kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Национально-освободительное движение 1916 года в Казахстане

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит материал о национально-освободительном движении 1916 года в Казахстане

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Национально-освободительное движение 1916 года в Казахстане»

Национально-освободительное движение 1916 года в Казахстане

Национально-освободительное движение 1916 года в Казахстане

Цель восстания:

Цель восстания:

  • национальное и политическое освобождение казахского народа от колониального ига.
План изучения НОД 1916 г .

План изучения НОД 1916 г .

  • Повод.
  • Причины.
  • Характер.
  • Территория.
  • Движущие силы.
  • Руководители.
  • Ход , этапы.
  • Результат.
  • Причины поражения.
  • Историческое значение.
Предпосылки, причины, повод и движущие силы войны. Предпосылки:  1. Форсированные темпы колонизации Казахстана Россией:

Предпосылки, причины, повод и движущие силы войны.

  • Предпосылки:

1. Форсированные темпы колонизации Казахстана Россией:

  • В 1907-1912гг . Из европейской части страны было переселено 2 млн. 400 тыс. человек.
  • Создан Переселенческий Фонд, который занимался изъятием плодородных земель у казахов.
  • В Семиреченской губернии до 98% всех переселенческих хозяйств пользовались наемным трудом.
  • Массовое изъятие земель резко осложнило отношения между кочевниками и русско-украинскими переселенцами.
2) В 1913 г. А. Ба Была произведена реквизиция кибиток и кошм для царской армии. Шла «добровольная» вербовка батраков- казахов для работы в кулацких хозяйствах, на предприятиях. йтурсынов писал: «Само существование казахской нации стало острой проблемой». 3. Рост рабочего и крестьянского движения в Казахстане:

2) В 1913 г. А. Ба Была произведена реквизиция кибиток и

кошм для царской армии.

  • Шла «добровольная» вербовка батраков-

казахов для работы в кулацких хозяйствах,

на предприятиях.

йтурсынов писал: «Само

существование казахской нации стало

острой проблемой».

3. Рост рабочего и крестьянского движения в Казахстане:

  • В июне 1915 г. Бастовали рабочие Экибастузских копей, Спасского медного рудника и Оренбургско-Ташкентской железной дороги.
  • В январе 1916 г. Волнения состоялись а Верном, Семипалатинске.
Причины: 1. Колониальная политика царизма в Казахстане. 2. Массовое изъятие земель казахов. 3. Русификаторская политика царизма. 4. Введение военных налогов. Увеличение налогов. 5. Империалистическая война, приносившая народу страдания, голод, эпидемии. 6. Основная причина
  • Причины:

1. Колониальная политика царизма в Казахстане.

2. Массовое изъятие земель казахов.

3. Русификаторская политика царизма.

4. Введение военных налогов. Увеличение налогов.

5. Империалистическая война, приносившая народу страдания, голод, эпидемии.

6. Основная причина – национальное и социальное угнетение.

Повод восстания Указ царя от 25 июня 1916 г. «О реквизиции инородцев Средней Азии и Казахстана  для работ по устройству оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии» . Набору подлежало население в возрасте от 19 до 43 лет. Планировалась реквизиция из Туркестана и Степного края более 500 тыс. джигитов . В осуществлении этого указа царское правительство применяло тактику «разделяй и властвуй». Вывод:
  • Повод восстания

Указ царя от 25 июня 1916 г. «О реквизиции инородцев Средней Азии и Казахстана для работ по устройству оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии» . Набору подлежало население в возрасте от 19 до 43 лет. Планировалась реквизиция из Туркестана и Степного края более 500 тыс. джигитов .

В осуществлении этого указа царское правительство применяло тактику «разделяй и властвуй».

Вывод: царизму удалось отколоть от общенационального движения туземную администрацию, часть байства и мусульманского духовенства.

Николай II

(1894-1917 гг.)

«Народ избивался, лишался сна и покоя»

Мыржакып Дулатов

23 августа 1916 г. секретным приказом генерал-губернатора А. Куропаткина были освобождены от набора: - должностные лица волостных, сельских и аульных управлений; - нижние полицейские чины из коренного населения; - имамы, муллы и мударисы; - счетоводы и бухгалтеры в учреждениях мелкого кредита;

23 августа 1916 г. секретным приказом генерал-губернатора А. Куропаткина

были освобождены от набора:

  • - должностные лица волостных,

сельских и аульных управлений;

  • - нижние полицейские чины из

коренного населения;

  • - имамы, муллы и мударисы;
  • - счетоводы и бухгалтеры в

учреждениях мелкого кредита;

  • - "туземцы", занимающие должности в правительственных учреждениях, пользующиеся правами дворян и потомственных почетных граждан, а также лично пользующиеся такими правами.
Территория:

Территория:

  • весь Казахстан
  • Средняя Азия
  • часть Сибири
  • Кавказ
Восстановление традиционных доколониальных институтов государственного управления.  Повсеместно избирались ханы из представителей степной аристократии. В Иргизском, Тургайском уездах 9 представителей степной знати были провозглашены ханами. В Жайылмысской волости Верненского уезда ханом стал волостной Бекболат Ашекеев . Была воссоздана структура власти: елбеги — глава администрации жасакшы — судейская коллегия казнашы — казначейство сардарбек — командующий повстанческой армией.

Восстановление традиционных доколониальных институтов государственного управления.

  • Повсеместно избирались ханы из представителей степной аристократии.
  • В Иргизском, Тургайском уездах 9 представителей степной знати были провозглашены ханами. В Жайылмысской волости Верненского уезда ханом стал волостной Бекболат Ашекеев .

Была воссоздана структура власти:

  • елбеги — глава администрации
  • жасакшы — судейская коллегия
  • казнашы — казначейство
  • сардарбек — командующий повстанческой армией.

Политическая позиция национальной интеллигенции: Казахская либерально – демократическая часть интеллигенции: Придерживались тактики «разумного компромисса» с колониальной администрацией, выдвигая на первый план идею сохранения и выживания народа. Предлагали отсрочить сроки мобилизации или провести ее в другой форме. « Казахи должны быть на фронте, наравне с другими нациями, с оружием в руках защищать страну , а привлечение к «черной» работе считается унизительным», - писал А.Байтурсынов. «Согласившись идти, жигиты пострадают меньше и не погибнут; сопротивление же повлечет огромные жертвы, кровопролитие», - говорил М.Дулатов. «Послушайтесь, не проливайте кровь, не сопротивляйтесь», - писали они в октябре 1916 г.

Политическая позиция национальной интеллигенции:

Казахская либерально – демократическая часть интеллигенции:

Придерживались тактики «разумного компромисса» с колониальной администрацией, выдвигая на первый план идею сохранения и выживания народа. Предлагали отсрочить сроки мобилизации или провести ее в другой форме.

« Казахи должны быть на фронте, наравне с другими нациями, с оружием в руках защищать страну , а привлечение к «черной» работе считается унизительным», - писал А.Байтурсынов.

«Согласившись идти, жигиты пострадают меньше и не погибнут; сопротивление же повлечет огромные жертвы, кровопролитие», - говорил М.Дулатов.

«Послушайтесь, не проливайте кровь, не сопротивляйтесь», - писали они в октябре 1916 г.

Политическая позиция национальной интеллигенции:   Представители местной администрации

Политическая позиция национальной интеллигенции: Представители местной администрации

  • Элитная часть (выходцы из состоятельных семей, служащие колониального аппарата )- считала необходимым поддержать призыв, агитировала джигитов к повиновению царскому указу, вела переговоры с колониальной администрацией с целью как можно лучше подготовить призыв на окопные работы;
  • Революционно-демократическая интеллигенция (радикальная часть) (Т. Рыскулов, Т. Бокин, А. Майкотов, С.Сейфуллин, С. Мендешов, А. Жангильдин)- примкнула к восставшим.
Движущие силы восстания: Казахские шаруа; Казахские рабочие и ремесленники; Батыры, бии, старшины, баи; Представители зарождающейся национальной интеллигенции; Представители других народов- русские, дунгане, узбеки, уйгуры, киргизы. Руководители движения: 1. В Семиречье- Бекболат Ашекеев, Токаш Бокин (Верненский уезд), Жаменке Мамбетов, Узак Саурыков (Каркары), Аккоз Кошанов(бывш.управитель Кургатинской волости Меркенского района). 2. В Тургае- Амангельды Иманов, Алиби Жангильдин Территория движения – весь Казахстан, Средняя Азия, часть Сибири и Кавказа. Очаги: Семиречье и Тургай. Характер движения : антиколониальный, антиимпериалистический. В районах высоких темпов переселенческой колонизации- антирусский характер.

Движущие силы восстания:

  • Казахские шаруа;
  • Казахские рабочие и ремесленники;
  • Батыры, бии, старшины, баи;
  • Представители зарождающейся национальной интеллигенции;
  • Представители других народов- русские, дунгане, узбеки, уйгуры, киргизы.

Руководители движения:

1. В Семиречье- Бекболат Ашекеев, Токаш Бокин (Верненский уезд), Жаменке Мамбетов, Узак Саурыков (Каркары), Аккоз Кошанов(бывш.управитель Кургатинской волости Меркенского района).

2. В Тургае- Амангельды Иманов, Алиби Жангильдин

Территория движения – весь Казахстан, Средняя Азия, часть Сибири и Кавказа.

  • Очаги: Семиречье и Тургай.

Характер движения : антиколониальный, антиимпериалистический. В районах высоких темпов переселенческой колонизации- антирусский характер.

Руководители движения 1916 года

Руководители движения 1916 года

Семиреченский центр движения

  • Один из крупных центров движения 1916 г.
  • Генерал Туркестанского края А.Куропаткин дал приказ «привести в покорность восставших, не стесняя себя никакими средствами», использовать «родовую или племенную рознь туземного населения для борьбы с возмутившимися».
  • Генерал-губернатор Семиречья М.Фольбаум срочно рассылал в казачьи станицы винтовки и патроны для организации карательных отрядов из местного казачества.
  • Движение охватило всю территорию, прилегавшую к реке Чу, к озеру Иссык-Куль. повстанцы уничтожали телеграфные линии, нападали на почтовые станции, на аулы волостных управителей . Более 10 тыс. киргизских и казахских повстанцев осаждали Токмак (Украина). В Жаркентском уезде восставшие захватили селения Таврическое, Владиславское, Мещерское, Красноярское, Новокиевское. В горах близ Узунагача произошли неравные бои между повстанцами.
  • Колонизаторы использовали испытанные приемы борьбы с «инородцами».
  • В Каркаринском регионе образовался крупный очаг восстания против царского режима. В августе 1916 г. более 5 тыс. повстанцев осадили Каркаринскую ярмарку и, нанеся существенное поражение карательному отряду, овладели ярмаркой.
  • Вооруженное столкновение произошло в Лепсинском уезде. Велись упорные бои в песках Моюнкума.
  • По воле восставшего народа во главе повстанцев Верненского уезда оказались волостной управитель Б. Ашекеев, Т. Бокин, в Каркаременском регионе – Ж.Мамбетов, У.Саурыков.

Подавление сопротивления

В Туркестане были расстреляны 347 человек , 168 человек выселены. Более 238 тыс. населения восставших аулов Семиречья откочевало в Китай . Оставшаяся часть казахского населения этого региона была загнана в бесплодные горные районы или пустынные зоны Прибалхашья.

Тургайский центр движения   Борьба казахских крестьян здесь оказалась особенно упорной и длительной. Повстанцы избрали своим ханом  Абдулгафара  Жанбосынова , , а своим сардарбеком — Амангельды , внука известного батыра Имана. Амангельды Иманов. Тургайский очаг движения отличался централизацией власти, слаженной системой управления повстанческим движением. Вопросы военной учебы находились в центре внимания военного совета — кенеса .

Тургайский центр движения

  • Борьба казахских крестьян здесь оказалась особенно упорной и длительной. Повстанцы избрали своим ханом Абдулгафара Жанбосынова , , а своим сардарбеком — Амангельды , внука известного батыра Имана. Амангельды Иманов.
  • Тургайский очаг движения

отличался централизацией власти,

слаженной системой управления

повстанческим движением. Вопросы

военной учебы находились в центре

внимания военного совета — кенеса .

  • В сентябре 1916 г. в Тургайском уезде Амангельды Иманов создал большой повстанческий отряд, организовал производство оружия и сам обучал повстанцев военному делу . К этому времени их общее число дошло до 20 тыс .
Тургайский центр движения

Тургайский центр движения

  • В конце октября 15 тыс. повстанцев под командованием А . Иманова осадили город Тургай . Для разгрома непокорных царское правительство направило девятитысячный карательный экспедиционный корпус во главе с генералом Лаврентьевым
  • Лихие конные налеты храбрых жигитов отряда прославленного снайпера батыра Кейки наводили ужас на карателей.
  • Трагически закончилась битва при Догал-Урпеке . 40 сарбазов , ведшие арьергардные бои, были окружены карателями. Сарбазы отстреливались до последнего патрона, а оставшиеся в живых перед закатом солнца с пиками наперевес вступили в рукопашный бой.
  • Царское правительство жестоко отомстило восставшим. Были наказаны около 3000 человек.
Итоги восстания

Итоги восстания

  • Численность коренного населения в Казахстане сократилась на полмиллиона человек.
  • Погибли и были ранены более 2500 человек – русских и украинцев.
  • С трибуны IV Государственной думы с яркой обличительной речью выступил А.Керенский, подвергнув критике царское правительство и колониальную администрацию Туркестана и Степного края.
  • Один из создателей Кустанайской социал-демократической организации публицист Семен Ужгин выпустил прокламацию «Слово о событиях в Карабалыке».
  • В Тургае Никита Кротов обучал повстанцев искусству военного дела и сам погиб в одном из сражений с карателями.
  • Одним из видных организаторов Каркаринского очага восстания был Е.Курев.
  • На стороне восставших сражалась дочь предпринимателя Софья Вербицкая.
Главные причины поражения стихийность  недостаточная организованность, отсутствие связи между регионами. с безоружным народом воевала регулярная армия империи, вооруженная и оснащенная по последнему слову техники.  царские чиновники умело использовали противоречия между русскими, украинскими крестьянами, казачеством и казахскими, киргизскими шаруа, дунганскими, уйгурскими, узбекскими дехканами. не было единства в рядах национальной демократической интеллигенции. предательство феодальных групп Царскому правительству удалось быстро обезглавить движение. Публично был повешен на сопке Бурундай один из лидеров восстания в Семиречье Б.Ашекеев . В Каркаре в тюрьме был отравлен Ж.Мамбетов. Растерзаны 12 других руководителей.

Главные причины поражения

  • стихийность
  • недостаточная организованность,
  • отсутствие связи между регионами.
  • с безоружным народом воевала регулярная армия империи, вооруженная и оснащенная по последнему слову техники.
  • царские чиновники умело использовали противоречия между русскими, украинскими крестьянами, казачеством и казахскими, киргизскими шаруа, дунганскими, уйгурскими, узбекскими дехканами.
  • не было единства в рядах национальной демократической интеллигенции.
  • предательство феодальных групп

Царскому правительству удалось быстро обезглавить движение. Публично был повешен на сопке Бурундай один из лидеров восстания в Семиречье Б.Ашекеев . В Каркаре в тюрьме был отравлен Ж.Мамбетов. Растерзаны 12 других руководителей.

Историческое значение   Продемонстрировало рост классового самосознания казахского народа; Стала школой вооруженной борьбы против царского самодержавия; Рост национального самосознания народов Казахстана; Осознание национальных интересов, пробуждение в активной политической деятельности; Осознание себя силой, способной к вооруженной борьбе против колониальной экспансии российского самодержавия.  Алихан Бокейханов писал: «Казахи и киргизы потеряли много людей убитыми, пострадало их хозяйство, но зато они проявили свои качества. Кто не борется, не рвется к победе — никогда не достигнет свободы, не освободится от оков рабства, не сможет распоряжаться ни своим имуществом, ни своей собственной головой». В действительности движение 1916 г. осталось в истории казахского народа как один из этапов в его борьбе за политическую независимость и национальную государственность, которые в полной мере были достигнуты в конце XX в.

Историческое значение

  • Продемонстрировало рост классового самосознания казахского народа;
  • Стала школой вооруженной борьбы против царского самодержавия;
  • Рост национального самосознания народов Казахстана;
  • Осознание национальных интересов, пробуждение в активной политической деятельности;
  • Осознание себя силой, способной к вооруженной борьбе против колониальной экспансии российского самодержавия.

Алихан Бокейханов писал: «Казахи и киргизы потеряли много людей убитыми, пострадало их хозяйство, но зато они проявили свои качества. Кто не борется, не рвется к победе — никогда не достигнет свободы, не освободится от оков рабства, не сможет распоряжаться ни своим имуществом, ни своей собственной головой».

В действительности движение 1916 г. осталось в истории казахского народа как один из этапов в его борьбе за политическую независимость и национальную государственность, которые в полной мере были достигнуты в конце XX в.

Историография:

Историография:

  • О бесчинствах карателей доложил А. Джангильдин.
  • Подверг резкой критике А.Ф.Керенский.
  • Временное правительство в апреле-мае 1917г принимает решение о возвращении «реквизированных».
  • О восстании 1916 г и последующем периоде повествует книга Сакена Сейфуллина «Трудный путь, опасный переход»
  • «Ботагоз» Сабита Муканова
  • «Карткожа» Жусыпбека Аймауытова.
  • «Қилы заман» М.Ауэзова


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Национально-освободительное движение 1916 года в Казахстане

Автор: Мизимбаев Талгат Сарсенбекович

Дата: 09.06.2021

Номер свидетельства: 582970


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства