kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Корифеи отечественной исторической науки XVIII-XIX вв.: В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский; советская историческая школа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы помогут готовиться ученикам к сдачи ЕГЭ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Корифеи отечественной исторической науки XVIII-XIX вв.: В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский; советская историческая школа.»

Корифеи отечественной исторической науки XVIII-XIX вв.: В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский; советская историческая школа.

Историография - это специальная отрасль исторической науки, которая отражает процесс формирования и развития исторических знаний. Историографы отвечают на ряд вопросов: кто, когда, как и какую проблему исследовал, к каким выводам пришел? Историограф может поставить под сомнение результаты исследований, обозначить проблемы, требующие исследования.

Каждый человек в определенной мере при изучении курса истории является историографом. Важно, чтобы его мнение было обоснованным. Объективность исторического знания условна, ибо зависит от человека с его социальной ориентированностью, мировоззрением, уровнем знаний.

Историография свидетельствует о наличии многих исторических школ, которые предполагали и предполагают много вариантность в изучении как мировой, так и отечественной истории. У нас нет возможности давать ей детальную характеристику в соответствии с выше упомянутыми этапами становления истории как науки и существующей периодизацией мировой истории - Древность, Средние века (сер. 1-го тыс. - сер. 17 в.), Новая (сер. 17в. - 19 в.) и Новейшее (с начала 20 в.) время. Историческая школа представляет собой определенный исторический этап становления государства Российского.

С образованием Российского государства с центром в Москве появилась потребность определить его место среди других стран. Предпринимается попытка обосновать происхождение царского самодержавия, доказать его незыблимость и вечность. В 1560 -63 гг. появилась "Степенная книга", в которой история страны изображена как серия сменяющих друг друга княжений и царствований.

Обоснование сильной государственной и монаршей власти потребовалось и в период образования империи при Петре Первом.

Он прямо заявил о необходимости всем подданным "ведать Российского государства историю". Реализуя это пожелание, один из "птенцов гнезда Петрова" - Василий Никитич Татищев(1686 - 1750) в своем труде "История Российская с самых древнейших времен" (в 4-х книгах) - предпринимает первую попытку создания обобщающей работы по истории России. Татищев по праву назывался отцом русской истории. «Русская правда», «Судебник» 1550 г., «Книга большого Чертежа», ряд летописей и другие источники были открыты им. В.Н. Татищев был не только современником петровских преобразований, но и активным их участником, что и определило его концепцию. Он рассматривает историческое развитие России под углом борьбы монархии с аристократией, доказывает полезность самодержавия и вред аристократического правления, убеждает читателя в благости "монаршего правления", воспитывая подданных в духе покорности царю.

Таким образом, в эпоху Петра Первого происходит осмысление истории России как истории государства Российского.

Крупнейшим представителем русской исторической школы «государственников» является русский писатель, историк Николай Михайлович Карамзин (1766-1826). Основоположник русского сентиментализма, автор "Писем русского путешественника", "Бедной Лизы", "Рассуждений философа, историка и гражданина" и др., издатель популярных журналов ("Московский журнал", "Вестник Европы") свой главный труд посвятил истории ("История государства Российского" в 12 томах, доведенная им до 1612 года). Концепция "государственника" Н. М. Карамзина следующая: Россия - огромная страна, "мира половина" и потому государственным строем ее должна быть монархия. Это не отвлеченная умозрительная теория, за ней стоит опыт истории России, в которой некогда русское самодержавие сыграло определенную прогрессивную роль, способствуя объединению страны и сплочению в единое государство различных феодальных земель, осуществляя в лице Петра Первого важные государственные преобразования. Успехи самодержавия, по Карамзину, определяли благосостояние Руси, периоды упадка самодержавного режима были чреваты для страны бедами.

История, по мнению Карамзина, должна учить и царей. На примерах правления русских монархов - положительных и отрицательных - он хотел учить царствовать. Для этого он, вслед за Монтескье, дает определение самодержавия, подчеркивая его обязанности перед народом. "Предмет самодержавия есть не то, чтобы отнять у людей естественную свободу, но чтобы действия их направить к величайшему благу.

Этап в развитии русской исторической науки в 19 веке связан с именем Сергея Михайловича Соловьева (1820 - 1879). Самым значительным по содержанию и обилию использованных источников является труд "История России с древнейших времен" в 29 томах, где рассматривается развитие российской государственности от Рюрика до Екатерины II.

