Презентация к открытому уроку по истории России :"Мои родители - жертвы Перестройки?"
Презентация к открытому уроку по истории России :"Мои родители - жертвы Перестройки?"
Данный урок стоит рассматривать как дополнительное, факультативное занятие по курсу истории России. В нем реализуется системно-деятельностный подход, а также происходит развитие навыков школьников по теоретизированию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
На главный вопрос нашего урока невозможно ответить без знания исторического контекста, тех условий, в которых жили представители поколения ваших родителей!
Поэтому я предлагаю сейчас вспомнить основные события того периода.
Что такое Перестройка?
Сейчас перед вами будут представлены слайды, на которых будут обозначены исторические категории, при помощи которых вы сможете охарактеризовать Перестройку, как историческое явление.
Помимо этих категорий на слайдах будут изображения, которые смогут вам дать подсказку и успешнее выполнить это задание.
Причины Перестройки
Мероприятия Перестройки
Итоги Перестройки
«Жертва Перестройки» – это кто?
ЖЕРТВА (по толковому словарю Ушакова):
1. В древних религиях - приносимые в дар божеству предмет или живое существо (умерщвляемое при этом).
2. Дар, пожертвование на что-нибудь (устар.).
3. Добровольный отказ, отречение в пользу кого-чего-нибудь, самопожертвование.
4. Человек, пострадавший или погибший от какого-нибудь несчастия, неудачи.
5. Человек, пострадавший или погибший во имя чего-либо, вследствие преданности чему-нибудь.
6. Человек, подвергшийся чьему-нибудь насилию, злому умыслу, пострадавший от кого-чего-нибудь.
Как определить, кто является жертвой Перестройки, а кто нет?
Определить, кто является жертвой Перестройки нам сможет помочь выделение основных критериев, соответствие которым позволит нам относить людей к тем, кто является жертвой, а кто нет.
Для выполнения этой задачи предлагаю поделиться на группы по 5 человек и определить эти критерии в групповом обсуждении.
Критерии
Отражают положение (материальное, социальное и т.д.) человека в конкретных измеримых категориях
1. Объективные
2. Субъективные
Отражают эмоциональную оценку человеком своего положения
Задание: разработайте в группах список объективных критериев и представьте классу.
Объективные критерии. Вариант учителя.
доходы населения
качество питания
качество и модность одежды
наличие и комфорт жилища
качество и доступность здравоохранения
качество и доступность социальных услуг
качество и доступность образования
качество культуры
качество сферы обслуживания
качество окружающей среды, структура досуга
безопасность и т.д.
Задание: разработайте в группах список объективных критериев и представьте классу.
Субъективные критерии. Вариант учителя.
Чувство защищенности
Уверенность в завтрашнем дне
Порядок в стране
Характер взаимоотношений между людьми
Удовлетворенность своим уровнем жизни
Доверие власти
Ощущение себя жертвой Перестройки
Критерии определены. Однако, как мы их будем использовать, чтобы определить жертв Перестройки?
В этой связи предлагаю использовать метод анкетирования. Используя разработанные вами критерии, мы составим анкету, которая позволит нам определить жертв Перестройки.
Для упрощения обработки результатов анкеты предлагаю использовать вопросы с готовыми вариантами ответов.
Демонстрационный вариант анкеты
Вопросы
Поле для ответов
Как вы были обеспечены жильем в годы Перестройки?
Квартира, полученная от предприятия или государства
Частное жилье (частный дом, кооперативная квартира)
Общежитие
Отсутствие постоянного жилья
Проживание с дальними родственниками
Задание: проанализировать демонстрационный вариант анкеты и, работая в группах, определить требования к анкете.
Анкета должна быть: 1. 2. 3. 4. 5.
Задание: Используя разработанные критерии, а также учитывая требования к анкете, в группах разработать по 2-3 вопроса. Полученные вопросы озвучить перед классом.
Оценка полученных результатов.
Оцените составленные вопросы других групп. На столах лежат оценочные листы, в которых каждой группе можно поставить от 0 до 2 баллов.
0 – вопросы не соответствуют разработанным критериям и требованиям к анкете.
1 балл – вопросы составлены на основе имеющихся критериев
1 балл – вопросы соответствуют требованиям к анкете.
Домашнее задание
Составить анкету до конца согласно имеющимся критериям.