kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка внеклассного мероприятия "День памяти и скорби", посвященного окончанию Русско - Кавказской войны.

Нажмите, чтобы узнать подробности

21 мая – народ Кабардино-Балкарии, адыги всего мира отмечают печальную дату – 153 –ю годовщину окончания многолетней Кавказской войны, в результате которой под угрозой оказалось само существование адыгов. Достаточно многочисленный по тем временам народ оказался разбросанным по миру с перечеркнутым прошлым и без уверенности в будущее.

В этот день национальной скорби по невинным жертвам кровавой войны мы вспоминаем тех, кто отдал свои жизни, защищая отчий край, склоняем головы перед памятью всех жертв Кавказской войны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия "День памяти и скорби", посвященного окончанию Русско - Кавказской войны.»

Ход мероприятия:

1. Беседа учителя.

Война. Война – всегда трагедия народа, последствия которой ужасают. Никогда ещё мир не знал войны во благо народов. Но кабардинский народ пережил самую ужасную, кровопролитную и долгую войну - «столетнюю». Эта война была такой долгой, что после неё с лица земли оказались стёрты целые народы.

2.Учитель.

День памяти адыгов (черкесов), отмечаемый в трех республиках: Кабардино-Балкарии, Карачаево –Черкесии и Адыгее, а также в странах, где проживает адыгская диаспора, с каждым годом приобретает новое значение, оставаясь статичным по форме проведения. Накануне этой даты вечером принято зажигать свечи по количеству лет, проведенных в состоянии войны, а 21 мая люди собираются с тем, чтобы вспомнить о ее невосполнимых жертвах.

Ведущий1.21 мая – народ Кабардино-Балкарии, адыги всего мира отмечают печальную дату – 153 –ю годовщину окончания многолетней Кавказской войны, в результате которой под угрозой оказалось само существование адыгов. Достаточно многочисленный по тем временам народ оказался разбросанным по миру с перечеркнутым прошлым и без уверенности в будущее.

В этот день национальной скорби по невинным жертвам кровавой войны мы вспоминаем тех, кто отдал свои жизни, защищая отчий край, склоняем головы перед памятью всех жертв Кавказской войны.

Ведущий2.У кабардинцев с давних пор есть свои кодексы чести, через которые никто не мог перешагнуть, никто не имел права их нарушить. Мужчины гибли поколениями в соответствии со своими представлениями о достойной смерти; старики, женщины и дети беспощадно истреблялись. И из каждых десяти адыгов в живых остался один. Впоследствии оставшиеся в живых будут завидовать мертвым – подавляющему большинству из них предстояло пережить стыд изгнания, увидеть мученические смерти во время переселения и унизительное пребывание на чужбине.

 Ведущий1.   Столетнюю кровавую бойню наши предки чаще называли “джаур зауэжь” – проклятая война.




ДОРОГА ИЗГНАНЬЯ 
21 мая, 1864 года в урочище Красная Поляна, близ Сочи состоялся военный парад царских войск по поводу окончания столетней Кавказской войны. Побежденные, но непокорённые адыги, испокон веков, жившие на кавказской земле, вынуждены были оставить свою Родину, и переселиться в Османскую империю. 
"...И клинки, что людей убивали, на параде сверкали огнём" - напишет потом современник.

Погасший очаг, обречённости гул 
И плач одинокой свирели. 
Дорога изгнанья. Далёкий Стамбул 
И двое на старой телеге. 

Один, как вершина Эльбруса седой - 
Обитель адыгского духа, 
Другой же, мальчишка, совсем молодой, 
Как ствол неокрепшего дуба. 

Их два поколенья с судьбою одной, 
Их участь - Кавказа утрата 
И горечь прощанья с землёю родной, 
За честь и свободу уплата. 




БОЛЬ
С чего начать и как сказать не знаю, 
Ведь очень много накопилось слов, 
И все, вдруг, разом к горлу подступают, 
И разом превращается всё в стон. 

Ужасна, правда. Мой народ теряет 
Адыге Хабзэ - детище отцов 
И вместе с этим вера увядает, 
Что обретём величие мы вновь. 

О, небо, если б предки знали, 
Что мы путём бесчестия пойдём, 
Они мечу скорее бы предали 
Себя, своих сынов и жён. 

Чтоб не смогли Отчизну опозорить 
Бесславные потомки их детей. 
Уж лучше смерть, чем жизнь тех недостойных

На этой, Богом избранной земле.

Ведущий2.Так народ был подведен к черте смерти. Дальше у нас оставался один выбор: или подчиниться воле победителей, или умереть.

Н.Н. Клинген писал: “…Черкесы страстно любили свою родину, а им предлагали переселиться на равнины; еще вдвое более, чем родину, они любили свободу. … Предстояло или смириться, или погибнуть; они предпочли погибнуть, а с ними вместе погибла и культура, которая копилась тысячами лет, и погибла в 30 лет”.

Таким образом, адыги безоглядно отдали предпочтение смерти, нежели позорной жизни. Грустно это говорить, но на протяжении столетней войны кабардинский народ, которого и до этого не считали трусом, отшлифовал умение достойно погибать. И на этом воспитывались подрастающие поколения:

- “ЛIэным лIыгъэ хэлъщ” – В смерти заключено мужество;

- “ЛIэныгъэм нэхърэ емыкIум фIэлIыкI” – Бойся позора больше, чем смерти; -“УлIын – зы, улIэн – тIу” – Быть достойным мужем – раз, умереть достойно – два;

-“ЛIыгъэр ажалым щыщтэркъым” – Мужество не боится смерти

Ведущий1.“ГъащIэр зы напIэщ, напэ уимыIэу улIэжмэ псэхэлIэщ” – Жизнь – одно мгновение, умереть, опозорившись – уподобиться околевшему животному; --“Ныбжьрей хъуэн нэхърэ зы махуэ гъащIэ” – Чем позор на всю оставшуюся жизнь, лучше один день достойной жизни;

- “Псэр тыи напэр къащтэ” – Отдай душу (жизнь) и выбери совесть (достоинство). Как видно из этих примеров, во имя сохранения совести и достоинства адыги безоглядно расставались с жизнью.

Но ещё более трудно пришлось тем, кого смогли уговорить покинуть родину и уехать в Турцию. Целые семьи погибали в дороге от различных болезней, голода, холода. Ведь им обещали «райскую» жизнь без войн среди единоверцев, а на самом деле дорога в Иорданию и Турцию устлана трупами тысяч и тысяч кавказцев. Люди бежали от ненавистной войны, а попадали в рабство. Среди беженцев в основном были дети, женщины, старики. Правительство Турции выделило для перевозки людей по морю судёнышки, которые не выдерживали удара стихии и целые суда с переселенцами уходили под воду.

Ведущий2.“ГъащIэр зы напIэщ, напэ уимыIэу улIэжмэ псэхэлIэщ” – Жизнь – одно мгновение, умереть, опозорившись – уподобиться околевшему животному; --“Ныбжьрей хъуэн нэхърэ зы махуэ гъащIэ” – Чем позор на всю оставшуюся жизнь, лучше один день достойной жизни;

- “Псэр тыи напэр къащтэ” – Отдай душу (жизнь) и выбери совесть (достоинство). Как видно из этих примеров, во имя сохранения совести и достоинства адыги безоглядно расставались с жизнью.

Но ещё более трудно пришлось тем, кого смогли уговорить покинуть родину и уехать в Турцию. Целые семьи погибали в дороге от различных болезней, голода, холода. Ведь им обещали «райскую» жизнь без войн среди единоверцев, а на самом деле дорога в Иорданию и Турцию устлана трупами тысяч и тысяч кавказцев. Люди бежали от ненавистной войны, а попадали в рабство. Среди беженцев в основном были дети, женщины, старики. Правительство Турции выделило для перевозки людей по морю судёнышки, которые не выдерживали удара стихии и целые суда с переселенцами уходили под воду.

Ведущий1. Немало пришлось на долю нашего многострадального народа. Волею судьбы адыги оказались разбросаны по всему миру.

Местами наиболее компактного проживания для них сегодня являются: Турция, Сирия, Иордания, Германия, США, Израиль, Голландия и другие страны. На исторической родине в настоящее время проживает около 700 тыс. человек. Здесь у нас есть государственные образования: Кабардино-Балкарская Республика, Республика Адыгея, Карачаево- Черкесская Республика. Также немало адыгов проживает и в Шапсугии, Моздоке, Успенском районе Краснодарского края и других районах России.

В какой бы стране не проживали адыги за рубежом, везде они сохранили своё достоинство и честь, пользуются авторитетом и доверием руководства и простого народа, где они проживают. Подтверждением этому служат факты назначения выходцев из адыгов на руководящие посты в правительственных аппаратах стран их проживания.

ВЫСЕЛЕНИЕ 

Раскаленный песок оттоманской страны 
И мелодия ветра солённого 
Потерявшие небо родной стороны, 
И при жизни уже погребённые. 

Песня-плач старика о дороге судьбы, 
Где адыги свободу утратили, 
И голодный малыш, что прижался к груди, 
От страдания умершей матери. 

Полушёпот молитв в полумраке ночном 
Позабытых Всевышним, обманутых 
Горсть родимой земли в узелочке льняном, 
На ладонях дрожащих израненных. 

И могил свежевырытых тучей ряды 
На прибрежных границах империи 
И скорбящие воины и храбрецы - 
Те, кто в братство исламское верили

Не Черкесии более будут они 
Бескорыстно служить до последнего, 
Седовласой отчизны лихие сыны 
За чужие расплатятся ценности. 

На кривые мечи и клинки янычар 
Призовёт их страна полумесяца 
И под громкие кличи "Аллаху акбар!" 
Тихо смокнут герои безвестные. 

О изгнание. Памяти горе-река, 
Берега твои смертью усыпаны, 
Сколько судеб безвинных ты в даль унесла 
На волнах своих ало-коричневых 

Ты впадала безудержно в омут морской 
Унося за собой обездоленных... 
Сколько вскормлено рыбы трагедией той 
Посчитать разве это возможно ли? 




А на родине пусто, безжизненность гор, 
Исполины стоят горемычные, 
Там где раньше гортанный звучал разговор, 
Там другая уж речь, непривычная. 

Там сменились названия рек и лесов, 
Там аулы стоят опустевшие, 
Там и счастье, и радость под цепью оков, 
И посевы до пепла сгоревшие. 

Только зёрна пшеницы, что выпали с рук 
Тех, кого назовут мухаджирами, 
Словно бедам в укор через годы взойдут 
Золотистой нивой над долинами! 

Мы останемся жить в круговерти миров, 
В разных странах и в разных селениях, 
Но в истории Родина наших отцов 
Будет зваться как прежде - Черкесия!

БАЛЛАДА О ЧЕСТИ (Сценка)

Заря алела на востоке,
Неописуемой красой.
Стоял, прощаясь на пороге
С родными горец молодой.

Он уходил служить отчизне
В минуты бедствия её,
И конь, соратник его жизни,
С ним разделить готов был всё.

Старик-отец в черкеске белой,
Держал с ним строгий разговор:
- Смотри, мой сын, в бою будь смелым,
Не стань пятном кавказских гор.

Запомни – честь не обменяешь, 
И не своруешь ты нигде,
Она подарок, понимаешь?!
Который делаешь себе.

И в самом яростном сраженье
Когда решается судьба,
Не забывая на мгновенье
Храни её, а не себя! –

Взглянул на старца сын с любовью,
Адаты горские храня
И обернулся на дорогу,
Держа за повод скакуна.

Лишь мать-старушка не скрывала,
Всё лила слезы по нему,
И напоследок прошептала:
- Будь верен долгу своему.

И жизнь пошла своей тропою,
В недосягаемую даль,
Повсюду разнося с собою
И радость людям, и печаль.

А через время, в то селенье,
Джигиты воина внесли,
Он на щите лежал с раненьем,
Не в силах более идти.

В его глазах еще искрилось 
Тепло скупого бытия,
Но видно было, что смирилась,
Со смертью витязя душа.
И та, что слёзно провожала,
родного сына на войну,
Спросила: - Где зияет рана? – 
Пред тем, как дверь открыть ему.

- Коль грудь пробита, заносите,
Ему я сердцем помогу.
Но коль спина – то уносите,
Я видеть труса не хочу! 

- В груди его, - друзья сказали, - 
Багрится храбрости родник.
И в двери вашей древней сакли
Позора ветер не проник. 

А вечером, когда больного
Отец проведывать пришел,
Его, почти полуживого, 
В углу стоявшего нашел.

Не мог мужчина на постели
Перед отцом своим лежать.
И даже под покровом смерти
Законы предков нарушать.

И старец вымолвил гортанно,
Скрывая горести комок:
- Жаль, расстаешься с жизнью рано,
Достойным стал бы ты, сынок! –

Наутро вынесли героя,
Того, кто из последних сил,
Забыв о счастье и покое,
И честь, и имя сохранил.


Заря алела на востоке,
Неописуемой красой…
Лежал, закрыв навеки очи,
Под буркой, горец молодой…

Ведущий 2.В 1989 году в Анкаре была проведена «Неделя Северо-Кавказской культуры», посвящённую 125-летию окончания Русско-Кавказской войны 19-го века. И на этом мероприятии было принято от имени всех стран- участниц обращение в адрес руководства всех стран мира, ко всем народам:

-давайте постройм мир;

-пусть в этом мире укрепятся доверие и братство между народами и ветер мира пусть унесёт из всех языков слово «война»;

- в этом мире давайте будем хранить и развивать культуры всех людей, не разделяя народы мира на малые и большие;

- в этом мире пусть никого не обвинят за мысли и убеждения;

-в этом мире пусть никто не мешает людям заниматься своим языком и своей культурой;

-в этом мире ни по какой причине пусть не заставляют народы покидать свою родину. 

Ведущий 1.В марте 1994 года в Карачаево-Черкесии постановлением Президиума Совета Министров Карачаево-Черкесии в республике был учреждён «День памяти жертв Кавказской войны», который отмечается 21 мая.

Мы всегда будем помнить тех, кто сражался за мирное небо над нашими головами!!!!

Песня «Красная поляна» .






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сусанна Султановна Шушокова

Дата: 05.02.2023

Номер свидетельства: 624910


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства