kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русско-японская война

Нажмите, чтобы узнать подробности

учебный кейс предназначен для самостоятельного изучения  учащимися темы "Русско-японская война 1904-1905 гг"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русско-японская война»

Русско-японска война  (1904-1905)  Учебный кейс    Барнаул 2023

Русско-японска война (1904-1905) Учебный кейс

Барнаул 2023

Автор: Кожевникова Ирина Николаевна, преподаватель истории

Автор:

Кожевникова Ирина Николаевна, преподаватель истории

Содержание  Лекция по теме: «Русско-японская война (1904-1905)» Историческая карта Таблицы и схемы Тест по теме: «Русско-японская война (1904-1905)» Фотогалерея 6. Кроссворд по теме: «Русско-японская война (1904-1905)» 7. Интересные факты о русско-японской войне 1904-1905 гг.

Содержание

  • Лекция по теме: «Русско-японская война (1904-1905)»
  • Историческая карта
  • Таблицы и схемы
  • Тест по теме: «Русско-японская война (1904-1905)»
  • Фотогалерея

6. Кроссворд по теме: «Русско-японская война (1904-1905)»

7. Интересные факты о русско-японской войне 1904-1905 гг.

Лекция

В 1894-1895 года Япония разгромила Китай, в результате чего Японии должны были перейти Ляодунский (Квантунский) полуостров вместе с Порт-Артуром и остров Фармоза (нынешнее название Тайвань). В ход переговоров вмешались Германия, Франция и Россия, которые настояли на том, чтобы Ляодунский полуостров остался в пользовании Китая.

В 1896 году правительство Николая II подписывает договор с Китаем о дружбе. В результате Китай позволяет России строить железную дорогу к Владивостоку через Северную Манчжурию (Китайская Восточная Железная Дорога). В 1898 году Россия в рамках соглашения о дружбе с Китаем арендует у последнего Ляодунский полуостров на 25 лет. Этот шаг вызвал резкую критику со стороны Японии, также претендовавшей на эти земли. Но к серьезным последствиям это на тот момент не привело. В 1902 году царская армия входит а Маньчжурию. Формально Япония была готова признать эту территорию за Россией, если бы последняя признала господство Японии в Корее. Но в русском правительстве допустили ошибку. Они не воспринимали Японию в серьез, и даже не думали вступать с ней в переговоры.

Причины русско-японской войны 1904-1905 годов :

  • Аренда Россией Ляодунского полуострова и Порт-Артура.
  • Экономическая экспансия России в Маньчжурии.
  • Распределение сфер влияния в Китае и Корее.

Россия планировала вести оборону и подтягивать резервы. Переброску войск планировалось закончить в августе 1904 года, после его планировалось перейти в наступление, вплоть до высадки десанта в Японию.

Япония планировала вести наступательную войну. Первый удар планировался на море с уничтожением русского флота, чтобы ничто не мешало переброске десанта. В планах был захват Маньчжурии, Уссурийского и Приморского края.

Япония в войне могла выставить порядка 175 тысяч человек (еще 100 тысяч в резерве) и 1140 полевых орудий. Русская армия состояла из 1 миллиона человек и 3,5 миллиона в резерве (запасе). Но на Дальнем востоке у России было 100 тысяч человек и 148 полевых орудий. Так же в распоряжении русской армии оказались пограничники, которых было 24 тысяч человек с 26 орудиями. Проблема была в том, что и эти силы, уступающие по численности японцам, были сильно разбросаны географически: от Читы до Владивостока и от Благовещенска до Порт-Артура. За 1904-1905 годы Россия провела 9 мобилизаций, призвав на военную службу порядка 1 миллиона человек. Русский флот насчитывал 69 боевых кораблей. 55 из этих кораблей находились в Порт-Артуре, который был очень плохо укреплен. Для демонстрации того, что Порт-Артур не был достроен и готов к войне достаточно привести следующие цифры. В крепости должно было быть 542 орудия, но фактически было только 375, но и из них только 108 орудия были пригодны к использованию. То есть орудийная обеспеченность Порт-Артура на момент начала войны

составляла 20%. Очевидно, что русско-японская война 1904 – 1905 начиналась с явным превосходством Японии на суше и на море.

В январе 1904 года Япония разрывает дипломатические отношения с Россией и 27 января 1904 года нападает на военные корабли под Порт-Артуром. Это послужило началом войны. Россия начала перебрасывать армию на Дальний Восток, но происходило это очень медленно. Расстояние в 8 тысяч километров и недостроенный участок Сибирской железной дороги – все это мешало переброске армии. Пропускная способность дороги была 3 эшелона в сутки, что крайне мало.27 января 1904 года Япония атаковала российские суда, находившихся в Порт-Артуре. Одновременно с этим в корейском порту Чемульпо была предпринята атака на крейсер «Варяг» и конвоирскую лодку «Кореец». После неравного боя «Кореец» взорвали, а «Варяг» затопили сами русские моряки, чтобы он не достался противнику. После этого стратегическая инициатива на море перешла к Японии. Ухудшилось положение на море после того как 31 марта на японской мине подорвался броненосец «Петропавловск», на борту которого находился командующий флотом – С. Макаров. Кроме командующего погиб весь его штаб, 29 офицеров и 652 матроса. В феврале 1904 года Япония высадила 60-ти тысячную армию в Корее, которая двинулась к реке Ялу (река разделяла Корею и Маньчжурию). Значимых боев в это время не было и в середине апреля японская армия пересекает границу Маньчжурии. В мае вторая японская армия (50 тысяч человек) высадилась на Ляодунском полуострове и направилась к Порт-Артуру, создав плацдарм для наступления.

Русская армия к этому моменту частично успела завершить переброску войск и ее численность составляла 160 тысяч человек.

Одно из важнейших событий войны – битва при Ляояне в августе 1904 года. Это сражение до сих пор вызывает множество вопросов среди историков. Дело в том, что в этом сражении (а оно было практически генеральным) японская армия потерпела поражение. Причем настолько сильно, что командование японской армии заявляло о невозможности продолжения ведения боевых действий. Русско-японская война на этом могла закончиться, перейди русская армия в наступление. Но командующий, Куропаткин, отдает абсолютно абсурдный приказ – отступать. В ходе дальнейших событий войны в русской армии будет несколько возможностей нанести противнику решающее поражение, но каждый раз Куропаткин либо отдавал абсурдные приказы, либо медлил с действиями, давая противнику нужное время. После битвы у Ляояна русская армия отступила к реке Шахэ, где в сентябре произошло новое сражение, которое не выявило победителя. После этого наступило затишье, а война перешла в позиционную фазу. В декабре погиб генерал Р.И. Кондратенко, командовавший сухопутной обороной крепости Порт-Артур. Новый командующий войсками А.М. Стессель, несмотря на категорический отказ солдат и матросов, принял решение сдать крепость. 20 декабря 1904 года Стессель сдал японцам Порт-Артур. На этом Русско-японская война в 1904 году перешла в пассивную фазу, продолжив активные действия уже в 1905 году.

Русское командование требовало от Куропаткина активных действий. Было принято решение – начать наступление в феврале. Но японцы его упредили, перейдя 5 февраля 1905 года в наступление на Мукден (Шэньян). С 6 по 25 февраля продолжалось крупнейшее сражение русско-японской войны 1904-1905 годов. С русской стороны в нем принимало участие 280 тысяч человек, с японской стороны – 270 тысяч человек. Есть много толкований Мукденского сражения в плане того, кто же одержал в нем победу. Фактически была ничья. Русская армия потеряла 90 тысяч солдат, японская – 70 тысяч. Меньшие потери со стороны Японии это частый аргумент в пользу ее победы, но никакого преимущества или приобретения это сражение японской армии не дало. Более того, потери были настолько чувствительными, что Япония до конца войны больше не предпринимала попыток организовать крупные сухопутные сражения.

Куда важнее факт того, что население Японии намного меньше населения России, и после Мукден – островная страна исчерпала свои человеческие ресурсы. Россия могла и должна была переходить в наступление, чтобы одержать победу, но против этого сыграло 2 фактора:

Фактор Куропаткина

  • Фактор революции 1905 года.

14-15 мая 1905 произошло Цусимское морское сражение, в котором русские эскадры потерпели поражение. Потери русской армии составили – 19 кораблей и 10 тысяч убитыми и плененными.

Почему Россия потерпела поражение в войне с Японией? Причины поражения России в русско-японской войне следующие: Слабость группировки русских войск на Дальнем Востоке. Недостроенный Транссиб, который не позволял в полном объеме перебрасывать войска. Ошибки армейского командования. Превосходство Японии в военно-техническом оснащении. Последний пункт крайне важен. Его часто забывают, но незаслуженно. В плане технического оснащения, прежде всего на флоте, Япония была намного впереди России.  Для заключения мира между странами Япония потребовала, чтобы посредником выступил Теодор Рузвельт, президент США. Начинались переговоры и русскую делегацию возглавил Витте. Николай II вернул его к должности и доверил ведение переговоров, зная таланты этого человека. И Витте действительно занял очень жесткую позицию, не позволив Японии получить существенные приобретения от войны. Условия Портсмутского мира были следующими:

Почему Россия потерпела поражение в войне с Японией? Причины поражения России в русско-японской войне следующие:

  • Слабость группировки русских войск на Дальнем Востоке.
  • Недостроенный Транссиб, который не позволял в полном объеме перебрасывать войска.
  • Ошибки армейского командования.
  • Превосходство Японии в военно-техническом оснащении. Последний пункт крайне важен. Его часто забывают, но незаслуженно. В плане технического оснащения, прежде всего на флоте, Япония была намного впереди России.

Для заключения мира между странами Япония потребовала, чтобы посредником выступил Теодор Рузвельт, президент США. Начинались переговоры и русскую делегацию возглавил Витте. Николай II вернул его к должности и доверил ведение переговоров, зная таланты этого человека. И Витте действительно занял очень жесткую позицию, не позволив Японии получить существенные приобретения от войны. Условия Портсмутского мира были следующими:

  • Россия признала за Японией право господства в Корее.
  • Россия уступала часть территории острова Сахалин (японцы хотели получить весь остров, но Витте был против).
  • Россия передавал Японии Квантунский полуостров вместе с Порт-Артуром.
  • Контрибуции никто никому не выплачивал, но Россия должна была выплатить вознаграждение противнику за содержание русских
военнопленных.  Портсмутский мир по итогам русско-японской войны был подписан 23 августа 1905 года. В ходе войны Россия и Япония потеряли примерно по 300 тысяч человек, но в виду численности населения для Японии это были практически катастрофические потери. Потери были связаны с тем, что это была первая крупная война, в ходе которой применялось автоматическое оружие. На море большой уклон был в сторону использования мин. Важный факт, который многие обходят стороной, именно после русско-японской войны были сформированы окончательно Антанта (Россия, Франция и Англия) и Тройственный союз (Германия, Италия и Австро-Венгрия). Обращает на себя факт образования Антанты. До войны в Европе был союз между Россией и Францией. Последняя не хотела его расширения. Но события войны России против Японии показали, что у русской армии много проблем (это действительно было так), поэтому Франция подписала соглашения с Англией.

военнопленных.

Портсмутский мир по итогам русско-японской войны был подписан 23 августа 1905 года. В ходе войны Россия и Япония потеряли примерно по 300 тысяч человек, но в виду численности населения для Японии это были практически катастрофические потери. Потери были связаны с тем, что это была первая крупная война, в ходе которой применялось автоматическое оружие. На море большой уклон был в сторону использования мин. Важный факт, который многие обходят стороной, именно после русско-японской войны были сформированы окончательно Антанта (Россия, Франция и Англия) и Тройственный союз (Германия, Италия и Австро-Венгрия). Обращает на себя факт образования Антанты. До войны в Европе был союз между Россией и Францией. Последняя не хотела его расширения. Но события войны России против Японии показали, что у русской армии много проблем (это действительно было так), поэтому Франция подписала соглашения с Англией.

Историческая карта

Историческая карта

Таблицы и схемы

Таблицы и схемы

Тест по теме: «Русско-японская война (1904-1905)» 1. Причиной русско-японской войны стало а) противоречие интересов военно-политических блоков Антанта и Тройственный союз б) столкновение зон влияния Российской и Японской империй в Корее и Маньчжурии в) рост  населения Японии и нехватка ресурсов г) стремление России установить контроль над Кореей 2. Русско-японская война по характеру была а) захватнической со стороны Японии б) захватнической со стороны России в) носила захватнический, несправедливый, империалистический характер с обеих сторон г) справедливой со стороны России 3.Главнокомандующий русской армией на Дальнем Востоке в период русско-японской войны 1904-1905 гг . а) генерал  А.В. Каульбарс б) контр-адмирал Витгефт в) генерал-лейтенант О.К. Гриппенберг г) генерал  А.Н.Куропаткин 4. В ходе русско-японской войны1904-1905 гг. а) на море впервые были использованы миноносцы б) русские войска заняли Мукден в) произошло установление российского протектората над Кореей

Тест по теме: «Русско-японская война (1904-1905)»

1. Причиной русско-японской войны стало

а) противоречие интересов военно-политических блоков Антанта и Тройственный союз

б) столкновение зон влияния Российской и Японской империй в Корее и Маньчжурии

в) рост  населения Японии и нехватка ресурсов

г) стремление России установить контроль над Кореей

2. Русско-японская война по характеру была

а) захватнической со стороны Японии

б) захватнической со стороны России

в) носила захватнический, несправедливый, империалистический характер с обеих сторон

г) справедливой со стороны России

3.Главнокомандующий русской армией на Дальнем Востоке в период русско-японской войны 1904-1905 гг .

а) генерал  А.В. Каульбарс

б) контр-адмирал Витгефт

в) генерал-лейтенант О.К. Гриппенберг

г) генерал  А.Н.Куропаткин

4. В ходе русско-японской войны1904-1905 гг.

а) на море впервые были использованы миноносцы

б) русские войска заняли Мукден

в) произошло установление российского протектората над Кореей

г) Россия и Китай заключили секретный договор об оборонительном союзе 5. 13 апреля 1904 года в результате подрыва броненосца «Петропавловск» на японских минах погиб знаменитый русский художник-баталист   а) В.В. Верещагин   б) И.К. Айвазовский   в) М.И. Авилов   г) Р.Р.Френц 6. Посредником  в переговорах о мире выступил а)  С.Ю.Витте б)  император Николай II в)  император Вильгельм II г)  президент США Т.Рузвельт 7. Общие потери России в войне составили около а) 150 тыс. чел. б) 200 тыс. чел. в) 250 тыс. чел. г) 300 тыс. чел. 8. Для Российской империи поражение в этом локальном конфликте стало а) поводом для ужесточения борьбы с революционными силами б) причиной стабилизации внутренней политической ситуации в) доказательством неэффективности всего государственного строя г) огромными людскими и материальными потерями, с небывалыми прежде разрушениями и бедствиями

г) Россия и Китай заключили секретный договор об оборонительном союзе

5. 13 апреля 1904 года в результате подрыва броненосца «Петропавловск» на японских минах погиб знаменитый русский художник-баталист

  а) В.В. Верещагин

  б) И.К. Айвазовский

  в) М.И. Авилов

  г) Р.Р.Френц

6. Посредником  в переговорах о мире выступил

а)  С.Ю.Витте

б)  император Николай II

в)  император Вильгельм II

г)  президент США Т.Рузвельт

7. Общие потери России в войне составили около

а) 150 тыс. чел.

б) 200 тыс. чел.

в) 250 тыс. чел.

г) 300 тыс. чел.

8. Для Российской империи поражение в этом локальном конфликте стало

а) поводом для ужесточения борьбы с революционными силами

б) причиной стабилизации внутренней политической ситуации

в) доказательством неэффективности всего государственного строя

г) огромными людскими и материальными потерями, с небывалыми прежде разрушениями и бедствиями

9. Установите соответствие между  датой и событием

) сфера влияния

Б) концессия

1) военное вмешательство извне во внутренние дела  независимого государства

2) могущественная военная держава, объединяющая разные народы и территории в единое государство

В) протекторат

Г) империализм

3) форма межгосударственных отношений, при которой одна страна признает над собой верховный суверенитет другой, прежде всего в международных отношениях, сохраняя автономию во внутренних делах и собственную династию правителей

Д) империя

4) монополистический капитализм, высшая и последняя стадия капитализма

Е) экспансия

5) расширение сфер влияния, завоевание рынков отдельными государствами, монополиями

Ж) интервенция

6) территория вне границ государства, находящаяся благодаря оккупации или неравноправным соглашениям под его контролем

7) передача государством иностранному капиталу прав на эксплуатацию тех или иных природных ресурсов на определенный срок

11. Расположите в хронологической последовательности время событий

А) поражение русских войск под Ляояном  

Б) победа Японии при  г.Мукдене  

В) Портсмутский мирный договор

Г) Цусимское сражение

Д) падение Порт-Артура    

Е) гибель 1-й русской Тихоокеанской эскадры при попытке прорваться к Владивостоку

12. Назовите положения, отражающие основные условия Портсмутского мирного  договора  России с Японией

1)  сохранение за Россией Порт-Артура

2)  потеря Россией южной части острова Сахалин

3)  обязанность обеих сторон вывести свои войска из Маньчжурии

4)  Россия имела право оставить свои войска в Маньчжурии

5)  установление японского протектората над Кореей

6)  Корея признавалась сферой русского  влияния

  

Фотогалерея

Фотогалерея

Кроссворд по теме: «Русско-японская война (1904-1905)» 1. Город, в котором после окончания Русско-японской войны был заключен мирный договор. 2. Командир крейсера «Варяг». 3. Начальник обороны Порт-Артура. 4. Руководитель японской эскадры, нанесшей поражение русским кораблям, 1 августа 1904 г. 5. Название русского корабля, участника Русско-японской войны. 6. Корейский порт, в котором русские корабли подверглись нападению со стороны японской эскадры 7. Лейтенант, отдавший приказ о потоплении «Рюрика». 8. Форт Владивостока, подвергшийся обстрелу со стороны японской эскадры. 9. Остров, южная часть которого перешла к Японии после окончания русско-японской войны. 10. Адмирал, руководивший японской эскадрой во время сражения в Корейском проливе, 14 мая 1905 г. 11. Русский крейсер, участник Цусимского сражения 12. Сражение, между японской и русской эскадрами, которое состоялось в мае 1905 г. 13. Полуостров, от которого Россия была вынуждена отказаться в пользу Гл. слово: Название броненосца, на котором 31 мая 1904 г. погиб адмирал С. О. Макаров.

Кроссворд по теме: «Русско-японская война (1904-1905)»

1. Город, в котором после окончания Русско-японской войны был заключен мирный договор.

2. Командир крейсера «Варяг».

3. Начальник обороны Порт-Артура.

4. Руководитель японской эскадры, нанесшей поражение русским кораблям, 1 августа 1904 г.

5. Название русского корабля, участника Русско-японской войны.

6. Корейский порт, в котором русские корабли подверглись нападению со стороны японской эскадры

7. Лейтенант, отдавший приказ о потоплении «Рюрика».

8. Форт Владивостока, подвергшийся обстрелу со стороны японской эскадры.

9. Остров, южная часть которого перешла к Японии после окончания русско-японской войны.

10. Адмирал, руководивший японской эскадрой во время сражения в Корейском проливе, 14 мая 1905 г.

11. Русский крейсер, участник Цусимского сражения

12. Сражение, между японской и русской эскадрами, которое состоялось в мае 1905 г.

13. Полуостров, от которого Россия была вынуждена отказаться в пользу

Гл. слово: Название броненосца, на котором 31 мая 1904 г. погиб адмирал С. О. Макаров.

Интересные факты о русско-японской войне 1904-1905 гг.

"Иду на вы"

Первым эпизодом войны стало сражение в корейском порту Чемульпо. Японский флотоводец Урио Сотокити в весьма благородных и уважительных тонах заблаговременно предупредил экипаж русского крейсера "Варяг" о том, что собирается атаковать. Сотокити объяснял, что личных претензий не имеет, но так случилось, что "наши правительства имеют разногласия". Столь благородное поведение японского полководца напоминает чем-то нашего древнерусского князя Святослава, который всегда перед началом сражений отправлял к противнику ганца со словами "Иду на вы".

Две жизни крейсера "Варяг»

Капитан крейсера "Варяг" В.Ф. Руднев, встретившись с Урио Сотокити в порту Чемульпо, оборонялся героически, но сражение все-таки проиграл. Было решено крейсер затопить, чтобы он не достался врагу. Затопили. Японцы крейсер подняли, отремонтировали и поставили себе в боевой строй. В 1917 году крейсер забрали англичане, потом выкупили немцы и в итоге героический "Варяг" затонул где-то в Ирландском море, попавши в шторм.

Победители тоже люди

Несмотря на блестящие победы, сама Япония находилась на грани экономического краха, люди устали от войны. В этой ситуации японцы придумали новую хитрость. Они обратились к президенту США Теодору Рузвельту, чтобы он предложил воюющим сторонам заключить мир, сохраняя в тайне эту просьбу японцев. Так и было сделано. Теперь Теодор Рузвельт выглядел в глазах общественности миротворцем, а Япония - страной железных воинов-самураев, не знающих усталости. Никто так и не догадался, что японцы, таким образом, по сути, сами запросили мира.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Русско-японская война

Автор: Кожевникова Ирина Николаевна

Дата: 29.06.2023

Номер свидетельства: 634607


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства