kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "М.В.Ломоносов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к конференции о вкладе М.В.ломоносова в развитие российского государства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "М.В.Ломоносов"»

ВИКТОРИНА


  • «Когда бы смертным столь высоко

Возможно было возлететь.

Чтоб к Солнцу бренно наше око

Могло приблизившись воззреть,

Тогда б со всех открылся стран

Горящий вечно океан.

Там огненны валы стремятся

И не находят берегов,

Там вихри пламенны крутятся,

Борющись множество веков;

Там камни, как вода, кипят,

Горящи там дожди шумят».


Наблюдая за этой планетой, М.В. Ломоносов открыл на ней атмосферу. Как называется эта планета?


А) Марс Б) Венера В) Меркурий



  • М.В.Ломоносовым выполнены 43 мозаичные картины, до нас дошла 21. Самая значительная из них – «Полтавская баталия», её размер – 12 на 11 аршин. А сколько она весит? 80. пудов (1280 кг)


А) 300 кг Б) 1 тонна В) 2 тонны


  • К кому обращено Ломоносовское «Письмо о пользе стекла»?


«Неправо о вещах те думают,

Которые стекло чтут ниже минералов,

Приманчивым лучом блистающим в глаза:

Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.

Нередко я для той с Парнасских гор спускаюсь;

И ныне от неё на верьх их возвращаюсь,

Пою перед тобой в восторге похвалу

Не камнем дорогим, ни злату, но стеклу.

И как я оное хваля воспоминаю,

Не ломкость лживого я счастье представляю.

Не должно тленности примером тое быть,

Чего и сильный огнь не может разрушить,

Других вещей земных конечный разделитель:

Стекло им рождено: огонь его родитель.


А) И.И. Шувалов Б) Разумовский В) Долгорукий

  • Стремясь к созданию русской науки, Ломоносов столкнулся с серьезной трудностью – бедностью русской научной терминологии. Обладая огромным знанием народного и литературного русского языков, Михаил Васильевич быстро находил соответствующее русское слово для передачи научного понятия. Им введено в русский язык много понятий и терминов. Найдите одно из них:


А) Термометр Б) Шкала В) Радиан

(также им введены такие термины: удельный вес, магнитная стрелка, формула, упругость, атмосфера, барометр, промышленность, квадрат, пропорция и т.д.)


  • . О существовании этих островов первым высказал предположение М.В. Ломоносов. Эти догадки помора-академика подтвердились через 110 лет. Что это за острова?


А) Шпицберген Б) Новая земля В) Земля Франца Иосифа




  • От какого русского имени образовано название деревни, в которой прошло детство М.В. Ломоносова? (Денисовка — от имени Денис.)

С какого возраста Ломоносов начал трудиться вместе с отцом? (С десяти лет.)

  • Какие книги Ломоносов называл "вратами своей учёности"? («Арифметика» Магницкого и «Грамматика» Смотрицкого.)

  • Как называлось учебное заведение, в котором Ломоносов прошёл курс трёх классов за один год? (Славяно-греко-латинская академия.)

  • Что связывает М.В. Ломоносова и известного скульптора Ф.Шубина? (Оба — поморы. Ф.Шубин — сын дьячка Ивана Шубина, учившего Ломоносова грамоте.)

  • С какой целью в январе 1736 года Ломоносов приехал в Петербург? (В числе лучших двенадцати учащихся для изучения наук в Петербургской академии наук.)

  • Какова цель поездки Ломоносова за границу в 1736 году? (Изучение горного дела и металлургии.)

  • Откуда взяты эти строки: "Восторг внезапный ум пленил…"? (Отрывок из самой первой дошедшей до нас оды Ломоносова на взятие Хотина, написанной в 1739 году.)

  • Какую науку Ломоносов называл своей любимой наукой? (Химию.)

  • В каком году был основан Московский университет? Как он теперь называется? (В 1755 году. Московский государственный университет имени Ломоносова.)

  • Что объединяет просветителя Н.Новикова, автора «Недоросля» Д.Фонвизина, архитектора В.Шубина? (Все они были выпускниками основанного М.Ломоносовым университета.)

  • . Назовите любимое детище Ломоносова? (МГУ).


  • . Какого предмета не было в университете? (богословия).


  • Продолжите слова Ломоносова “всего труднее для учащихся” (леность, нерадивость).

  • Назовите крупнейшие достижения Ломоносова в области астрономии. (май 1761 - открытие атмосферы на Венере).


  • Каким образом связан с именем Ломоносова капитан - командор В. Л. Чичагов? (По предложению Ломоносова была организована экспедиция, начальником которой был назначенЧичагов. Открытие Северного морского пути - обучал штурмана, заботился об оснащении экспедиции навигационными приборами).


  • “Колумбы русские, презрев угрюмый рок, меж льдами новый путь отворят на Восток”. Какому научному плану Ломоносов посвятил эти строки? (Экспедиции по открытию Северного морского пути из Европы в Восточную Азию).


  • Как относился Ломоносов к второгодникам? (хорошо).


  • Назовите отрасли наук, в которых творил Ломоносов? (поэзия, физика, химия, астрономия, история, география, минералогия, геология, художества, филология, педагогика и др.).

  • Какие науки преподавал Ломоносов в университете? (химию, физику, физическую географию, натуралистическую минералогическую историю).


Созданы Ломоносовым - термометр, финифтяная печь, микроскоп, весы с чуствительностью до 5 тыс.).


  • В.Г.Плеханов писал, что “Ломоносову чрезвычайно помогло то обстоятельство, что он был именно архангельским мужиком” Почему? (Поморы не знали крепостничества.).


  • Назовите, что было названо именем Ломоносова (Горный подводный хребет в Северном Ледовитом океане; кратер на невидимой стороне Луны; одна из малых планет; минерал).









ГЕОГРАФИЯ


  • Наиболее ярким представителем русской экономико-географической школы является М.В.Ломоносов Первый российский академик, основатель МГУ внес существенный вклад в развитие разных научных направлений географии. Наряду с экономической, это гидрология, гляциология, геоморфология, почвоведение, ландшафтоведение и др.

В 1758 году Ломоносов был поставлен во главе Географического департамента Академии наук. Он стал учителем для целого поколения русских географов, картографов, геодезистов и океанографов.


  • М.В.Ломоносовым была проделана большаф работа по составление Атласа Российского и организация географических экспедиций. Им была разработана анкета, включающая всего 30 вопросов. Они касались характеристики городов, природных ресурсов, промышленности, сельского хозяйства, путей сообщения и ряда других экономико-географических аспектов

  • именно М.В. Ломоносов определил современное название науки, хотя и после него она еще долго называлась политической географией.


  • Большое внимание М.В. Ломоносов уделял изучению проблем народонаселения России. Результатом его исследований стала работа "О сохранении и размножении российского народа".


  • Реализуя свои научные идеи, М.В. Ломоносов непосредственно участвовал в выборе мест под строительство металлургических предприятий, уделяя при этом особое внимание наличию руды, топлива, путей сообщения и трудовых ресурсов. Таким образом, он является одним из основоположников разработки принципов размещения промышленного производства.


  • В 1760-1763 гг. под руководством М.В. Ломоносова были разработаны планы и маршруты нескольких географических экспедиций,


  • Подводя итог научных достижений русской экономико-географической школы в развитии экономической географии, можно сделать вывод, что их результаты стали фундаментом для последующего комплексного географического описания России и послужили основой для большинства экономико-географических исследований XVIII и XIX веков.



  • Особая заслуга Ломоносова в том, что под его руководством был подготовлен Атлас России, превосходивший аналогичные атласы в Европе. Кроме уточнённых географических сведений, в атласе было описание империи в ракурсе политическом и экономическом.


  • По сути, Ломоносовым была проведена полная инвентаризации страны. Он разработал подробный план статистического и экономического исследования России.

  • Были снаряжены экспедиции по стране и отправлены опросные листы для каждой губернии. Информация для атласа собиралась обширнейшая: от физико-географических характеристик местности (различные сведения о строении берегов рек, о том, есть ли крупные возвышенности); экономических показателей, в связи с природными условиям (где расположен город и размещается ли он на берегах рек, какие имеются фабрики и заводы, промыслы и ремёсла, рыбные и звериные ловли, посевные площади, ярмарки) до переписи населения в городах и сёлах.


  • Ломоносов по праву считается основоположником экономической географии.


  • Ломоносов, с детства любивший море, заботился о развитии мореплавания и изучения полярных стран. Им был разработан проект по освоению Северного морского пути. Прежде всего, для расширения державы Российской. Вспомним недавний проход ледоколов к Северному полюсу, под руководством Чилингарова. Это нужно стране и сегодня, а Ломоносов ещё в 18 веке настойчиво писал о неизученных землях Ледовитого океана.


  • Первая русская научная экспедиция, ведомая Челюскиным и Чичаговым, состоялась именно стараниями Ломоносова. Он организовал её и составил подробную инструкцию для участников экспедиции.

















Геология и минералогия.

В развитие этих наук Ломоносов внес большой вклад. Важные и интересные идеи, технические и инженерные изобретения изложены им в таких фундаментальных трудах, как "Слово о рождении металлов от трясения Земли", "Первые основания металлургии, или рудных дел" и приложения к нему - "О вольном движении воздуха, в рудниках примеченном" и "О слоях земных", а также в других сочинениях.


Он подготовил и отредактировал Минеральный каталог Кунсткамеры Академии наук, который был опубликован в 1745 году и содержал более трех тысяч образцов руд и минералов. В работах Ломоносова по геологии четко сформулирована теория эволюции, лежащая в основе всех явлений природы.


Великий ученый показал, что история нашей планеты представляет собой постоянный процесс эволюции, где существуют качественно различные ступени. Ломоносов изучал причины и природные последствия сейсмических катастроф.


Он сделал первую в истории науки попытку определить глубину очагов землетрясения, т.е. толщину того, что в последствии в геологии получило название земной коры. В своей работе "О слоях земных" Ломоносов поставил серьезные задачи перед геологией и высказал идею о совместном нахождении минералов. Он верно указал роль организмов в образовании торфа, каменного угля и нефти. Ломоносов ввел в русский язык такие слова, как атмосфера, горный хребет, земная ось, удельный вес и др.


Ломоносов лично произвел большое количество анализов горных пород. Он доказывал органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря.



"...Напрасно многие думают, что все, как видим, сначала Творцом создано, - писал Ломоносов, - ...Таковые рассуждения весьма вредны приращению всех наук..."


В этой же работе Ломоносов приводил доказательства существования материка на Южном полюсе Земли.








Минералогия


Ломоносовс работал в минеральном кабинете с 1741 г .Развивал представления о связи минералов с вулканизмом, землетрясениями и горообразованием, о длительности геологических процессов и изменении под из действием лика Земли. Михаил Васильевич первый заговорил об атомном строении минералов, о разновозрастности рудных жил. Считал, что образование минералов, включая металлы, происходит и в настоящее время.



Основные работы по минералогии:

"Слово о рождении металлов от трясения земли.",1757 г.

"Первые основания металлургии или рудных дел.", 1763 г.;

"О слоях земных и другие работы по геологии."


В честь М.В. Ломоносова названы минералы:


Ломоносовит - минерал, найденный В.И.Герасимовским в пегматитах среди содалитового сиенита в Ловозерском щелочном массиве. Минерал встречен в пластинчато-таблитчатых выделениях размером до 7 х 5 х 0,6 см. Темно-коричневый до черного, некоторые выделения розовато-фиолетовые. Ассоциирует с гакманитом, лампрофиллитом, эвдиалитом, арфведсонитом, микроклином, рамзаитом. Автор В.И.Герасимовский. ДАН СССР, 1950, т. 70, ¦ 1, с.83-86


Беталомоносовит - минерал, обнаруженный в Ловозерском щелочном массиве, в пегматите, среди содалитового сиенита. Пластинчато-таблитчатые выделения размером до 5 х 4 х 0,3 см. Светлый, желтовато-коричневый, иногда с розовым оттенком. Ассоциирует с микроклином, эгирином, гакманитом, уссингитом, нефелином, рамзаитом, лампрофиллитом, эвдиалитом, мурманитом, сульфидами. Авторы: В.И.Герасимовский, М.Е.Казакова. ДАН СССР, 1962, т.142, ¦ 3, с. 670-673












"О слоях земных"


Замечательная работа Ломоносова «О слоях земных» положила начало геологической науке в нашей стране. Ученый изложил в ней свои взгляды на строение земной коры, происхождение горных пород и встречающихся в них окаменелостей и полезных ископаемых, на образование гор, причины перемещения суши и моря и т.д.


Взгляды Ломоносова значительно опередили его время. Так, он стал одним из первых, кто понял значение внутренних сил в образовании рельефа Земли. Для М. В. Ломоносова отправной точкой зрения в геологии было представление о постоянных изменениях, происходящих в земной коре. Идея развития земной коры, высказанная М. В. Ломоносовым, намного опережала состояние современной ему науки. В своей работе "О слоях земных" он последовательно проводил идею о закономерной эволюции природы и фактически применял метод, впоследствии получивший в геологии название актуализма.


М. В. Ломоносов писал: «Твёрдо помнить должно, что видимые телесные на земле вещи и весь мир не в таком состоянии были с начала от создания, как иные находим, но великие происходили в нём перемены...».


Во времена Ломоносова понятия о строении Земли и ее прошлом были смутны Лучшие умы того времени не понимали значения ископаемых. Не только в XVIII веке, но даже до середины XIX века думали, что эти остатки окаменелых растений и животных не более, как «игра природы». О том, чтобы эти ископаемые когда-либо жили, населяли землю, – никто не смел и заикнуться. Остаткам насекомых, находимым в янтаре, приписывалось сверхъестественное происхождение; сам же янтарь признавался минералом. И вот, вопреки всемирно признанным авторитетам того времени, Ломоносов имел смелость высказывать диаметрально-противоположные мнения. Он не только высказывал их, но и осмеивал засевший в головах его современников псевдонаучный вздор.


«Я их спрашиваю, – пишет Ломоносов, – что бы они подумали о таком водолазе, который бы вынес из глубины моря монеты, оружие, либо сосуды, случайно попавшие туда во время морского сражения, и сказал бы им, что все это на дне моря производить во множестве забавляющаяся своим избытком натура? Я воображаю, – продолжает он, – что дно Великого океана вынесло наружу, океана, в котором воюющие древние народы и возвращающиеся из Восточной Индии и Америки флоты погребли, во время своего крушения, множество искусственных произведений, и оружия, и сосудов, и монет разнаго чекана. Что, если бы при этом кто стал утверждать, что все эти вещи произведены в морских пучинах самою натурою, исправляющею там и кузнечное, и оружейное, и медное, и монетное дело? Конечно, такой чудак подвергся бы всеобщему осмеянию. Но не так ли смешны и те философы, которые, видя на горах целые груды раковин, сходных с нынешними морскими, утверждают, что это не морское произведение, а легкомысленные затеи своевольной натуры»?


Михаил Васильевич утверждал, что остатки вымерших животных встречаются там, где жили эти животные. Если окаменелые морские раковины встречаются на суше, то, значит, эта суша была некогда дном моря. Ломоносов первый понял, что животные и растения далеких геологических эпох не только сохранились в виде отдельных окаменелых остатков, но и участвовали в образовании некоторых слоев земли, например пластов каменного угля.

Он правильно объяснял образование чернозема, связывая его с накоплением в почве перегноя — остатков отмерших, разлагающихся растительных и животных организмов.

До Ломоносова ученые считали каменный уголь горной породой, пропитавшейся каким-то «угольным соком». Между тем еще в XVIII веке Ломоносов доказывал, что ископаемый уголь, подобно торфу, образовался из растительных остатков, покрытых впоследствии пластами горных пород. Необходимо отметить, что Ломоносов первый указал на образование нефти из остатков организмов. Эта мысль получила подтверждение и признание только в XX веке.



"Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих"


1753 год памятен в жизни Ломоносова еще и тем, что в этом году он написал наиболее замечательную из своих работ: "Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих".



















"О размножении и сохранении российского народа"


В 1761 году, 1 ноября, в день рождения И. Шувалова, Ломоносов поднес ему одно из замечательнейших произведений своего пера - "о размножении и сохранении российского народа",

Причинами уменьшения народонаселения Ломоносов считает, во-первых, браки между лицами несоответствующих лет, а также насильственные; во-вторых, запрещение жениться более трех раз; в-третьих, насильственное пострижение в монахи вдовых молодых священников и дьяконов и вообще поступление в монашество молодых людей обоего пола. Для сохранения жизни младенцев, рожденных вне брака, ученый предлагал устраивать "богаделенные дома", которые принимали бы и воспитывали бы подобных детей.


Для преодоления большой смертности Ломоносов рекомендует составить общедоступный лечебник, размножить лекарей и русские аптеки и этим уничтожить суеверное лечение волшебством и чародейством. Особенною яркостью красок блещет описание излишеств, которым русский народ предается в большие праздники.


Дальнейшие меры, которыми автор надеялся задержать уменьшение численности русского народа, сводились к искоренению драк, разбоев, к возвращению множества беглых из-за границы, к призыву иностранных поселенцев и так далее. Вообще это письмо затрагивает целую массу важных вопросов, которые и поныне остаются нерешенными.

















Металлургия


Первые знания о горнорудной промышленности Ломоносов получил в Германии, куда он был отправлен на учебу как один из наиболее одаренных студентов университета при Петербургской академии наук.



Он первым дал правильное понятие о рудных жилах (скоплениях рудных залежей на поверхности или в недрах земли) и их возрасте. Причину происхождения руд он видел в деятельности подземных сил, в последствиях извержений вулканов. Ломоносов рассмотрел свойства различных металлов, описал способы их получения.


Ломоносов глубоко изучил опыт металлургического производства и разработки месторождений полезных ископаемых и изложил основы методов, практически применяемых в горном деле и металлургии.


он первым предложил извлекать металлы из руд действием растворов химических реагентов.

Производство металлов Ломоносов считал важнейшей государственной задачей.


М.В. Ломоносов успешно занимался проблемами, близко стоящими к географии, а также и непосредственно к ней относящимися. Это касается строения ("слоистости") атмосферы, идеи о единой, "мерзлой" оболочке планеты, о морском и континентальном климатах, о постоянном изменении и развитии земной поверхности, о взаимодействии при этом внешних и внутренних сил. Все это относится к теоретическим основам географии.


Под его руководством была составлена "Полярная карта".

Огромный вклад М.В. Ломоносов внес в комплексное изучение Северного Ледовитого океана.


Он создал на основе материалов камчатских экспедиций первое комплексное описание Северного Ледовитого океана и его берегов (1762 г.).

В этом описании дается верная схема движения льдов, классификация морских льдов, объяснение происхождения ископаемого льда; изложены мысли о происхождении вечной мерзлоты, вечных снегов и ледников. М.В. Ломоносов добился организации секретной Полярной экспедиции под руководством В.Я. Чичагова (военного моряка) с целью достижения Камчатки северным путем.





Имя Ломоносова на карте мира


Имя Михаила Ломоносова присвоено многим географическим объектам на суше, на океанах и в космосе.


1. Мыс Ломоносова. В 1849 году русский мореплаватель Г.И. Невельский нанес на карту вновь открытый им мыс на западном берегу реки Амур, к северу от Славянского залива. Именно Ломоносов призывал осваивать районы, открытые русскими замлепроходцами на берегах морей Тихого океана.

2. Горный хребет им. Ломоносова. В 1913 году Георгий Седов, начальник первой русской экспедиции к Северному полюсу, назвал именем Ломоносова самый крупный горный хребет на побережье острова Новая Земля.

3. Гора им. Ломоносова. Открытая в 1931 году экспедицией Арктического института гора на Новой Земле. Это дань работе Михаила Васильевича о происхождении гор и природных богатствах, скрытых в них.

4, 5. Горы и ледник им. Ломоносова. В 1932-39 гг. экспедиция Института океанографии СССР открыла неизвестные до тех пор горы и ледник на острове Шпицберген и присвоила им имя Ломоносова, который предусматривал проход из морей Атлантики и Северного Ледовитого океана в Тихий океан высокими широтами, т.е. мимо Шпицбергена.

6. Плато в Гренландии. В 1930-х годах шведско-советская экспедиция пересекла Гренландию с востока на запад и открыла в центре острова обширное плато. Ломоносов был почетным членом Шведской академии наук за трактат «Мысли о происхождении ледяных гор в Северных морях».

7. Бухта им. Ломоносова. В 1940 году гидрографическая экспедиция на шхуне «Ломоносов» исследовала район берега Лаптева и назвала именем Ломоносова безымянную бухту. В наше время Северный морской путь из Атлантики в Тихий океан – регулярно действующая магистраль, как и мечтал Михаил Васильевич в свое время.

8. Подводный хребет им. Ломоносова. Открытый в 1948 году, хребет тянется на 1800 км от материковой отмели Азии через Северный полюс к материковой отмели Америки, и разделяет впадину Северного Ледовитого океана на две котловины.

9. Горный хребет им. Ломоносова. В Антарктиде советской экспедицией открыт горный хребет в 1961 году.

10. Течение им. Ломоносова в Атлантическом океане. В 1959 году эксепедиция Морского гидрофизического института УССР открыла в тропической Атлантике мощное подверхностное течение под Южным Пассатным течением и назвала его в честь первого русского океанолога.

11. Село Ломоносово. Село Денисовка Холмогорского района Архангельской области, объединявшее несколько деревень, в одной из которых родился Михайло Ломоносов (Мишанинская) переименовали в 1911 году в село Ломоносово.

12. Город Ломоносов. В 1951 году город Ораниенбаум Ленинградской области переименовали в Ломоносов. Здесь Ломоносовым была основана знаменитая лаборатория и стекольная фабрика. Здесь Михаил Васильевич создал технологию производства цветных смальт для мозаик, рецептуру оптических стекол и хрусталя.

13, 14. Гавань и отмель им. Ломоносова. Гавань на Балтийском море у города Ломоносов, отмель на Финском заливе.

15. Кратер Ломоносова на Луне. В память об астрономических исследованиях и открытиях Ломоносова в 1961его именем назвали кратер на Луне.

слава о гении архангельского помора вышла за пределы планеты Земля.





О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободрены,

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.


13




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация "М.В.Ломоносов"

Автор: Свистухо Мария Ильинична

Дата: 10.11.2018

Номер свидетельства: 484706


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства