kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Размётные травы, цветы, сказочные птицы и быстроногие кони и олени» в народной росписи по дереву в разных регионах России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 6 классе входит в раздел Декоративно-прикладное искусство

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Размётные травы, цветы, сказочные птицы и быстроногие кони и олени» в народной росписи по дереву в разных регионах России»

ИЗО, 6 класс

Тема: «Размётные травы, цветы, сказочные птицы и быстроногие кони и олени» в народной росписи по дереву в разных регионах России.



Цель: Способствовать развитию творческого потенциала учащихся при выполнении геометрического орнамента в мезенской росписи.

Задачи:

- научить выполнять эскиз для росписи деревянного изделия;

- реализовать в рисунке чувство красоты, а также художественную фантазию;

- совершенствовать навыки самостоятельной работы над композицией;

- способствовать развитию эстетического вкуса, творческой и познавательной активности;

- воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам росписи народов Русского Севера.

Оборудование и материалы:

- Фотографии деревянных изделий, схемы элементов Мезенской росписи;

- Формат А3, карандаши, деревянное изделие

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

  1. Повторение пройденного материала.

- Что такое народное искусство?

- Виды народного искусства?

III. Подведение к теме.

- Вид народного искусства, представленный на доске? (роспись)

- Виды росписи по дереву?

Роспись по дереву является ярким примером современного народного творчества. Яркость и декоративность росписи по дереву стимулировали возникновение её центров у незнакомых с ней в прошлом народов.

Росписи по дереву были неотъемлемой частью бытового окружения крестьян, жителей отдалённых сельских районов и небольших городов и заводских посёлков на широкой территории от Заонежья до Забайкалья. По мнению искусствоведов, декоративную роспись по дереву сегодня с полным основанием можно назвать общенациональным явлением русского народного искусства.

Замечательны и многообразны образцы художественного творчества в народной росписи Русского Севера. Охватывая огромное количество крестьянских бытовых предметов, эта роспись даёт нам представление о быте и жизни, об обрядах, о восприятии мира народными мастерами. Удивительный мир самобытной русской культуры, богатый мир красоты и фантазии открывается при ознакомлении с русскими прялками.

Существует поразительное разнообразие форм и узорочья на поверхности прялок.

Сложную роспись мастера начинали с прорисовки контура орнамента. Затем контурный рисунок закрывался нужным цветом. Поэтому такой вид росписи на прялках называют графической росписью.

  1. Сообщение нового материала

Графические росписи на прялках главным образом выполняют мастера, живущие на Северной Дине и её притоках, а также на реке Мезени в деревне Палощелье.

Мезенская роспись появилась в XIXв. в деревне Палощелье Архангельской губернии в среднем течении реки Мезень и в сёлах неподалёку от Палощелья.

Эта роспись загадочна и кажется архаичной. Среди исследователей народного искусства существуют разные точки зрения на происхождение мезенской росписи.

Есть мнение, что архаический стиль палощельской росписи – отголосок древнего искусства угрофинского племени, жившего в этих местах. На узорах медных нагрудников, найденных во время раскопок, были обнаружены узоры мезенской прялки.

Роспись лицевой стороны прялки необычна. Линия, контур, силуэт являются главными в композиции орнамента, а дополняющая контурные изображения расцветка играет подчинённую роль. Роспись выполнена красным суриком из береговой глины и чёрной краской из сажи. Сначала полосками и пятнами наносился красный цвет. Затем следовала обводка и доработка деталей чёрным. Готовое изделие покрывалось олифой, отчего роспись приобретала золотистый красивый оттенок.

Композиця роспись многоярусная. Центральное место занимают полосы с фигурами бегущих оленя и коня.

Образ-символ оленя издавна почитаем жителями Русского Севера и Сибири. Культ оленя не случаен. В таких дальних местах и суровых природных условиях жизнь человека не обходится без помощи этого благородного животного. Он считается знаком удачного брака, обильной и богатой жизни, зарождения новой жизни.

На мезенских прялках ряд оленей размещён выше, ближе к небесному миру, чем ряд коней. Но не будем забывать, что конь и всадник на коне – символы солнца, плодородия и счастья. Древние образы отражают восприятие мира нашими далёкими предками.

Для графической росписи мезенской прялки характерно изобилие геометрического орнамента, элементы которого размещаются в многочисленных горизонтальных полосках. Орнамент сплошным ковром покрывает всю поверхность прялки.

Раппорт - ритмически организованные элементы орнамента образуют орнаментальный ряд, либо, чередование элементов в нескольких  направлениях.

Орна́мент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов

Обсуждение:

- Что означает фризовое расположение росписи в несколько ярусов? Связано ли это с представлениями о мироздании?

- Что напоминает геометрическая форма туловища коня (прямоугольник, трапеция, параллелограмм)?

- Есть ли различия в изображении фигурки оленя и фигурки коня? Сравнение.

Физминутка.

IV. Самостоятельная работа учащихся.

Выполнение эскиза изделия из дерева с росписью по мотивам прялочной мезенской росписи.

До начала творческой работы:

- рассмотреть и проанализировать приведённые примеры сувениров-изделий. Убедиться в том, как свободно и разнообразно авторы варьируют мотивы, элементы традиционной росписи и композицию для новых видов изделий (разделочная доска, коробочка, туески и т.д.);

- определить, в чём выражено удачное решение ритмичного расположения элементов мезенской росписи на поверхности разделочной доски. Какой элемент в композиции главный?

- выбор формы изделия.

Нашу жизнь можно представить серой и скучной или яркой и радостной, благодаря орнаменту, который украшает все уголки нашего проживания.



При создания рисунка необходимо сохранять симметрию изображения и ритмическое чередование элементов.

Выполнение работы:

  1. На листе бумаги нарисовать (обвести) форму деревянного изделия;

  2. Выполнить узор с учётом формы предмета;

  3. Определить, какие элементы декоративной росписи будут главными, а какие дополнят основной мотив;

  4. Перенести узор на изделие.

5. Итог урока.

Анализ работ

  1. Размер изображения в соответствии с размером деревянного изделия;

  2. Композиция;

  3. Симметрия.

Рефлексия:

-Что такое орнамент?

-Что такое раппорт?

- Как в современной жизни мы можем применить владение мезенской росписью?






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Асеева Марина Александровна

Дата: 04.03.2019

Номер свидетельства: 502146


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства