kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление педагога-психолога на педагогическом совете на тему: "Проблемы воспитания ответственности у школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как показывает практика, именно ответственность и самостоятельность наименее сформированы у современных школьников, поэтому проблема формирования ответственности у школьников очень актуальна.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление педагога-психолога на педагогическом совете на тему: "Проблемы воспитания ответственности у школьников"»

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ.

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ.

Что такое ответственность?

Что такое ответственность?

  • Ответственность – это способность осознания того, что качество жизни, уровень успешности и самореализации человека зависят только от него самого.
  • Ответственность – это готовность исполнять все свои обещания и выполнять все свои обязанности наилучшим образом.
  • Ответственность – это умение принимать решения в сложных ситуациях не только за себя, но и за тех, кто от тебя зависит.
  • Ответственность – это понимание последствий , которые могут повлечь решения или действия самого человека.
Младший школьник недостаточно осознает, что такое ответственность, ответственный ученик и не всегда правильно оценивает проявление этого качества у себя . Для многих учащихся начальных классов слово «ответственность» выступает синонимом для других качеств личности (например, хороший, умный или послушный)   Около 70% детей считают, что за поступки, результаты учебы несут ответственность взрослые.
  • Младший школьник недостаточно осознает, что такое ответственность, ответственный ученик и не всегда правильно оценивает проявление этого качества у себя .
  • Для многих учащихся начальных классов слово «ответственность» выступает синонимом для других качеств личности (например, хороший, умный или послушный)
  • Около 70% детей считают, что за поступки, результаты учебы несут ответственность взрослые.
Диагностика сформированности нравственного качества «ответственность» и её личной направленности (интернальной - экстернальной), М.В.Матюхиной,      Я не выполнил поручение, потому что: А) я неорганизованный, Б) у нас дома была уборка. Я не выучил стихотворение, потому что: А) забыл о задании, Б) не нашел книги с этим стихотворением. Я не выполнил свое обещание, так как: А) ходил с родителями в гости, Б) забыл о своем обещании.

Диагностика сформированности нравственного качества «ответственность» и её личной направленности (интернальной - экстернальной), М.В.Матюхиной,  

  • Я не выполнил поручение, потому что:

А) я неорганизованный,

Б) у нас дома была уборка.

  • Я не выучил стихотворение, потому что:

А) забыл о задании,

Б) не нашел книги с этим стихотворением.

  • Я не выполнил свое обещание, так как:

А) ходил с родителями в гости,

Б) забыл о своем обещании.

  • 65% - интернальная направленность( причина невыполнения задания – сам ученик, т.е. ученик берет на себя ответственность.
  • 35% – экстернальная направленность, причиной невыполнения задания является другой человек или внешние обстоятельства.
Тест «Экспресс-диагностика ответственности» (ЭДО)    В.П. Прядеин,   6-е классы Ответственность 7 –е классы 25% Ситуативная ответственность 8 классы 11% Безответствен- ность 75% 9 а 32% 89% 0% 9Б 22% 0% 68% 65% 10А 78% 0% 38% 11А 35% 0% 45% 0% 2% 55% 0% 0%

Тест «Экспресс-диагностика ответственности» (ЭДО)   В.П. Прядеин,

6-е классы

Ответственность

7 –е классы

25%

Ситуативная

ответственность

8 классы

11%

Безответствен-

ность

75%

9 а

32%

89%

0%

22%

0%

68%

65%

10А

78%

0%

38%

11А

35%

0%

45%

0%

2%

55%

0%

0%

Анкета исследования ценностных ориентаций (М. Рокич)   Вам представлен список из 18 определений ценностей. Ваша задача – расставить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Внимательно изучите их, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой.

Анкета исследования ценностных ориентаций (М. Рокич)  Вам представлен список из 18 определений ценностей. Ваша задача – расставить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Внимательно изучите их, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой.

  • Список А (терминальные ценности) :
  • активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
  • жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
  • здоровье (физическое и психическое);
  • интересная работа;
  • красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
  • любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
  • материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
  • наличие хороших и верных друзей;
  • общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
  • познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
  • продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
  • развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
  • развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
  • свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках);
  • счастливая семейная жизнь;
  • счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
  • творчество (возможность творческой деятельности);
  • уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
  • Список Б (инструментальные ценности) :

1. аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

2. воспитанность (хорошие манеры);

3. высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

4. жизнерадостность (чувство юмора);

5. исполнительность (дисциплинированность);

6. независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

7. непримиримость к недостаткам в себе и других;

8. образованность (широта знаний, высокая общая культура);

9. ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

10. рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

11. самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

12.смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

13. твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

14. терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

15. широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

16. честность (правдивость, искренность);

17.эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

18. чуткость (заботливость)

 

 

 

  •  
ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ. 1 МЕСТО.

ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ. 1 МЕСТО.

Инструментальные ценности. 1 место

Инструментальные ценности. 1 место

ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ. ПОСЛЕДНЕЕ МЕСТО.

ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ. ПОСЛЕДНЕЕ МЕСТО.

Инструментальные  ценности. Последнее место.

Инструментальные ценности. Последнее место.

ОСНОВНОЙ СПОСОБ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЕБЕНКА

ОСНОВНОЙ СПОСОБ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЕБЕНКА

  • Пример собственного поведения родителей является самым мощным способом воздействия на ребенка.
  • Ребенок подражает родителям не только внешне, но и внутренне.
  • Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне вероятно, что и сформированные черты его личности тоже будут патологичны.
Исследования показали, что волевые качества, в том числе ответственность, проявляются в младшем школьном возрасте преимущественно в игровой деятельности , затем - в трудовых действиях, и только на третьем месте, по мере формирования позиции школьника, - в учебной деятельности.
  • Исследования показали, что волевые качества, в том числе ответственность, проявляются в младшем школьном возрасте преимущественно в
  • игровой деятельности ,
  • затем - в трудовых действиях, и только на
  • третьем месте, по мере формирования позиции школьника, - в учебной деятельности.
Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно.
  • Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания.
  • Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно.
Как же формировать  у ребенка ответственность  за себя, за свою жизнь,  за свои цели, результаты, отношения?

Как же формировать у ребенка ответственность за себя, за свою жизнь, за свои цели, результаты, отношения?

Полезно, когда ребёнок ощущает себя  равноправным членом семьи, знает, что окружающие нуждаются в нём.   Не надо торопить, позвольте
  • Полезно, когда ребёнок ощущает себя

равноправным членом семьи, знает, что окружающие нуждаются в нём.

  • Не надо торопить, позвольте

ребёнку выполнить ответственное

задание в удобном для него темпе.

Вместо замечаний и критики за плохо выполненную работу (или за некорректный  поступок), сделайте так, чтобы ребёнок  на собственном опыте узнал, к каким  результатам ведёт безответственность.   Поручайте ему посильное дело, чтобы
  • Вместо замечаний и критики за плохо выполненную работу (или за некорректный

поступок), сделайте так, чтобы ребёнок

на собственном опыте узнал, к каким

результатам ведёт безответственность.

  • Поручайте ему посильное дело, чтобы

он понимал: если не выполнит, подведёт

и себя, и других.

Придумайте какие-либо сигналы-
  • Придумайте какие-либо сигналы-"напоминалки".

  • Когда ребёнок не справился с работой

или повёл себя безответственно,

постарайтесь понять его и показать, как надо делать.

  • Постарайтесь сделать так, чтобы у ребёнка забота о других (и забота о себе тоже) связывалась с положительными эмоциями.
Огромной ошибкой является принятие родителями ответственности на себя за поступки своего ребенка. Тем самым вы лишаете его ситуации выбора, а значит ценнейшего опыта.

Огромной ошибкой является принятие родителями ответственности на себя

за поступки своего ребенка.

Тем самым вы лишаете его ситуации выбора, а значит ценнейшего опыта.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Тишина Галина Александровна

Дата: 30.08.2021

Номер свидетельства: 586046


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства