kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доблесть русского воинства. Выдающиеся личности российской военной истории по имени Александр

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока формирование у учащихся значимости и роли личности в историческом процессе.

Задача урока  рассмотреть некоторые важные эпизоды из героического прошлого России. Ознакомить обучающихся с понятиями: историческая личность, исторический портрет, ознакомить с героическими представителями русского народа. Ознакомить с героическими представителями русского народа.

Просмотр содержимого документа
«Доблесть русского воинства. Выдающиеся личности российской военной истории по имени Александр»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ, ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЕ:

«ДОБЛЕСТЬ РУССКОГО ВОИНСТВА. ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛИЧНОСТИ РОССИЙСКОЙ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ ПО ИМЕНИ АЛЕКСАНДР»


Автор презентации- преподаватель истории и начальной военной подготовки ОСП «АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ» ГОУ ВПО «ДОНБАССКАЯ АГРАРНАЯ АКАДЕМИЯ» г.Макеевки Щербак Сергей Александрович

Цель урока формирование у учащихся значимости и роли личности в историческом процессе.

Задачи урока:

Образовательная: рассмотреть некоторые важные эпизоды из героического прошлого России. Ознакомить обучающихся с понятиями: историческая личность, исторический портрет, ознакомить с героическими представителями русского народа. Ознакомить с героическими представителями русского народа.

Развивающая: развивать интерес к героическому прошлому вооруженных сил, на примерах истории добиться понимания готовности встать на защиту Отечества.

Воспитательная: воспитать любовь к Родине, формировать гордость за выдающихся представителей военной истории, армии.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: слайды с портретами А. Невского, А. В. Суворова, А. И. Покрышкина, А. Матросова, отрывки из документальных фильмов.

Место проведения: кабинет НВП.

Методы проведения урока: лекция, просмотр слайдов и отрывков из документальных фильмов, обсуждение полученных знаний.

Структура урока.

1. Организационный момент и мотивация учащихся;

2. Изложение нового материала;

3. Практическая часть, закрепление знаний;

4. Заключительная часть, подведение итогов;

5. Домашнее задание.


Ход урока

1. Организационный момент. Вводное слово преподавателя.

Жизнь князя Александра Невского издавна привлекала внимание потомков. Полководец и дипломат, выдающийся государственный деятель Руси – таким вошел он в историю. Уже вскоре после смерти князь был причислен к лику святых как благоверный. И сегодня благодарная память о князе Александре Ярославовиче является неотъемлемой частью русской патриотической традиции.

С ранних лет храбрый и решительный Александр сопровождал в походах отца. В 1236 году князь Ярослав Всеволодович поставил 16-летнего Александра князем-наместником в Новгороде. С этого времени началась самостоятельная политическая жизнь молодого новгородского князя. Сразу же ему пришлось всерьез заняться обороной рубежей Новгородской земли. На западе, в Прибалтике, Русь теснили немецкие рыцари. Кроме немецких рыцарей Новгороду угрожали датчане и шведы. С юга Русь разоряло татаро-монгольское иго.

Зимой 1237 года завоеватели вступили на территорию Руси. Страшное Батыево нашествие опустошило русскую землю. Этим и воспользовались рыцари-меченосцы и шведские феодалы, уповавшие на то, что разоренная Батыем Русь не сможет сопротивляться и ее земли станут их легкой добычей.

Новгородское княжество было единственным русским княжеством, избежавшим разорения монголо татарским войском. Однако вскоре после нашествия монгол в Новгород прибыли ханские слуги и потребовали с новгородцев такой же дани, как и с покоренных русских земель.

Одновременно с этим началось вторжение крестоносцев. Сражаться одновременно на два фронта было невозможно.

Александр предпочел подчиниться верховной власти хана, и, не оказывая сопротивления монголам, согласился платить дань. Такое решение объясняется тем, что ханы брали дань, но не вмешивались во внутреннюю жизнь Руси и ее церкви. Цель же соседей-рыцарей состояла не только в том, чтоб привести русских под власть папы, но и основать новую латинскую империю, разрушив русскую государственность.

Первыми выступили шведы. Летом 1240 года более сотни судов с 5 тыс. воинов вошли в устье Невы. Предводители планировали захватить Неву и Ладогу, закрепиться там, перерезать торговые пути новгородцев и диктовать им свои условия. Они были уверены в успехе.

Александр Ярославович прекрасно понимал всю серьезность грозящей опасности. Успеха можно было добиться только при условии быстрого передвижения и внезапности удара. Поэтому, собрав в Новгороде у Софийского собора свою дружину и выступив перед ней с речью, он не стал ожидать, пока соберется новгородское воинство.

Поскольку шведы не собирались задерживаться у Ижоры, на берег сошли лишь рыцари. Большая часть войска оставалась на судах. Русская конная дружина вступила в бой с рыцарями, а пешая рать новгородцев стремилась уничтожить мостки, переброшенные с судов на берег реки Невы.

Решительные действия русских воинов помогли Александру Ярославичу осуществить свой план. Не успели шведы опомниться, как русские уже рубились в самом центре лагеря.

Только к ночи отвел князь своих воинов в лес, чтобы утром завершить разгром врага. Победа была полной и славной. Потери новгородцев были так малы, что им дивились даже современники. Новгородцев погибло всего 20 человек. За мужество и ратную доблесть народ стал звать Александра Невским.

Александр Невский известен еще одним сражением – битвой на Чудском озере. В 1241 году отряды Ливонского ордена снова приблизились к Новгороду. Князь хорошо понимал, что Ливонский орден был опасным противником, но ему пришлось принять битву на Чудском озере.

Чем руководствовался Александр Невский, решив дать бой на весеннем льду? Русский полководец знал, что у врага главный удар обычно наносит закованная в латы тяжелая конница рыцарей, которая составляла главную силу крестоносного войска.

Боевой строй крестоносцев русские называли «свиньей». Это был вытянутый вперед тупой клин, впереди и по бокам которого находилась рыцарская конница; сзади тоже стоял ряд рыцарей, как бы подталкивая всю «свинью».

Перед героем Невской битвы стояла задача — выбрать удобное место для генерального сражения и противопоставить немецкой «свинье» такое построение русского войска, которое обеспечило бы победу.

План князя был реализован полностью. Рыцари были окружены, и, хотя они упорно сопротивлялись, дружины Александра Невского их одолели. Разгром врага был полный. Отступившие под натиском русских воинов на тонкий лед немцы проваливались в воду и тонули.

После этого побоища меченосцы вынуждены были заключить мирный договор и отказаться от своих завоеваний на Руси. Ливонские рыцари в 1242 г. прислали послов с поклоном в Новгород, которые сообщили, что Орден отказывается от земли Водь, Пскова, Луги и просит совершить обмен пленными. Что и было сделано. Слова Александра Невского «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет», стали девизом и многих поколений российских полководцев; личность Невского и история его битв многие века используются для поднятия морального духа русских воинов.

Крупнейший полководец своего времени, он провел за свою жизнь 20 победоносных сражений. Полководческое мастерство Александра Невского вошло в золотой фонд русского и мирового военного искусства.

По завещанию Петра I высочайшим указом от 21 мая 1725 года в Российской империи был учрежден орден Святого Александра Невского. Его девизом стали слова «За труды и Отечество».

В годы Великой Отечественной войны (29 июля 1942 года) вновь был учрежден боевой орден Александра Невского. Произошло это в самое трудное для Советской страны время — немецко-фашистские войска рвались к Волге, наступали на Сталинград. За время войны орденом Александра Невского было награждено свыше 40 000 советских офицеров. Ряд воинских частей с гордостью носят на своих знаменах орден Александра Невского.


История вторая. Самый знаменитый в русской истории полководец Александр Васильевич Суворов.

Имя его стало поистине легендарным. Тем трудней разглядеть за легендарной фигурой, овеянной славой и усыпанной, как блестками, анекдотами, незаурядную личность гениального полководца.

Александр, сын Василия Суворова, родился в Москве 30 ноября (12 декабря) 1730 года в семье отставного военного. В детстве больше всего он любил книги, в которых рассказывалось про сражения и военные подвиги. Чтобы подготовиться к военным баталиям, научился скакать на лошади, преодолевая препятствия, плавать; спал даже зимой при открытом окне, по утрам обливался холодной водой, не носил теплого белья.

Летом в деревне организовал потешные бои со сверстниками. Зная, что не одолеет противников силой, прибегал к внезапной атаке, проявлял ловкость, напор, упорство.

Первый документ, подписанный Александром Суворовым, адресован «Всепресветлейшей Державнейшей Великой Государыне Императрице Елизавете Самодержице Всероссийской Государыне Всемилостивейшей»: «Бьет челом недоросль Александр Васильев сын Суворов, а о чем тому следуют пункты: 1. Понеже я в службу Вашему Императорскому Величеству еще нигде не определен. 2. Имею желание служить… в лейб-гвардии Семеновском полку… солдатом… Октября 1742 году».

Просьба его была удовлетворена. С этого момента официально началась его служба, фактически проходившая в домашней обстановке. Отец помог осваивать основы фортификации. С помощью учителей он изучал геометрию и тригонометрию, географию, философию, совершенствовался в знании иностранных языков.

В декабре 1747 года он отправился в Петербург с двумя крепостными для прохождения действительной военной службы. Удостоился зеленого солдатского мундира с капральской нашивкой. Помимо обязательной муштры, парадов и учений, им приходилось выполнять различные работы и нести караульную службу. Состоятельные дворяне предпочитали освобождать себя от тяжелых работ (их выполняли крепостные), стараясь не пропускать увеселений, столь популярных при дворе Елизаветы Петровны. Александр Суворов был исключением: самостоятельно тянул нелегкую солдатскую лямку, не давая себе снисхождения.

Однажды, когда он стоял на часах у Монплезира в Петергофе, мимо него проходила императрица. Она обратила внимание на небольшого, но подтянутого бравого солдата и спросила, как его зовут. Он отрапортовал. Она вынула рубль и протянула ему. Он ответил:

– Согласно уставу караульный не должен брать денег!

Елизавета Петровна похвалила его за знание службы, потрепала по щеке и положила рубль перед ним на землю:

– Возьмешь, когда сменишься.

Так он и поступил, храня подарок государыни всю жизнь.

Суворов был поистине творцом своей судьбы. От заурядного дворянина он только благодаря своим победам был возвышен до князя, которому положены «царские почести». От солдата он поднялся до фельдмаршала и генералиссимуса. И все это было добыто на полях сражений, ценой невероятного напряжения физических и умственных сил, с постоянным риском для жизни, да еще вопреки недоброжелателям и завистникам. Во многом благодаря его подвигам Россия впервые прогремела на весь мир как великая победоносная держава, а А.В. Суворов – как гениальный русский полководец.

6 (18) мая 1800 года великий русский полководец умер в Петербурге.

Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 29 июля 1942 года учредил орден Суворова трех степеней – высший военный орден Советского Союза. 21 августа 1943 года созданы суворовские военные училища. В годы блокады Ленинграда жители северной столицы укрыли, спрятали, закопали многие памятники, чтобы уберечь их от немецких бомб и снарядов.

Но памятник Суворову остался стоять под огнем как напоминание о славных военных традициях России.


История третья. Прославленный советский летчик, маршал авиации, кавалер трех золотых звезд Александр Иванович Покрышкин.

Александр Иванович Покрышкин единственный человек, кто в годы войны стал трижды Героем Советского Союза! Жуков, Кожедуб и другие взяли эту высоту уже после Победы. Кстати сказать, Покрышкин был удостоен высших наград 19 стран Европы и Америки, Азии и Африки. Он первым в истории Второй Мировой войны лично сбил 50 самолетов противника. Всего же этой цифры достигли лишь 7 наших летчиков.

В августе 1944 года, выступая в американском конгрессе, президент США Франклин Рузвельт назвал Покрышкина лучшим воздушным асом Второй Мировой войны. И дело не только в его боевой результативности самой по себе. Покрышкин разработал, а самое главное, рискуя не только жизнью, но и своим добрым именем, пробил введение в боевую практику совершенно новой для того времени тактики воздушного боя.

Сам он об этом не любил распространяться. Жизнь не баловала его с детства. В неполных 15 лет он вынужден был оставить учебу и зарабатывать себе на хлеб - так сложились семейные обстоятельства... Уже потом, работая, доучивался, чтобы получить среднее образование, без которого о летном училище нечего было и мечтать. На заводе ему дали комсомольскую путёвку в Пермское авиационное училище. Но, уже приехав туда он узнал, что оно преобразовано в техническое. Покрышкин перестал посещать занятия и лишь строгое напоминание, что прибыл он туда по путёвке комсомола, заставило его с отличием закончить учебу.

Он стал авиационным техником и вместо того, чтобы летать, готовил к полётам самолёты для других. Но тяга к небу не давала ему работать спокойно. Больших трудов стоило Александру добиться разрешения в свободное от службы время заниматься в ближайшем аэроклубе, годичный курс обучения в котором, он с отличием закончил за 17 дней! После этого, он был направлен в Качинскую военную авиашколу.

Следует отметить, что во время Парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве А.И.Покрышкин нес Знамя 1-го Украинского фронта.


История четвертая. Герой Советского Союза, гвардии рядовой Александр Матросов

Среди имен героев Великой Отечественной войны яркой немеркнущей звездой горит имя Героя Советского союза гвардии рядового Александра Матвеевича Матросова. Оно широко известно не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.

Подвиг Александра Матросова стал нарицательным. Родился будущий герой в Екатеринославе (сейчас это Днепропетровск) 5 февраля 1924 года. Воспитывался в детском доме, после окончания семилетки работал помощником воспитателя в колонии.

В 1942 году Матросова призвали в армию. Окончив пехотное училище в Оренбургской области, был отправлен на Калининский фронт, где служил в составе отдельного стрелкового батальона Сибирской добровольческой бригады имени Сталина.

В феврале 1943 года подразделение, где служил Матросов, получило задачу атаковать опорный пункт в районе деревни Чернушки Локнянского района. Однако подступы к деревне были неприступны - их тщательно охраняли три пулеметчика в дзотах.

Один пулемет сумела подавить штурмовая группа автоматчиков, второй дзот нейтрализовали бронебойщики. Лишь пулемет из третьего дзота продолжал простреливать всю лощину. В сторону врага поползли красноармейцы Петр Огурцов и Александр Матросов. На подступах к дзоту Огурцов получил тяжелое ранение и не мог дальше передвигаться. Матросов принял решение завершить операцию в одиночку. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Однако враг не был обезврежен. Тогда Матросов рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру.

Сегодня мы с вами вспомнили о некоторых исторических героях, прославивших нашу Родину, носящих имя Александр. Герой России – это много или мало? Мгновенно отданная жизнь или полководческий талант, это военная хитрость или кропотливый труд изо – дня в день? Это молодость или старость? Это слезы или радость? Ясно одно – это служение Родине, земле, семье. Это умение отдать свою жизнь именно там и тогда, где и когда она была нужна.


3 часть. Закрепление знаний

Учитель проводит викторину на историческую тему.


4 часть. Подведение итогов. Комментарий оценок

Учащимся задаются вопросы:

1. Что было интересным?

2. Что нового сегодня узнали?

3. Чему научились?


5 часть. Домашнее задание

Подготовить сообщение на следующий урок мужества: выдающиеся личности военной истории по имени Александр.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Щербак Сергей Александрович

Дата: 28.11.2019

Номер свидетельства: 529165

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства