kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка внеклассного мероприятия по истории "Соловки - северное чудо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

мммммм

«Соловки – северное чудо»

 

Цель:

  • Формирование устойчивого интереса к истории своей малой Родины.

Задачи:

  • Формировать у учащихся понимания неповторимости и богатства нашего края.
  • Воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за свою страну, любовь к Родине.

Личностные УУД:

  • Содействовать совершенствованию учащихся в овладении знаниями о культурных и исторических памятниках родного края.
  • Способствовать развитию интереса к изучению культуры и истории родного края.

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель занятия.
  • Проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве, следовать установленным правилам.

Познавательные УУД:

  • Умение работать с информацией (сравнивать и анализировать).
  • Умение формулировать и решать проблемные вопросы.

Коммуникативные УУД:

  • Формирование навыка согласовывать свои действия с другими и учить разрешать конфликтные ситуации.
  • Формирование доброжелательного и доверительного отношения друг к другу.

Планируемые результаты:

  • Пробуждение чувства патриотизма, любви к родному краю
  • Открытие новых знаний о родном крае.
  • Развитие творческого потенциала учащихся.
  • Развитие коллективизма и навыков межличностного общения.

Форма проведения – игра

 

Этапы игры:

  1. Соловки: интересные факты
  2. Соловки: история в лицах

 

Содержание этапов:

 

1.Соловки: интересные факты

Необходимое оборудование – раздаточный материал с вопросами или листочки для ответа.

Время ответа – 5 минут.

За правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 10.

«Да-нет»

На эти вопросы нужно ответить «Да» или «Нет».

1.Соловецкий архипелаг в самом южном из морей Северного Ледовитого океана раскинулся на той же долготе, на которой несколькими тысячами километрами южнее находится Иерусалим. Да.

2.Cоловецкие святые Зосима и Савватий считаются покровителями пчеловодства, есть даже икона этих святых «с сотом», то есть с ульями! Согласно легенде до преподобных Зосимы и Савватия пчел на Руси не водилось, но они отправились в какие-то дальние страны и привезли оттуда пчелиную матку, спрятав ее в набалдашнике посоха.

Нет, преподобные Зосима и Савватий друг с другом никогда не встречались, на Соловках Зосима появился уже после кончины Савватия. И пчел на Соловках нет — их сдувает ветрами.

3.Первые следы человека на Соловках датируются V веком. Нет, III тысячелетием до н.э.

4.Первые монахи поселились на Соловках в 1429 году. Это были преподобные Герман и Савватий, они воздвигли крест и келью примерно за 13 км от будущего монастыря. Да.

5.Соловецкий монастырь осаждали несколько раз. Самая долгая осада началась в 1669 году и длилась целых 8 лет. Да.

6.В XIX – начале XX века в Соловецком ботаническом саду росли дыни, арбузы и персики. Да. Эти южные растения выращивали в парниках, тепло с которых поступало по трубам с воскобительного завода.

7.В 1854 году, во время Крымской войны, английский флот вышел в Белое море и направился к Соловкам. Получив от монахов отказ сдать крепость, фрегаты «Бриск» и «Миранда» обстреляли монастырь из пушек. 120 английских пушек 9 часов обстреливали монастырь. Шквальным огнем были уничтожены Спасо-Преображенский собор и Благовещенская церковь, также были разрушены или сильно пострадали многие хозяйственные постройки на территории монастыря.

Нет, шквальный огонь пробил одну из икон, убил чайку и распугал местных жителей. Сам монастырь остался цел.

8.Стены монастыря сложены из огромных валунов, некоторые из них – больше двух метров в поперечнике. Толщина монастырских стен при этом может достигать 6 метров. Да.

9.Соловки любят режиссеры за колорит и красоту северной природы. Здесь проводились съемки таких фильмов, как «Остров» Павла Лунгина или «Раскол» Николая Досталя. Да.

10.Соловки изображены на 500-рублевой купюре. На банкнотах изображен монастырь со стороны Святого озера и небольшое судно, которое идет по нему.

Нет. Первоначально, до 2010 года, на банкнотах действительно изображался монастырь со стороны Святого озера и небольшое судно, которое шло по нему. В 2011 году купюру изменили, убрали корабль и немного сдвинули ракурс, взяв за основу современный вид монастыря.

 

2.Соловки: история в лицах

Необходимое оборудование – раздаточный материал с вопросами или листочки для ответа.

Время ответа – 10 минут

За правильный ответ – 1 балл

Максимальное количество баллов – 10.

 

О ком идет речь?

1.В 1429 году эти иноки после трехдневного морского путешествия на лодке достигают Большого Соловецкого острова. Недалеко от берега Сосновой губы, в удобном для жительства месте у озера они воздвигли крест и построили келью. Так было положено начало иноческой жизни на Соловках, где они прожили шесть лет «к трудам труды прилагая, радуясь и воспаряя умом ко Всевышнему». (Савватий и Герман)

2.Именно этот архиепископ Новгородский дал обители грамоту на вечное владение Соловецкими островами. (Преосвященный Иона, архиепископ Новгородский)

3.Этому преподобному, согласно тексту жития, явилась прекрасная церковь в небесном сиянии на востоке. На месте дивного видения был сооружен деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя Святителя Николая и трапезой. Построена также церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан монастырь. (Преподобный Зосима)

4.Этот иеромонах-книжник, а позже игумен записал в конце XV — начале XVI века устное повествование преподобного Германа о первых Соловецких подвижниках.

(Досифей, ученик преподобного Зосимы)

5.В 1547 году при этом Московском митрополите на Церковном Соборе прославлены в лике святых преподобные Зосима и Савватий, Соловецкие чудотворцы.

(Московский митрополит Макарий)

6.В годы игуменства этого святителя (1548 — 1566), будущего митрополита Московского, в монастыре началось каменное строительство. (Святитель Филипп)

7.В конце XVI века монастырь становится «великой государевой крепостью». Вел строительство старец … (Трифон (Кологривов))

8.«Соловецким сидением» (1668 — 1676г.г.) называют восстание иноков против церковных реформ этого патриарха. (Никон)

9.Этот правитель дважды посетил Соловецкую обитель. (Петр I, 1694, 1702 гг.)

10.25 октября 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил открытие Зосимо-Савватиевского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. Исполняющим обязанности наместника был назначен игумен …

(Герман (Чеботарь)).

 

Использованная литература.

  1. Богуславский Г.А. Острова Соловецкие. Архангельск, Сев.-Зап. кн. изд-во, 1978.
  2. Гемп К.П. Сказ о Беломорье – Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1991.
  3. Домашнев А.Д., Дроздова Т.Н. Северное чудо – Соловецкая крепость. – М.: Стройиздат, 1985.
  4. Памятники архангельского Севера: Сборник/Сост. А.А. Куратов – Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1991.
  5. В.В. Скопин, Л.А. Щенникова Ахитектурно - художественный ансамбль Соловецкого монастыря – М.: «Искусство», 1982.
  6. Интернет – источники (из открытого доступа).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного мероприятия по истории "Соловки - северное чудо"»

«Соловки – северное чудо»


Цель:

  • Формирование устойчивого интереса к истории своей малой Родины.

Задачи:

  • Формировать у учащихся понимания неповторимости и богатства нашего края.

  • Воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за свою страну, любовь к Родине.

Личностные УУД:

  • Содействовать совершенствованию учащихся в овладении знаниями о культурных и исторических памятниках родного края.

  • Способствовать развитию интереса к изучению культуры и истории родного края.

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель занятия.

  • Проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве, следовать установленным правилам.

Познавательные УУД:

  • Умение работать с информацией (сравнивать и анализировать).

  • Умение формулировать и решать проблемные вопросы.

Коммуникативные УУД:

  • Формирование навыка согласовывать свои действия с другими и учить разрешать конфликтные ситуации.

  • Формирование доброжелательного и доверительного отношения друг к другу.

Планируемые результаты:

  • Пробуждение чувства патриотизма, любви к родному краю

  • Открытие новых знаний о родном крае.

  • Развитие творческого потенциала учащихся.

  • Развитие коллективизма и навыков межличностного общения.

Форма проведения – игра


Этапы игры:

  1. Соловки: интересные факты

  2. Соловки: история в лицах

  3. Соловки: живописные полотна


Содержание этапов:


1.Соловки: интересные факты

Необходимое оборудование – раздаточный материал с вопросами или листочки для ответа.

Время ответа – 5 минут.

За правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 10.


«Да-нет»

На эти вопросы нужно ответить «Да» или «Нет».

1.Соловецкий архипелаг в самом южном из морей Северного Ледовитого океана раскинулся на той же долготе, на которой несколькими тысячами километрами южнее находится Иерусалим. Да.

2.Cоловецкие святые Зосима и Савватий считаются покровителями пчеловодства, есть даже икона этих святых «с сотом», то есть с ульями! Согласно легенде до преподобных Зосимы и Савватия пчел на Руси не водилось, но они отправились в какие-то дальние страны и привезли оттуда пчелиную матку, спрятав ее в набалдашнике посоха.

Нет, преподобные Зосима и Савватий друг с другом никогда не встречались, на Соловках Зосима появился уже после кончины Савватия. И пчел на Соловках нет — их сдувает ветрами.

3.Первые следы человека на Соловках датируются V веком. Нет, III тысячелетием до н.э.

4.Первые монахи поселились на Соловках в 1429 году. Это были преподобные Герман и Савватий, они воздвигли крест и келью примерно за 13 км от будущего монастыря. Да.

5.Соловецкий монастырь осаждали несколько раз. Самая долгая осада началась в 1669 году и длилась целых 8 лет. Да.

6.В XIX – начале XX века в Соловецком ботаническом саду росли дыни, арбузы и персики. Да. Эти южные растения выращивали в парниках, тепло с которых поступало по трубам с воскобительного завода.

7.В 1854 году, во время Крымской войны, английский флот вышел в Белое море и направился к Соловкам. Получив от монахов отказ сдать крепость, фрегаты «Бриск» и «Миранда» обстреляли монастырь из пушек. 120 английских пушек 9 часов обстреливали монастырь. Шквальным огнем были уничтожены Спасо-Преображенский собор и Благовещенская церковь, также были разрушены или сильно пострадали многие хозяйственные постройки на территории монастыря.

Нет, шквальный огонь пробил одну из икон, убил чайку и распугал местных жителей. Сам монастырь остался цел.

8.Стены монастыря сложены из огромных валунов, некоторые из них – больше двух метров в поперечнике. Толщина монастырских стен при этом может достигать 6 метров. Да.

9.Соловки любят режиссеры за колорит и красоту северной природы. Здесь проводились съемки таких фильмов, как «Остров» Павла Лунгина или «Раскол» Николая Досталя. Да.

10.Соловки изображены на 500-рублевой купюре. На банкнотах изображен монастырь со стороны Святого озера и небольшое судно, которое идет по нему.

Нет. Первоначально, до 2010 года, на банкнотах действительно изображался монастырь со стороны Святого озера и небольшое судно, которое шло по нему. В 2011 году купюру изменили, убрали корабль и немного сдвинули ракурс, взяв за основу современный вид монастыря.


2.Соловки: история в лицах

Необходимое оборудование – раздаточный материал с вопросами или листочки для ответа.

Время ответа – 10 минут

За правильный ответ – 1 балл

Максимальное количество баллов – 10.


О ком идет речь?

1.В 1429 году эти иноки после трехдневного морского путешествия на лодке достигают Большого Соловецкого острова. Недалеко от берега Сосновой губы, в удобном для жительства месте у озера они воздвигли крест и построили келью. Так было положено начало иноческой жизни на Соловках, где они прожили шесть лет «к трудам труды прилагая, радуясь и воспаряя умом ко Всевышнему». (Савватий и Герман)

2.Именно этот архиепископ Новгородский дал обители грамоту на вечное владение Соловецкими островами. (Преосвященный Иона, архиепископ Новгородский)

3.Этому преподобному, согласно тексту жития, явилась прекрасная церковь в небесном сиянии на востоке. На месте дивного видения был сооружен деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя Святителя Николая и трапезой. Построена также церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан монастырь. (Преподобный Зосима)

4.Этот иеромонах-книжник, а позже игумен записал в конце XV — начале XVI века устное повествование преподобного Германа о первых Соловецких подвижниках.

(Досифей, ученик преподобного Зосимы)

5.В 1547 году при этом Московском митрополите на Церковном Соборе прославлены в лике святых преподобные Зосима и Савватий, Соловецкие чудотворцы.

(Московский митрополит Макарий)

6.В годы игуменства этого святителя (1548 — 1566), будущего митрополита Московского, в монастыре началось каменное строительство. (Святитель Филипп)

7.В конце XVI века монастырь становится «великой государевой крепостью». Вел строительство старец … (Трифон (Кологривов))

8.«Соловецким сидением» (1668 — 1676г.г.) называют восстание иноков против церковных реформ этого патриарха. (Никон)

9.Этот правитель дважды посетил Соловецкую обитель. (Петр I, 1694, 1702 гг.)

10.25 октября 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил открытие Зосимо-Савватиевского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. Исполняющим обязанности наместника был назначен игумен …

(Герман (Чеботарь)).


3.Соловки: живописные полотна

Необходимое оборудование – раздаточный материал (цветные репродукции картин с номерами, таблицы)

Время ответа – 10 минут

За правильный ответ – 1 балл

Максимальное количество баллов – 10.


Заполнить пропуски в таблице:

Репродукция картины

Название картины

Ф.И.

художника

1

-

I.

А.

2

2

-

Б.

3

3

III.

-

4

-

IV.

-

5

5

-

-

6

-

VI.

Е.

7

7

-

Ж.

8

8

VIII.

-


Правильный вариант

Репродукция картины

Название картины

Ф.И.

художника

1

I.

«Гавань в Соловецком монастыре» (1912)

А.

Борисов Александр Алексеевич

2

II.

«Соловки. Белая ночь» (1977)

Б.

Мошкин Юрий Владимирович

3

III.

«Соловецкий монастырь» (1992)

В.

Зотеев Виктор Александрович

4

IV.

«Соловки» (1900-е)

Г.

Нестеров Михаил Васильевич

5

V.

«Разбуженные Соловки» (1979)

Д.

Сысоев Павел Дмитриевич

6

VI.

«Соловецкая часовня» (1991)

Е.

Щелин Владимир Степанович

7

VII.

«На Соловецких островах»

(20 век)

Ж.

Филяровский Евгений Витольдович

8

VIII.

«Соловки» (1969)

З.

Юнтунен Суло Хейккиевич


Использованная литература.

  1. Богуславский Г.А. Острова Соловецкие. Архангельск, Сев.-Зап. кн. изд-во, 1978.

  2. Гемп К.П. Сказ о Беломорье – Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1991.

  3. Домашнев А.Д., Дроздова Т.Н. Северное чудо – Соловецкая крепость. – М.: Стройиздат, 1985.

  4. Памятники архангельского Севера: Сборник/Сост. А.А. Куратов – Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1991.

  5. В.В. Скопин, Л.А. Щенникова Ахитектурно - художественный ансамбль Соловецкого монастыря – М.: «Искусство», 1982.

  6. Интернет – источники (из открытого доступа).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка внеклассного мероприятия по истории "Соловки - северное чудо"

Автор: Шевелева Надежда Николаевна

Дата: 19.01.2025

Номер свидетельства: 663828


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства