kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа по истории "Три войны в судьбе моего прадеда" (работа ученика)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа заняла 1 место в районном этапе исторического исследовательско-краеведческого конкурса, приуроченного ко Дню Победы.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по истории "Три войны в судьбе моего прадеда" (работа ученика)»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №5»



Номинация: «История семьи – история Родины»



Районный этап

областного исторического исследовательско-краеведческого

конкурса «Судьба семьи в истории страны»

Название работы: «Три войны в судьбе моего прадеда»



Работу выполнил:

Цалый Даниил Александрович

учащийся 6 «б» класса МБОУ СШ № 5

Руководитель работы:

Пахурина Юлия Владимировна

учитель истории МБОУ СШ № 5

Консультанты:

Цалый Наталья Витальевна

Тел. 8(920)057-31-66

Эл. почта tsaly.nataliy@yandex.ru

Кстово

2017

Содержание


  1. Введение

  2. Основная часть.

    1. 1915 год – начало боевого пути

    2. Гражданская война и 25-стрелковая дивизия

    3. Зарождение семьи Павловых

    4. И снова на пути страшное слово «война»

    5. Есть ещё силы, чтобы просто жить

  3. Заключение

  4. Список используемых источников и литературы

  5. Приложения


















Введение

Цель работы: изучить основные этапы жизненного и боевого пути моего прадеда Павлова Александра Васильевича.

Задачи:

1. Изучить боевой путь моего прадеда во время Первой мировой войны, Гражданской войны и Великой Отечественной войны.

2. собрать информацию о его трудовой деятельности;

3. составить генеалогическое древо моей семьи;

4. обобщить все имеющиеся сведения о моем прадеде.

Актуальность: изучая историю войн, мы должны объединиться в борьбе за мир. А наше поколение, воспитанное на примерах мужества и героизма дедов и прадедов, не должно допустить мировую военную катастрофу.

Объект исследования: биография моего прадеда Павлова Александра Васильевича.

Методы исследования:

1.интервьюирование;

2. изучение и анализ семейных фото и документальных источников, Интернет-ресурсов.

3.анализ;

4.обобщение.








Основная часть


Что такое война? Об этом я знаю понаслышке. Мне посчастливилось жить под мирным небом, а о войне читать только в книгах! Совсем недавно я понял, что память о войне живёт и у нас дома. Нашу семью коснулись три войны. И выпала эта доля на моего прадедушку.

28 июля 1914 года произошло событие, перевернувшее весь мир - Австро-Венгрия объявила войну  Сербии, а спустя всего три дня Германия официально вступила в конфликт с Россией. С этих событий началась Первая мировая война, которая осталась одним из самых значимых событий XX век.

Начало войны вызвало в России взрыв патриотизма. В крупных городах прошли антигерманские манифестации и погромы. Санкт-Петербург был переименован в Петроград. Уже в 1-е дни на мобилизационные пункты явились почти все военнообязанные. 

В 1914 году Россия была вынуждена вступить в Первую мировую войну, в жестокое противостояние на нескольких театрах боевых действий. В войну ознаменованную применением химического оружия, первым масштабным применением танков и авиации, войну с огромным количеством человеческих жертв. Исход этой войны стал трагичным для России - революция, братоубийственная гражданская война, раскол страны, утрата веры и тысячелетней культуры, раскол всего общества на два непримиримых лагеря.

Мой прадед Павлов Александр Васильевич родился в деревне Майдан Кстовского уезда Нижегородской губернии 7 марта 1896 года в крестьянской семье Василия и Окулины Павловых. Был у него еще брат Иван.

Образование прадедушка получил в церковно-приходской школе, в которой проучился три года. Церковно-приходские школы -начальные школы при церковных приходах, находились в ведении духовного ведомства, то есть Святейшего Правительствующего Синода. В начале ХХ века Россия имела обширную систему образования, включающую в себя три ступени:

-начальную (церковно-приходские школы, народные училища);

-среднюю (классические гимназии, реальные училища);

-высшую (университеты, институты).

Умел писать, читать и знал очень много молитв. «За нарушение дисциплины, что с мальчишками случалось нередко, нас в наказание ставили коленями на горох и заставляли выучить какую-нибудь молитву», - рассказывал прадедушка родным.

После окончания школы прадедушка работал в хозяйстве родителей вплоть до 1915 года, когда был призван в действующую армию. Службу он проходил в 210 Броннецком пехотном полку 53 стрелковой дивизии 1 армии генерала Ренненкампфа на северо-западном участке фронта. Полк был образован в самом начале войны, провоевал до конца 1917 года, и был расформирован в начале 1918­года. Ещё в начале марта 1914 г. в “Бронницкое уездное воинской повинности присутствие” поступило циркулярное письмо, переправленное затем в уездное полицейское управление. В нём говорилось, что на случай объявления военной мобилизации необходимо провести мероприятия по “Производству поверочного сбора нижних чинов запаса по Бронницкому уезду”. Таких сборов проводилось несколько. А уже после объявления частичной мобилизации предписывалось:

1) Нижние чины запаса с 12 по 23 июля 1914 г. обязаны явиться на сборы в указанные пункты.

2) О времени явки на сборные пункты объявить через сельских старост.

3) Данные объявления вывесить на видных местах во всех селениях уезда.

4) Объявлялась ответственность за неявку.

Дивизия вошла в состав 1­ой армии под командованием генерала Рененкампфа и становилась частью 3­-го армейского корпуса. А 1­-я армия подчинялась командованию Северо­-Западного фронта.

Прадед принимал участие в сражениях под Шауляем и Ригой. С самого начала Первой мировой войны Рига оказалась в положении прифронтового города. Первое крупное сражение войны, Восточно-Прусская операция Северо-Западного фронта в августе 1914 года, происходило в непосредственной близости от территории Лифляндии. В ходе этой операции 1-я и 2-я армии фронта, осуществляя неподготовленное наступление, потерпели сокрушительное поражение, в результате чего линия фронта установилась за рекой Неман. 7 июля последовал новый прорыв, в результате которого были взяты Шавли (Шауляй) и Паневеж (Паневежис). Создалось положение, угрожающее всему Северо-Западному фронту. Для стабилизации положения было создано новое управление Северного фронта. Защита Риги была возложена на 12-ю армию генерала от инфантерии В. Н. Горбатовского. В конце 1915 года полк в составе дивизии был переведен на юго-западный фронт, где участвовал в знаменитом Брусиловском прорыве, дошел до Карпат в районе Ужгорода. Брусиловский прорыв – наступательная операция Юго-Западного фронта русской армии под командованием генерала А. А. Брусилова во время Первой мировой войны, проведённая 21 мая (3 июня) — 9 (22) августа 1916 года, в ходе, которой было нанесено серьезное поражение австро-венгерской армии и заняты Галиция и Буковина. А сколько стихов посвящено этому событию:

Штыки в перевес, лязг стального металла,
Из грязи окопной по фронту «ура»,
Свинцовым дождём у виска засвистало,
И цепи за цепью мелькнули с утра.

Как с неба обрушились тонны снарядов,




От пушек Вильгельма запахло огнём,
Рвя землю на части без всякой пощады,
Мы их оборону по фронту прорвём:

Под Луцком наш верх, взбудоражены нервы,
Спасённые Богом идут напролом,
Австрийцев и венгров в плен сдавшихся, первых,
В траншеях окопов штыками добьём.

По линии фронта шёл бой рукопашный,
Позицию взяли, и снова вперёд,
Страшись Фердинанд1: «суд подходит твой страшный»,
Россию на подвиг Брусилов ведёт!...


После вступления в войну Румынии, на стороне АНТАНТЫ, в которую входили Россия, Франция, Великобритания участвовал в тяжелых оборонительных боях в Карпатах. Карпатская операция, называемая также Зимнее сражение в Карпатах — крупное сражение на восточном фронте Первой мировой войны. С конца декабря 1914 года, главное командование Юго-западным фронтом приступило к подготовке операции прорыва через Карпаты для вторжения в Венгрию. Австро-Венгерское командование также готовилось к наступлению, пытаясь деблокировать осаждённую русскими крепость Перемышль.

7 (20) января 1915 года главнокомандующий Юго-западного фронта Н.И. Иванов отдал приказ о наступлении. Почти одновременно 9 (22) — 11 (24) января 1915 года австро-германские войска начали наступление вКарпатах, нанося два удара: один от Ужгорода на Самбор, другой от Мункача на Стрый. Сражение в Карпатах принесло огромные потери для обеих сторон, но не дало стратегических результатов ни одной из них.

В 1917 году полк прадедушки отправили в город Ярославль на переформирование, так как в боях полк понес большие потери. Реорганизация полка затянулась в связи с наступившими революционными событиями, он так и остался в городе Ярославле. В 1918 году был расформирован.

А мой прадед всей душой принял революцию и поступил добровольцем сначала в Красную армию, а затем в знаменитую 25-у стрелковую дивизию, которая потом стала имени В.И. Чапаева. Сформирована в городе Николаевск, ныне Пугачёв из добровольцев под наименованием дивизии Николаевских полков, с 19.11.1918 г. — 25-я стрелковая дивизия. Одна из самых легендарных дивизий Красной Армии перед войной. Носила имя прославленного командира дивизии времен Гражданской войны В.И. Чапаева. Участвовала в боях на Восточном и Юго-Западном фронтах Гражданской войны. В 1918 — начале 1919 года вела бои с белочехами и уральскими белоказаками в Заволжье.  В мае 1920 года в связи с активизацией боевых действий на советско-польском фронте была переброшена на Юго-Западный фронт, участвовала в Киевской операции 1920 года. В октябре 1920 — апреле 1921 года действовала на Украине против разнородных антибольшевистских военизированных формирований.

За боевые заслуги в Гражданской войне награждена Почётным революционным Красным Знаменем (1928 год) и орденом Ленина (1933 год). 9 полков дивизии и 25-й кавалерийский дивизион награждены Почётными революционными Красными Знамёнами ВЦИК.

В этой дивизии прадед провоевал всю Гражданскую войну.

В 1921 году он вернулся в деревню, где активно участвовал в создании колхоза. Декрет о земле, изданный после Октябрьской революции, дал крестьянам право на землю, но началась Гражданская война. Крестьяне, как и весь советский народ, ушли защищать завоевания революции.

Но вот отгремели последние залпы гражданской войны, вернулись домой бойцы. Необходимо было поднимать окончательно пришедшее за время войны в упадок сельское хозяйство. А чтобы лучше проводить хлебозаготовки, надо создать колхозы. Этот вопрос стал основным на XV съезде партии, после которого в нашей стране развернулась работа по подготовке условий, необходимых для перехода к массовой коллективизации крестьянских хозяйств. В.И. Ленин говорил ещё в 1917 году: «Если мы будем сидеть по-старому в мелких хозяйствах, хотя и вольными гражданами на вольной земле, нам всё равно грозит неминуемая гибель». Выход видели в укрупнении мелких хозяйств.

Женился на деревенской девушке Таисии, которая родила ему четверых детей: Михаила, Марину, Ивана и Виктора. К сожалению, Таисия умерла рано, и прадед женился на моей прабабушке Агапии.

Моя прабабушка в детстве переболела оспой и замуж ее никто не брал, только в 30 лет она вышла замуж за прадеда - вдовца, который был старше ее на 18 лет. Старшие дети сразу женились, дочь вышла замуж, и уехали из деревни. В семье остался только Виктор.

03 июня 1941 года родилась моя бабушка – Елена. Ей не было даже месяца, когда фашистская Германия объявила войну СССР. В июле 1941 года прадед был призван в ряды РККА и направлен в школу радистов в город Горький.

Младший сын Виктор, как и многие молодые люди нашей страны не остались дома, он прибавили себе два года, и ушел добровольцем на фронт. Вскоре он погиб. Прадедушка рассказывал: «Молодые новобранцы погибали почти сразу, при первой же бомбежке, они начинали метаться по полю, звать маму, сбивались в кучу. Мы им кричали «Ложиь! Ложись! Они нас не слышали».

По окончании школы прадед был направлен в действующую армию на северный Кавказ. Там в составе особой Приморской армии участвовал в оборонительных боях за северный Кавказ, целью кавказской операцией были, конечно же, нефтеносные районы этого региона. Кроме того, нацисты намеревались обеспечить своё влияние не только на самом Кавказе, но и выйти к странам Ближнего Востока, которые ресурсно тоже были далеко не бедными. Кавказскую операцию Гитлер планировал провести в период с осени 1941 по осень 1942-го годов, но не сложилось. А также Александр Васильевич принял участи в освободительных сражениях на Тамани, прорыве знаменитой «Голубой линии» и освобождении Крыма. Готенкопф – это немецкое название (буквально можно перевести как «голова гота») рубежей немецкой обороны, более известной нам сегодня под названием «Голубая линия». Область этих рубежей проходила по реке Кубани до Чёрного моря. Именно здесь, в апреле 1943 года, в районе «Голубой линии», и развернулись жесточайшие авиационные бои между Красной армией и немецкими войсками – таких боёв не было, наверное, ни до, ни после в период Великой Отечественной. Бои на «Голубой линии» продолжались до сентября 1943 года. Гитлер дал приказ на вывод войск с Кубани.

В 1943 году после контузии и лечения в госпитале прадедушка был направлен для дальнейшего прохождения службы в 319 Гвардейский горно-стрелковый полк 74 Гвардейской горнострелковой дивизии, с которой в составе Третьего Украинского фронта, а затем Четвертого Украинского фронтов участвовал в освобождении Словакии и Венгрии. «  У этой дивизии славные традиции. Она была сформирована в грозные годы гражданской войны и под командованием героя-большевика Николая Александровича Щорса принимала активное участие в разгроме интервентов и белогвардейцев. Знаменитые полки этой дивизии Богунский, Таращанский и Донской, геройски сражавшиеся за молодую Советскую республику, столь же самоотверженно сражались в Сталинграде, за что заслужили звание гвардейских. День Победы встретил в столице Австрии – Вене. В июле 1945 года прадед был уволен в запас и вернулся в семью.

Моя бабушка Елена запомнила, как во время войны она трех-четырехлетним ребенком ходила в поле искать картошку. Ноги утопали в грязи, она с трудом передвигалась и тащила за собой ведерко, находила гнилую картошку, которую не выкопали в прошлом году. Потом из нее готовили лепешки, чтобы хоть как-то прокормиться.

Прадедушка, участвуя в боевых действия во время Великой Отечественной войны, был уже опытным бойцом, так как прошел уже три войны и смог выжить. Однако он два раза попадал в плен. Первый раз его спасла девушка, он рассказывал, что всех больных тифом согнали в сарай, расстреляли и должны были поджечь сарай. Когда немцы начали стрелять, прадедушка упал, притворился убитым. Через какое- то время он услышал голос девушки, которая спрашивала, есть ли кто живой. Прадедушка и еще один солдат поднялись, и она смогла их вывести.

За участие в боях на фронтах Великой Отечественной войны награжден медалью за оборону Кавказа, двумя медалями за Отвагу, медалью за освобождение Вены.

Во время возвращения домой у прадеда потерялись все документы. Восстанавливать времени не было. Когда он вернулся домой, у них с прабабушкой появились дочь Алефтина (1946) и два сына Виктор (1948) и Валентин (1950).

В семье прадед был строгим, но справедливым отцом. С войны у него осталась стальная ложка. За стол садились все вместе, если кто-то баловался или первым запустил ложку в общую тарелку, прадедушка «угощал» ложкой по лбу.

Прадедушка продолжил работать в колхозе, затем его назначили заведующим фермой. Это было время восстановления страны и хозяйства, все работали за «палочки». Просто отмечали, кто и сколько отработал, а платить было нечем. Были люди, которые подходили к прадедушке, чтобы купить поросенка, но прадедушка был очень принципиальным и честным. В семье питались плохо, но он никогда не приносил с работы, не то, что кусочек мяса, даже потрохов. Он всегда говорил: «Все сейчас голодают, как я буду людям в глаза смотреть, если у нас будет пахнуть мясом». В деревню вернулось мало мужчин, большинство из них погибли. Прадедушка старался помочь в хозяйстве своим соседям и всем, кому требовалась помощь. До сих пор, старожилы в деревне вспоминают его только добрым словом.

В 1960 году прадед вышел на пенсию и до своей кончины в 1966 году активно трудился в личном подсобном хозяйстве.

Прадедушка не любил рассказывать про войну. Информация собиралась буквально по крупицам, по тем коротким рассказам, когда прадед предавался воспоминаниям.



























Заключение

Собрав сведения о своем прадеде и написав эту работу, я понял, что его жизнь тесно переплеталась с важными и трагическими страницами истории России – две страшных мировых войны. Никогда не был в стороне, всегда на защите Родины и людей. Жил, воевал, трудился, воспитывал детей…

Гордость за прадеда переполняет мое сердце и душу…

Чем больше я узнаю о нем, тем больше понимаю, что даже в истории моей семьи так много мне еще неизвестно, так много «белых пятен», которые я хочу «стереть». Именно благодаря этой работе, я стал больше общаться со своими родственниками, узнавать для себя что-то новое.

К мерцающим звёздам ведя корабли, —
о погибших помните!
Встречайте трепетную весну,
люди Земли!
Убейте войну,
прокляните войну,
люди Земли!

                                                               (Р. Рождественский).















Список литературы

  1. Воспоминания Фирсовой (Павловой) Елены Александровны.

Интернет - источники:

  1. www.bronnitsy.ru// «210-й пехотный полк».

  1. www.ist-konkurs.ru// «Земля и люди».

  2. www.firstwar.info// «Брусиловский прорыв»

  3. www.mirtesen.ru// «Голубая линия»

  4. www.orthedu.ru// «Церковно-приходские школы н.XX века»

  5. www.smolbattle.ru// «Рига в Первой мировой войне»

  6. wikipedia.orq

























Приложение № 1

Мой прадед – Александр Васильевич (посередине)

Семья Павловых. Прадед (слева) с женой, детьми и внуками.



Приложение № 2

Прабабушка Агапия и её дочь Аля



Моя бабушка Елена







Приложение № 3

Дочь Марина от первого брака с мужем

Младший сын Виктор от первого брака








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа по истории "Три войны в судьбе моего прадеда" (работа ученика)

Автор: Юлия Владимировна Пахурина

Дата: 22.10.2020

Номер свидетельства: 560981

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства