Статья "Актуальные проблемы преподавания истории России в условиях реализации ФГОС"
Статья "Актуальные проблемы преподавания истории России в условиях реализации ФГОС"
После введения ФГОС должен измениться подход в преподавании общественных дисциплин. Я думаю, что необходимо ориентировать образование, в том числе историческое, на конечный результат этим конечным результатом должны быть представлены личностные изменения ребенка, которые должны произойти в процессе образования. Поэтому мы стараемся, чтобы учебный процесс был разнообразным. Каждый день какая-то новая игра, семинар, коллоквиум, новые картины и интерактивные карты. Это должна быть продуманная система активных и интерактивных взаимодействий на основе самых разных источников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Актуальные проблемы преподавания истории России в условиях реализации ФГОС"»
Актуальные проблемы преподавания истории в условиях реализации ФГОС .
Что же изменилось за десять – пятнадцать лет в историческом образовании, в школьной практике преподавания истории, и в нас самих?
Во-первых, актуальным становится преподавания истории в соответствии со стандартами ФГОС. Вместе с тем появились такие вопросы как: выбор вариативных учебников, рабочие тетради по истории, целесообразность организации профильного преподавания истории.
Во-вторых, определенные изменения произошли и в школьной практике, ориентированной на многообразие программ, учебников (УМК), на требование государственных образовательных стандартов и жесткие процедуры Единого государственного экзамена. В школьной практике более популярными стали западные технологии ведения уроков, работы с историческими документами. Например, система модульного обучения, схемы и таблицы по истории. Таким образом, наша система образования, практика преподавания находится под влиянием, воздействием международных образовательных проектов и новых направлений педагогических исследований.
В-третьих, изменились сами учителя истории. Сегодня многие педагоги могут взглянуть на реформирование и модернизацию исторического образования в более широком контексте. Это позволяет исчерпывать опыт других стран, приемлемых для нас.
После введения ФГОС должен измениться подход в преподавании общественных дисциплин. Я думаю, что необходимо ориентировать образование, в том числе историческое, на конечный результат этим конечным результатом должны быть представлены личностные изменения ребенка, которые должны произойти в процессе образования. Поэтому мы стараемся, чтобы учебный процесс был разнообразным. Каждый день какая-то новая игра, семинар, коллоквиум, новые картины и интерактивные карты. Это должна быть продуманная система активных и интерактивных взаимодействий на основе самых разных источников. Очень важно общение учеников между собой, с теми сверстниками – современниками с которыми они изучают историю. В этом огромную помощь предоставляет нам интернет-ресурсы, в нашей школе образовательный подпроект «Мост дружбы».
Кроме того следует поговорить и обозначить главные понятия которых мы должны привить в наших детей. Например, что такое гражданственность, патриотизм, любовь к Родине. Каждые из этих идей и установок может строиться на разной ценностной базе. В качестве примера приведу яркие слова Д.С. Лихачева «У нас любовь к Родине строится на ненависти к другим».
В новом стандарте есть деятельностный подход, это усиленное внимание к личности ученика. Стандарты – это общественный договор, на котором опирается модернизация образования. Самое главное ресурсное обеспечение для достижения качественного обучения детей это сознание специальной учебной системы для учителя, именно с этого нужно начать, т. е. по подготовке учителей.
Сейчас в нашем регионе бурно обсуждают новые учебники, а для меня они хороши уже тем, что это новый шаг вперед и вместе с тем новые проблемы. Но, несомненно, это новый качественный прорыв.
Вмесите с тем, существуют множество проблем в преподавании истории России в школах Республики Тыва и ее кожуунах. Прежде всего, это такая проблема как переход к новой линии учебников по истории. Главным образом это вызывает такие проблемы как адаптация к новым учебникам, выстраивание УМК по новой линии, адаптация самих учащихся к этим учебникам. Также большую проблему предоставляет изучение тем по культуре России. К сожалению, учебный материал ограниченный по темам культуры и приходится самому дополнительно находить информацию и иллюстрации при изучении культуры. Отсутствие готовых альбомов по архитектуре, изобразительному искусству, монетам, орденам, плакатам, и маркам делает очень трудным подготовку к ЕГЭ и ОГЭ по истории. Учителю приходится самому выходить из ситуации, тратится время на сбор дополнительной информации, вместо того чтобы дополнительно заниматься с учащимся.
Языковой барьер в тувинских национальных школах приводит к тому, что дети не смогут полностью и точно усвоить сложные темы по истории России. Актуальным остается вопрос о преподавании истории Тувы. Для того чтобы полно представить картину происходящих событий, нужно сопоставить события истории России с историей Тувы. Но этого не происходит, потому что мы изучаем историю Тувы в 9-м классе. Большой объем изучаемого материала делает изучение предмета неинтересной, насыщенной. Таким образом, все зависит от самого учителя, его творческой работы.
В современное время наши ученики имеют право на критический анализ исторических событий. Вместе с тем детям трудно анализировать то или иное событие если отсутствует кругозор и словарный запас, особенно у тех детей, которые учатся в сельской местности. Изучение исторических источников также является затрудненным в силу того что этот нелегкий труд, это объемная работа состороны учителя и ученика.
Зачастую многие учителя истории преподают историю для того чтобы дети запомнили основные факты и даты, а на самом деле изучая историю наши дети должны понять будущее, что происходит сейчас, чтобы не превращаться в будущем в игрушку для современных политиков.
Необходимо организовать обучение истории так чтобы она была доступной для каждого ученика. Множество тем и их большой объем сведений делает сознание детей запутанной. Поэтому хочется, чтобы в учебниках присутствовали только самое главное и нужное, а не второстепенное. Для учащихся 5-7 классов сложным является умение указывать причинно-следственные связи. Поэтому нужно разработать новые доступные методы для развития этих умений.
Будет следующее поколение, будут и новые стандарты. ФГОС дает ориентиры для решения этих сложных мировоззренческих вопросов. Но учитель современной школы должен постоянно делать сознательный профессиональный выбор в отношении ценностей и целей исторического образования, путей их достижения в практической деятельности.