kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Беседа «Корабли-герои морских сражений: подводная лодка С-56»

Нажмите, чтобы узнать подробности

С-56 оказалась самой результативной советской подводной лодкой ВМФ СССР времён Великой Отечественной войны по количеству достоверно потопленных целей.

Просмотр содержимого документа
«Беседа «Корабли-герои морских сражений: подводная лодка С-56»»

Беседа

«Корабли-герои морских сражений: подводная лодка С-56»


п.д.о. Будайчиев В.К.


Морские силы Дальнего Востока (МСДВ) - под таким названием в 1932 году во Владивостоке было создано военно-морское объединение нашей страны на Тихом океане. Уже летом 1932 года на судостроительные заводы в Хабаровске и во Владивостоке по железной дороге разобранными на секции направляются 12 подводных лодок типа «Щ», где их собирают и вводят в строй. Следом по железной дороге на Дальний Восток прибывают 28 подводных лодок типа «М», которые вступают в строй к 1935 году. А в 1939 году Тихоокеанский флот располагает 13 подводными минными заградителями типа «Л». Кроме того, к началу Великой Отечественной войны владивостокский «Дальзавод» строит шесть подводных лодок типа «С». Таким образом, флот получил лодки разных типов, чтобы выполнять разные боевые задачи. Параллельно началось строительство береговой инфраструктуры для базирования морских сил. Если говорить о дивизионах и бригадах подводных лодок, то они появились не только в «колыбели» тихоокеанского подводного флота в бухте Улисс, но и в заливах и бухтах Золотой Рог, Абрек, Разбойник, Конюшкова, Павловского, Восток, Находка (Америка), Владимира, Постовая (Советская Гавань), Де-Кастри, Нагаева, в Николаевске-на-Амуре и даже на Камчатке в бухте Крашенинникова. В пунктах базирования были сооружены причальные комплексы, береговые объекты, склады горюче-смазочных материалов, вооружения и имущества. То есть были созданы условия для нормальной повседневной работы. Также развернулось строительство судостроительных и судоремонтных заводов, на которых в будущем построят и отремонтируют много подводных кораблей - как обычных, так и атомных.

Подробно на сайте Дальний Восток:
https://dv.land/history/geroi-morskikh-glubin

Краткая справка:

Средние подводные лодки типа «Щ» — «Щука» — имели подводное водоизмещение 700 тонн, развивали подводную скорость 8 узлов, могли погружаться на глубину 90 метров. Длина корпуса составляла 59 метров. Вооружены шестью торпедными аппаратами с общим боезапасом 10 торпед, двумя 45-мм пушками и двумя пулемётами. Экипаж лодки состоял из 38 человек. Автономно лодка могла действовать 20 суток.

Малые подводные лодки типа «М» — «Малютка» — имели подводное водоизмещение 200 тонн, развивали подводную скорость 7 узлов, могли погружаться на глубину 60 метров. Длина корпуса составляла 38 метров. Вооружены двумя торпедными аппаратами без запасных торпед, 45-мм пушкой и пулемётом. Экипаж состоял из 17 человек. Автономность не превышала 10 суток.

Подводные минные заградители типа «Л» — «Ленинец» — имели подводное водоизмещение 1400 тонн, развивали подводную скорость 8 узлов, могли погружаться на глубину 100 метров. Длина корпуса составляла 85 метров. Вооружены восемью торпедными аппаратами с общим боезапасом 18 торпед, одним 100-мм орудием, одной 45-мм пушкой, могли принимать на борт 18 морских мин. Экипаж заградителя состоял из 56 человек. Максимальная автономность не превышала 45 суток.

Средние подводные лодки типа «С» — «Эски» — имели подводное водоизмещение 1090 тонн, развивали подводную скорость 10 узлов, могли погружаться на глубину 100 метров. Длина корпуса составляла 78 метров. Вооружены шестью торпедными аппаратами с общим боезапасом 12 торпед, одним 100-мм орудием, одним 45-мм орудием и двумя крупнокалиберными пулемётами ДШК. Экипаж лодки состоял из 46 человек. Автономность боевого выхода достигала 30 суток.


У большинства туристов, посещающих Владивосток, С-56 отмечена в путеводителе как один из пунктов must see. На постаменте же С-56 оказалась за свои выдающиеся боевые заслуги: она 16 раз объявлялась гитлеровским командованием погибшей, потопила 10 вражеских кораблей и транспортов противника, нанесла серьезные повреждения еще четырем, став одной из первых лодок-кругосветниц. 78 лет назад, 25 декабря 1939 года, подлодка была спущена на воду, а уже 5 октября 1942 года она отправилась в дальний поход из Владивостока – тогда подводники и не представляли, какая героическая и легендарная судьба ждет их экипаж. 


С-56, вид корабля-музея с 1975 по 1982 год, фотография сделана в 1978 году.

Владивосток, День ВМФ, 25 июля 1982 года, на открытии обновлённого мемориального комплекса.

Подводная лодка была заложена в 1936 году в Ленинграде, затем в разобранном виде она была доставлена во Владивосток. На "Дальзаводе" С-56, была достроена и после сборки спущена на воду – в 1939 году.

В марте 1943 года С-56 вошла в состав Северного флота. 19 апреля 1943 года С-56 вернулась из первого боевого похода, атаковав и потопив два первых вражеских транспорта.

30 апреля экипаж лодки за боевые успехи был награжден орденами и медалями. На рубке подводного корабля, в звезду, была вписана цифра "2". А на товарищеском ужине, по традиции, "щедринцам" подали двух жареных поросят, по числу потопленных вражеских кораблей.

В мае 1943 года С-56 совершила свой второй боевой поход, во время которого уничтожила танкер "Ойрштадт" и повредила транспорт "Вартеланд".

Только за период с апреля 1943 года по осень 1944 года экипаж С-56 потопил три транспорта, два танкера, один миноносец, два сторожевых корабля и повредил четыре транспорта.

Сам того не подозревая, экипаж С-56 поставил второй свой рекорд – он сумел достоверно потопить в течение одного похода два вражеских корабля, что не удалось ни одной другой подлодке Северного флота.

Пятый боевой поход в феврале 1944 года для С-56 стал самым экстремальным, экипаж едва не погиб.

– Подбив транспорт, С-56 ушла на глубину, но их засекли корабли вражеского охранения, – рассказывает Людмила Рыбалко, научный сотрудник Военно-исторического музея ТОФ. – Семь кораблей противника бомбили и преследовали лодку в течение 26,5 часов. За это время было сброшено более 300 (!) глубинных бомб. В какой-то момент глубина погружения оказалась ниже критической, но члены экипажа смогли выровнять рули и избежали опасности быть раздавленными толщей воды. Чтобы уменьшить шумы и скрыться, было решено перевести работу электромоторов на пол-оборота и выключить вентиляцию, чтобы гидроакустики на кораблях противника не засекли лодку по шуму. Показатель углекислого газа подходил к критическим четырем процентам.

Тогда командир обратился к экипажу: "В носу, в корме! Говорит командир корабля. Противник начинает нас терять. Я понимаю, как вы устали и выбились из сил, но я прошу вас держаться. Беспартийным разрешаю отдохнуть, а коммунистов прошу нести вахту за себя и за товарищей".

И первым ответил 7-й торпедный отсек: "Беспартийных нет, просим считать себя коммунистами". Так же ответили все отсеки.

Г. И. Щедрин в своей книге пишет: "Это, как глоток свежего воздуха, добавило экипажу сил".

Подводники высыпали известь из патронов регенерации воздуха на настил, чтобы она поглощала углекислый газ, и вместо 15-20 минут продержались еще 6,5 часов. Противники посчитал, что С-56 уничтожена, и ушли. Всплыв над водой, экипаж сутки отдыхал и проветривал отсеки, затем они догнали тот же конвой и потопили очередной транспорт, оправдав тем самым легенду о счастливой судьбе лодки.

Как считали и экипаж и командир, у лодки счастливая судьба. Еще при переходе на Северный флот на одной из стоянок при осмотре был найден стабилизатор неразорвавшейся вражеской торпеды, – рассказала Людмила Николаевна.

Всего за период участия в Великой Отечественной войне подводная лодка С-56 совершила восемь боевых походов, одержала 14 побед, потопила 10 и серьезно повредила 4 вражеских транспортов и боевых кораблей.

5 ноября 1944 года командиру С-56, капитану 2-ого ранга, Г. И. Щедрину присвоено звание Героя Советского Союза. Всего славному экипажу было вручено более 400 орденов и медалей.

Таким образом, С-56 оказалась самой результативной советской подводной лодкой ВМФ СССР времён Великой Отечественной войны по количеству достоверно потопленных целей.

На боевой рубке С-56 четко виднеется цифра "14" – она обозначает, что было потоплено 10 кораблей и повреждено четыре.

Командир в своих воспоминаниях писал, что их было больше, но часто данные подводников не совпадали со сведениями разведки. Нам не так важно сейчас, сколько побед на счету лодки. Важно другое – как люди жили, как били врага и не сдавались, как сумели выстоять в этих трудных условиях.

31 марта 1944 года за боевые заслуги лодка С-56 награждена орденом Красного Знамени, а в феврале 1945 года ей присвоено звание Гвардейской.

Тактико-технические характеристики лодки С-56:

  • Водоизмещение – 856/1090 кубометров.

  • Длина — 77,8 метра.

  • Ширина — 6,43 метра.

  • Осадка — 4,04 метра.

  • Мощность — 2 x 550 л.с. (электродвигатели), 2 х 1100 л.с. (дизель).

  • Скорость — 18,8/9,6 узлов.

  • Дальность плавания — 9500/135 миль.

  • Предельная глубина погружения — 100 метров.

  • Время погружения – 60 секунд.

  • Автономность — 30 суток.

  • Вооружение: носовых торпедных аппаратов — 4 x 533 мм, кормовых торпедных аппаратов — 2 x 533 мм, торпед — 12, артиллерия — 1 орудие x 100 мм, 1 орудие x 45 мм.

  • Экипаж — 45 человек.


После окончания Великой Отечественной войны, в 1954 году "С-56" Северным морским путем возвратилась на Дальний Восток. Прибыв на место, она продолжила службу в составе Тихоокеанского флота.

Шли годы, флот стал получать новые современные подводные лодки. Легендарная С-56 была выведена из боевого состава и переоборудована в учебно-тренировочную станцию для обучения молодых подводников.

После принятия решения о создании мемориального комплекса на Корабельной набережной Владивостока, субмарина С-56 была разобрана на отсеки и вновь собрана на месте установки.

К 30-ой годовщине Великой Победы, 9 мая 1975 года, над ее рубкой вновь взвился, овеянный ветрами всех океанов, военно-морской флаг. На торжественной церемонии открытия лодки-музея присутствовали члены экипажа С-56, — моторист С.Ф. Денисов, электрик Н.С. Назаров, гвардии мичман Елин. По числу побед лодки прозвучал салют из 14 залпов.

На подводной лодке С-56 по-прежнему развевается Гвардейский Краснознаменный флаг ВМФ. Подводная лодка С-56 навечно в строю Тихоокеанского флота.

Сейчас мемориальная подводная лодка С-56, установленная на Корабельной набережной, вместе со сторожевым кораблем "Красный вымпел" входит в состав мемориального комплекса "Боевая слава Тихоокеанского флота".

Внутри С-56 в оригинальном виде восстановлены первые три отсека лодки, а в четырех размещена музейная экспозиция, посвященная истории подводного флота нашего Отечества и боевому пути лодки. Побывав здесь, можно отчетливо представить, как героический экипаж подлодки сражался с врагом на Северном флоте.

В Музее лодки С-56 можно увидеть много интересных экспонатов.


В кинематографе:

Документальный фильм Сергея Брилёва «Тайна трёх океанов» (2014).

Документальный фильм Василия Чигинского «Не дождётесь!» (2017).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Беседа «Корабли-герои морских сражений: подводная лодка С-56»

Автор: Будайчиев Виталий Кенасович

Дата: 15.01.2019

Номер свидетельства: 495381

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства