Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по изобразительному искусству 6 класс "Садово-парковая архитектура"»
Разработка урока по изобразительному искусству 6 класс ФГОС "Садово-парковая архитектура"
Цель урока: Получить представление о садово-парковой архитектуре;познакомиться с различными стилями садово-паркового искусства; узнать особенности ландшафтно-парковой архитектуры разных стран; Создать садово-парковую зону, в основе которой будут лежать принципы французского парка. выполнить эскиз парка в любом понравившемся стиле.
Предметные УУД:
- представление о садово – парковой архитектуре, об основных особенностях садово– парковой архитектуры разных стран, стилях садов;
-Выбирать материалы для работы; осваивать, гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости.
- совершенствовать навыки самостоятельной работы над композицией;
- реализовать в рисунке чувство красоты, а также художественную фантазию в сочетании с архитектурно-смысловой логикой;
-знать элементы садово-парковой архитектуры.
Метапредметные УУД:
Познавательные:
-участвовать в обсуждении нового материала, сравнивать, анализировать, выделять, делать выводы.;
-уметь работать с разными источниками информации: текст, рисунок, схема;
Регулятивные:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке;
-ориентировка в выборе материала, на принятие решения
-планирование деятельности; находить варианты решения творческих задач;
-уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность.
-формировать способность оценки своего собственного результата и оценки своих одноклассников.
Коммуникативные:
- организовывать работу на уроке, обмениваться мнениями;
- излагать свое мнение, точно и полно выражать свои мысли;
-организация и осуществление сотрудничества
Личностные УУД:
- осознавать свои интересы (добиваться поставленной цели);
-уметь применять полученные знания в практической работе;
- формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- иметь мотивацию к учебной деятельности.
Дидактическое обеспечение
План –схема дорожек парка; условные обозначения элементов садово-парковой архитектуры; рефлексивная мишень.
альбомный лист формата А4, простой карандаш, ластик, цветной художественный материал (цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры.)
Формы организации познавательной деятельности учащихся
индивидуальная и групповая работа
Организационная структура урока:
Метапредметные (УУД):
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
1.Организационный момент. Мотивационный этап.
Добрый день, ребята! Сегодня мы продолжим знакомство с миром изобразительного искусства. Прежде чем мы начнем с вами работать ,давайте проверим как организовано ваше рабочее место. Нам понадобиться альбом, учебник, тетрадь, цветной художественный материал, ручка, простой карандаш.
Обучающиеся проверяют правильность расположения материалов и инструментов.
Тем замечателен предмет изобразительное искусство, что вы на уроках превращаетесь в живописцев, скульпторов, иллюстраторов, а сегодня вам предстоит стать архитекторами.
2.Актуализация знаний.
Предметные:
- архитектура; виды архитектуры;
Метапредметные (УУД):
познавательные:
-ориентироваться в своей системе знаний;
коммуникативные:
-точно и полно выражать свои мысли
? Архитектура(искусство создания зданий и сооружений.)
? О какой архтектуре мы с вами говорили на предыдущих занятиях (храмы, дворцы, замки, деревянная архитектура, дворянские усадьбы)
3. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.
Личностные:
устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
определять и формулировать цель деятельности на уроке;ориентировка в выборе материала, на принятие решения.
- Коммуникативные:
организация и осуществление сотрудничества
Сегодня перед вами предстоит интересная задача :
Представьте, что вам как архитектору, дизайнеру, сделали заказ, в котором необходимо создать:
1. Создать садово-парковую зону, в основе которой будут лежать принципы французского парка.
2.Выполнить эскизы парка в любом стиле.
?Давайте с вами подумаем, можем ли мы выполнить этот заказ?
Нет, мы незнаем,что такое садово- парковая зона, стили парков, принципы французского парка….
Чтобы выполнить поставленную задачу, необходимо определить цель:
Слайд 1
Получить представление о садово-парковой архитектуре;
Познакомиться с различными стилями садово-паркового искусства;
Узнать особенности ландшафтно-парковой архитектуры разных стран. Слайд 2
Тема : «Садово-парковая архитектура»
4.Решение поставленной задачи. Изучение нового материала.
Предметные:
дать представление о садово – парковой архитектуре, об основных особенностях ландшавтно – парковой архитектуры разных стран, стилях садов.
Личностные:
-развивать способность наблюдать за разнообразием форм и цветов.
Метапредметные (УУД)
Регулятивные:
поиск информации в предложенных источниках
Познавательные:
участвовать в обсуждении нового материала, сравнивать, анализировать, выделять, делать выводы.
?Найдите определение садово-парковой архитектуры в учебнике стр.
Садово-парковая архитектура -
Комплексная организация пространства большой территории. Она объединяет природный ландшафт и архитектурные постройки в единую композицию, которая несёт определенный художественный образ.
Главная задача –создание эстетической среды с помощью природных объектов: рельефа местности, водных пространств, растений, камней, архитектурных сооружений. ДЗ выписать определение в тетрадь.
Слайд 4.
Слайд 5
Искусство разведения садов пришло с Востока. Так , например, висячие сады Семирамиды на искусственных террасах считались одним из чудес света.
Слайд 6.
Стили садово –паркового искусства.
Восточный стиль (японский, китайский)
Французский (регулярный)
Английский (пейзажный)
Слайд 7.
? Какие особенности восточного сада вы можете выделить
Восточный сад начинается, прежде всего, с философии природы, уравновешенности внутреннего мира, умения созерцать окружающую природу. Предпочтение свободному, естественному принципу построения. Красота природы наделялась божественными символами и отражала незримое присутствие человека. Терпение, умиротворённость, ощущение гармонии между собой и природой является основой восточного сада. Восточный стиль в садовом дизайне выражается, прежде всего, в умении тонкого и чуткого облагораживания человеком природного ландшафта.
мост через воду – восходящее или заходящее солнце,
изогнутая черепица – облака,
пагода – храм,
дракон – вода,
золотые карпы в водоеме – дети дракона,
бамбук – стойкость, терпение,
сосна – долголетие,
лотос – мудрость (символ Будды),
сакура – стойкость, духовная красота,
камелия – осторожность…
Слайд 8.
? Какие особенности французского парка вы можете выделить
Французский (регулярный парк) имеет чёткую планировку, в основе которой лежат геометрические формы. В таком парке особенно тщательно следили за ростом деревьев и формированием их кроны- их стригли, придавали им четкий силуэт. Большое внимание уделяли газонам, на которых из стриженной травы, песка, цветов создавали узоры. Ярко выражена основная ось композиции – стержень всего регулярно распланированного пространства. На ней располагаются центральный дом усадьбы, водные каскады и лестницы.
Рельеф выражен мало, вся композиция носит плоскостной характер.
Формирование среды идет по линиям подчинения природы, геометрическим формам, противоположным свободным мягким линиям полей, рек, лесов.
Ярко выражена основная ось композиции – стержень всего регулярно распланированного пространства. На ней располагаются центральный дом усадьбы, водные каскады и лестницы. Подчиненное положение занимают лучевые и диагональные аллеи, ведущие от центра в глубину парка. Вся планировка сада строится по законам симметрии.
Территория оформлена террасами, оканчивающимися подпорными стенками. Террасы соединяются между собой лестницами, которые являются одним из главных декоративных элементов сада.
Главный вход расположен в нижней части сада для того, чтобы еще при входе гости были поражены величием всей композиции.
Партерная часть сада оформлена изысканными цветниками с использованием цветного песка, гравия, украшена скульптурами и декоративными вазонами.
В саду отдается предпочтение растениям, хорошо поддающимся стрижке и долго сохраняющим форму. В условиях средней полосы России для этих целей подходят из хвойных растений: кипарисовики, туи, ель сизая, ель колючая; из лиственных: бирючина, бересклет, боярышник, барбарис, лапчатка, кизильник, спиреи, клён, декоративные сливы и яблони, липа мелколистная.
Слайд 9.
В России французские парки были разбиты в Петергофе, Царском Селе, Летнем саду в Санкт-Петербурге, усадьбе Кусково в Москве.
Слайд 10.
? Какие особенности французского парка вы можете выделить
Английский парк (пейзажный )можно назвать живописным или диким.Он имеет свободную планировку, которая учитывает своеобразие местности- наличие прудов, оврагов, холмов. Такие парки выглядят как естественные, над которыми не работал художник.
Свободная планировка пространства, асимметричность, отсутствие прямых линий и осей.
Архитектурные сооружения служат для обогащения пейзажа.
Извилистые дорожки объединяют отдельные элементы сада. Дорожки выполняются из природных материалов: дикого камня, спилов стволов деревьев, газона, устойчивого к вытаптыванию. Существует продуманная система путей, следуя которым можно увидеть смену живописных пейзажей. Нет точки, из которой можно обозреть весь сад, перспектива открывается постепенно.
Первостепенное значение имеют композиции из деревьев и кустарников, сочетание цвета и фактуры листьев, распределение света и тени в саду. Используются в основном породы деревьев и кустарников, растущие в данной местности.
Садовые цветы высаживаются около дома, в саду же отдается предпочтение полевым и лесным многолетникам.
Все водоемы, даже искусственного происхождения, должны носить ярко выраженный природный характер: неровная береговая линия, естественное обрамление (галька, песок, околоводные растения).
Слайд 11.
Английские парки нашли применение в решении садово-парковой архитектуры Павловска под Санкт-Петербургом, Царицына в Москве.
5. Первичное закрепление материала.
Слайд 12.
Определить, к какому стилю относится представленные изображения парков.
Фронтальный опрос. Учащиеся поднимают карточку с номером, соответствующим определенному ответу. 1- Восточный 2- Французский 3- Английский.
Выбирать материалы для работы; осваивать, гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости; изображать по памяти и представлению.
Коммуникативные:
осуществление сотрудничества в групповой работе.
Регулятивные:
планирование деятельности; находить варианты решения творческих задач;уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность.
Личностные:
уметь применять полученные знания в практической работе.
1. Создать садово-парковую зону, в основе которой будут лежать принципы французского парка.
На предложенной план-схеме регулярного парка, расположить элементы садово-парковой архитектуры, пользуясь условными обозначениями. Работа в микрогруппах по два человека. Условные обозначения элементов изображены на презентации.
Критерии оценки:
-Соответствие французской планировке.
-Гармоничное расположение элементов садово-парковой архитектуры.
Дети ставят себе оценку .
Физкультминутка.
2.Выполнить эскиз парка в любом понравившемся стиле. Работа любым художественном материалом .(Цветная, черно-белая графика)
Критерии оценки:
-Соответствие выбранному стилю.
-Узнаваемость элементов садово- парковой архитектуры;
-Гармоничное расположение элементов рисунка.
7. Подведение итогов. Рефлексия.
Личностные:
-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД):
регулятивные:
осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;
коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Где на практике можно использовать полученные умения?
Значение парков в нашей современной жизни?
Давайте рассмотрим результат вашей работы ипроведем самооценку своей работы.
Перед вами критерии по которым вы можете оценить свою работу.
Поставьте себе оценку.
Критерии оценки:
-Соответствие выбранному стилю.
-Узнаваемость элементов садово - парковой архитектуры;
-Гармоничное расположение элементов рисунка.
-Выставка, просмотр, обсуждение работ учащихся.
-работа с рефлексивной мишенью.
По шкале от одного до пяти оценить работу по пунктам : было интересно, было понятно, узнал новое, моя деятельность на уроке.(Учащиеся должны поставить точку в каждом секторе.
Домашнее задание к следующему уроку:
Подумать , набросать план садово-парковой зоны возле своего дома или территорию вокруг школы.