Просмотр содержимого документа
«Мои земляки-герои Великой Отечественной войны»
МОУ «Кулагинская сош»
Модель
гражданско-патриотического воспитания учащихся
Разработчик:
Худякова О.Н замдиректора по ГПВ,
учитель истории и обществознания
Модель гражданско-патриотического воспитания учащихся
МОУ «Кулагинская сош»
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования и воспитания. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» определены приоритетные направления, среди которых одним из главных стали: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданско-патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание сегодня - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций, целью которой является развитие у детей и подростков гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Вышеизложенные позиции нашли отражение в сложившейся модели гражданско-патриотического воспитания в нашей школе.
В основе модели гражданско-патриотического воспитания в МОУ «Кулагинская средняя общеобразовательная школа» лежат государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», областная и районная Программы по патриотическому воспитанию на 2006 – 2010 годы.
Модель гражданско-патриотического воспитания детей в воспитательно-образовательном процессе школы представляет собой совокупность последовательных целесообразных взаимодействий администрации, учителей и школьников, направленных на накопление опыта деятельности и сотрудничества, достижение прогнозируемого результата. Она ориентирована на конструктивное и результативное взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса. С точки зрения содержания, она нацелена на развитие всех – прямых (педагогов, обучающихся) и косвенных (родителей, представителей социума) участников образования. С точки зрения формы, она учитывает потребности субъектов в самораскрытии и саморазвитии и предоставляет различные организационные формы воспитательно-образовательного процесса.
Цель модели гражданско-патриотического воспитания–
Воспитание патриота России, гражданина правового демократического государства, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, готового брать на себя ответственность за судьбу своей страны, своей малой Родины.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующихзадач:
Формирование гражданско-патриотического сознания, активной жизненной позиции, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества, родного края.
Привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями России и региона.
Развитие познавательных интересов, творческой активности, потребности в познании культурно-исторических ценностей.
Социализация учащихся, подготовка их к жизни в сложных условиях современной действительности через деятельность органов ученического самоуправления.
Формирование потребности в здоровом образе жизни.
В содержании модели гражданско-патриотического воспитания детей и подростков в качестве приоритетных выделяются следующие
духовно-нравственные ценности:
гражданственность;
общенациональность в государственном масштабе;
приоритет общественно-государственных интересов над личными;
лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе;
патриотизм, преданность своему Отечеству;
преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
самоотверженность и способность к преодолению трудностей ;
гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства; социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.
В модель включены следующие принципы воспитания:
Принцип целостно-смыслового равенства.
У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
Принцип непрерывности и системности
воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
Принцип индивидуализации
Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
Принципы организации и самоорганизации
Готовность субъекта воспитания к включению в этот процесс (активность человека, его мотивированность, проблематичность ситуации выбора и принятие решения, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).
Принцип развития –
Путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.
Компоненты модели гражданско-патриотического воспитания
• Гражданско-патриотический компонент
Цель:Воздействие через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
Формы работы: правовой месячник, работа правового ящика, акция «Мир твоих прав», презентация Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, встречи с сотрудниками правоохранительных органов, конкурс социальных проектов
Военно-патриотический компонент
Цель: Формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, сохранение военно-патриотического наследия своей Родины, изучение русской военной истории, воинских традиций, знаменательных героических и исторических дат нашей истории; освоение основ строевой, огневой подготовки.
Формы работы: уроки мужества, встречи с ветеранами, практические занятия военно-патриотической секции, Дни воинской славы, линейки памяти, шефская помощь ветеранам, Вахта памяти, работа Поста №1. акция «Обелиск»
• Духовно-нравственный компонент
Цель: Осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров; воспитание лучших духовных качеств на произведениях, связанных с Оренбургским краем, с памятниками культуры Оренбуржья.
Формы работы: презентации сборников стихов местных авторов, презентации книг по истории района, литературная гостиная, конкурс стихов и сочинений о родном крае, встреча с местными поэтами, поиск-сбор местного фольклора, литературно-краеведческие выставки
• Историко-краеведческий компонент
Цель: Создание условий для изучения культуры и истории края, знакомства с национальными особенностями народов, проживающих на территории края; включение учащихся в творческую поисковую деятельность, воспитание уважения и любви к своей малой Родине, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
Формы работы: музейные уроки, деятельность поисковых отрядов., занятия кружка «Музееведение», экскурсии, встречи с интересными людьми
•Эколого--патриотический компонент
Цель:Привлечение учащихся к изучению природы родного края, экологии окружающей среды. Научить детей жить в мире с окружающей средой, прививать чувство ответственности за ее состояние, стремление к конкретной деятельности по ее охране.
Формы работы: Акции: «Живи, родник!», «Дом, в котором я живу»,
День Земли, День птиц, работа экологической тропы.
• Спортивно-патриотический компонент
Цель: развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, способствовать развитию активного и здорового образа жизни.
Формы работы: конкурс «А, ну-ка, парни!»,туристический слет, спортивные соревнования , Лыжня России, Кросс наций, беседы о ЗОЖ, работа волонтеров.
Условия успешной реализации модели гражданско-патриотического воспитания
Нормативно-правовые условия:
Учебная, воспитательная и методическая работа по организации гражданско-патриотического воспитания в школе строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, в числе которых именно патриотическую воспитательную направленность отражают следующие:
Государственные программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”, “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы”, утвержденные соответствующими Постановлениями Правительства РФ;
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
Федеральный закон от 13 марта 1995 г. №32-Ф3 “О днях воинской славы (победных днях) России” (с изменениями от 22 августа 2004 г.); письмо Министерства образования РФ от 2 апреля 2002 г. №13-51-28/13 “О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении”;
Письмо Министерства образования РФ от 1 марта 2002 г. №30-51-131/16 “О рекомендациях “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации”;
Письмо Министерства образования РФ от 15 января 2003 г. №13-51-08/13 “О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации” и др.
Письмо Министерства образования РФ от 10.05.01г. № 22-06-626 “Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов РФ”.
Письмо Министерства образования РФ от 02.04.02г. № 13-51-28/13 “О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении”.
Письмо Министерства образования РФ от 31.01.01г. № 90/30-16 “ О направлении обобщенных материалов по итогам проведения Всероссийского родительского собрания и методических рекомендаций о взаимодействии образовательного учреждения с семьей”.
Психолого-педагогические условия:
обеспечение педагогической целостности воспитательно-образовательного процесса;
осуществление научно обоснованной педагогической позиции общей цели и конкретных частных задач воспитательно-образовательного процесса;
обязательный постоянный контроль, оценка и по необходимости коррекция результатов.
Организационные условия:
ликвидация правовой безграмотности субъектов воспитательно-образовательного процесса посредством трансляции информации о правовой системе России, об основных отраслях и нормах права, о личных правах и свободах гражданина;
профилактика противоправного поведения;
создание условий для самореализации каждого ученика;
актуализация демократических установок в жизнедеятельности школьного сообщества;
развитие лидерских качеств и привлечение членов школьного парламента к решению социально значимых проблем;
сотрудничество с социумом;
включение школьников в реальные социально значимые дела.
Методическое обеспечение:
обобщение и распространение педагогического опыта по данному вопросу;
повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей в области гражданско-патриотического воспитания;
обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами гражданско-патриотического воспитания;
работа по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи.
Материально-технические условия:
Подготовка и развитие материально-технической базы школы,
привлечение спонсорских средств;
оснащение кабинета ОБЖ;
оборудование спортивных площадок
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ
Взаимодействие и сотрудничество
МОУ «Кулагинская сош»
Ожидаемый результат
в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности;
в сфере семейных отношений: формирование позитивного влияния на личность ребенка через общую культуру семейных отношений.
Конечным результатом реализации данной модели должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
Модель «Гражданина и патриота»:
- это человек, который:
освоил образовательную программу;
умеет быстро адаптироваться к меняющимся социально-экономическим отношениям;
законопослушен, обладает основами правового образования, знает свои гражданские права и умеет их реализовать;
владеет культурой жизненного самоопределения и самореализации;
владеет навыками культуры общения, коммуникабелен, умеет корректировать своё поведение и чужую агрессию, психологически устойчив;
уважает своё и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей
обладает чувством социальной ответственности;
развивает свой творческий потенциал, ведёт здоровый образ жизни.
является сознательным гражданином России, которому дороги понятия «Родина», «гуманизм», «культура», «любовь», «семья».