kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий "Без срока давности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

" Сроку давности не подлежит"приурочен к Дню единых действий в памятьо жертвах преступлений советского народа нацистами и их пособниками в годы ВОВ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий "Без срока давности"»

Урок мужества(Внеклассное мероприятие) «Сроку давности не подлежит» приурочен к Дню единых действий в память о жертвах преступлений против советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны. (19 апреля)

Задачи:

  • сформировать у учащихся представление о вкладе народов СССР в дело победы над немецким фашизмом;

  • совершенствовать навыки работы с разными источниками информации, учить анализировать и делать выводы;

  • воспитывать патриотизм и уважение к людям разных национальностей;



Ход урока

19 апреля 2022 года второй раз наша страна отмечает – День единых действий в память о жертвах преступлений против советского народа, совершенных нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны.

Целью Всероссийской акции «День единых действий» является сохранение исторической правды о преступлениях нацистов и их пособников в отношении мирных советских граждан в годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории. Необходимо показать через призму исторической памяти, что действия Красной Армии и единение советского народа в достижении Победы спасли наше государство и его граждан от полного уничтожения.



-Почему был выбран именно этот день?

Именно в этот день 19 апреля 1943 года Сталин подписывает указ «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников родины из числа советских граждан и для их пособников» устанавливалась ответственность для:



1 «немецких, итальянских, румынских, венгерских, финских фашистских злодеев, уличённых в совершении убийств и истязаний гражданского населения и пленных красноармейцев, а также шпионов и изменников родины из числа советских граждан» (пункт 1) и

2 «пособников из местного населения, уличённых в оказании содействия злодеям в совершении расправ и насилий над гражданским населением и пленными красноармейцами» (пункт 2).

При этом для первой категории обвиняемых устанавливалось наказание в виде смертной казни через повешение, а для второй категории — каторжные работы сроком от 15 до 20 лет.



Планируя нападение на СССР, Гитлер считал, что многонациональная советская держава развалиться под ударом его армий «как карточный домик». Но это не произошло, советский народ не только сумел выстоять, но и победить.

Нападая на СССР Германия, разработала два плана Барбаросса и Ост

Идея плана «Барбаросса» состояла в том, чтобы за несколько месяцев, используя тактику блицкрига, нанести сокрушительное поражение Красной Армии .

В первые месяцы войны под немецкой оккупацией оказались миллионы граждан СССР. Оккупанты ввели в действие план «Ост».



Краткая историческая справка:

“План Ост” являлся программой массовых этнических чисток населения Восточной Европы и СССР в рамках более глобального нацистского плана по “освобождению жизненного пространства” (т. н. Lebensraum) для немцев и других “германских народов” за счет территорий “низших рас”, таких, как славяне. Копий плана не сохранилось, однако его основные детали восстановлены по упоминаниям и ссылкам в других документах Третьего Рейха.

На завоеванных славянских территория предусматривалось проведение

политики геноцида в ее самых крайних формах. Подрыв биологической

силы славянских народов планировалось осуществлять следующими основными методами:

1) физическим истреблением больших масс народа;

2) сокращением населения путем преднамеренной организации голода;

3) уменьшением населения в результате организованного снижения

рождаемости и ликвидации медицинского и санитарного обслуживания;

4) истреблением интеллигенции – носителя и продолжателя научнотехнических знаний и навыков, культурных традиций каждого народа; 5) разобщением, дроблением отдельных народов на мелкие этнические

группы ;

6) переселением масс населения в Сибирь, Африку, Южную Америку и

другие районы Земли;

7) лишением славянских народов собственной промышленности и сельского хозяйства.



Определить общее число жертв не представляется возможным. Вот только некоторые примеры:



Ученик 1. после семидневного бесчинства гитлеровских головорезов во

Львове в июне 1941 г., в городе говорили: « Гитлеровцы на завтрак едят

евреев, на обед – поляков, на ужин – украинцев».



Ученик 2. Бабий Яр, эта окраина Киева, стала одним из самых страшных символов нацистских зверств. Ровно два года – день в день – с 29 сентября 1941 г. по 29 сентября 1943г. – ровно 730 дней гитлеровцы уничтожали здесь людей. Вначале расстреливали. Потом, с 1942г. душили в газвагенах (душегубках). Первые пять дней убивали преимущественно евреев. Потом, 725 дней подряд, - просто мирных жителей без различия национальностей. 1 – 2 марта 1943г., в результате карательной акции отрядами СС, погибло 6700 человек – жителей пос.Корюковка Черниговской области Украинской ССР. Это самое массовое убийство мирных жителей в ходе Второй мировой войны.



Ученик 3. В 1942-1943 гг. в деревне Жестяная Горка было организовано место массового уничтожения советских граждан. Всего только в этом месте было убито не менее 2 600 человек.



Ученик 4. 22 марта 1943г.фашистским карательным отрядом 149 жителей белорусской деревни Хатынь, в том числе 75 детей младше 16 лет, были сожжены заживо. В Белоруссии за годы войны еще 618 деревень были уничтожены фашистскими карателями. Хатынь стала символом массового уничтожения мирного населения, осуществляющегося нацистами и коллаборационистами на оккупированной территории СССР.





Слова учителя. Одна из самых мрачных и кровавых страниц в истории германского фашизма и нацистского аппарата насилия – это обращение гитлеровцев с военнопленными. Особенно с советскими военнопленными. Здесь уже само слово «обращение» кажется просто неуместным. Речь шла о поголовном уничтожении взятых в плен бойцов и командиров Красной Армии – пленных расстреливали, пытали, морили голодом .

Бывший начальник штаба сухопутных сил Гальдер сказал 31 октября 1945г.: «До начала наступления на Россию фюрер созвал совещание всех командующих … Он сказал, что борьба между Россией и Германией – это борьба между расами … И обращение с их военнопленными не должно быть в соответствии с решениями Гаагской конвенции».



Ученик 1. В ходе наступления части Красной Армии обнаруживали в отбиваемых у немцев населенных пунктах трупы убитых после зверских пыток советских военнопленных. Так в Феодосии были найдены десятки трупов, замученных красноармейцев – азербайджанцев. Среди них: Джафиров Исмаил – Заде, которому гитлеровцы выкололи глаза и отрезали уши, Ислам – Мамед Али оглы, которому гитлеровцы вспороли живот, Аскеров Мустафа оглы, привязанный проволокой к столбу и умерший от ран в этом положении .



Ученик 2.И таких примеров великое множество. Так, после зверских, нечеловеческих пыток, был распят на кресте и прибит к нему гвоздями, попавший к гитлеровцам в плен, житель пос. Макарьево мл. сержант Юрий Смирнов.



Ученик 3.Во время оккупации Ростова-на-Дону во дворе тюрьмы нацисты содержали советских граждан. Позже там было найдено 1 154 трупа со следами пыток и избиений, у многих были отрезаны носы, выколоты глаза, отрублены ноги, кисти и т.д.



По подсчетам советских историков немецко – фашистские захватчики лишь на оккупированной территории СССР уничтожили 3,9 млн. советских военнопленных.



Сообщение Кузнецова Артема о прапрадедушке который попал в плен немцам



Одним из методов исполнения плана по порабощению граждан СССР

стал угон мирного населения на работу в Германию,

Основные работы в третьем рейхе производились в концлагерях или, как их еще называли, «конвейерах смерти». И для этого на оккупированных гитлеровцами территориях, как и в Германии, стали создаваться лагеря

смерти.



Ученик 1.Только в Белоруссии фашистскими захватчиками было создано

более 260 лагерей смерти.

В посёлке Урицком под Брянском нацистами был организован лагерь «Дулаг-142». Из 40 000 погибших в этом лагере советских граждан, несколько тысяч скончались от сыпного тифа и туберкулёза, вызванных антисанитарными условиями содержания в лагере, а также от обморожения и голода.



Ученик 2.В посёлке Вырица Ленинградской области с лета 1942 года по ноябрь 1943 года нацистами был организован детский концлагерь для 300 человек, куда свозились дети, в том числе изъятые из семей. Многие из них пострадали

от выкачки крови для немецких солдат и офицеров.



Ученик 3 Саласпилс – это самый большой детский концлагерь в 18 км к юго-востоку от Риги . Дети напоминали подбитых птенцов. В глазах испуг. Маленькие старички. В Саласпилсе немцами было выкачано из кровеносных сосудов детей 3,5 тысяч литров крови. За три года существования Саласпилсского лагеря в нем мученической смертью погибли не менее 7 тысяч детей.



И это не считая других оккупированных территорий. Необходимо сказать, что в самой гитлеровской Германии насчитывалось 1100 концлагерей. И сегодня леденеют душа и сердце при упоминании таких гитлеровских фабрик смерти как Освенцим, Дахау, Майданек, Бухенвальд, Маутхаузен, Собибор и другие.



Ученик 1.В некоторых концентрационных лагерях заключенных подвергали медицинским экспериментам, помещая тело в различные условия, например, размещая на высоте, подвергая воздействию низких температур или предельного атмосферного давления. Других использовали в экспериментах с заболеваниями, такими как гепатит, туберкулез и малярия.

Ученик 2.В Лагерях также использовались газовые камеры с угарным газом . Позже для убийства заключенных был разработан ядовитый газ «Циклон Б». Когда заключенные оказывались в камере, двери закупоривались и в вентиляцию внутри стен сбрасывались шарики «Циклона Б», распространявшие ядовитый газ. Доктор СС Иоганн Кремер рассказывал, что жертвы кричали и боролись за жизнь. Жертв находили с кровью, идущей из ушей, и с пеной у рта в полусидящем положении в камерах с пространством, доступном только для расположения стоя. Газ в камеры поступал снизу, а затем медленно поднимался к потолку, что заставляло жертв взбираться друг на друга, чтобы вдохнуть воздух. Тех, кто был сильнее, часто находили поверх груды тел.



Ученик 3.Те, кто подвергся экспериментам доктора Йозефа Менгеле, почти всегда были убиты и анатомированы. Дети звали его «дядя Менгеле», он приносил им конфеты и игрушки перед тем, как убить собственными руками. Нацистский доктор Йозеф Менгеле, также известный как «Ангел Смерти», восхищался близнецами. По словам одного очевидца, в попытке создать сиамских близнецов, он сшил спинами друг с другом двух близнецов по имени Гвидо и Нино, которым было около 4 лет. Их родителям удалось достать морфин и убить своих детей, чтобы закончить их страдания.



Ученик 4.В своих мемуарах Рудольф Гесс описывал, как детей евреев обманом заманивали в газовые камеры. Чтобы избежать паники, им говорили, что нужно раздеться для душа и дезинфекции. Нацисты использовали «Особые отряды» (других еврейских заключенных), которые поддерживали спокойную обстановку и помогали тем, кто отказывался раздеваться. Дети часто плакали, но после того как члены Особого отряда утешали их, они входили в газовые камеры, смеясь, играя или болтая друг с другом, часто все еще с игрушками в руках.



Ученик 5. Фашисты перерабатывали волосы жертв в войлок и нити. Волосы также часто использовали для изготовления носков и стелек командам подводных лодок, для запалов бомб, веревок, корабельных шнуров и для набивки матрасов. Начальники лагерей должны были представлять ежемесячные отчеты о количестве собранных волос.



В результате политики геноцида гитлеровского рейха потери

гражданского населения в зоне оккупации составили 13 684 700 человек. Из

них преднамеренно истреблено – 7420 200 человек, погибло на

принудительных работах в Германии – 2 164 300 человек, погибло от голода,

болезней и отсутствия медицинской помощи – 4 100 000 человек .

Немецко–фашистские захватчики и их союзники разрушили 1710

городов, более 70 тысяч сел и деревень, лишили крова 25 млн. человек. Наша

страна лишилась 30% национального богатства, а на оккупированных

территориях СССР – около 67%



В ходе Великой Отечественной войны общие людские потери СССР

составили 26,6 млн. человек. Такая кровавая цена, которую заплатили народы

нашей страны за развязанную гитлеровской Германией войну.



Ученик 1. После ужасов войны, оккупации, концлагерей никто и помыслить не мог о возможности возрождения фашизма на Земле. Но прошли годы, и в некоторых странах к власти пришли люди, открыто поддерживающие идеи национализма и фашизма. Прикрываясь фальшивыми демократическими лозунгами и мнимой свободой слова, они устраивают марши бывших эсэсовцев на площадях, воздвигают им обелиски, уничтожая при этом памятники советским воинам-освободителям, преследуя ветеранов Великой Отечественной войны.



Ученик 2. В современной нам Украине, бывшей части Советского Союза, понесшей тяжелые потери в Великой Отечественной войне, подняли голову сторонники идей национализма. Они приняли активное участие в государственном перевороте, в свержении законного правительства. Особенно страшно, что в свои ряды они втягивают молодежь, лживыми лозунгами, лживыми идеями прикрывая свои настоящие цели. Мы граждане России, должны гордиться своей Родиной, помнить ее историю, чтить традиции и обычаи своего народа. Но при этом наша любовь и гордость не должна быть связана с унижением, неуважением и отрицательным отношением к другим народам и их культурам. Мы должны помнить, что Россия – многонациональная страна, и в этом наша сила. К этому нас призывает кровь наших соотечественников, отданная за правое дело, за наше светлое будущее.



Ученик 3.Для того чтобы противостоять потокам обмана и лжи, текущим с Запада, необходимо знать историю своей страны и своего народа. События и факты истории концлагерей являются лишь фоном для понимания того, где, когда и в каких условиях в силу трагических обстоятельств оказались советские люди. Все они были солдатами и участниками той страшной войны. Вечная память всем, кто непокорённый погиб в жестокой схватке с фашизмом!.. Никакие годы не зарубцуют ран миллионов человеческих сердец... Этого нельзя забыть. И этого нельзя простить!

Поэт Роберт Рождественский завещал нам: «Мечту пронесите через

года и жизнью наполните!.. Но о тех, кто уже не придет никогда, -

заклинаю, - помните!» видео ролик .




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий "Без срока давности"

Автор: Ирина Владимировна Почутина

Дата: 02.11.2023

Номер свидетельства: 639237


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства