и Новый год отмечался в начале весны в соответствии с языческими традициями. С XV века Новый год в России стал праздноваться 1 сентября. Ознакомившись с жизнью европейцев, Пётр вернулся в Россию с идеей ввести новый календарь. Во многих странах начало года праздновали 1 января, а летоисчисление вели от Рождества Христова.

В декабре 1699 года был подписан указ «О праздновании Нового года». 1 января следовало встречать новый 1700 год от Рождества Христова, а не 7208 от Сотворения мира.

Пётр I ввёл традицию празднования Нового года, позаимствовал обычай украшения ёлок. Царю было важно, чтобы этот праздник в России проходил не хуже, чем в Европе.

Для Петра I имел большое значение уровень образованности граждан. Для повышения последнего была проведена важная реформа. В 1710 году были введены гражданская азбука и гражданский шрифт. Инженер и чертёжник Куленбах по эскизам, выполненным лично Петром, создал рисунки 33 строчных букв и 4 прописных. Некоторые буквы старого алфавита были изъяты, написание многих — модернизировано. Такой шрифт впоследствии приблизил печатавшиеся с его использованием книги к европейским изданиям.

Ещё в XVII веке в России выпускалась газета «Куранты», целью которой являлось информирование царя и бояр о событиях, происходивших в мире. Издание было рукописным, делалось лишь в нескольких экземплярах и было доступно только приближённым царя.

В  1703 году на основании указов Петра I начался выпуск первой в России печатной газеты, которая называлась «Ведомости», на её страницах можно было прочитать сведения о ведении военных действий в ходе Северной войны, а после окончания последней  — о развитии промышленности и торговли, о событиях, которые происходили в стране и мире. Издание было не очень регулярным, количество экземпляров всегда выпускалось разное, иногда газету продавали, а порой и вовсе выдавали бесплатно.

Газета часто меняла свой облик, менялся шрифт, менялось название. Регулярный выпуск «Ведомостей» начался после того, как издание было передано под руководство Академии наук. Газета стала выпускаться дважды в неделю под названием «Санкт-Петербургские ведомости». Редактором газеты был назначен Герхард Фридрих Миллер. В дальнейшем в «Ведомостях» стали печатать статьи о театре, музыке, погоде, об открытиях и изобретениях. Благодаря созданию регулярной газеты обычные граждане получили доступ к информации о жизни в стране и мире.

На протяжении всей своей жизни Пётр I стремился узнавать новое, изучать неизведанное. Образованность он считал одним из важнейших качеств человека. Сам будучи любознательным, Пётр I требовал этого и от своих подданных. Кроме того, для создания новой России, которую он хотел видеть в будущем, необходимы были грамотные и образованные специалисты.

Раньше грамоте и счёту можно было научиться в школах при церквях. Пётр I хотел, чтобы образование имело светский характер.

 В 1701 году в Москве была открыта первая Школа математических и навигацких наук (Навигацкая школа). Она располагалась в Сухаревой башне. Это была первая инженерная школа в России.

Следом за ней стали открываться горные, кораблестроительные, медицинские школы. Изначально в государственных школах могли обучаться дети любых сословий, но в дальнейшем в специальные учебные заведения, где готовили офицеров и специалистов, стали допускаться только дети дворян.

Указом от 1714 года было принято решение открыть цифирные школы по всей стране. В таких школах дети получали начальное образование: учились читать, считать. Для детей дворян обучение в школе было обязательным, равным службе, а юношам, которые не оканчивали цифирную школу, запрещалось вступать в брак.

Для обучения в школах необходимы были учебники. Изначально на русский язык переводили зарубежные издания, а в дальнейшем стали печатать отечественные.

В 1701 году напечатали «Букварь» Фёдора Поликарпова. В 1703 году была написана «Арифметика» Леонтия Магницкого. Стали печататься книги по военному делу, механике, географии








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Логинова Марина Алексеевна

Дата: 24.10.2023

Номер свидетельства: 638655


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства