Просмотр содержимого документа
«МАН Исследовательская работа Секция История История села Турмаево Стерлибашевского района Республики Башкортостан»
Министерство образования Республики Башкортостан
Башкирский институт развития образования
Башкирское отделение Общероссийской организации
Малой академии наук «Интеллект будущего»
Секция : История (История Башкортостана)
ИСТОРИЯ СЕЛА ТУРМАЕВО
Файзуллина Азалия Иршатовна
10 класс МБОУ СОШ с Турмаево
Научный руководитель : Файзуллина Венера Тимергалиевна
с. Стерлибашево
Оглавление
Введение 3
Переселенческое движение 4
Основание деревни. Жизнь и быт. 6
События ХХ века. 9
Заключение 18
Приложение 20
Список литературы 21
Введение
Цель исследовательской работы:
-познакомиться с историей села Турмаево
Задачи:
- Узнать когда и как возникло село.
- Происхождение названия села.
- Узнать об известных людях нашего села
История малой родины, города, села или деревни, в котором ты родился, важна для каждого человека. Здесь его корни, его начало. История городов Башкортостана исследована и описана. Историей села Стелибашево заинтересовались еще в 19 веке. А в конце 20 века Махмудов М.Г. написал книгу: «Стерлибаш, горжусь твоей судьбой!». В его, книге и книге Асфандиярова З. «История сел и деревень» даются краткие сведения о возникновения таких деревень как Турмаево. Мои исследования это попытка кратко описать историю создания и развития моей малой родины.
Турмаево было основано еще в 18 веке. Жизнь и облик деревни постоянно менялся. Особенно большие изменения произошли в 20 веке, войны, революция, реформы, урбанизация оставили свой след. Так реформа Столыпина привела к появлению новых деревень по соседству, а реформа Хрущева привела к исчезновению неперспективных деревень. Например, в 1961 году на территории Каранаевского сельского совета было 13 сел и деревень, а к 1980году их осталось всего 7.[6] Поэтому я считаю что исследования истории родного села актуально, ведь исследования основываются не только на изучении книг и архивных данных, но и на и воспоминаниях старожилов, а их участников событий 20 века становится все меньше. Свои исследования я основывала на изучении книг таких как: «Энциклопедический словарь РБ», «История сел деревень РБ» А.З. Асфандиярова, «История села Стерлибашево» Махмудова М.Г., в архивных документах из архивного фонда Стерлибашевского района, материалах краеведческих музеях села Стерлибашево, МОУ СОШ с. Турмаево, МОУ СОШ с. Янгурча.
Моя работа только начало, ведь история родного края можно дополнять и расширять, находить все новые данные, документальные подтверждения. Я постараюсь в будущем продолжить свою работу, свои исследования.
Переселенческое движение
Вся жизнь человечества - это постоянные миграции. Благодаря им за более чем 2,5 тыс лет в Евразии сложился сложный этнический, культурный, религиозный мир. Вся история России - это непрерывный, затянувшийся на многие века процесс расширения географического пространства. Важнейшим направлением был Восток.
Вхождение Башкирии в состав русского государства усилило переселенческое движение. Правительственная и вольная крестьянская колонизация края.
В ходе правительственной колонизации первыми переселенцами оказались служилые люди, части которых были пожалованы башкирские земли, где селились частновладельческие русские крестьяне. В Башкирию прибывали также русские дворцовые и черносошные крестьяне, селившиеся вблизи Уфы и Бирска. Уфимская администрация наделяла их участками за счет земель, конфискованных у башкир. В числе переселенцев были также посадские люди. В правительственной колонизации края приняли участие возникшие на его территории монастыри, которые переводили крепостных крестьян из центральных районов страны. [3]
Вольная крестьянская колонизация осуществлялась беглыми русскими крестьянами и народами Среднего Поволжья (татары, марийцы, чуваши, мордва, удмурты, мишари). Правительство, выражая интересы помещиков центральной России, запретило вольным переселенцам селиться и приобретать башкирские земли. Запрет не остановил этот процесс.
С новым колониальным наступлением в 30-е гг. XVIII в. начинается вторая волна переселенческого движения, в которой преобладала вольная крестьянская колонизация. Разрешение на свободную покупку башкирских земель усилил приток переселенцев. Большинство русских беглецов селилось в качестве государственных крестьян. Некоторые из беглых русских крестьян, селившиеся на помещичьих землях, становились крепостными их владельцев; основная масса нерусского населения на условиях припуска.
Третья волна переселенческого движения связана с крестьянской реформой 1861 года. Царское правительство циркуляриями, положениями, законами подтвердило факт переселения крестьян в Башкирию! Наибольшее количество переселений, вызванных усилившейся перепродажей башкирских земель и проведением Самаро-Оренбургской (1873-76) и Самаро-Златоустовской (1885-92) железной дороги, приходится на 1880 -1892гг. Зажиточные переселенцы приобретали землю в собственность, менее состоятельные обосновывались на арендованных участках.
Четвертая волна переселенческого движения вызвана проведением Столыпинской аграрной реформы. Состоятельные переселенцы оставались в Башкирии, устраиваясь на землях казенных, а также купленных или арендованных у башкир вотчинников, помещиков и Крестьянского поземельного банка. Пришлое земледельческое население оказало влияние на переход башкир от кочевого скотоводства к комплексному земледельческому хозяйству, содействовало развитию производительных сил края.[4]
На рубеже ХVП-ХVШ вв в крае появляются старообрядцы. Скрываясь от преследований официальной церкви и правительства, они устремляются из Центральной России в Прикамье, на Южный Урал и в Зауралье, основывают в глухих местах деревушки и небольшие монастыри-скиты. Приток старообрядцев не иссякал на всем протяжении XVIII века. Немало было и крестьян, бежавших от крепостной зависимости.
Основная масса пришлого нерусского населения, самовольно уйдя из Поволжья селилась на землях башкирских общинников на различных условиях припуска. Припущенники подразделялись на две основные категории бобылей и тептярей. Бобыли захватывали башкирские земли, селились на них без ведома и согласия хозяев. Тептяри расселялись на общинных землях на основании договора с коренным населением, так называемой припускной записью, в которой определялись условия пользования землей, размер платы или характер исполняемых повинностей. В XVII в. Среди пришлого населения преобладали бобыли. В первой половине XVIII в. Благодаря тому, что многие бобыли оформляют записи о припуске, количество тептярей увеличивается. В литературе высказывается предположение, что это было обусловлено стремлением бобылей в обстановке роста колонизации Башкирии и усиления попыток правительства возвратить их на места прежнего жительства, узаконить свое пребывание в крае и пользованием землями башкир.[ 1 ]
Мое родное село Турмаево до революции относилось к Калкашевской волости Стерлитамакского уезда. Сейчас оно расположено в Стерлибашевском районе. На территории нашего района наряду с башкирскими деревнями много татарских, русских. Есть одна чувашская деревня. В основном эти деревни появились в XVП-XVIII вв. Татарские и мишарские деревни Стерлибашевского района возникли на вторичны землях башкир Тельтим-Юрматынской,Юрматынской и Кульили-Минской волостей.[ 2 ]
Основание деревни. Жизнь и быт.
В 1794 г. ясачные татары из д. Ашкадар в количестве 139 человек основали новую деревню Турмаево, которую называли также Кайраклы. Предположительно название Турмаево имеет антропологическое происхождение от имени Курманай, которое в последствие было искажено в Турмай. Второе название связано с речушкой, которое протекает по деревне и носит Кайраклы. Предположительно, это название связано с кремниевыми камнями, которых было много по берегам реки. Такие же камни находят и сейчас на самом высоком холме возле деревни Темритау. Махмудов М.Г. в своей книге «История Стерлибашевского района» .[5]
Также упоминает о том, что: «...Есть предположение, что первым переселенцем был человек по имени Курманай, и деревня была названа в его честь, а потом в виду искажения стала называться Турмай».
Жители деревни должны были платить государству налог (ясак). Выращивали ячмень, просо, овес, рожь. Особенно был урожай ржи, пшеницу почти не сеяли. Держали скот: коров, лошадей, овец, коз. Коровы обеспечивали молоком, маслом, катыком, творогом. Масло сбивали в особых длинных ступах - гебе. Сепараторы стали появляться в начале XX в., в начале у богатых. Бедные дворы создавали примитивный кооператив - покупали и содержали сепаратор на 10 дворов. Овцы обеспечивали жителей шерстью, из которого женщины вязали носки, чулки под лапти (тула эек), варежки. Из шерсти катали валенки у местных умельцев. Каждая семья валяла войлок, из которого изготовляли шляпы для мужчин, одежду, попону для лошадей. Из козьего пуха вязали платки (шали), варежки, шарфы.
Жители деревни занимались ремеслами. Каждое хозяйство обеспечивало себя самым необходимым. Мужчины делали из дерева бочки, лохани, кадушки, квашни, деревянную посуду и ложки. Изготавливали телеги и сани, плели лапти. Женщины занимались рукоделием: пряли различные нити (шерстяные, льняные, из конопли), ткали, шили, украшали вышивками платья, мужские рубахи, полотенца. Каждая девушка с малых лет должна была сама приготовить приданое: полотенца, рубахи и штаны для жениха, свекра и братьев жениха, платье и платки для свекрови и сестры жениха, фартуки, накидки, подушки, коврик для молитвы (намазлык). Все эти работы выполнялись долгими зимними вечерами, зачастую на посиделках. Рукодельничали при свете луны, свеч, позднее появились керосиновые лампы. В зимние дни по деревням ходили умельцы, которые валяли валенки, шили верхнюю одежду и шапки, готовили приданое в домах у богатых невест. Сбрую для лошадей, орудия труда покупали на базарах и ярмарках. Ближайшими базарами были Карамалинский и Стерлибашевский. Там же продавали продукцию своего труда: зерно, мясо, сено, лапти ит.д.
Дома были деревянные. У богатых - из крупных бревен с деревянными полами. У бедняков - из мелких бревен, обмазанные глиной. Полы также были обмазаны глиной. Самые бедные жили в землянках. В доме была большая печь, топили дровами или кизяком (высушенным навозом). Спали и ели на деревянных нарах (саке). Одежду хранили в сундуках в специальных горизонтальных шестах (кишта). В домах богатых были кровати, в конце XVIII XVIII! века появились столы, диваны и другая мебель. Еду готовили в больших казанах, чай - в самоварах. Посуда была деревянной, глиняной, позднее появилась фарфоровая посуда. В каждом доме был кумган.
Налог вначале был подушным. В царствовании Александра III он был заменен подворовым. Иногда обедневшие братья жили в одном дворе, чтобы платить один налог. Этим объясняется тот факт, что и по сегодняшний день дома в деревне расположены близко друг к другу. За неуплату налога отбирали козу, овцу, самовар, подушку или другие вещи.
Деревня основывалась как татарская, но позднее она стала многонациональной. Это произошло в результате слияния нескольких мелких деревень (в переписных списках есть название нескольких деревень, где упоминается слова Турмай и Кайраклы). Есть предположение, что от холма до моста жили общинники, владевшие землей сообща; от моста до леса - переселившиеся позднее жители. Среди переселенцев были люди разных национальностей. Так старожилы вспоминают казаха, которого прозвали Ак-бурек за то, что он носил белую шапку зимой и летом. Зачастую это были бедняки, которые нанимались за любую работу, за любую плату. Немало было в деревне и нищих, которые просили милостыню. В годы гражданской войны в деревне был открыт приют для детей-сирот.
Жители деревни были приверженцами ислама - мусульманами. На сегодняшний день Башкортостан является многонациональной республикой. Важнейшей идеей должна стать идея толерантности, сохранение самобытности каждого народа, населяющего наш родной Башкортостан.
События ХХ века.
В конце 19 века была построена новая мечеть, которая действовала до 1935. в 1935 году комсомольцы активисты сбросили с мечети минарет. Здание использовали в качестве школы, канторы, почты, общежития. В 1992 году восстановили, как мечеть пристроили минарет. Обычно до революции при мечете, действовали медресе, в которых обучали мальчиков. Состоятельные родители посылали мальчиков учиться дальше в село Стерлибашево. Так в стерлибашевских медресе проучились все 7 сыновей Каримова Сафы. Девочек обучали в домах у абыстая (жена муллы). В 1913 году в деревне была открыта земская школа, в которой преподавали русский язык. Школа специального помещения не имела, размечалась попеременно в домах богатых людей. В своей книге «Стерлибаш, горжусь твоей судьбою!» Махмудов М.Г. пишет, что: «…в 1914 году на улицах Стерлибаш начал часто появляться одетый в современную одежду высокого роста незнакомый человек. Это был учитель русского языка деревни Турмаево Сайфульмулюков. Имя Сайфульмулюкова, и из каких он краев неизвестно».
В 1914 году началась первая мировая война.
Жители деревни не оставались в стороне от этого важного события 20 века. По рассказам старожилов в первую мировую войну участвовали: Каримов Гарай Сафиевич, Каримов Шакир Сафиевич, Кунафин Фатклислам, Самарханов Нажми, Галиев Минебулат. Возможно, этот список будет пополнен. Каримов Гарай вернулся с войны только в 1920 году. В 1942 – 1945 он участвовал в Великой Отечественной войне. Умер в 1982 году. Кунафин Фатклислам был в австрийском плену, где помогал своему хозяину ухаживать за садом. Позднее, когда были организованы колхозы, он в колхозе «Искра» создал сад и огороды, где даже арбузы и дыни выращивал.
Революционные события 1917 года докатились до деревни. В 1918 году был создан сельский совет, он располагался в деревне Тятербашево в здании богача Николая Захара Ивановича. В 1953 году это здание сгорело. Сельсовет перевели в деревню Турмай. В том же 1953 году Турмаевский и Каранаевский сельские советы объединились и оставили название Каранаевский сельский совет. В мае 1961 года Каранаевский сельский совет разделили на Янгурчинский и Турмаевский сельские советы. За сельским советом сохраняется название Турмаевский, хотя сам сельский совет расположен в деревне Тятербашево в здании бывшей школы. В состав Турмаевского сельского совета входили: село Турмай, с. Тятербаш, д. Муртаза, д. Никольск, д. Банковка. С образованием Турмаевского сельского совета деревня Турмаево была переименовано в село Турмаево.[ 8 ]
На сегодняшний день Турмаевский сельский совет расформирован. Село Турмаево, д. Банковка перешли в Янгурчинский сельский совет, а с. Тятербаш, д. Муртаза, д. Никольск в Стерлибашевский сельский совет.
Не осталось деревни в стороне от событий гражданской войны. Хотя в деревне активные боевые действия не велись, тем не менее попеременно «красные» и «белые» побывали в деревне по пути следования в Белебей в 1919 году. Участниками гражданской войны были: Абдулин Минегали, Хайбуллин Билал, Курамшин Джалил, Хайбуллин Ринат, Каримов Хайретдин, Каримов Закир. Курамшин Джалил погиб. Каримов Хайретдин вернулся с фронта, участвовал в организации колхозов, был членом КПСС с 1924 года. Жил и умер в поселке Янаул, был персональным пенсионером. Каримов Закир пропал без вести. Есть предположения, что он дошел до Средней Азии, где и остался. С приходом советской власти, коренным образом стала меняться жизнь людей, появились новые ценности, новые организации. В деревне появились коммунисты, комсомольцы, пионеры. В конце1968 года Абдуллин Хуббинислам первым вступил в комсомольскую организацию. Он носил, как все комсомольцы тех лет, длинные волосы. Длинные волосы были для него не проявлением моды, а протестом против всего, как они считали, отжившего: старых норм поведения, поучения Корана, старых порядков. Он сплотил вокруг себя молодых, жаждущих новой жизни. В его группу входили Абдуллин Минегали, Мухаметзянов Гарай. В конце 1919 года их стало больше. Против них начинаются гонения, были случаи вооруженного нападения.
В 1931-1932 гг. комсомольцы составляли большую часть сельской молодежи. В комсомольской группе, которой руководил Абдуллин Ахат были: Мухаметзянов Газиз, Галиева Мушарафа, Мазитов Баян, Курамшин Заки, Фаттахова Разия, Насыров Васлый, Вильдановы Ахмат и Зия, Курманаев Гильмулла, Усманова Масрура, Курманаева Мусаппиха, Мазитова Амина, Курманаев Нурулла.
В 1930 году в деревне начались организации колхоза. На первом организационном собрании в колхозе «Искра» записались 12 хозяйств. Это были самые бедные дворы в деревне. Одним из первых в колхоз вступили: Ф. Самарханов, Б. Абдуллин, М. Мазитов, Я. Абдуллин, Л. Абсалямов. Председателем стал Абсалямов Лутфрахман Абдрахманович (1890 – 1954 гг.) уроженец деревни, член ВКП (б). Он был на этой должности с 1930 по 1939 годы. К 1932 году почти все жители под страхом раскулачивания вошли в колхозы. Раскулачили: Курамшина Карама, его дом превратили в клуб, Курманаева Рахимьяна. С самого начала колхоз носил название «Искра». Вначале в него входила только деревня Турмай. В 1954 году в период укрепления колхоза появился колхоз «Большевик», в него входили следующие деревни: Гулюм, Новый Гулюм, Янгурча, Ирекле, Каранай, Яшель – Куль, Турмай, Банковка, Денисовка, Барановка, Тятербашево, Калиновка, Муртаза, Никольск. 5 апреля 1965 года колхоз вновь стал называться «Искрой» и в него входили следующие деревни: Турмай, Тятербашево, Муртаза, Банковка, Никольск. И по сегодняшний день эти деревни входят в состав колхоза «Искра». Председатели колхозов менялись очень часто:
1930 – 1939 Абсалямов Лутфрахман.
Туктаров Тагир.
Галиева Мушарафа.
Усманов Рахман.
Халитов Мазит.
Мугатаров Кадыр (из деревни Халикей).
Самарханов Закир.
Салихов.
Искандаров Саниахмат (из деревни Бахча, раненный лейтенант, умер – похоронен в деревне Турмай).
Гумеров Гиният Ахмадулович (до войны некоторое время занимал эту должность)
Курманаев Ибат.
Абсатаров Гильмулла.
Сарьяров Закир.
1962 – 1986 Кунафин Габдулхак Тимербаевич.
Шишков Виктор Михайлович.
Султанов Гаяз Гимадеевич.
Булатов Галинур Фаизович.
Каранаев Марат Галианович
Султанов Гаяз Гимадеевич КФХ«Султанов»
Каримов Азат Барисович СПК «Дружба»
Самарханов Иршат Фаритович
В 1939 и 1953 гг. делегация колхоза была на ВДНХ .[ 8 ]
Наши земляки участвовали в Великой Отечественной войне: 47 человек не вернулись с войны.
Абдуллин Миниахмет Жабирович (1912-1943)
Абдуллин Жабир Салихович (1894-1942)
Абдуллин Жалиль Саликович (1907-1941)
Абсалямов Гайнетдин Афтахович (1925-1943)
Абсалямов Фазлетдин Афтахович (1909-1943)
Галиев Ахматгарей Салимгареевич (1916-1942)
Галиев Бахтигарей Салимгареевич (1908-1943)
Гареев Миниахмет Асылгалиевич (1912-1943)
Кадыров Мансур Насырович (1916-1941)
Каримов Габдулхак Шафикович
Каримов Рахман Шафикович (1914-1943)
Каримов Юнус Шафикович (1921-1942)
Каримов Халик Шакирович (1917-1943)
Каримов Гафур Шакирович (1907-1941)
Каримов Салимгарей Сафиевич (1918-
Кунафин Хаким Нагимович (1905-1944)
Кунафин Минрахим Ахметлатыпович (1923-1943)
Курамшин Нурлыгаян абубакирович (1925-1942)
Курамшин Гариф Исмагилович (1925-1943)
Курамшин Хабир исмагилович (1903-1943)
Курамшин Заки Загирович (1918-1941)
Курманаев Минияр Нигматович (1912-1943)
Курманаев Бакир Миннулович (1908-1942)
Курманаев Биктимер Гатаулович
Курманаев Ярулла Хайбуллович (1916-
Мазитов Михсат Хакимович ( -1941)
Москов Мустафа Хамидуллович
Мустафин Хаким Мифтахович (1915-1943)
Надршин Гаяз Бахтигареевич (1924-1943)
Надршин Хамит Бахтигареевич (1921-1941)
Насыров Васих Гизетдинович (1919-1943)
Насыров Биктимер Гизетдинович (1905-1945)
Насыров Галлям Фахриевич (1896-1943)
Насыров Насретдин Фахриевич (1911-1943)
Садыков Баян Нуриевич (1912-1942)
Самарханов Зариф Шайахметович (1925-1942)
Самарханов Фаррах Парраувич (1894-1944)
Самарханов Саллях Фаррахович (1924-1942)
Самарханов Гарей Назмиевич (1923-1943)
Сафиуллин Гатаулла Абдуллович (1885-1944)
Файзуллин Сахиулла Габдрахманович (1912-1943)
Хайбуллин Галляу Саяхович (1898-1942)
Хамитов Минебай Хисамович
Хамитов Зайнулла
Хамитов Рахман Зайнуллович (1915-
Кунафин Габдулхай Тимербаевич (1925-1942)
Курамшин Миниахмет Асылгужевич (1909-1941)
(Из газеты «Заветы Ленина» 3.12.91)
Вернулись с фронтов Великой Отечественной и Второй Мировой войн :
1) Курамшин Гафур Загирович (1925 –
2) Курманаев Зубайдулла Иббатович (1915 –
3) Курманаев Файзулла Иббатович (1919 –
4) Курманаев Гильмулла Шарифуллович (1918 –
5) Курмшин Мунир Абубакирович (1919 –
6) Кунафин Мударис Ашарафович (1923 –
7) Каримов Габдрахим Шакирович (1914 – 1992)
8) Кунафин Габдрахим Нагимович (1918 – 2001)
9) Курамшин Аксан Валеевич (1925 – 1993)
10) Каримов Гарай Сафиевич (1895 – 1982)
11) Усманов Мурзаян Лукманович (1916 – 1996)
12) Насыров Абдулла Галлямович (1924 –
13) Фахриев Лутфутдтин Сиразетдинович (1905 –
14) Хайбуллин Габдрахим Саббахович (1925 –
15) Самарханов Хайретдин Хазиевич (1904 – 1988)
16) Шамсутдинов Бари Накиевич (1915 –
17) Надршин Дарис Асфандиярович (1921 – 1982)
18) Самарханов Гельметдин Хасанович (1918 –
19) Насыров Гельметдин Гизатуллович (1913 –
20) Хамитов Хасан Зайнуллович (1912 –
21) Абдуллин Шамиль Хабирович (1926 –
22) Насыров Лутфутдин Гизатуллович (1916 -
23) Садыков Габделвали Садриевич (1902 –
24) Абсалямов Мингаж Афтакович (
25) Абдуллин Тимерхан Хабирович (
26) Каримов Исхак Закирович (1916 – 1992)
27) Султанов Гыймади Шайхуллович (1924-1983)
28) Курамшин Закир Загирович (1912-1973)
29) Курманаев Набиулла Файзуллович (1900-1974)
30) Хамитов Мазит Зайнуллович (1895-1974)
31) Фахриев Лутфутдин Сиразетдинович (1905-
32) Галиев Шангари Сахипгареевич (1894-1948)
33) Каримов Султан Шахеевич
34) Каримов Фатих Гарифович (1918-
35)Абсалямов Минаж Афтахович
36) Мазитов Кадыр Ямалович
37) Кунафин Тажи Ашарафович
38) Мухаметзянов Шарифулла Зарифович (1906-1953)
39) Гумеров Гиният Ахмадулович (1902-
40) Галиев Шахирьян Сахипгаркквич (1909-1946)
41) Каримов Файзрахман Гарифович (1926-1958)
42) Каримов Газим Гарифович (1921- ) .[ 7 ]
Во время войны на тракторах работали женщины. Трактористками после обучения одномесячных курсов в Первомаевском МТС стали: Надыршина Габидия, Кунафина Сарвар, Насырова Зубаржат, Надыршина Мавзида. Комбайнерками были: Курманаева Минзида, Мазитова Амина.
Деревня разрасталась, особенно большой она была перед войной: около 200 дворов, больше 500 человек. Послевоенные, неурожайные годы, превращение страны в индустриальную, приводили к тому, что всё больше и больше молодых людей уезжало в города.
В 60 годах в деревне были построены СДК, почта, медпункт, библиотека, 2 магазина, восьмилетняя школа.
В 1998 г. было построено новое двухэтажное здание школы. В 60г провели электричество, 1995г. в деревне появилось газовое отопление.
Процесс реабилитации тоже не прошел стороной нашу деревню. Были возвращены честные имена репрессированным:
1 Курамшин Нури Ярмухаметович родился в селе Турмаево в 1983 году, работал в деревне Буляково Стерлибашевского района, арестован в марте 1931 г. приговорён к лишению свободы сроком на 10 лет, реабилитирован 21 ноября 1989 г.
2. Курамшин Барый Ахунович родился в с. Турмаево в 1896 г. татарин, колхозник, арестован 5 декабря 1937 г. приговорен к лишению свободы сроком на 10 лет, реабилитирован 28 августа 1998 года.
3. Мазитов Латып Вафиевич родился в Турмаево в 1895 году татарин, колхозник, арестован 7 июня 1931 года, приговорен к лишению свободы сроком на 10 лет, реабилитирован 16 августа 1989 г.
4. Мазитов Халим Хакимович родился в с. Турмаево в 1903 г. татарин, инспектор райпотребсоюза, арестован 24 ноября 1931 года, реабилитирован 27 февраля 1932 года.
( «Заветы Ленина » 16. 02. 1993.)
Каждое село славится, прежде всего своими замечательными людьми, их делами. Наша деревня – родина поэта, писателя Каримова Габделмазита Гафуровича. Он родился 16 марта 1933г. Окончил десять классов в Стерлибашевской средней школы. Потом поступил учиться в военное – морское авиационное техническое училище. Служил на Северном флоте, в различных авиационных частях Советского Союза. Работал начальником отдела военных частей. Сейчас с семьёй проживает в городе Белебей. Выпустил несколько сборников стихотворений, повестей.
Галимулина Райса Галиевна родилась в 1929 г. в д. Турмай. В 1949 г. окончила Стерлибашевскую среднюю школу. В 1949 – 1954гг училась в Московской консерватории. Работала 1954 – 1957гг – в Башкирском Государственном театре оперы и балета, в 1957 – 1959гг в Башкирской Государственной филармонии. В 1959 – 1971гг преподавала в Уфимском музыкальном педагогическом училище. С 1971 – преподаватель в Уфимском институте искусств. Р. Галимулина удостоена званий: Народная артистка БАССР; Заслуженный работник культуры РСФСР. Она профессор Уфимского Государственного института искусств.
Директором Турмаевской школы проработали: Синегулов Адхат Макаримович (Адхат Синегул) – поэт, член союза писателей СССР 1982г, заслуженный работник культуры Республики Татарстан. Выпустил более десятка книг. А также Зиазетдинов Рафис Минегалиевич. Работал в Турмаевской школе в 1978 – 1980гг. С 1980 –1996гг работал на кафедре политической истории БГАУ. С 1996г. работает заведующим кафедрой истории и культурологи в Башгосунивирситете, доцент. Имеет более 70 – ти опубликованных научных публикаций, статей.
Окончив Стерлибашевскую среднюю школу , работала учительницей в Турмаевской семилетней школе Халимулина – Салимова Флюра Хатгалиевна, начала еще в юности. Печатается на страницах областных, республиканских газет и журналов. Пишет стихи, рассказы и новеллы. Она лауреат премии Акмуллы. С 1969г – член Союза журналистов СССР.
Каримова Зайтуна Набиевна – заслуженный работник торговли.
Каримова Зайтуна Набигуловна родилась в деревне Муртаза в 1948 г. 23 октября. Училась 4 года в д. Муртаза. В с. Стерлибаше окончила 8 классов. Потом поступила в 1965 г. Чекмамушевское кооперативное училище. В 1966 г., окончив училище, начала работать в д. Алламуратово продавцом. В 1967 г. приехала в д. Турмаево и продолжила свою работу продавца. До сих пор живет здесь. Награды: значок «Отличник советской потребительской кооперации». (1988 г.). присвоено почетное звание «Заслуженный работник торговли БАССР». Значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России». (01 г.)
Работала до апреля 2002 года.
Хайбуллин К. родился в 1928 г. закончив 7 классов, поступил учиться в Стерлитамакское ФЗО. После окончания этого училища, начал работать в Уфимском Бельском речном пароходстве. В 1950-53 гг. служил в армии. В 1953 году вернулся из армии, женился, проучился в Стерлитамакском СПТУ и начал работать на комбайне с 1954 г.
За свой труд Хайбуллин К. был награжден медалями и орденом.
В 1966 г. награжден медалью «За доблестный труд». В 1969 – бронзовой медалью «участник ВДНХ» в 1970 – юбилейной медалью «За доблестный труд», в 1971 – орденом «Октябрьской революции», в 1974 – орденом Ленина, в 1975 – серебряной медалью «Участник ВДНХ», значком «Урядник девятой пятилетки», юбилейной медалью «Победа в Великой Отечественной войне», 1977 – значком «Победитель Соц. соревновании». 1985 – медалью «К 40- летию победы в ВОВ», 1995 – медалью «К 50 – летию Победы в ВОВ». Несколько раз награждался денежными премиями. В 1988 г. – вышел на пенсию.
Заключение
В процессе работы над книгами, архивными и музейными документами я пришла к следующим выводам.
Добровольное вхождение башкирских племён в состав Российского государства усилило переселенческое движение народов в крае. Перенаселённость, нехватка земель приводила к основанию новых деревень , таких как Турмаево .
Двойное название Кайраклы, Турмаево, имеет топонимическое и антропологические корни.
История моего села – эта маленькая частица истории России.
20 век, век больших потрясений и изменений оставил глубокий след в истории села .
Перестройка, распад СССР, реформы конца ХХ начало ХХI веков изменили жизнь моих односельчан.
Перестройка, принесшая экономическую самостоятельность, при сохранении государственной дотации сельскому хозяйству принесла интенсивное строительство, возвращение молодёжи. Распад СССР вернул односельчан из бывших союзных республик. Экономический кризис, прекращение государственной дотации сельского хозяйства ухудшили положение сельчан. Они перестали получать «живые» деньги. Молодёжь вновь потянулась в города. Летом 2007 колхоз «Искра», пройдя через превращение в КФХ и СПК, перестал существовать. Бывшие колхозники стали безработными. Единственной большой организацией осталась школа. Трудоспособные мужчины уехали на заработки на север, женщины устроились в райцентре в с. Стерлибашево. В какой-то мере вернулось «отходничество» постреформенного времени конца ХIХ века.
Весной 2008 приватизированные сельскохозяйственные земли будут распределены. Возродятся ли единоличные крестьянские хозяйства, или увеличатся пустоши, покажет время.
Я думаю, история моей родной деревни продолжится и в ХХI веке.
Приложение
Вид на деревню сегодня с горы Темритау
Список литературы
А.З.Асфандияров История сел и деревень Башкирской ССР. Уфа - 1991г.
Башкортостан краткая энциклопедия ред. Р.З.Шакуров Уфа- 1996г.