Слайд № 6 «Главные документы Великой Отечественной войны» Учитель: -Много интересного и значимого могут рассказать о событиях Великой Отечественной войны документы. Большая часть этих документом в течение многих лет хранились под грифом «Секретно» в архивах Министерства обороны России. Но сегодня мы имеем возможность прикоснуться к некоторым из них. Предлагаю познакомиться с приказом начальника штаба ВВС генерал-майора авиации Перфильева «Об итогах Воздушного парада 7 ноября 1941 года в г.Куйбышеве». Проанализируйте информацию, содержащуюся в документе. Сформулируйте выводы, которые можно сделать, основываясь на данной информации. Попробуйте определить количество самолетов, участвовавших в воздушном параде. Работа обучающихся с документом в минигруппах(5-7 минут) Учитель: - Пожалуйста, озвучьте ваши выводы. Каждая группа зачитывает один из сделанных выводов. Далее слово передается следующей группе по кругу. Важно не повторяться, внимательно слушайте одноклассников. Возможные выводы: - В параде 7 ноября 1945 года на площади Куйбышева принимали участие военно-воздушные силы. - Воздушный парад был представлен запасными авиаполками, Энгельской, Качинской, Чкаловской авиашколами, Ноколаевским Морским авиаучилищем. -Воздушный парад был подготовлен за три дня. -Воздушный парад прошел организованно, без летных происшествий. -Лучшие результаты по соблюдению парадного режима и групповой слетанности показали: сводный полк 1-й и 3-й Чкаловских авиашкол, полк Энгельской авиашколы, полк СУ-2 (10 запасной авиаполк). - В основном советские летчики показали отличные и хорошие результаты, но были и те, чьи результаты оценили как удовлетворительные и плохие. - Маршал Советского Союза Ворошилов дал хорошую оценку проведенному параду. - Всему личному составу, участвовавшему в параде, бала объявлена благодарность. - Летчики отлично справились с поставленной задачей и сумели продемонстрировать мощь советских ВВС иностранному дипломатическому корпусу. - В воздушном параде в Куйбышеве участвовало 296 боевых самолетов. Учитель: -Итак, на основе одного документа мы с вами сумели воспроизвести целостную картину воздушного парада 1945 года. Давайте сравним наши выводы с описанием, которое дается в газете «Волжская коммуна». «Украшением парада в Куйбышеве стала воздушная часть. Это был единственный воздушный парад за все годы войны, ставший грандиозной демонстрацией советских ВВС иностранному дипломатическому корпусу. Поставили его настолько сильно и убедительно, что присутствовавшие на нем иностранные гости были поражены. По разным оценкам, над Куйбышевом пролетело от 600 до 700 боевых самолетов преимущественно новых типов. Сейчас даже в самом крупном за всю современную историю воздушном параде над Красной площадью 9 мая 2010 года участвовало только 127 самолетов». -Какой факт из газеты противоречит нашим выводам? Обучающиеся: - Серьезное расхождение в количестве самолетов, участвовавших в параде? Учитель: -Как вы думаете, в чем причина? Почему, такая большая разница между количеством самолетов, указанных в газете и в приказе? Какая из этих цифр, вам кажется, соответствует действительности? Обучающиеся: - Действительности соответствует цифра, указанная в приказе, это официальный документ. А расхождения могут быть связанны с какой-то военной хитростью, поскольку задача летчиков состояла в том, что они должны были максимально убедительно продемонстрировать боеготовность и боеспособность ВВС. Учитель: - Действительно, такого количества боевых самолетов на момент парада в Куйбышеве не было. Но талантливый авиатор и военачальник командующий ВВС ПриВО полковник Владимир Судец распорядился, чтобы все участники воздушного парада дважды попеременно пролетели над городом достаточно низко в два-три эшелона. При таком полете, оценить реальное количество боевых самолетов, было практически невозможно. | -работают в минигруппах по 4 человека. - читают содержание приказа. - обсуждают и анализируют информацию. -формулируют выводы. -зачитывают и при необходимости комментируют свои выводы. - слушают и анализируют информацию, - сравнивают услышанное с выводами, сделанными в ходе групповой работы, - выявляют несоответствия и высказывают предположения. |