kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие государственно-политической системы в конце 40-х - начале 50-х гг. (послевоенные годы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация о развитие государственно-политической системы СССР в конце 40-х-начале 50-х гг.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие государственно-политической системы в конце 40-х - начале 50-х гг. (послевоенные годы)»

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В КОНЦЕ 40-Х - НАЧАЛЕ 50-Х ГГ. (ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ)

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В КОНЦЕ 40-Х - НАЧАЛЕ 50-Х ГГ. (ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ)

В послевоенные годы политический режим ужесточает свой контроль над обществом. Был произведен разрыв с политической традицией, установившейся после октября 1917г., изменился подход к формированию идеологии (в ней усиливаются национально-патриотические мотивы, культ вождя и т. п.) и руководящих государственных и партийных кадров. Были воссозданы многие политические символы: гражданские и воинские звания, народные комиссары были преобразованы в министров, Рабоче-Крестьянская Красная Армия в Советские Вооруженные Силы, ВКП(б) — в Коммунистическую партию Советского Союза. Параллельно со старыми партийными органами создавались новые структуры, подконтрольные только Председателю Совета Министров маршалу Сталину. Возросла роль Секретариата ЦК и Управления кадров ЦК партии.
  • В послевоенные годы политический режим ужесточает свой контроль над обществом. Был произведен разрыв с политической традицией, установившейся после октября 1917г., изменился подход к формированию идеологии (в ней усиливаются национально-патриотические мотивы, культ вождя и т. п.) и руководящих государственных и партийных кадров. Были воссозданы многие политические символы: гражданские и воинские звания, народные комиссары были преобразованы в министров, Рабоче-Крестьянская Красная Армия в Советские Вооруженные Силы, ВКП(б) — в Коммунистическую партию Советского Союза. Параллельно со старыми партийными органами создавались новые структуры, подконтрольные только Председателю Совета Министров маршалу Сталину. Возросла роль Секретариата ЦК и Управления кадров ЦК партии.
Реорганизация гос. аппарата.

Реорганизация гос. аппарата.

  • В марте 1946 г. СНК СССР был преобразован в Совет Министров СССР (соответственно были переименованы СНК союзных республик). В феврале 1947 г. создаются комиссии законодательных предположений обеих палат Верховного Совета. В послевоенные годы этот орган принял ряд законов: о сельхозналоге, о государственных пенсиях, о расширении прав республик, о перестройке управления промышленностью, о реорганизации МТС и др. В конце 50-х гг. были утверждены положения о местных (сельских и районных) Советах.
Первоочередные проблемы.

Первоочередные проблемы.

  • В начале 50-х гг. страна столкнулась с рядом проблем, накопившихся в предыдущий период развития .
  • 1) необходимость реорганизации и сокращения гигантского репрессивного аппарата с МВД-МГБ и ГУЛАГом
  • 2) Аграрный вопрос.
  • 3) Сопротивление коллективизации в ряди регионов.
В сфере сельского хозяйства в послевоенный период были проведены две важнейшие реорганизации. Первая ликвидировала МТС и передавала сельхозтехнику в собствен-ность колхозов. Быстрая и немедленная передача (за выкуп) техники колхозам связывалась с повышением ими закупочных цен в 1953—1954 гг. Еще в августе 1953 г. был принят новый закон о сельхозналоге, который вводил погектарное (а не подоходное) обложение и облегчал налоговый пресс на хозяйства (коллективные и личные). В 1958 г. были отменены обязательные поставки колхозами сельхозпродукции; они были заменены государственными закупками, а закупочные цены повышены. Вторая важная реформа осуществила очередное укрупнение колхозных хозяйств, создание «колхозных союзов», способных эффективно развивать индустриальную базу.
  • В сфере сельского хозяйства в послевоенный период были проведены две важнейшие реорганизации. Первая ликвидировала МТС и передавала сельхозтехнику в собствен-ность колхозов. Быстрая и немедленная передача (за выкуп) техники колхозам связывалась с повышением ими закупочных цен в 1953—1954 гг. Еще в августе 1953 г. был принят новый закон о сельхозналоге, который вводил погектарное (а не подоходное) обложение и облегчал налоговый пресс на хозяйства (коллективные и личные). В 1958 г. были отменены обязательные поставки колхозами сельхозпродукции; они были заменены государственными закупками, а закупочные цены повышены. Вторая важная реформа осуществила очередное укрупнение колхозных хозяйств, создание «колхозных союзов», способных эффективно развивать индустриальную базу.
Партийный контроль. В 1948 г. началась чистка партийных органов Ленинграда и аппарата Госплана. Многие ответственные работники обвинялись в попытках «развалить социалистическое хозяйство методами международного капитализма». Одновременно усиливался партийный контроль за отдельными отраслями хозяйства: были созданы отраслевые отделы кадров, формировавшие руководящий слой в промышленности, финансах, плановых органах, сельском хозяйстве, транспорте и торговле. Репрессированные по Ленинградскому делу.

Партийный контроль.

  • В 1948 г. началась чистка партийных органов Ленинграда и аппарата Госплана. Многие ответственные работники обвинялись в попытках «развалить социалистическое хозяйство методами международного капитализма». Одновременно усиливался партийный контроль за отдельными отраслями хозяйства: были созданы отраслевые отделы кадров, формировавшие руководящий слой в промышленности, финансах, плановых органах, сельском хозяйстве, транспорте и торговле.

Репрессированные по Ленинградскому делу.

XIX съезд партии.

XIX съезд партии.

  • В октябре 1952 г. на Девятнадцатом съезде партии произошли изменения в руководящих партийных структурах:
  • Политбюро было заменено более многочисленным по составу Президиумом, был расширен также состав Секретариата ЦК КПСС. Сразу же после смерти Сталина был распущен его личный Секретариат.
Укрепление законности.

Укрепление законности.

  • В апреле 1953 г. в прессе стали появляться обвинения в адрес органов госбезопасности. В июле был арестован Берия, возглавлявший эту систему. В марте 1954 г. политическая полиция была преобразована в самостоятельную организацию — Комитет государственной безопасности (КГБ), были упразднены особые трибуналы («тройки»), система ГУЛАЯ была передана от МВД Министерству юстиции. Усилилась контролирующая роль органов прокуратуры и Генерального прокурора.
Судебная реформа.

Судебная реформа.

  • В феврале 1957 г. Верховный Совет СССР принял новое Положение о Верховном суде СССР, расширявшее надзорные права республиканских судов (Верховный суд СССР мог ис-требовать в порядке надзора только дела, уже рассмотренные Верховным судом союзной республики и лишь в случае нарушения этим судом общесоюзного законодательства или прав других союзных республик). Последней судебной инстанцией становились фактически суды союзных республик, и судебная союзная централизация заметно ослабевала. Верховный суд СССР сосредоточился на работе по обобщению судебной практики
Централизация власти.

Централизация власти.

  • На Сталина замыкалось не только все большее число вопросов, но и требовалось его личное участие в совершенно новых областях — таких, как укрепление позиций в Восточной Европе, освоение новых технологий вооружения и других
Карательные органы В карательных органах после войны существовали довольно острые противоречия, имевшие существенное значение для общего расклада политических сил. Между органами НКВД (МВД) и Министерством госбезопасности (МГБ) шло постоянное соперничество, принимавшее самые различные формы, участники которого не гнушались использовать доносы, слежку и подсиживание VS

Карательные органы

  • В карательных органах после войны существовали довольно острые противоречия, имевшие существенное значение для общего расклада политических сил. Между органами НКВД (МВД) и Министерством госбезопасности (МГБ) шло постоянное соперничество, принимавшее самые различные формы, участники которого не гнушались использовать доносы, слежку и подсиживание

VS

Реформа высших партийных органов.

Реформа высших партийных органов.

  • На XIX съезде партии (5-14 октября 1952 г.) вместо Политбюро был образован Президиум ЦК, расширенный с 9 членов и 2 кандидатов до 25 членов и 11 кандидатов. В состав высшего партийного органа вошло большое число совершенно новых для аппарата руководителей местных партийных организаций.
Знаковый характер имело переименование партии из Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) (ВКП(б) в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС). Это изменение названия подводило итог всей сталинской практике руководства партией и страной. Из названия исключалось слово
  • Знаковый характер имело переименование партии из Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) (ВКП(б) в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС). Это изменение названия подводило итог всей сталинской практике руководства партией и страной. Из названия исключалось слово "большевистская", которое в связи с исчезновением меньшевистской партии потеряло свою актуальность. Большевизм стал анахронизмом, поскольку ни от его идей, ни от "старой большевистской гвардии" Сталин ничего не оставил. Изменение названия партии ставило точку в процессе исторической трансформации ленинского большевизма в советскую практику сталинизма и означало полную победу последнего.
Заключение.

Заключение.

  • Можно прийти к выводу, что в первое послевоенное десятилетие политическая система СССР претерпела очень существенные преобразования. Партийные работники низового уровня занимались в основном административно-организаторской работой, успех которой во многом зависел от выполнения производственных планов и четкости работы государственных структур. Это вело к изменению соотношения между партийными и государственными органами в пользу последних.
  • Сверхцентрализация властных функций была неотъемлемой частью культа Сталина, стержнем политического режима в послевоенные годы. Именно в этот период Сталин достиг апогея своего могущества. Постепенно наибольшим влиянием на Сталина начинают обладать Маленков, Берия, Жданов и Хрущев.
  • Послевоенные годы - время, когда действовали административно-нажимные методы управления. Ключевую роль в репрессивной политике государства играли карательные органы.
  • Смена ближайшего окружения Сталина сопровождалась радикальным реформированием структуры высших партийных органов и существенным их обновлением.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Егоров Сергей Николаевич

Дата: 28.02.2023

Номер свидетельства: 626835


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства