kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Каменное зодчетво и иконописание в Древней Руси (основы православной символики)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации доступно рассказывается о типах храмов в Древней Руси, првославной символике архитектурных элементов, рассмотриваются основные каноны иконописи

Просмотр содержимого документа
«Каменное зодчетво и иконописание в Древней Руси (основы православной символики)»

Каменное зодчество и иконописание на Руси

Каменное зодчество и иконописание на Руси

  • Каменное строительство начинается в конце Х в. Первые каменные сооружения были построены под руководством византийских мастеров, что в значительной степени обусловило выбор типа культовых зданий и принципов строительства храмов. Сложившийся в зодчестве Византии тип крестово-купольного храма стал преобладающим в древнерусской архитектуре. В восточной части здания (алтарной) совершались богослужения. Алтарь отделялся от церковного зала, где находились верующие, невысокой преградой , украшенной тканями и иконами. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас. В западной части располагался балкон-хоры, где во время богослужения находились князь с семьей и его приближенные. В композицию интерьера православного храма органично включается строго разработанная, каноническая система росписей и мозаик, подчиненная плану здания и символике его частей. Русские мастера, позаимствовав принципы византийского каменного строительства и взяв за основу крестово-купольную композицию, внесли в архитектурные формы элементы русского деревянного зодчества, придали храмам многоглавье и пирамидальность, башенность. В XII в. в соответствии с местными условиями (строительные и художественные традиции, особенности строительных материалов) складывались местные архитектурные школы, например Владимиро-Суздальская и Новгородско-Псковская. 
Типы христианских храмов Базиликальный Крестово- купольный 3-х  нефный

Типы христианских

храмов

Базиликальный

Крестово-

купольный 3-х

нефный

Базилика – прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов

Базилика – прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов

Крестово-купольный 3-х нефный храм

Крестово-купольный 3-х нефный храм

  • имеет вершину в виде купола, символизирующую небосвод
  • в основании фундамента имеет крест
  • внутреннее пространство храма делится рядами колонн на три части, что символизирует Святую Троицу
Количество куполов символизирует:

Количество куполов символизирует:

  • 1 – единство Бога
  • 2 – две Сущности Иисуса Христа Божественную и Человеческую
  • 3 – Святую Троицу
  • 5 – Иисуса Христа и четырех Евангелистов: Марка, Матфея, Луку и Иоанна
  • 7 – Таинств Церкви (Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причастие, Соборование, Венчание, Священство)
  • 9 – Ангельские чины
  • 13 – Иисус Христос и двенадцать Апостолов
Внешне храм напоминает свечу (белые стены – воск, золотой купол – пламя) или воина (в белой рубахе и золотом шлеме)

Внешне храм напоминает свечу (белые стены – воск, золотой купол – пламя) или воина (в белой рубахе и золотом шлеме)

Купол – пространственное покрытие, перекрывающее круглое в плане сооружение Световой барабан – место под куполом с рядом окон, через которые свет проникает в помещение Закомара – верхняя часть пилястры, имеющая причудливую форму Пилястра – плоский вертикальный выступ на поверхности стены Апсида – выступ на стене здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом

Купол – пространственное покрытие, перекрывающее круглое в плане сооружение

Световой барабан – место под куполом с рядом окон, через которые свет проникает в помещение

Закомара – верхняя часть пилястры, имеющая причудливую форму

Пилястра – плоский вертикальный выступ на поверхности стены

Апсида – выступ на стене здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом

Купол Световой барабан Закомара Пилястра Апсида
  • Купол
  • Световой барабан
  • Закомара
  • Пилястра
  • Апсида
Храм ориентирован по сторонам света и внутри имеет четкий план

Храм ориентирован по сторонам света и внутри имеет четкий план

  • Восток
  • 1 – алтарь («высокий»)
  • 2 – средняя часть
  • 3 – притвор (творило – «дверь»)
  • 4 – иконостас
  • 5 – престол
  • 6 – жертвенник
  • 7 - горнее место
  • 8 – ризница
  • 9 – солея
  • 10 – амвон
  • 11 – клиросы
  • 12 – свечная лавка
  • 13 – канун
  • 14 - аналой
На стенах храма располагаются фрески и иконы

На стенах храма располагаются фрески и иконы

  • Фреска – рисунок на сырой штукатурке
  • Икона – изображение Девы Марии, Иисуса Христа, святых, выполненное на дереве или металле
Иконы и фрески пишутся по определенным правилам - канону Дева Мария

Иконы и фрески пишутся по определенным правилам - канону

Дева Мария

  • Лик смуглый, глаза миндальные, губы алые, руки тонкие, обращенные к Сыну;
  • хитон – рубаха, мафорий – плащ, чаще алый (символ сострадания) со звездами – символом Чистоты
Иисус Христос

Иисус Христос

  • Мужчина со смуглым лицом, карими глазами, тонкими губами. Волосы длинные, усы, бородка;
  • Хитон - рубаха, гимати – плащ;
  • Асист – свет, исходящий от одежды;
  • Клав – лента через плечо – символ мессианства


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Каменное зодчетво и иконописание в Древней Руси (основы православной символики)

Автор: Тарасова Ирина Николаевна

Дата: 05.11.2020

Номер свидетельства: 562579

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства