Выступление педагога-психолога на педагогическом совете на тему: "Проблемы воспитания ответственности у школьников"
Выступление педагога-психолога на педагогическом совете на тему: "Проблемы воспитания ответственности у школьников"
Как показывает практика, именно ответственность и самостоятельность наименее сформированы у современных школьников, поэтому проблема формирования ответственности у школьников очень актуальна.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление педагога-психолога на педагогическом совете на тему: "Проблемы воспитания ответственности у школьников"»
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ.
Что такое ответственность?
Ответственность – это способность осознания того, что качество жизни, уровень успешности и самореализации человека зависят только от него самого.
Ответственность – это готовность исполнять все свои обещания и выполнять все свои обязанности наилучшим образом.
Ответственность – это умение принимать решения в сложных ситуациях не только за себя, но и за тех, кто от тебя зависит.
Ответственность – это понимание последствий , которые могут повлечь решения или действия самого человека.
Младший школьник недостаточно осознает, что такое ответственность, ответственный ученик и не всегда правильно оценивает проявление этого качества у себя .
Для многих учащихся начальных классов слово «ответственность» выступает синонимом для других качеств личности (например, хороший, умный или послушный)
Около 70% детей считают, что за поступки, результаты учебы несут ответственность взрослые.
Диагностика сформированности нравственного качества «ответственность» и её личной направленности (интернальной - экстернальной), М.В.Матюхиной,
Я не выполнил поручение, потому что:
А) я неорганизованный,
Б) у нас дома была уборка.
Я не выучил стихотворение, потому что:
А) забыл о задании,
Б) не нашел книги с этим стихотворением.
Я не выполнил свое обещание, так как:
А) ходил с родителями в гости,
Б) забыл о своем обещании.
65% - интернальная направленность( причина невыполнения задания – сам ученик, т.е. ученик берет на себя ответственность.
35% – экстернальная направленность, причиной невыполнения задания является другой человек или внешние обстоятельства.
Тест «Экспресс-диагностика ответственности» (ЭДО)В.П. Прядеин,
6-е классы
Ответственность
7 –е классы
25%
Ситуативная
ответственность
8 классы
11%
Безответствен-
ность
75%
9 а
32%
89%
0%
9Б
22%
0%
68%
65%
10А
78%
0%
38%
11А
35%
0%
45%
0%
2%
55%
0%
0%
Анкета исследования ценностных ориентаций (М. Рокич) Вам представлен список из 18 определений ценностей. Ваша задача – расставить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Внимательно изучите их, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой.
Список А (терминальные ценности) :
активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
здоровье (физическое и психическое);
интересная работа;
красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
наличие хороших и верных друзей;
общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках);
счастливая семейная жизнь;
счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
творчество (возможность творческой деятельности);
уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Список Б (инструментальные ценности) :
1. аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
2. воспитанность (хорошие манеры);
3. высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
4. жизнерадостность (чувство юмора);
5. исполнительность (дисциплинированность);
6. независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
7. непримиримость к недостаткам в себе и других;
8. образованность (широта знаний, высокая общая культура);
9. ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
10. рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
11. самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
12.смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
13. твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
14. терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
17.эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
18. чуткость (заботливость)
ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ. 1 МЕСТО.
Инструментальные ценности. 1 место
ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ. ПОСЛЕДНЕЕ МЕСТО.
Инструментальные ценности. Последнее место.
ОСНОВНОЙ СПОСОБ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЕБЕНКА
Пример собственного поведения родителей является самым мощным способом воздействия на ребенка.
Ребенок подражает родителям не только внешне, но и внутренне.
Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне вероятно, что и сформированные черты его личности тоже будут патологичны.
Исследования показали, что волевые качества, в том числе ответственность, проявляются в младшем школьном возрасте преимущественно в
игровой деятельности ,
затем - в трудовых действиях, и только на
третьем месте, по мере формирования позиции школьника, - в учебной деятельности.
Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания.
Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно.
Как же формироватьу ребенка ответственностьза себя, за свою жизнь,за свои цели, результаты, отношения?
Полезно, когда ребёнок ощущает себя
равноправным членом семьи, знает, что окружающие нуждаются в нём.
Не надо торопить, позвольте
ребёнку выполнить ответственное
задание в удобном для него темпе.
Вместо замечаний и критики за плохо выполненную работу (или за некорректный
поступок), сделайте так, чтобы ребёнок
на собственном опыте узнал, к каким
результатам ведёт безответственность.
Поручайте ему посильное дело, чтобы
он понимал: если не выполнит, подведёт
и себя, и других.
Придумайте какие-либо сигналы-"напоминалки".
Когда ребёнок не справился с работой
или повёл себя безответственно,
постарайтесь понять его и показать, как надо делать.
Постарайтесь сделать так, чтобы у ребёнка забота о других (и забота о себе тоже) связывалась с положительными эмоциями.
Огромной ошибкой является принятие родителями ответственности на себя
за поступки своего ребенка.
Тем самым вы лишаете его ситуации выбора, а значит ценнейшего опыта.