Просмотр содержимого документа
««Разучивание основных движений украинского танца»»
Методическая разработка конспекта
Открытого урока по предмету: «Народно-сценический танец»
для группы учащихся 4 года обучения
МБОУ ДО «Рыльская ДШИ» преподавателя Андрощик Н.Д.
Тема урока: «Разучивание основных движений украинского танца»
Цель урока:
Обучающая – добиться методически грамотного исполнения основных движений у станка и на середине зала, передачи манеры и характера движений, лёгкости и выразительности.
Развивающая – развить культуру мышечного аппарата.
Воспитательная – воспитание интереса к национальной культуре украинского народа..
Тип урока: Комбинированный, в основе практическая часть.
Форма обучения: коллективная
Время: 1.5 академических часа
Основные методы обучения:
- словесный метод: устный рассказ педагога о правилах и методике исполнения движений ;
- наглядный метод (показ): просмотр учащимися исполнения движений;
- практический метод: исполнение учащимися освоенного и закреплённого материала;
Педагогические технологии: • здоровье сберегающая технология( направлена на укрепление развитие физических качеств ребёнка);
• личностно-ориентированная технология (направлена на развитие индивидуальных и творческих способностей обучающегося);
Организационно-педагогическое обеспечение занятия:
Технические средства и оборудование: - хореографический зал - баян
- подборка нотного материала
Ход урока
I. Организационный момент:
1.Проверка готовности к уроку (внешний вид);
2. Отметить отсутствующих на уроке;
3. Объяснение над чем пойдёт работа на уроке и настроить класс на позитивную работу;
4. Поклон.
II. Проверка знаний и умений учащихся:
1. Разминка по кругу (шаги на полупальцах, бег, подскоки, галоп, прыжки); 2. Знание экзерсиса у станка: Повторение ранее пройденных движений и комбинаций.
- Полуприседания и глубокое приседание (на мат-ле корякского танца);
- Упражнение на развитие стопы ( на мат-ле белорусского танца);
- Маленькие броски (на мат-ле итальянского танца);
- Верёвочка ( на мат-ле венгерского танца);
- Дробные выстукивания (на мат-ле татарского танца);
- Большие броски ( на мат- ле русского танца).
3. Знание экзерсиса на середине зала:
«Верёвочка» с проскальзыванием:
- простая, двойная, с «косыночкой»;
- с переступанием на всю стопу или на ребро каблука, с движением рук;
- «Переборы» подушечками стоп;
Русские ходы:
- переменный ход с вынесением работающей ноги на воздух через I позицию ног, опорная на plie;
- шаг с мазком каблуком и вынесением сокращённой стопы на воздух на 30градусов (шаркающий шаг);
- тройной шаг на четвёртый удар всей стопой в пол.
Дроби:
- двойная дробь;
- дробная дорожка.
III. Изучение нового учебного материала .
Методы обучения: практический показ педагогом, устное сообщение об особенностях украинского народного танца, самостоятельная работа учащихся по исполнению движений.
Работа над изучением основных движений украинского танца. Процесс разучивания под счёт и музыку такой: педагог показывает под счёт, учащиеся выполняют движения под счёт. Затем педагог показывает под музыку, учащиеся выполняют движения под музыку.
Музыкальный размер 2/4, темп быстрый.
Украинский народный танец
1. Введение. Знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера исполнения.
2. Основные позиции, положения рук, корпуса, головы в украинском танце.
Изучается I позиция (руки раскрыты в сторону между подготовительным положением и 2-й позицией).
II позиция (руки раскрыты в сторону между 3-й и 2-й позициями).
3. Положения рук (женское):
- обе руки согнутые в локтях, лежат кулачками сбоку на талии, локти слегка направлены вперёд;
- руки скрещены на груди;
- взять за концы ленты, свисающие сзади от венка, развести их в стороны ;
- руки лежат ладонью на груди, придерживая бусы.
4. Положение рук ( мужское):
- обе руки лежат ладонями на затылке, как бы придерживая папаху, согнутые локти направлены в стороны.
5. Основные движения украинского танца:
- «бигунец», низкий «голубец», два низких «голубца» с тройным притопом, «выхилясник», «верёвочка», припадание по 5-й свободной позиции;
- «подсечка», «ползунок».
Украинские пляски занимают одно из почётнейших мест в искусстве танца нашей страны. Широкая популярность, украинского народного танца объясняется богатством танцевальных красок, которыми он владеет. Юмор, большая искренность, задор, жизнерадостность, наличие в танце сочных бытовых чёрточек и особенностей – всё это характерно для танца Украины.
Методическая раскладка элемента «Вихилясник»:
Темп от умеренного до быстрого.
Исходное положение: ноги в VI поз; кисти рук лежат на талии.
- «раз» - Делают небольшой подскок на левой ноге. Одновременно правую ногу, согнутую в колене, которое направлено влево, ставят на носок, немного правее левой ноги. Корпус при этом слегка поворачивают правым плечом вперёд голову – к правому плечу.
- « и» - Пауза.
- «два» - Делают небольшой подскок на левой ноге. Одновременно правую ногу, вытянутую в колене, ставят на каблук вперёд немного вправо, Корпус при этом поворачивают левым плечом вперёд, голову чуть приподнимают и поворачивают к левому плечу.
-«и» - Пауза.
На счёт раз 2-го такта перескакивают на правую ногу и исполняют «вихилястник» с левой ноги, соответственно меняя положение корпуса и головы. Положение рук различные: обе руки скрещены на груди или рука у девочки придерживает монисто, другая – лежит на талии.
Методическая раскладка элемента «Верёвочка»:
В украинской «верёвочке» приседания делаются меньше, чем в русской,
«Верёвочка» исполняется на месте, с продвижением назад и в повороте, а также соединяется с притопами, « танком», «вихилясником». Руки находятся в различном положении: скрещены на груди; одна рука – на талии, другая- приподнята вверх; девочки могут обеими руками держаться за венок, мальчики- за шапку.
Темп от умеренного до быстрого.
Подготовительное упражнение.
Движение исполняется «из-за» такта.
Исходное положение 5 позиция ног.
На вступление - «деми- плие», пятки оторвать от пола (низкие полу пальцы), колени направлены в сторону.
Движение исполняется на 1 такт.
- «и» - Проскользнуть на опорной ноге, одновременно работающую ногу перевести назад в положение «под коленом»:
- «раз» - Опустить по опорной ноге в позицию.
- «и-два» - Пауза.
Повторить движение с левой ноги.
Движение «Верёвочка» (законченный вид)
Исходное положение 5 позиция ног, исполняется на 1/2 такта.
На вступление- «demi-plie», пятки оторвать от пола (низкие полу пальцы):
- «и - раз» - Верёвочка правой ногой.
- «и-два» - Верёвочка левой ногой.
Методическая раскладка элемента
«Два низких голубца» с тройным притопом:
Темп от умеренного до быстрого.
Исходное положение: ноги в VI поз; правая рука рук лежат на талии, левая раскрыта в сторону, чуть впереди, приподнята вверх так, чтобы кисть руки была немного выше головы .
- Затакт «и» - Слегка приседая на левой ноге, скользящим движением проводят правую ногу вправо во II позицию, вытянув колено и носок, который немного отделяется от пола.
1-й такт
- «раз» - Делают небольшой подскок на левой ноге с лёгким продвижением в правую сторону, ударяя стопой левой ноги о стопу правой. Этим ударом правую ногу слегка отбрасывают в правую сторону и одновременно ступню левой ноги опускают на пол.
- «и два» - Повторяют движения, исполнявшиеся на затакт и на счёт раз.
2-й такт
- «раз» Опуская левую руку на талию, с лёгким ударом о пол слегка перескакивают на правую ногу, одновременно левую ногу. Согнутую в колене. немного приподнимают над полом.
- «и» - Делают притоп левой ногой возле правой.
-«два» - Делают притоп правой ногой.
-«и» - Пауза.
Два « голубца» с тройным притопом в левую сторону исполняются в такой же последовательности. При этом движении начинают левой ногой и в левую сторону. Правую руку раскрывают в сторону. А левую кладут на талию.
Методическая раскладка элемента «Ползунок»:
Не поднимаясь с глубокого приседания ,исполнитель перескакивает на полупальцах с одной ноги на другую, поочерёдно выбрасывая вперёд правую, то левую ногу. Исходное положение: исполнитель находится на глубоком приседании по 6-й позиции, на полупальцах колени направлены вперёд.
-«раз» - Чуть подскочив, но не поднимаясь с глубокого приседания, исполнитель перескакивает на полупальцы левой ноги. Правая нога поднимается вперёд, вытягиваясь в колене. подъём вытянут, но не напряжён.
«и» - Пауза.
«два» - Не поднимаясь с глубокого приседания, исполнитель перескакивает на полупальцы правой ноги. Левая нога поднимается вперёд, вытягиваясь в колене, подъём вытянут, но не напряжён.
«и» - Пауза.
Руки могут быть во 2-й позиции в положении - обе руки лежат ладонями на затылке, как бы придерживая папаху, согнутые локти направлены в стороны.
Корпус всё время остаётся прямой, подтянутый. Темп быстрый, средний или медленный.
IV. Закрепление нового материала.
- выполнение движений украинского танца.
IV. Подведение итогов урока: анализ работы учеников на уроке; указание на ошибки и пути их исправления.
VI. Оценка знаний. Домашнее задание: повторить урок, знать методику исполнения движений, закрепить знание украинской терминологии.
Поклон.
Список литературы
1. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала: Учебное пособие для вузов/ Г.П.Гусев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208с.
2. Климов А. Основы русского народного танца. / А. Климов. – М.: Издательство МГИК, 1994. – 268с.