Элементы патриотического воспитания элективного курса «Кто любит своё Отечество, тот подаёт лучший пример любви к человечеству» (А.В. Суворов)
Элементы патриотического воспитания элективного курса «Кто любит своё Отечество, тот подаёт лучший пример любви к человечеству» (А.В. Суворов)
Военно-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского общества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элементы патриотического воспитания элективного курса «Кто любит своё Отечество, тот подаёт лучший пример любви к человечеству» (А.В. Суворов)»
Элементы патриотического воспитания элективного курса
«Кто любит своё Отечество, тот подаёт лучший пример
любви к человечеству» (А.В. Суворов)
Вялкова Г.И., преподаватель истории и обществознания
Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Тверское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской федерации», г.Тверь
В 2018-2019 учебном году для суворовцев 5 роты 11 класса (7 курс) преподавателем ОД история, обществознание, география Вялковой Г.И. была реализована программа элективного курса «Кто любит своё Отечество, тот подаёт лучший пример любви к человечеству».
Патриотизм - важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. Любовь к Родине во все времена в российском государстве была чертой национального характера. Вопросы патриотической работы, становления гражданственности в нашей стране были важнейшей составной частью воспитания гражданина. Начиная с детского возраста, молодым людям прививались качества будущего защитника, патриота своей Родины.
В XXI веке необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь стала актуальна. Современные школьники зачастую растеряны, поскольку не могут найти объяснение всем противоречиям хода истории. Социально-экономические преобразования в России в последние годы вызвали смещение ценностных ориентиров, изменение роли отдельного человека в обществе, его гражданской позиции. Только осознанное осмысление своей истории, уважение к старшим поколениям людей, искреннее сопереживание достижениям и недостаткам всех реформ государства могут выявить в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина. «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать - воспитывать любовь к родным местам, воспитывать духовную оседлость» - говорил Д. С. Лихачев.
Программа направлена на дальнейшее формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества, развитие личности, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Цель работы по военно-патриотическому воспитанию – развитие у суворовцев гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы.
Для достижения этой цели были выполнены следующие основные задачи:
овладение методами исторического познания, умение работать с различными историческими источниками информации;
формирование речевой культуры и культуры общения обучающихся;
развитие умений рассказывать о важнейших исторических событиях своей родины, их участниках; давать описание исторических событий и памятников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (сочинений, рефератов, отчетов об экскурсиях); активизация познавательной активности учащихся,
совершенствование умений и навыков самостоятельной работы; дальнейшее развитие интереса к предмету, расширение кругозора
обучающихся; формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Содержание военно-патриотического воспитания, определяемое его целью и задачами, обусловливается особенностями, динамикой и уровнем развития нашего общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни, проблемами формирования подрастающего поколения, главными тенденциями развития этого процесса.
Специфический компонент военно-патриотического воспитания характеризуется конкретной и деятельностной направленностью.
Практическая реализация этого содержания была призвана обеспечить: глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы; убежденность в необходимости выполнения функции защиты Отечества в современных условиях; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек,
необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
Основой содержания специфического компонента элективного курса является любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, интерес к национальной культуре и истории родного края. Все материалы были направлены на воспитание у обучающихся интернациональных и патриотических чувств.
Система этих ценностей была условно разделена на три сферы:
1.Общественно-государственную – защита социально- экономических, духовных, геополитических интересов России, ее независимости.
2.Военно-профессиональную – добросовестное отношение к военной службе, сохранение и развитие лучших воинских традиций, уважение к старшим.
3.Патриотическую – любовь к Родине, своему народу, национальное самосознание, верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к достойному служению Отечеству.
Среди ценностей, наиболее полно представляющих эти сферы, выделяется патриотизм, который является стержнем содержания военно-патриотического воспитания.
По программе элективного курса «Кто любит своё Отечество, тот подаёт лучший пример любви к человечеству» суворовцами 6 роты были изучены следующие темы:
Номер темы
Наименование темы
Кол-во
часов
Раздел 1
Раздел 2 Раздел 1
Тема 1
Тема 2
Раздел 3
Тема 1
Тема 2
Раздел 4
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Раздел 5
Тема 1
Тема 2
Раздел 6
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Раздел 7
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Раздел 8
Тема 1 Тема 2
Тема 3
Раздел 9
Тема 1 Тема 2
Раздел 10
Тема 1 Тема 2
Раздел 11
Тема 1 Тема 2
Тема 3
Раздел 12
Источники по истории и культуре России
Культура Древней Руси
Культура как один из факторов образования древнерусской народности
Зодчество и живопись в Древней Руси
Древнерусские княжества в XII – середине XV века
Культура домонгольской Руси
Культура русских земель в конце XIII –середине XV века
Культура народов Российского государства во второй половине XV– конце XVI веков
Особенности культурного развития в условиях укрепления централизованного государства
Памятники архитектуры и живописи XV-XVI веков
Развитие «книжного дела». Быт и нравы
Культура России XVII века
Особенности русской традиционной культуры. Архитектура
Русская живопись XVII века. Грамотность и школы
Российская культура XVIII века
Влияние западноевропейской культуры на русскую
Русская архитектура и скульптура XVIII века
Живопись XVIII века
Повторение и обобщение. Контрольный тест
Культура народов России в первой половине XIX века
Особенности русской культуры первой половины XIX века
Архитектура и скульптура первой половины XIX века
Живопись первой половины XIX века
Культура народов России во второй половине XIX века
Возрождение национальных традиций в русской культуре
Музыка, театр и живопись второй половины XIX века
Образование и наука второй половины XIX века
«Серебряный век» русской культуры
«Серебряный век» русской культуры
Элитарная и народная культура
Культура периода с 1917 по 1941 год
Культура периода с 1917 по 1941 год
Советская наука и образование
Культура периода с 1941 до 1991года
Идеология и культура в годы войны
Советская культура в середине 60-х - середине 80-х годов
Советская культура середины 60-х - начала 1980-х годов
Культура современной России
Повторение и обобщение. Контрольный тест
Резерв
2
2
1
1
2
1
1
3
1
1
1
2
1
1
3
1
1
1
2
3
1
1
1
3
1
1
1
2
1
1
2
1
1
3
1
1
1
2
2
2
Всего:
35 часов
Военно-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательного учреждения, по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Формы и приемы работы:
лекции с последующим опросом;
тематические уроки;
практическая работа с обсуждением документов;
беседы;
практические занятия;
анализ альтернативных ситуаций;
работа в парах, группах, индивидуально;
выполнение работ по заданному алгоритму;
встречи с интересными людьми;
экскурсии;
конкурсы;
конференции;
викторины.
Военно-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского общества.
Работа по военно-патриотическому воспитанию способствовала:
развитию эмоционально-ценностного отношения суворовцев к себе, своей семье, другим людям, жизни, общечеловеческим и национальным духовным ценностям;
развитию умений и навыков конструктивно-критического мышления, инициативы, самостоятельности, навыков коллективной деятельности и принятие коллективных решений;
приобщению к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;
формированию устойчивого интереса к истории своей Родины, гражданско-патриотического сознание, развитию чувства сопричастности судьбе Отечества и ответственности за будущее России;
формированию активной гражданской позиции, способности нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;
развитию духовности, нравственности, личной и общественной ответственности;
формированию способности к саморазвитию.
Преподавателями ОД история, обществознание, география продолжается работа по патриотическому воспитанию в IV четверти 2018-2019 учебного года, планируется реализация программы патриотического воспитания в новом 2019-2020 учебном году.