Происходящие в нашей стране преобразования накладывают отпечаток на все сферы жизни общества, в том числе и на сферу воспитания подрастающего поколения. Это обусловливает необходимость формирования у обучающихся чувства патриотизма и гражданской позиции. Важной особенностью развивающего общества является усиление личностной значимости патриотизма для каждого человека. Традиционно коллективный характер патриотизма, его направленность на общее благо сочетается сейчас с заботой о себе, о своих близких.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1. Основание Школы юнг на Соловецких островах……………….…......4 2. Как стать юнгой…………………………………………...……………….5 3. Как всё начиналось.…………….…………………………….………….....6 4. Чему и как учились юнги……………………..……………………………7 5. Командиры-наставники……………………………….....…………………8 6. Шли юнги в бой………………………………………………...…………9 7. Итоги работы Соловецкой школы юнг ВМФ………………….......…..10 8. Юнги, прославившие Россию………………………………………...……11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….12 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………13 ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………….18
ВВЕДЕНИЕ
«Жаль, не все пришли с войны мальчишки, Жаль, не всех потом их ждал успех. Но они навек живые – в книжках. И, конечно, остров помнит всех».
После закрытия в 1939 году тюрьмы острова были переданы военным, и в 1940-1957 годах хозяином Соловков стал учебный отряд Северного флота. Во время Великой Отечественной войны здесь готовили для ВМФ самых разных специалистов.
Одной из школ юнг Учебного отряда в 1942-1945 годах стала школа юнг, в которой военному ремеслу обучилась мальчики до призывного возраста.
За три выпуска школа подготовила более четырех тысяч рулевых, сигнальщиков, мотористов, радистов, боцманов электриков, комендоров и акустиков.
После окончания школы соловецкие юнги, «мальчики с бантиками» честно и самоотверженно воевали на всех флотах и флотилиях, тяготы и лишения военного времени не отступали перед смертью и опасностью.
Многие из них были награждены боевыми орденами и медалями. Один их них – юнга радист Владимир Моисеенко – стал героями Советского союза. Начиная с 1972 года, на Соловках регулярно, раз в пять лет, проходят встречи юнг ветеранов.
1. ОСНОВАНИЕ ШКОЛЫ ЮНГ НА СОЛОВЕЦКИХ ОСТРОВАХ
Шёл 1942 год… Июль проходил в ожесточённых схватках с гитлеровскими захватчиками. Тяжёлые, кровопролитные бои шли на Севастопольском участке фронта, на Курском направлении, в районах Воронежа, Новочеркасска, Ростова. Совсем скоро должна была начаться битва за Сталинград. Вот тогда-то, в июле 1942 года, на советском флоте появилось воинское звание – юнга! Приказом Народного комиссара Военно-Морского флота СССР адмирала Николая Герасимовича Кузнецова от 25 мая 1942 года за № 108 вводилось в действие Положение о юнгах ВМФ. В нём говорилось: « В целях создания кадров будущих специалистов флота высокой квалификации учредить в Военно-Морском флоте институт Юнгов. Прохождение службы юнгой слагается: а) из обучения в специальной школе юнгой продолжительностью 12 месяцев; б) из практического плавания на кораблях флота до достижения призывного возраста».Специальная Школа юнг ВМФ создавалась при учебном отряде Северного флота с дислокацией на Соловецких островах. Какой мальчишка не мечтал о море, о романтике плавания! Какой мальчишка не смотрел зачарованным взглядом на матросский клёш и ленточки бескозырки! Сколько пришлось их снять с поездов, идущих на запад! Все они стремились туда, где сражались их отцы и старшие братья.И летом 1942 года эти мечты стали близкими и реальными, ведь в приказе о создании Соловецкой школы юнг говорилось: «Школу укомплектовать юношами комсомольцами и не комсомольцами в возрасте 15-16 лет, имеющими образование в объёме 6-7 классов, исключительно добровольцами через комсомольские организации в районах по согласованию с ЦК ВЛКСМ». Из принимаемого контингента готовить следующих специалистов: боцманов флота, рулевых, радистов, артиллерийских электриков, мотористов, электриков».
2. КАК СТАТЬ ЮНГОЙ
Летом 1942 года началось комплектование Школы юнг ВМФ. Несмотря на то, что решено было широко не оповещать о наборе в школу, « чтобы не вызвать самовольных поездок молодёжи на флот», городские и районные комитеты комсомола были атакованы тысячами мальчишек, которые принесли заявления о приёме в Школу юнг ВМФ. Подросткам грезились романтика моря, подвиги, слава.
Но всё было иначе…Уже при поступлении в Школу мальчишки встречались с трудностями, а иногда и с крушением надежд, потому что кроме заявлений нужно было предоставить:
1) выписку из ЗАГСа о рождении;
2) справку о состоянии здоровья;
3) справку об образовании;
4) автобиографию;
5) справку с места работы о согласии отпустить (если кандидат работал).
Преимуществом при поступлении в Школу юнг пользовались сыновья рядовых, старшин и офицеров ВМФ и Красной Армии, воспитанники детских домов, а также опекаемые дети. Отсев кандидатов был, в основном, по причине непригодности к службе на флоте по медицинским показаниям (слабые слух, зрение, рост ниже 150 см и т.п.)Несмотря на условия добровольности при поступлении в школу требовалось обязательное согласие родителей. Не каждая мать решалась дать такое согласие, ведь школа школой, а мальчишки, окончившие её, получали направления на боевые корабли.
К 1 сентября 1942 года в Школу юнг было направлено 1192 человека. На 18 сентября 1942 юнгами ВМФ стали 1307 человек. Это был первый набор в школу.
3. КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ
Жизнь в школе юнг оказалась несладкой. С романтическими иллюзиями пришлось распрощаться. Морская форма, выданная юнгам, огорчила их: она топорщилась, свисала с худеньких плеч, немало пришлось потрудиться, чтобы форма стала придавать её обладателю бравый вид. А бескозырка! Многие мальчишки от обиды чуть не плакали: вместо длинных лент с якорями – аккуратный «девчоночий» бантик и надпись «Школа Юнгов ВМФ». Юнгам объяснили: право носить ленты и погоны ещё надо заслужить. С самого начала учёбы озорники и непоседы обязаны были подчиняться воинской дисциплине, ведь с момента зачисления в школу на юнгов полностью распространялось действие «Дисциплинарного устава ВМФ». И мальчишки зубрили уставы, занимались строевой подготовкой, несли караульную службу и чистили на камбузе картошку. И была ещё непомерно сложная задача: юнгам самим нужно было строить жильё для себя и помещения для учебных занятий. Для размещения Школы Юнг на Соловецких островах был выделен посёлок Савватьево, в котором стояли полуразрушенное здание церкви, каменный корпус, и бывшая деревянная гостиница, предназначавшаяся для богомольцев. Эти здания отвели под учебные корпуса, а юнги разбили палатки и принялись строить землянки. Им приходилось копать землю, корчевать пни, ворочать камни-валуны, валить строевой лес и таскать его на неокрепших плечах. Были построены учебные корпуса на 42 класса, небольшая баня, прачечная, клуб на 200-250 мест, жилой дом для семей офицеров, столовая на 500 мест, камбуз, хлебопекарня и санитарная часть. Жили юнги в землянках каркасного типа вместимостью 52 человека каждая с койками в 3 яруса и печками – буржуйками. Поначалу даже света не было, зажигали коптилки – железные чернильницы с фитилями, в которых в качестве «горючего» использовали рыбий жир, выдаваемый для смазки ботинок.
4. ЧЕМУ И КАК УЧИЛИСЬ ЮНГИ
Обустроились юнги, и потекли напряжённые дни учёбы. Ребят разделили на 2 учебных батальона. В каждом батальоне – 3 роты. Роты делились на смены. В смене – 20-25 юнг. Под председательством начальника Школы юнг Иванова Николая Ивановича работала комиссия из 13 человек «для проверки прибывающих юнгов и распределения их по специальностям: боцман флота, рулевой, радист, артиллерийский электрик, моторист, электрик, торпедный электрик, боцман торпедных катеров, боцман надводных кораблей, штурман. Члены комиссии учитывали прошлую специальность, желание и наклонности каждого юнги. Учиться было нелегко. Занятия проходили в бывших монастырских кельях, переоборудованных в классы, и даже в землянках. Не хватало мебели, поэтому на занятиях в землянках юнгам приходилось сидеть на нарах. Трудно было с дровами. В холодных классах, случалось, и чернила замерзали, и ученики, чтобы согреться, притопывали ногами. Не хватало учебников. Нередко один учебник приходился на одну смену, то есть на 20-25 человек. Достать электролампу, 100 тетрадей или мел для доски подчас являлось неразрешимой проблемой. По учебному плану юнги изучали следующие предметы:
1. Специальность
2. Общевойсковая подготовка
3. Военно-морское дело
4. Общеобразовательные предметы: русский язык, математика, физика, география и черчение.
5. Политподготовка
5. КОМАНДИРЫ-НАСТАВНИКИ
Безусловно, огромная заслуга в обучении и воспитании юных моряков принадлежала их наставникам. Школа юнг ВМФ с июля 1942 по январь 1943 года возглавлялась капитаном второго ранга Ивановым Николаем Ивановичем, затем с января 1943 по июнь 1944 – капитаном первого ранга Аврамовым Николаем Юрьевичем, а с июня 1944 по октябрь 1945 года – Садовым Сергеем Никитичем. Первым военным комиссаром Школы юнг был Фёдор Семёнович Щигарёв, а с января 1943 года бессменным заместителем начальника школы по политической части являлся капитан третьего ранга Сергей Сергеевич Шахов. По штату на каждые 50 юнг выделялись один преподаватель – офицер, один старший инструктор и два инструктора (командиры смен), т.е. всего 30 преподавателей, 30 инструкторов – старшин и 60 инструкторов (командиров смен). Большинство из них имели высшее, неоконченное высшее и среднее специальное образование, остальные – среднее образование. Например, физику юнгам преподавал В.Г. Долгополов, окончивший механико-математический факультет МГУ. Кроме того, впервые в истории Военно-Морских сил командиры, преподаватели и инструкторы приступили к обучению 15 – 17-ти летних моряков. Строгими, требовательными и по-отечески заботливыми были преподаватели, со временем пришёл опыт воспитания юных моряков. 12 воспитателей юнг, среди них капитан-лейтенант Ольнев В.В., инженер-майор Ребудэ Г.З., старший лейтенант Нечитайлов П.С., за образцовое выполнение заданий командования были награждены орденами Красной Звезды. А шесть человек награждены медалью «За боевые заслуги».
6. ШЛИ ЮНГИ В БОЙ
Школа юнг ВМФ посылала своих воспитанников на все флоты и флотилии Советского Союза. Первый выпуск юнг состоялся в сентябре 1943 года. Затем были выпуски 1944 и 1945 годов. За год учёбы ребята мужали, крепли, хорошо овладевали специальностями, но всё же они были ещё очень молоды. В день выпуска выпускников школы на плацу перед штабом знакомили с приказом наркома ВМФ о направлении юнг на флоты и флотилии. Каждому юнге вручалось свидетельство об окончании Школы Юнг, напутствовали командиры и воспитатели. Перед отъездом на корабли юнги давали клятву на верность своему воинскому долгу. «Родина! Великая Советская держава! В день отправки нас на боевые корабли приносим тебе свою клятву! Мы клянёмся с достоинством и честью оправдать оказанное нам доверие, умножать боевые традиции советских моряков, хранить и оберегать честь Школы юнг ВМФ. Мы клянёмся отдать все силы, отдать жизнь, если надо, за свободу и независимость нашей Родины. Мы клянёмся до полного разгрома и уничтожения врага не знать отдыха, не знать покоя, быть в первых рядах самых мужественных, самых смелых, самых храбрых советских моряков. Если ослабнет воля, если подведу товарищей, если трусость постигнет в бою, то пусть презирают меня в веках, пусть покарает меня суровый закон Родины». Непосредственные участники и живые свидетели событий военных лет подтверждают: «Юнги сдержали клятву. Проверку боем они выдержали». Преподаватели и воспитатели Школы юнг ВМФ старались поддерживать связь с выпускниками, знали, как они служат, радовались успехам и тяжело переживали потери. Свыше 4000 квалифицированных специалистов за три выпуска дала Соловецкая школа флоту. Более 1000 мальчишек погибло в боях за Родину.
7 ИТОГИ РАБОТЫ СОЛОВЕЦКОЙ ШКОЛЫ ЮНГ ВМФ
Главная задача, которую предстояло решить командирам, преподавателям и воспитателям Соловецкой школы юнг, была предельно ясно сформулирована в приказе № 108 Народного комиссара ВМФ СССР Н.Г.Кузнецова от 25 мая 1942 г: « Из принимаемого контингента готовить следующих специалистов: боцманов флота, рулевых, радистов, артиллерийских электриков, мотористов, электриков». То есть тех специалистов, в которых нуждался советский флот в годы Великой Отечественной войны.
Всего за годы Великой отечественной войны школа юнг ВМФ обучила: радистов - 946 человек, рулевых – 35, боцманов надводных кораблей – 411, мотористов торпедных катеров – 717, электриков надводных кораблей – 534, артиллерийских электриков – 3, торпедных электриков – 139, боцманов торпедных катеров – 166, мотористов-дизелистов – 124 и штурманских электриков - 50 человек.
Таким образом, Соловецкая школа юнг ВМФ, развернув подготовку специалистов различных профилей, с заданием командования справилась. В 1945 году школа юнг с Соловецких островов была переведена в Кронштадт и просуществовала до 1952 года. Выпускники школы служили на Балтике и на всех флотах и флотилиях СССР. Затем на базе школы юнг открылась мореходная школа, которая готовила и готовит специалистов для вспомогательного флота: буксиров, рефрижераторов и т.д.
8 ЮНГИ, ПРОСЛАВИВШИЕ РОССИЮ
Юнги не только бесстрашно воевали. И после Великой Отечественной войны они не забыли свои клятвы и продолжали хранить, оберегать и умножать традиции школы юнг ВМФ, честь для них всегда была превыше всего. Они и после войны поддерживали друг друга, создав советы ветеранов юнг и в Москве, и в Ленинграде (Петербурге, юнги-ветераны не только встречались, но и активно участвовали в военно-патриотическом воспитании молодёжи.
Известными всей стране людьми стали бывшие юнги Борис Штоколов, Валентин Пикуль, Юрий Воронов, Вадим Коробов, Василий Копытов, Борис Смирнов, Михаил Герман. Служивший в конце войны на Балтике на крейсере «Киров» торпедным электриком Борис Штоколов стал народным артистом СССР, его знаменитый бас звучал в самых престижных залах, на самых известных сценах. Путь от юнги до адмирала прошли Юрий Воронов, Вадим Коробов, Василий Копытов, Борис Смирнов.
1. Валентин Саввич Пикуль, великий русский писатель.
Валентин Пикуль с пятью классами образования стал юнгой 1 набора, прибыв в школу юнг из Северодвинска. После 12 месяцев обучения в Соловецкой школе с 15 лет будущий писатель начал службу на Северном флоте юнгой на корабле. В 16 лет стал командиром боевого поста, позже - штурманским электриком.
2. Борис Тимофеевич Штоколов.
Осенью 1944 года всё бросил из-за голода и уехал в школу юнгов Северного флота, которая находилась в Белом море на Соловецких островах».Борис Штоколов стал юнгой третьего набора, торпедным электриком. Поэтому после окончания школы юнг Борис был направлен в Кронштадт на эсминец «Строгий», позже – на эсминец «Стройный».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обращение к молодежи ветеранов юнг ВМФ:
«За прошедшие годы у нас, выпускников Соловецкой школы юнг, сложились традиции, которые мы хотим передать вам, молодому поколению. Мы искренне хотим видеть вас патриотами нашей Родины, защитниками вашей России».
Они призывают молодое поколение:
- Изучать и бережно хранить историю Великой России;
- знать и не предавать забвению Подвиг советских людей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
сохранять традиции и поисковое движение молодежи – походы по местам героических традиций старших поколений.
Мы обращаемся к средствам массовой информации, молодежным патриотическим объединениям, органам образования и комитетам по делам молодежи с просьбой опубликовать наше обращение и содействовать патриотическому воспитанию молодежи. В том числе, через изучение такой героической страницы истории, как история юнг военно-морского флота. Без исторического прошлого не может быть достойного настоящего и перспективного будущего. Мы хотим, чтобы вы сохранили священную память о подвигах ваших дедов и прадедов.
Пусть главным ориентиром в вашей жизни будут понятия «Честь», «Достоинство», «Братство» и безграничная любовь к своей Родине.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
https://www.school-science.ru/0317/5/29295
http://tass.ru/armiya-i-opk/4438186
http://arhcity.ru/?page=124/1883
http://pravdasevera.ru/society/-b4ec4bwo
http://www.myshared.ru/slide/670274/
https://infourok.ru/prezentaciya-soloveckaya-shkola-yung-946821.htmlПРИЛОЖЕНИЕ А