Просмотр содержимого документа
«"Живопись. Картина-пейзаж"»
Урок изобразительного искусства 1 года обучения
Тема: Живопись. Картина - пейзаж
Цель урока: создать условия для ознакомления с жанром живописи – пейзажем,выполнить творческую работу «Пейзаж»(по замыслу автора)
Задачи урока:
обучающие
- познакомить учащихся с разнообразием пейзажных сюжетов;
- показать роль искусства в понимании красоты природы;
- учить определять средства выразительности для передачи настроения и чувств в искусстве;
- особенности построения композиции пейзажа;
развивающие
- развивать воображение, творческую фантазию;
- совершенствовать умение рисовать по памяти;
воспитывающие:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- воспитывать патриотические чувства.
Обучающийся научится: • различать основные виды и жанры произведений изобразительного искусства: пейзаж и натюрморт; • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников, называть их авторов; • использовать художественные материалы (гуашь, акварель, бумага); • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, иллюстрации к произведениям литературы и музыки; • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
картины о природе Саврасов А.К. "Грачи прилетели", Левитан И. "Март" и др.
Литературный ряд: стихи о природе
Музыкальный ряд: Струве «Моя Россия», П.И.Чайковский " Времена года"
Художественные материалы и инструменты для работы: краски, кисточки, палитра, альбомные листы, баночки с водой.
План урока
I. Орг. момент (1-2)
II. Актуализация знаний (3мин)
III. Постановка цели и задач урока (Какие задачи надо решить, чтобы достичь цели) (2мин)
IV. Работа по теме (8 мин)
1. Жанр - пейзажа
2. Пейзажи русских художников
3. Виды пейзажей
4. План работы над пейзажем
V. Практическая работа (Постановка художественной задачи) (20 мин)
VI. Рефлексия. Итог урока (4-5 мин)
VII. Творческое задание «Уголок природы, где я хотел бы оказаться" (1 мин)
ХОД УРОКА
I Орг. момент (1-2)
Прозвенел звонок весёлый Все готовы? Всё готово? Мы, сейчас, не отдыхаем, Мы, работать начинаем. Учитель: Начнем мы наш урок творчества. Творчество – это источник доброты, истины и красоты. Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Глубоко вдохните и выдохните… выдохните свои обиды и беспокойство. Вдохните в себя красоту весеннего утра, тепло солнечных лучей, синеву утреннего неба и свежесть весеннего воздуха… и пусть все это согреет ваше сердце. И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получится прекрасной, как этот весенний день!
II Актуализация знаний (3мин)
-Посмотрите внимательно на доску. На ней представлены различные репродукции картин. Скажите, на какие группы их можно поделить?
(1- портреты; 2- натюрморты; 3- виды природы.)
-Правильно, а как вы думаете называются вот эти картины? (Пейзажи)
-Как вы думаете, что мы будем сегодня делать. (Познакомимся с жанром пейзажа)
-Какое имя вы бы дали нашему уроку? (Картина-пейзаж)
- А кто мне скажет, что же такое пейзаж? ( ответы детей)
- В словаре С.Ожегова есть термин : " Пейзаж-рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении."
-А сейчас ребята посмотрите ролик: ( ролик : Если видишь на картине)
-Сделайте, пожалуйста, вывод, что же такое пейзаж? ( дети дают ответы и в итоге формулируется термин : ПЕЙЗАЖ - это жанр изобразительного искусства, в котором изображаются различные уголки природы.)
IV Работа по теме (8 мин)
1. Жанр - пейзажа
- Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу. Поначалу пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Лишь в 16-17в. пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства. Прекрасные пейзажи были созданы в 19 веке.
- Кто-то может быть знает, как называют художников, пишущих пейзажи? (Художник-пейзажист)
2. Пейзажи русских художников
- Ребята, а вы можете назвать художников - пейзажистов? (Это Левитан, Шишкин, Саврасов, Куиджи)
-Верно. Художник- пейзажист передает в картине образ природы, ее красоту, свое отношение к ней, свое настроение: радостное и светлое, грустное и тревожное.
-Только художников вдохновляет природа к творчеству? ( нет) Людей каких творческих профессий вдохновляет природа? (Музыкантов, поэтов, писателей, скульпторов...)
- А вы наблюдали за природой? Замечали ее красоту и настроение?
- Давайте, ребята, рассмотрим картины великих мастеров жанра пейзажа и поучимся у них в изображении весенней природы, с первозданной ее красотой. Рассматривание картин художников.
- Расскажите, что изобразил автор.
(Саврасов А.К. "Грачи прилетели" -это ранняя весна. Березы еще голые, на их ветках много грачиных гнезд. Птицы уже вернулись и хлопочут около своих домов. На полях вдалеке еще виден снег. Но цвет неба и нежно - голубые облака передают свежесть и прозрачность весеннего воздуха.)
(Левитан И. "Март" - природа на картине как будто еще не проснулась от зимнего сна. Веточки берез в голубом небе переливаются разными цветами. Скворечник на березе ждет прилета птиц. Еще лежат сугробы, но все вокруг наполнено солнечным светом. )
-Можно сказать, что художники увидели весну одинаково? (Нет. У каждого своего видения весны), Казалось бы, одно время года, а художники увидели ее по-разному, каждый передал свое настроение, один – грусть и печаль, а другой – улыбку и радость.
(Физкультминутка для глаз)
3. Виды пейзажей.
-Посмотрите на картины чем они похожи и чем отличаются? (Это пейзажи. Изображены разные места: село, город, море)
-Верно. Пейзажи бывают разных видов:
Сельский (рисуются поля, леса, деревенские дома)
Городской (изображение различных улиц, видов города, домов.)
Морской (рисуются виды моря) он ещё называется маринисткой, а художники – маринисты.
-Чтобы написать пейзаж, художнику необходимо знать правила перспективы при изображении природы, чтобы пейзаж получился правдоподобным. Сейчас мы вспомним их (Слайд).
4.Повторение порядка работы над пейзажем:
1.Выбор уголка природы. Работа выполняется с натуры или по представлению.
2.Работа начинается с наброска карандашом.
3.Делим плоскость листа на 2 части: небо и землю.
4.Используем 2 закона: линейной и воздушной перспективы.
Чем дальше от нас находится предмет, тем он кажется меньше. Иными словами, ближе - больше, дальше - меньше.
Параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближаются и, в конце концов, сходятся в одной точке на линии горизонта
Воздушная перспектива:
Чем ближе предмет, тем больше подробностей; при удалении, детали предмета заметны меньше.
Ближние предметы изображают ярко окрашенными, а удаленные – бледными.
Чем ближе облака к линии горизонта, тем они меньше. Чем дальше от линии горизонта, тем они больше.
- Какие цвета вы будете использовать при создании весеннего пейзажа?
- А сейчас ребята прочитают стихи о природе. (Чтение стихов о природе.)
З.Александрова
На солнышке согрелась ель, подтаяла сосна,
Идёт апрель, звенит капель, в лесу у нас весна.
По лесу капельки стучат: " Подснежник, хватит спать!"
А шубки белок и зайчат с утра мокры опять.
А.С. Пушкин.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса.
М.Ю.Лермонтов.
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
А.С. Пушкин
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
V. Практическая работа (Постановка художественной задачи) (20 мин) -Ну что ж, ребята, основные правила построения пейзажа вы усвоили и пора приступить к созданию своего весеннего пейзажа. Я хочу предложить вам попробовать свои силы в создании своей картины весеннего пейзажа разных видов пейзажа. Разделитесь на группы и выберите один из видов: сельский, городской или морской пейзажи. Попробуйте выполнить свои работы так, чтобы в конце у каждой группы получилась целая картина. А чтобы работать вам было увлекательней, а наши гости не скучали пока вы заняты работой, я включу вам музыку П.И. Чайковского "Времена года" (или Вивальди)
VI Итог урока. Рефлексия. (4-5 мин).
-Итак, подведем итог нашей работы.
-Закончите фразу: Сегодня на уроке я узнал...
Сегодня я научился...
- Давайте посмотрим, что же у вас получилось.
Дети составляют коллективную картину и придумывают ей название, выступают с небольшим рассказом (презентацией) о своей нарисованной картине.
- Что общего во всех картинах? (Природа России)
- Чтобы оценить работу друг друга, что нам необходимо знать? (Что оценивать. Критерии)
Давайте же определимся, что для нас наиболее важно.
Соблюдения законов перспективы
Цветовая гамма картины (Весенние краски)
Целостность композиции.
- Оцените работу друг друга. (Комментируют картины друг друга)
- Как, на ваш взгляд, сложнее рисовать в группе или индивидуально? А оценивать проще себя или товарищей? Почему?
- Давайте вместе определим Каким для каждого был этот урок (палитра настроения):
Полезным и интересным? (небесно-голубой)
Интересным, но бесполезным? (синий)
Полезным, но не интересным (Светло синий)
Бесполезный и не интересный (Темно-синий)
VII Творческое задание «Уголок природы, где я хотел бы оказаться" (1 мин)
Всем спасибо за работу. Вы молодцы. У вас получилось на сегодняшнем уроке побывать в роли художников - пейзажистов.
Вот и кончился урок. Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.
Методы и технологии: • Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: - словесные (загадки, вопросы к детям, чтение стихов педагогом и детьми) - наглядные (гербарий, репродукции картин) - практический (ответы на вопросы, дидактическая игра); • Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся: - объяснительно-иллюстративные (рассматривание репродукций картин, беседа по содержанию) - репродуктивный (создание рисунка) - частично-поисковые, исследовательские методы обучения (смешивание красок на палитре, получение новых оттенков, цветовая гамма); • Методы, в основе которых лежит характер познавательной деятельности обучающихся: - информационно-рецептивный (рассматривание, тактильное обследование гербария, слушание музыкальных произведений) - репродуктивный (использование различных предметов для изобразительной деятельности) - проблемное изложение (мы – художники – пейзажисты) - частично-поисковый (выбор материала и способа выполнения работы). • Образовательные технологии, направленные на: Формирующее обучение (объяснительно – иллюстративная, алгоритмическая, поэтапное формирование понятий, дифференцированное обучение); Развивающее обучение (проблемно-поисковая и проблемно-исследовательская деятельность, критическое мышление, диалоговое обучение, дидактические, логоритмические игры); Личностно – ориентированное обучение (творческая мастерская).