С.М. Соловьев считал государственность основной силой общественного процесса, необходимой формой существования народа, который немыслим без государства. Однако успехи в развитии государства он не приписывал царю и самодержавию. Его мировоззрение сформировалось под влиянием гегелевской диалектики, которая признавала внутреннюю обусловленность и закономерность исторического процесса.

В отличие от предшественников Соловьев предавал значение в истории, природе, географической среде. Он считал: "Три условия имеют особенное влияние на жизнь народа: природа страны, где он живет; природа племени, к которому он принадлежит; ход внешних событий, влияния, идущие от народов, которые его окружают".

Объясняя каждое явление в истории внутренними причинами, Соловьев показывал все явления во взаимосвязи с другими, стремился "показать связь между событиями, показать, как новое проистекало из старого, соединить разрозненные части в одно органическое целое ...".

Последователем идей Соловьева был Василий Осипович Ключевский (1841 - 1911) - русский историк, почетный академик Петербургской академии наук. В "Курсе русской истории" в пяти томах В.О. Ключевский первым среди российских историков отошел от периодизации по царствованиям монархов. историография летопись отечество

Теоретическое построение Ключевского опиралось на триаду "человеческая личность, людское общество и природа страны". Основное место в "Курсе русской истории" занимают вопросы социально-экономической истории России. Ключевский, описывая структуру российского общества, основой деления на классы считал различные виды хозяйственной деятельности, разделение труда (земледельцы, скотоводы, купцы, ремесленники, воины и т.д.). В понятие "народ", в отличие от последующих историков (марксистов), он не вкладывал социального содержания (не выделял трудящихся и эксплуататоров). Термин "народ" Ключевский употреблял в смысле этническом и этическом. Ключевский ставил вопрос об общеисторическом процессе, в котором каждая местная история имеет своеобразие. Высшим достижением национального и морального единства народа, по мнению Ключевского, является государство как орган бесклассовый и народный, защищающий национальные интересы.

Труд Ключевского привлекает яркими характеристиками исторических деятелей, оригинальной трактовкой источников, широким показом культурной жизни русского общества.

Марксистская концепция отечественной истории, с благословения Ленина, была создана большевиком Михаилом Николаевичем Покровским (1868 - 1932) в впервые нашла свое отражение в работе "Русская история в самом сжатом очерке", а затем изложена в его фундаментальном труде "Русская история с древнейших времен" в 5-ти томах.

М. Покровский считается родоначальником школы советских историков. Эта школа является единственной у нас в стране и до сегодняшних дней. В основе всех учебников, множества исторических трудов, изданных в советское время, лежит марксистская, историко-материалистическая концепция понимания истории. Под схему закономерности смены социально -экономических формаций большевики подводили факты русской истории с соответствующей интерпретацией. Вся история была разбита на пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. В основе их смены лежит противоречие между уровнем развития производительных сил и производственных отношений, разрешение которого приводит к изменению способа производства. Главной движущей силой исторического процесса марксисты объявили бескомпромиссную классовую борьбу между эксплуататорами и эксплуатируемыми, а руководителем угнетенных масс (при капитализме) - пролетариат. Орудием построения социализма должно было стать государство диктатуры пролетариата.

Тарле Евгений Викторович (1874-1955)- член европейских научных обществ, с 1928 по 1933 гг преследуемый властями, с 1933 по 1955 гг. стал настоящим советским историком. Написал ряд работ по истории Отечественной войны 1812 г., Крымской войны, в 1949 г. по приказу Сталина трилогию «Русский народ в борьбе против агрессоров в XVIII-XX вв.»

Русскую историю на протяжении веков изучали Б.А. Рыбаков, А.П. Новосельцев, И.Я. Фроянов, Л.Н. Гумилев, А.А. Зимин, В.Б. Кобрин, Д.А. Альшиц, В.И. Буганов, Е.В. Анисимов, Д.С. Лихачев - советский и российский филолог, культуролог, искусствовед. Автор работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на разные языки. Внёс значительный вклад в изучение древнерусской литературы и искусства. Круг научных интересов Лихачёва весьма обширен: от изучения иконописи до анализа тюремного быта заключённых.

В 20-е годы вопросы методологии рассматривались в трудах Н.И.Кареева, А.С.Лаппо-Данилевского, Р.Ю.Виппера, С.Л.Франка.

Изучением древнерусской истории занимались Б.Д.Греков, Б.А. Рыбаков, М.Н. Тихомиров; историей феодализма – С.В. Бахрушин, С.Б.Веселовский, И.И. Смирнов, Л.В. Черепнин, И.Я.Фроянов; эпохой петровских преобразований - В.В.Мавродин, В.И. Буганов; изучением аграрного строя – Н.М. Дружинин, И.Д.Ковальченко; историографией освободительного движения и историей абсолютизма - М.В. Нечкина, историей промышленности – П.А.Хромов, историей рабочего класса - П.В. Волобуев, историей абсолютизма - А.Н. Сахаров, историей культуры - Д.С. Лихачев, Б.И. Краснобаев и др.

Исследователи советского периода отечественной истории занимались изучением истории революций - П.В. Волобуев, Г.А. Герасименко, И.И.Минц, Л.М. Спирин; истории НЭП - Э.Б. Генкина, И.Б. Берхин; истории индустриализации и коллективизации - С.П. Трапезников, В.П. Данилов, Великой Отечественной войны - М.М.Миносян, С.Д. Сахаров и др

Своеобразной реакцией на преобладание в истории вульгарного марксизма с его экономико-социологическим детерминизмом Лев Николаевич Гумилев (1912-1992) создал новое направление исторической науки – этнологию, лежащую на стыке истории, этнографии, психологии и биологии. Им было написано множество работ, в том числе «География этноса в исторический период», «Древняя Русь и Великая Степь», «От Руси до России» и др., где в качестве базовой структуры исторического процесса он рассматривает этнос.

Основные тенденции развития современной отечественной историографии начали формироваться со второй половины 80-х годов ХХ века. Вопросы генезиса феодализма – в работах И.Я. Фроянова; генезиса государственности – у Л.Н. Гумилева; новые оценки роли церкви – в работах Р.Г. Скрынникова, А.П. Богданова; проблемы соотношения реформ и революций – у Н.Я. Эйдельмана, Б.Г. Литвака.

Попытки переосмысления советского периода истории Отечества сделаны в исторической публицистике Ю.Афанасьева, Г. Попова, Н.Шмелева. Новые оценки революциям 1917 гг. даны в работах В.П. Дмитренко, Г.З. Иоффе; индустриализации и коллективизации – в трудах О. Лациса, Л.Гордона, Г.Шмелева и др.

В последние два десятилетия в исторической науке происходят качественные перемены, проявляется тенденция к сближению истории с общественными науками, заимствованию их теорий, методов и приемов исследований. Для конкретно - исторических исследований - Бегуновой А.И., Романенко Е.В., Антощенко А.В., Нарского И.В. и др. - характерно развитие истории повседневности и микроистория как исследовательский поход

После ознакомления с важнейшими проблемами истории как науки в качестве заключения следует отметить, что учебный курс «Отечественная история» базируется на научной основе. Построенный на основе научных исторических достижений, он призван помочь расширить знания об опыте предшествующих поколений, развитии русской культуры, наиболее значимых событиях прошлого, крупных исторических личностях. Обращение к истории Древней Руси, феодальной и имперской России, Советского Союза и Российской Федерации поможет понять настоящее, найти ответы на актуальные вопросы времени: кто мы, откуда, куда идем, во имя чего? И главное – каждому определить свое достойное место в жизни.

На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности.

Не случайно, многие работы указанных авторов публиковались и получили признание не только в нашей стране, но и за рубежом.


На протяжении всего существования государства Российского имели место быть различные исторические школы, например, Российская историческая школа «государственников», советская историческая школа. Самыми явными представителями исторических школ являлись В.Н. Татищев, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Н.М. Карамзин, М.Н. Покровский.

Список использованной литературы

1. История России (Россия в мировой цивилизации):курс лекций (Сост. и отв. редактор А.А. Радугин). - М.: Библионика, 2004. - 352с.

2. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2009. - 752с.

3. Семин В.П. История России. - М.: КНОРУС, 2011. - 440с.



 

.























 

 






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Агафонова Наталья Михайловна

Дата: 18.01.2018

Номер свидетельства: 450848


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства