Просмотр содержимого документа
«Урок-экскурсия: «В гостях у И.И. Шишкина»»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр эстетического воспитания детей»
Республика Мордовия, город Саранск
Урок-экскурсия: «В гостях у И.И. Шишкина»
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Калиниченко Анжелика Николаевна
Саранск 2024 г
Урок-экскурсия: «В гостях у И.И. Шишки Цель урока: 1. Познакомить учащихся с биографией Ивана Шишкина, его вкладом в русское искусство. 2. Изучить основные произведения художника и их тематику. 3. Развивать навыки анализа произведений искусства. Оборудование: - Презентация с изображениями картин Шишкина - Альбомы с репродукциями его работ - Видео о жизни и творчестве Шишкина - Раздаточные материалы Структура урока 1. Введение - Приветствие учащихся. - Озвучивание темы урока. - Задайте вопрос: "Что вы знаете о художниках, которые изображают природу?"
2. Биография Ивана Шишкина Иван Шишкин родился 25 января 1832 года в городе Елабуга. Отец художника, Иван Васильевич, был весьма уважаемым в городе человеком: несколько лет подряд избирался городским главой, провел в Елабуге деревянный водопровод на собственные средства и даже создал первую книгу об истории города.
Будучи человеком разносторонних увлечений, он мечтал дать сыну хорошее образование и в 12 лет отправил его в Первую казанскую гимназию. Однако молодой Шишкин уже тогда интересовался искусством больше, чем точными науками. В гимназии ему было скучно и, не закончив обучение, он вернулся в родительский дом со словами, что чиновником делаться не хочет. Тогда же начали формироваться его взгляды на искусство и призвание художника, которые он сохранил на протяжении всей жизни.
Мать Шишкина, Дарью Александровну, расстраивала неспособность сына к учебе и домашним делам. Она не одобряла его увлечения рисованием и называла это занятие «пачкотней бумаги». Отец хоть и симпатизировал страсти Ивана к прекрасному, также не разделял его отстраненности от жизненных проблем. Шишкину приходилось прятаться от родных и рисовать при свечах по ночам.
Всерьез о профессии художника Шишкин задумался впервые, когда в Елабугу приехали московские живописцы, чтобы расписать иконостас местной церкви. Они и рассказали ему о Московском училище живописи и ваяния — и тогда Шишкин твердо решил следовать за своей мечтой. С трудом, но он уговорил отца позволить ему уехать, и тот отправил художника в Москву, надеясь, что из сына однажды вырастет второй Карл Брюллов.
В 1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, где обучался под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. Тогда в своих еще слабых работах он мечтал приблизиться к природе настолько, насколько возможно, и постоянно зарисовывал интересные ему виды и детали пейзажа. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». К концу обучения стало ясно: у художника был несомненный — и действительно единственный в своем роде — талант. В 1860 году Шишкин окончил академию с большой золотой медалью, полученной им также за виды Валаама, и отправился за границу. Он посетил Мюнхен, Цюрих и Женеву, много писал пером, впервые попробовал гравировать «царской водкой». В 1864 году художник переехал в Дюссельдорф, где приступил к работе над «Видом в окрестностях Дюссельдорфа». Этот пейзаж, наполненный воздухом и светом, принес ему звание академика.
В 1870-х годах Шишкин еще сильнее сблизился с передвижниками, став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской.
С Крамским у них были особенно теплые отношения. Художники вместе путешествовали по России в поисках новой натуры, Крамской наблюдал за успехами Шишкина и восхищался тем, как его друг и коллега был внимателен к природе в самых разных ее состояниях, как точно и тонко он передавал цвет. Талант Шишкина, в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. В 1874 году умерла его жена, отчего он замкнулся, его характер — и работоспособность — стали портиться из-за частых запоев. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Спасла его, видимо, привычка к труду: из-за своего самолюбия Шишкин не мог позволить себе упустить то место, которое он уже прочно занимал в художественных кругах, и продолжал писать картины, которые становились все популярнее благодаря передвижным выставкам. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.
В 1894 году Иван Иванович начал преподавать в Высшем художественном училище при Академии художеств. Ученики безмерно уважали Шишкина, несмотря на то, что он исповедовал иные эстетические принципы, придерживался иной художественной системы. Молодежь вдохновлялась его мастерством, а сам он в тот период «первым и лучшим» художником называл Валентина Серова.
В марте 1898 года Шишкина не стало. Он умер за мольбертом, во время работы над новой картиной. Художника похоронили на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге, но в 1950 году его прах перенесли вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.
3. Основные произведения 3.1. "Утро в сосновом лесу" - Это одна из самых известных картин Шишкина, созданная в 1889 году. - Описание: На картине изображены медведи, играющие в лесу. Среди высоких сосен царит утренняя прохлада, и свет пробивается сквозь зелень. - Вопросы для обсуждения: - Как вы думаете, какое чувство вызывает эта картина? - Почему художник выбрал именно медведей? 3.2. "Сосновый лес" - Полотно осеннего тематического характера, написанное в 1885 году. - Описание: Пейзаж с величественными соснами, ветвями которых играет свет. - Обсуждение: Как цветовая гамма влияет на восприятие картины? 3.3. "Зима" - Создана в 1890 году. - Описание: Картина изображает зимний пейзаж с заснеженными деревьями и ледяной рекой. - Вопросы: - Как Шишкин передает атмосферу зимы? - Как вы думаете, что хотел показать художник, выбирая зимнюю тему? 3.4. "Лесной ручей" - Водоем среди леса, известен своей детальной проработкой природы. - Обсуждение: Как рисунок и цвет помогают создать ощущения свежести и уединения? 3.5. "Лето" - Картина, отражающая буйство зелени и жизнь природы. - Вопросы: Как изменяется природа в зависимости от времени года? 4. Практическое задание - Попросите учащихся выбрать любимую картину Шишкина и нарисовать свою интерпретацию природы. Это может быть лес, река или любая другая природная среда. 5. Заключение - Подведение итогов урока. - Вопросы на закрепление: - Каковы основные темы в творчестве Шишкина? - Почему его работы считаются классикой русского пейзажа? 6. Дополнительные материалы - Рекомендуемая литература о Шишкине и его искусстве. - Виртуальные выставки и музеев, где можно увидеть работы Шишкина.
Этот урок поможет ученикам лучше понять художника и его вклад в искусство, а также разбудит интерес к природе и её красотам.