kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование манифестов е.и.пугачева на уроке истории при изучении темы: восстание под предводи-тельством е.и.пугачева

Нажмите, чтобы узнать подробности

В публикации представлена система вопросов к манифесту Е.Пугачева.

Просмотр содержимого документа
«Использование манифестов е.и.пугачева на уроке истории при изучении темы: восстание под предводи-тельством е.и.пугачева»

УДК 372.016:94(47)*07+373

К. В. Гинзбург

(Учитель истории и обществознания МКОУ Кольцовской средней школы Каргатского района Новосибирской области)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАНИФЕСТОВ Е.И.ПУГАЧЕВА НА УРОКЕ ИСТОРИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ: ВОССТАНИЕ ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ Е.И.ПУГАЧЕВА


В публикации представлена разработанная система вопросов к Манифесту Е.И.Пугачева от 29 декабря 1773 года для урока истории в 8 классе.

Исторический источник, Манифест, урок истории


Манифесты являются разновидностями законодательных актов, которые чаще всего использовались государством, когда нужно было провозгласить то или иное решение и довести его до всех подданых. Манифесты являлись авторскими, они разъясняли цели и намерения правительства. Они были обращены ко всему населению, либо к определенному сословию.

На уроке истории в 8 классе при изучении темы: «Восстание под предводительством Е.И.Пугачева» можно использовать в виде исторических источников сами манифесты Емельяна Ивановича. Так, для ответа на вопрос «Какой представлял себе Россию Е.Пугачев после своей победы?» целесообразно предложить ученикам манифест от 29 декабря 1773 года, так как на мой взгляд, он более полно отражает причины и цели восстания, а по тексту документа можно увидеть какой же видит Е.Пугачев Россию после своей победы.

Для того, чтобы ученики смогли получить как можно больше сведений из документа, следует предложить ученикам систему вопросов, предполагающих «внешний» и «внутренний» анализ источника. При разработке системы вопросов мы опирались на работы О.М.Хлытиной.

«Внешний» анализ будет включать в себя три вопроса: 1) Вид исторического источника? 2) Когда создан? 3) Кем создан? Вопросы для «внутреннего» анализа вслед за О.М.Хлытиной мы поделили на три группы: «чтение», «комментирование» и «интерпретация».

«Чтение» источника предполагает выявление явных и «скрытых» фактов, их первичную систематизацию. Можно предложить такие вопросы: 1) О каких слоях населения идет речь в Манифесте? 2) Какие цели восставших? 3) Как предлагалось поступить с дворянством?

«Комментирование» источника подразумевает анализ того, как в нем отразилась эпоха и личная биография автора, как на содержание источника повлияли его типологические характеристики. Уместны такие вопросы к «Манифесту»: 1) Как вы думаете, почему Пугачев излагал свои цели и наказы в виде Манифеста? 2) Почему у автора такое отношение к дворянству? (найдите в тексте слова, которыми Пугачев описывает дворян).

«Интерпретация» источника должна возвратить учеников к проблематике урока и здесь учащимся уместно задать следующий вопрос: «Как Пугачев представлял себе жизнь страны после своей победы?»

Таким образом, Манифест от 29 декабря 1773 года позволяет нам наиболее полно раскрыть вопрос урока, сделать вывод, основываясь на текст исторического документа.

Научный руководитель – к.п.н., доц.

О. М. Хлытина



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гинзбург Кристина Валерьевна

Дата: 31.08.2018

Номер свидетельства: 476804

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства