kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Монгольское наашествие на Русь

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит информацию о личности Чингисхана, организации войска и т.д.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Монгольское наашествие на Русь»

Проверка домашнего задания:    1.Составьте сравнительно – аналитическую таблицу «Развитие Владимиро-Суздальского и Новгородского княжеств» /у доски/ 2. Таблица «Современники» /у доски/ 3.  Дайте определение: феодальная раздробленность 4. Перечислите «+» и «-» раздробленности государства 5. Какова роль Киевского князя в период раздробленности? Дайте краткую характеристику одному из княжеств /по выбору/:  а) Владимиро-Суздальское княжество  б) Новгородское княжество

Проверка домашнего задания:

1.Составьте сравнительно – аналитическую

таблицу «Развитие Владимиро-Суздальского и

Новгородского княжеств» /у доски/

2. Таблица «Современники» /у доски/

3. Дайте определение: феодальная раздробленность

4. Перечислите «+» и «-» раздробленности государства

5. Какова роль Киевского князя в период раздробленности?

  • Дайте краткую характеристику одному из княжеств /по выбору/:

а) Владимиро-Суздальское княжество

б) Новгородское княжество

25 Май, 2021

25 Май, 2021

Актуализация знаний: Выделите и перечислите основные причины побед татаро-монгольского войска.  Сравните военные тактики татаро-монгольского и русского войск

Актуализация знаний:

Выделите и перечислите основные причины побед татаро-монгольского войска.

Сравните военные тактики татаро-монгольского и русского войск

План работы на уроке: Монгольская держава и ее завоевания   Монгольское нашествие на Восточную и Центральную Европу   Монгольская держава после завоевания русских городов   Русь под властью Золотой Орды

План работы на уроке:

  • Монгольская держава и ее завоевания
  • Монгольское нашествие на Восточную и Центральную Европу
  • Монгольская держава после завоевания русских городов
  • Русь под властью Золотой Орды

Монгольская держава и ее завоевания: русские племена Татаро - монголы половцы 1. Нанесите на карту территорию расселения татаро-монгольских племен

Монгольская держава и ее завоевания:

русские племена

Татаро - монголы

половцы

1. Нанесите на карту территорию расселения татаро-монгольских племен

Зарождение Монгольской империи: Во 2-й пол. XII – начале XIII века в степях Забайкалья и северо-восточной части Монголии (к северу от Китая) проживали монгольские племена: монголы  татары  кереиты  меркиты  найманы  К концу Х II века племена находились на стадии разложения первобытнообщинного строя,  появлялась частная собственность. - Главным занятием племён было кочевое скотоводство.  Начинает выделяться родоплеменная знать.  Возникновение и развитие государственности носило военизированный характер. 1. Возникло позже, чем у восточных славян ( IX в. у нас и нач. XIII в. у них) 2. Восточные славяне вели осёдлый образ жизни. 3. Военизированный характер государственности скорее сходство, чем отличие.

Зарождение Монгольской империи:

Во 2-й пол. XII – начале XIII века в степях Забайкалья и северо-восточной части Монголии (к северу от Китая) проживали монгольские племена:

  • монголы
  • татары
  • кереиты
  • меркиты
  • найманы
  • К концу Х II века племена находились на стадии разложения первобытнообщинного строя,

появлялась частная собственность.

- Главным занятием племён было кочевое скотоводство.

  • Начинает выделяться родоплеменная знать.
  • Возникновение и развитие государственности носило военизированный характер.

1. Возникло позже, чем у восточных славян ( IX в. у нас и нач. XIII в. у них)

2. Восточные славяне вели осёдлый образ жизни.

3. Военизированный характер государственности скорее сходство, чем отличие.

Военизированное государство: ханы «Татары родятся и вырастают в седле и на лошади; они сами собой приучаются сражаться, потому что вся их жизнь круглый год проходит на охоте». нойоны нукеры араты Почему государство было военизированным с самого начала?

Военизированное государство:

ханы

«Татары родятся и вырастают в седле и на лошади; они сами собой приучаются сражаться, потому что вся их жизнь круглый год проходит на охоте».

нойоны

нукеры

араты

Почему государство было военизированным с самого начала?

Темучин Родился в феврале 1155 году, на берегу реки Онона, в урочище Делюн - Болдох. В девять лет потерял отца.  Несколько лет провел в рабстве. Считал что, счастливее всех на земле тот, кто гонит разбитых им неприятелей, грабит их добро, скачет на их конях, любуется слезами людей, им близких

Темучин

Родился в феврале 1155 году,

на берегу реки Онона, в

урочище Делюн - Болдох.

В девять лет потерял отца.

Несколько лет провел в рабстве.

Считал что, счастливее всех

на земле тот, кто гонит

разбитых им неприятелей,

грабит их добро, скачет на их

конях, любуется слезами

людей, им близких

Реформы Темучина: 1. Ввёл десятичную систему 2. Установил закон  – Яса ,  коллективная  ответственность за  поведение в бою  (железная дисциплина) темники тысячники 3. Создал личную гвардию ,   которая делилась на «ночную» и «дневную» + привилегии своим нойонам и нукерам. сотники десятники

Реформы Темучина:

1. Ввёл десятичную систему

2. Установил закон Яса ,

коллективная

ответственность за

поведение в бою

(железная дисциплина)

темники

тысячники

3. Создал личную гвардию ,

которая делилась на «ночную» и «дневную» + привилегии своим нойонам и нукерам.

сотники

десятники

Боевой порядок монгольского войска Сторожевой разъезд Сторожевой разъезд «Ертоул»  (авангард) 1/9 общей численности Главные силы Левое крыло 2/9 общей численности Центр 3/9 общей  численности Правое крыло 2/9 общей численности Резерв 1/9 общей  численности

Боевой порядок монгольского войска

Сторожевой разъезд

Сторожевой разъезд

«Ертоул»

(авангард)

1/9 общей численности

Главные силы

Левое крыло

2/9 общей

численности

Центр

3/9 общей

численности

Правое крыло

2/9 общей

численности

Резерв

1/9 общей

численности

Реформы Темучина  4. Продолжал подчинять  себе  племена.   - Последними были татары.  - В бою монголы были упорны  и отважны.  - По закону Чингисхана у  каждого воина было не менее  трех лошадей.  - Войско состояло из легкой и  тяжелой конницы.

Реформы Темучина

4. Продолжал подчинять

себе племена.

- Последними были татары.

- В бою монголы были упорны

и отважны.

- По закону Чингисхана у

каждого воина было не менее

трех лошадей.

- Войско состояло из легкой и

тяжелой конницы.

Тэмучин и его реформы Основная ударная сила - конница : лёгкая конница тяжёлая конница Кожаные доспехи, на вооружении кривая сабля, боевой топор, аркан, лёгкое копьё и два лука (лёгкие и тяжёлые стрелы) Всадника защищает кольчуга и шлем. Длинное копьё, прямой меч. Лошадь покрыта шкурами.

Тэмучин и его реформы

Основная ударная сила - конница :

лёгкая конница

тяжёлая конница

Кожаные доспехи, на вооружении кривая сабля, боевой топор,

аркан, лёгкое копьё и два

лука (лёгкие и тяжёлые стрелы)

Всадника защищает кольчуга

и шлем. Длинное копьё, прямой

меч. Лошадь покрыта шкурами.

Чингисхан (1206-1227) На съезде представителей всех племён – КУРУЛТАЕ,  в  1206 году  Темучина избрали верховным правителем – ЧИНГИСХАНОМ.  Целью монголов было провозглашено завоевание мирового господства. Так зародилось новое государство, впоследствии ставшее самой большой державой в мировой истории.  Курултай 1206 года фактически объявлял мировую войну.

Чингисхан (1206-1227)

На съезде представителей всех племён – КУРУЛТАЕ, в 1206 году Темучина избрали верховным правителем – ЧИНГИСХАНОМ.

Целью монголов было

провозглашено завоевание

мирового господства.

Так зародилось новое государство, впоследствии ставшее самой большой державой в мировой истории.

Курултай 1206 года фактически объявлял мировую войну.

Завоевания монголов 1. Нанеси на контурную карту территорию монгольского государства при Темучине. 2. Нанеси территории, завоеванные при приемниках Темучина. 3. Нанесите на карту территории, платившие дань монголам 4. Правильно оформите легенду карты

Завоевания монголов

1. Нанеси на контурную карту территорию монгольского государства при Темучине.

2. Нанеси территории, завоеванные при приемниках Темучина.

3. Нанесите на карту территории, платившие дань монголам

4. Правильно оформите легенду карты

Войско Чингисхана  Значения завоевания Китая: 1. Введена уйгурская письменность. 2. На службу китайские учёные + военные специалисты. 3. Использовали китайскую военную технику:  - стенобитные машины  - камнемётные орудия  - огнемётные орудия

Войско Чингисхана

Значения завоевания Китая:

1. Введена уйгурская письменность.

2. На службу китайские учёные + военные специалисты.

3. Использовали китайскую военную технику:

- стенобитные машины

- камнемётные орудия

- огнемётные орудия

Войско Чингисхана - Превосходная разведка через купцов,  путешественников, тайных агентов.  - Угнетающее психологическое  воздействие на врагов оказывали  жестокие расправы. Чингисхан использовал опыт и знания каждой покорённой страны, что ещё более усиливало его империю. На мощь Монгольской империи работали все завоёванные народы.

Войско Чингисхана

- Превосходная разведка через купцов,

путешественников, тайных агентов.

- Угнетающее психологическое

воздействие на врагов оказывали

жестокие расправы.

Чингисхан использовал опыт и знания каждой покорённой страны,

что ещё более усиливало его империю.

На мощь Монгольской империи работали все завоёванные народы.

ВОПРОС УРОКА ?  Чем можно объяснить успешность завоевательных походов монголо-татарской армии. Преимущества монголо-татарской армии.

ВОПРОС УРОКА

?

Чем можно объяснить

успешность завоевательных

походов монголо-татарской

армии.

Преимущества монголо-татарской армии.

Трагедия на Калке 1223 год Первая встреча русских с монголо-татарами Задание:  найдите на карте место первой встречи русских князей с монголо-татарами. Вспомните, почему Русь напоминает лоскутное одеяло?

Трагедия на Калке 1223 год

Первая встреча русских с монголо-татарами

Задание: найдите на карте место первой

встречи русских князей с монголо-татарами.

Вспомните, почему Русь напоминает лоскутное одеяло?

Трагедия на Калке 1223 год Половцы обратились за помощью к русским князьям: «Нашу землю сегодня отняли, а завтра вашу возьмут!». В половецких степях действовал отборный отряд войска Чингисхана.

Трагедия на Калке 1223 год

Половцы обратились за помощью

к русским князьям:

«Нашу землю сегодня отняли, а

завтра вашу возьмут!».

В половецких степях действовал отборный

отряд войска Чингисхана.

Трагедия на Калке 1223 год Откликнулись следующие  князья: 1.  Мстислав Удалой  (княжил в Галиче)  зять половецкого хана. 2. Мстислав Романович  (киевский князь) 3. Мстислав Святославич  (черниговский князь) 4. Данил Романович  (зять Мстислава Удалого)  + князья помельче.  Юрий Владимирский в помощи отказал, хотя послал ростовский полк, который не успел дойти. Почему так мало? 1. Князья не доверяли своим старинным  противникам. 2. Восприняли монголов как очередных  степняков-кочевников, коих они и  раньше били. 3. Была уверенность, что сила русского  оружия сильнее пришельцев. 4. Русь переживала период раздробленности. Мстислав Удалой на Калке

Трагедия на Калке 1223 год

Откликнулись следующие

князья:

1. Мстислав Удалой

(княжил в Галиче)

зять половецкого хана.

2. Мстислав Романович

(киевский князь)

3. Мстислав Святославич

(черниговский князь)

4. Данил Романович

(зять Мстислава Удалого)

+ князья помельче.

Юрий Владимирский в помощи

отказал, хотя послал ростовский

полк, который не успел дойти.

Почему так мало?

1. Князья не доверяли своим старинным

противникам.

2. Восприняли монголов как очередных

степняков-кочевников, коих они и

раньше били.

3. Была уверенность, что сила русского

оружия сильнее пришельцев.

4. Русь переживала период раздробленности.

Мстислав Удалой на Калке

Трагедия на Калке 1223 год - Дружины Мстислава Удалого, Данила Волынского и др. при поддержке половцев устремились на врага. - Первыми дрогнули половцы, бежавшие с поля боя. - Общий перевес сил был на стороне монголов. - Мстислав и Данил дрались в самой гуще сражения.

Трагедия на Калке 1223 год

- Дружины Мстислава Удалого, Данила Волынского и др. при поддержке половцев устремились на врага.

- Первыми дрогнули половцы, бежавшие с поля боя.

- Общий перевес сил был на стороне монголов.

- Мстислав и Данил дрались в самой гуще сражения.

Трагедия на Калке 1223 год Зябкин Дмитрий.

Трагедия на Калке 1223 год

Зябкин Дмитрий. "Битва на Калке"

Битва на Калке - художник Павел Рыженко

Киевский князь Мстислав Романович, укрепившийся на холме (это была самая мощная дружина), 2 дня наблюдал за разгромом русской дружины.

А когда наступила очередь киевской рати монголы пошли на очередную хитрость – предложили мирный исход дела, пообещав пропустить киевскую рать на родину.

Битва на Калке - художник Павел Рыженко

Результат:

- Погибло 6 видных русских

князей;

- Из простых воинов

вернулся каждый десятый.

- Только киевская рать

потеряла около 10 тыс. человек.

Трагедия на Калке 1223 год Фото

Трагедия на Калке 1223 год

Фото "Речка Калка" 

Результат:

- Погибло 6 видных русских князей;

- Из простых воинов вернулся каждый десятый.

- Только киевская рать потеряла около 10 тыс. человек.

Причины поражения:

1. Несогласованность

действий

2. Отсутствовало единое

командования.

3. Бегство половцев,

которые смяли своим

беспорядочным

отступлением русские

полки.

4. Незнание мощи и

военных хитростей

монголов.

Монголы овладели огромной территорией – от Китая до Средней Азии и Закавказья. Чингисхан поделил её между сыновьями. «Счастливее всех на земле тот, кто гонит разбитых им неприятелей, грабит их добро, скачет на их конях, спит на животах их женщин, любуется слезами людей, им близких». Во главе Западного улуса встал внук Чингисхана – молодой, энергичный Бату (Батый). 1235 г. На курултае принято решение о походе в Европу к «последнему морю». Хан Батый

Монголы овладели огромной территорией –

от Китая до Средней Азии и Закавказья.

Чингисхан поделил её между сыновьями.

«Счастливее всех на земле тот, кто гонит разбитых им неприятелей, грабит их добро, скачет на их конях, спит на животах их женщин, любуется слезами людей, им близких».

Во главе Западного улуса встал внук Чингисхана – молодой, энергичный Бату (Батый).

1235 г. На курултае принято решение о походе в Европу к

«последнему морю».

Хан Батый

Блиц-викторина. 1206 г. Что произошло в известные вам даты. 31 мая 1223 г. 1235 г. Курултай, Чингисхан Что означают данные понятия. Хан, нукеры, нойоны, араты Тумены (тьмы) , яса, улус Кочевой образ жизни Чем можно объяснить успешность завоевательных походов монголо-татарской армии. Десятичная система армии Железная дисциплина (яса) Тактика устрашения Использование опыта Китая  Несогласованность действий Определите причины поражения  на р.Калка Не было единого командования Бегство половцев Недооценили врага

Блиц-викторина.

1206 г.

Что произошло в известные вам даты.

31 мая 1223 г.

1235 г.

Курултай, Чингисхан

Что означают данные понятия.

Хан, нукеры, нойоны, араты

Тумены (тьмы) , яса, улус

Кочевой образ жизни

Чем можно объяснить успешность завоевательных походов монголо-татарской армии.

Десятичная система армии

Железная дисциплина (яса)

Тактика устрашения

Использование опыта Китая

Несогласованность действий

Определите причины поражения на р.Калка

Не было единого командования

Бегство половцев

Недооценили врага

Продвижение монголов по Руси: Курултай – собрание монгольской знати «…В лето 1237. Пришли безбожные измаильтяне, раньше бившиеся с русскими князьями на Калке…» Летопись по Ипатскому списку/ Пер. М.Н.Тихомирова.СПб., 1871.  Измаильтяне – название всех кочевников в Повести временных лет – от рода Измаила.   Хан Батый 1. Нанесите на контурную карту границы Волжской Булгарии и дату похода Батыя. 2. Обозначьте на карте русские города, подвергшиеся нападению Батыя 3. Обозначьте стрелками направления походов Батыя и их даты.

Продвижение монголов по Руси:

Курултай – собрание монгольской знати

«…В лето 1237. Пришли безбожные измаильтяне, раньше бившиеся с русскими князьями на Калке…»

Летопись по Ипатскому списку/ Пер. М.Н.Тихомирова.СПб., 1871.

Измаильтяне – название всех кочевников в Повести временных лет – от рода Измаила.

Хан Батый

1. Нанесите на контурную карту границы Волжской Булгарии и дату похода Батыя.

2. Обозначьте на карте русские города, подвергшиеся нападению Батыя

3. Обозначьте стрелками направления походов Батыя и их даты.

Запиши и выучи даты:  1236-1237 гг. – разгром Волжской Булгарии 21 декабря 1237 г. – разгром Рязани Февраль 1238 г .– захват Владимира , Суздаль, Переяславль-Залесский, Юрьев-Польский, Стародуб-на-Клязьме, Тверь, Городец, Кострома, Галич-Мерьский, Ростов, Ярославль, Углич, Кашин, Кснятин, Дмитров, Вологда и Волок Ламский Март 1238 г. – битва на реке Сити 5 марта 1238г. – захват Торжка Март 1238 г. – разгром Козельска 1240 г. – поход на Киев

Запиши и выучи даты:

1236-1237 гг. – разгром Волжской Булгарии

21 декабря 1237 г. разгром Рязани

Февраль 1238 г .– захват Владимира , Суздаль, Переяславль-Залесский, Юрьев-Польский, Стародуб-на-Клязьме, Тверь, Городец, Кострома, Галич-Мерьский, Ростов, Ярославль, Углич, Кашин, Кснятин, Дмитров, Вологда и Волок Ламский

Март 1238 г. битва на реке Сити

5 марта 1238г. захват Торжка

Март 1238 г. разгром Козельска

1240 г. поход на Киев

Последствия нашествия:

Последствия нашествия:

  • из 74 городов 49 разрушены;
  • резкое сокращение численности населения.
  • многие ремесленники уведены в рабство;
  • разорение Руси;
  • зависимость Руси от Золотой Орды
ЯРЛЫКИ ОБЛАВЫ «Ордынский выход» Участие в походах ХАН ЗОЛОТОЙ ОРДЫ Баскаки Численники  ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ КНЯЗЬ КНЯЗЬ КНЯЗЬ РУССКИЕ ЗЕМЛИ

ЯРЛЫКИ

ОБЛАВЫ

«Ордынский выход»

Участие в

походах

ХАН ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

Баскаки

Численники

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ

КНЯЗЬ

КНЯЗЬ

КНЯЗЬ

РУССКИЕ ЗЕМЛИ

Последствия монгольского вторжения Экономические Политические Социальные Культурно-бытовые

Последствия монгольского вторжения

Экономические

Политические

Социальные

Культурно-бытовые

  • Разрушение сел и городов
  • Упадок ремесла
  • Нарушение торговых связей
  • Упадок с/х
  • Изменение роли и значения князя в государстве
  • Ослабление отдельных русских земель
  • Резкое сокращение численности населения
  • Формирование зависимого населения
  • Запустение земель
  • Упадок ремесла
  • Уничтожение храмов, книг, летописей
  • Утрата политических традиций
Закрепление материала:

Закрепление материала:

  • Назовите не менее трех причин побед монголо-татар над русскими дружинами в XIII в.
  • Перечислите не менее трех городов Руси, попавших в зависимость от Золотой Орды.
  • Приведите примеры не менее двух форм зависимости Руси от Золотой Орды .
  • Назовите не менее трех последствий монгольского нашествия на Русь в XIII веке.
  • Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. Хан Батый после разгрома русских земель облагал их данью. Новгород монголы никогда «не воевали», однако золотоордынскую дань новгородцы платили. В силу чего новгородцы вынуждены были платить дань Орде? Приведите не менее трех суждений.
Домашнее задание: 1 уровень /воспроизведение/- «удовл»- «3» § 12-13 п.1-4 /до стр.90/ + Составить характеристику личности хана Батыя 2 уровень /проблемный/- «хор» - «4» + сравните деятельность ханов Темучина и Батыя 3 уровень /поисковый/ - «отл»-«5»  + Напишите сочинение-размышление «Татаро-монгольское завоевание: иго или сотрудничество?» /Не забудь привести аргументы и примеры/

Домашнее задание:

1 уровень /воспроизведение/- «удовл»- «3»

§ 12-13 п.1-4 /до стр.90/

+ Составить характеристику личности хана Батыя

2 уровень /проблемный/- «хор» - «4»

+ сравните деятельность ханов Темучина и Батыя

3 уровень /поисковый/ - «отл»-«5»

+ Напишите сочинение-размышление «Татаро-монгольское завоевание: иго или сотрудничество?» /Не забудь привести аргументы и примеры/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Монгольское наашествие на Русь

Автор: Кононова Лариса Владимировна

Дата: 25.05.2021

Номер свидетельства: 581638


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства