kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конкурсное мероприятие "родословная вещей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурсное мероприятие "Родословная вещей" формируе тпредставление  о повседневной жизни российских сословий  и истории вещей.

Просмотр содержимого документа
«Конкурсное мероприятие "родословная вещей"»

РОДОСЛОВНАЯ ВЕЩЕЙ

(мероприятие конкурсного типа)


Цель: сформировать у школьников представление о повседневной жизни людей и истории вещей. Исполнение ролей и участие в конкурсе призвано способствовать развитию образных, логических и оценочных умений на основе разыгрываемой реальной ситуации.


Представление команд, жюри.

Н а столике ведущего лежат самые разнообразные вещи: вилки и ложки, мыло и зубная паста, счеты.

Ведущий. Что общего между всем тем, что вы видите: мыло, ложка, зубная щетка, карандаш? Всё это - вещи.

О вещах мы и будем сегодня говорить. А ведь у каждой из вещей есть своя интересная, порой драматическая история, т.е. родословная. И поэтому не просто о вещах, а об их происхождении пойдет речь в нашем сегодняшнем уроке-конкурсе ЗНАТОКОВ ИСТОРИИ.

История вещей – это история людей. И, может быть, это прозвучит парадоксально, но, проследив, например, историю колеса, можно под определенным углом зрения проследить историю человечества. Если забудем историю вещей, то забудем и историю людей, все перепутаем, смешаем…

Я хочу представить вам своих помощников.

Сегодня они будут актерами-импровизаторами. С их помощью мы побываем в различных периодах истории нашего государства с древнейших времен до конца ХVI века. В театре на наш взгляд, главное – это правда характеров. Поэтому костюмы наших героев будут носить условный характер, и не будут подлежать разбору.

Ведущий. Условия конкурса следующие: знатоки истории должны, во-первых, найти несоответствие той эпохе, которая представляется в сценках, и, во-вторых, по возможности подробнее рассказать о родословной тех вещей, которые «принимают в ней участие».

Актер. Итак, с какого времени начнем? Пожалуй, перенесёмся во времена Александра Невского, в ХIII век.


Сцена 1. Игровая площадка. На заднике русская печь. За столом актер в одежде монаха. На столе керосиновая лампа. Этажерка с книгами и ножницами, стулья.

Ведущий.

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах…

Актер (в роли монаха)

Я писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Я писал из года в год

Про великий наш народ.

О нашествии Батыя

Написал я в грозный час,

И слова мои простые

Сквозь века дошли до вас.

Ведущий. Что скажут знатоки истории? Какие неточности вы заметили в оформлении сцены и тексте актера?

ОТВЕТЫ УЧАСТНИКОВ.

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Этажерка и стулья не могли находиться в избе ХIII века. Стулья и этажерки появились в России в конце ХVI. Керосиновую лампу, которая принесла свет в дома и на производства Европы, изобрели в начале 50-х годов XIX века в городе Львове помощники аптекаря Ян Зех и Игнатий Лукасевич, а помогал им жестянщик Адам Браткивский.

Книга могла быть только рукописная. В тексте говорится о нашествии Батыя, следовательно, описывать это событие могли после 1380 года.

Сцена 2. На игровой площадке - стол, книги, свеча, этажерка, прялка, стулья.

Актриса 1. (читает) «И рече Игорь възре на светлое солнце и виде отъ него тьмою вся своя воя прикрыты.»

Актриса 2. (подходит) «Авдотья Ивановна, кумушка, какую книгу читаешь ?»

Актриса 1. «Слово о полку Игореве»…

Актриса 2. (с берестой в руках) А мне вот берестяную грамоту мой отрок прислал, просит выслать ему книгу «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Нет ли у тебя такой, Авдотьюшка?

Актриса 1. «Нет. Такой не читывала»

ОТВЕТЫ УЧАСТНИКОВ.

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Книга (особенно светского содержания), но только рукописная, могла оказаться в избе, хотя тогда это было очень дорогим и редким явлением. «Слово о полку Игореве» принципиально могло быть. Как известно, большинство исследователей относит это произведение к концу

ХII в. (1185-1186).

«Хождение за три моря» Афанасия Никитина – повествование русского купца о путешествии в Индию было написано в ХV в.

Берестяные грамоты быть могли. Известны берестяные грамоты Х-ХIII вв., в изобилии найденные во время раскопок в Новгороде и, отчасти, в Пскове.

Сцена 3. Игровая площадка. ( На столе самовар, чайник для заварки, сахар, мед, пряники, варенье)

Актер 1. (входит в избу с березовым веником.)

-«Ух, хороша банька! Веничек сюда положим… «Здраво творит и не вредит»- так в старину говаривали, что значит «баня парит - здоровье дарит». Ну вот, Меланьюшка, чайку собрала, тут и квасок мед. А вот и сахарок, варенье, хлеб да пряники. Угощайся, Федор.

Актер 2 (наливает чай в блюдце, с аппетитом прихлебывает)

Хорошо-то как. Вот я, добрый молодец, киселя наелся, молока нахлебался, чаю напился.

Ведущий. Всё ли правильно в этой сценке? Пожалуйста, ребята, подходите к столу и объясняйте. Помните только, что время действия – ХIII век.

ОТВЕТЫ УЧАСТНИКОВ.

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Чай в России появился только в 1638г., когда монгольский Алтын-хан прислал царю Михаилу Федоровичу четыре пуда чая в качестве подарка. С конца ХVIIв. (1679г._) чай в Россию поставлялся из Китая. Питьем служили квас, овсяной кисель, молоко. Хлеб появился ещё в домонгольское время.

Сахара же в ХIIIв. не было. Промышленное производство его началось в ХVIв. В Индии, а с ХVIIIв. в России. Соответственно, варенье приготавливали на меду.


Ведущий. Наши герои, как вы помните, пришли к нам из бани. Русская баня заслуживает того, чтобы мы более подробно поговорили об её истории.

Предлагаю болельщикам принять участие в игре «Верю - не верю»

ВЫ ВЕРИТЕ, ЧТО

  • бани при князе Владимире Красное солнышко находились во введение церкви и выполняли функции лечебниц? (да)

  • Петр 1 издал указ о создании общественных бань и освободил их хозяев от уплаты налогов? (да)

  • в качестве моющего средства использовали золу? (да)

  • Топили баню женщины, а воду приносили мальчишки- подростки? (да)

  • Банным днем была среда? (нет)

Правильные ответы демонстрируются на слайдах. Количество вопросов можно варьировать.

Игровая площадка. На столе семечки подсолнечника и тыквы, картофель, огурцы, помидоры, грибы , яблоки (все в мисках), деревянные ложки и обычные вилки.

Ведущий. Продолжаем наше путешествие в мир вещей - теперь век ХVI.

После трудов праведных предлагаем знатокам истории подойти к столу

Посмотрим, чем в старину питались.

Пожалуйста, ребята, покажите, что следует есть и чем.

ОТВЕТЫ УЧАСТНИКОВ. (ребята комментируя, отбирают то, что могло стоять на столе в ХVIв.)

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Семечек не было: подсолнечник и тыква американского происхождения. В Европу подсолнечник завезли испанские завоеватели Америки примерно в 1500 году. Первоначально растение употреблялось как декоративное, иногда использовалось в медицине.

В Россию семена подсолнечника завёз из Голландии Пётр I.

Первое упоминание о тыкве в Европе значилось в одном из лечебников 1543 года.

В Россию тыква была завезена в XVI веке либо купцами, приезжавшими в Дербент, Астрахань и другие города с товаром, либо московскими купцами, завязавшими к XVI веку тесные торговые отношения со странами Западной Европы, в которых к этому времени тыква была очень популярным овощем.

Картофель появился в Европе в1565 году., а в России- после Петра I. Помидоры выращивали в Европе в середине ХVI в., а в России – в конце

ХVIII. В Россию огурцы пришли, скорее всего, из Восточной Азии. И, хотя, первые печатные упоминания об огурцах на Руси относятся только к XVI веку, по мнению многих историков, огурец был известен россиянам еще до IX века.

Как утверждает признанный авторитет истории кулинарии Вильям Похлебкин, вилка «родилась» в 1072 году в Византии в городе Константинополе в императорском дворце.

В Россию вилка впервые была завезена Мариной Мнишек - супругой Лжедмитрия I в начале ХVIIв.


Ведущий. Век ХVI. Помните, на троне Иван IV?

Представим себе утро дьяка. Дьяк - в русском государстве ХVI века - должностное лицо в приказе. Человек просвещенный, образованный. Все новости знает.

Актер 1. Петруха! Мыться!

Актер 2. Вносит тазик с водой, кружку, кусок мыла, зубной порошок в коробочке, зубную щетку, полотенце.

Дьяк умывается, чистит зубы, приговаривая: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам!..»

Актер 1. (кричит). Петрушка! Одеколон и пудру!

Актер пользуется одеколоном и пудрой.

Ведущий. Слово знатокам истории.

ОТВЕТЫ УЧАСТНИКОВ.

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

Споры о том, кому мы обязаны изобретением мыла, до сих пор не завершены. Честь спасения человечества от грязи приписывается сразу нескольким древним народам: римлянам, германцам, галлам. В 1424 г. в Италии, в Савоне, промышленным путем стали выпускать твердое мыло.

Согласно историческим документам, главным центром мыловарения на Руси являлась Шуя.

«Мыльное» дело в Шуе зародилось с начала 17 века. 28 марта 1638 года шуйскому воеводе Судакову была дана царская грамота «О дозволении тамошним жителям летом топить избы и мыльни».Жидкое мыло на Руси было известно с ХI.

Зубная щетка появилась только в 20-х годах ХIХ.

Изобретение одеколона состоялось в начале ХVII в переводе с французского одеколон буквально означает «кёльнская вода», так как его изобрёл живущий в Кёльне итальянец Джованни Мария Фарина (в 1709 году). В Европе по сей день Eau De Cologne является защищённой торговой маркой.


Ведущий. Ну что ж, друзья, закончено наше путешествие в мир вещей. Все мы убедились, насколько интересна и непредсказуема их история. Ребята проявили свою эрудицию, и хорошо, что вещи обрели свою родословную.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ


Литература

Я.Л. Трембовольский, И.В.Чекалов. Ваше слово, эрудиты.-М.,1990.

Я познаю мир. Детская энциклопедия. Культура.- М.,1996.

Презентация «Родословная вещей»


Сапач Ольга Викторовна

учитель истории

МБОУ Новобатайская СОШ№9

Кагальницкий район,

Ростовская область,



7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конкурсное мероприятие "родословная вещей"

Автор: Сапач Ольга Викторовна

Дата: 21.06.2018

Номер свидетельства: 473922

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства