Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по фортепиано на тему:"Работа над полифонией на примере изучения двухголосной инвенции до мажор И.С.Баха»
План – конспект занятия по фортепиано на тему: « Работа над полифонией в процессе изучения двухголосной инвенции до мажор И.С. Баха»
Преподаватель: Клокова Галина Николаевна
Ученик 4 класса Абдималиков Азамат
Предмет: фортепиано
Цель урока: развитие полифонического слуха и мышления.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать представление об особенностях исполнения полифонических произведений, обучить основным навыкам поэтапного разбора произведения, показать способы работы над полифонией, закрепить полученный навык. Ознакомить с различными редакциями и трактовками данной инвенции, сделать анализ содержания и формы произведения, построить динамический план, соответствующий стилю данной эпохи. Подробно и в деталях разобрать гармоническое строение и тональный план, фортепианную фактуру инвенции.
Развивающие:
Развитие пианистической техники является одной из главных задач пианиста, поэтому, приступая к работе над инвенцией, педагог должен руководствоваться основным требованиям И.С. Баха: добиться певучей манеры в игре и ровного звучания всех пальцев. Развитие индивидуальности ученика. С помощью фокусировки слуха происходит развитие музыканта. С воспитанием слухового внимания обостряются не только музыкальные, но и человеческие качества. Умение предслышать звук, взятие звука, слушать длину звука, услышать все этапы затухания и окончание звука т.е. концентрировать внимание, и распределять внимание, необходимо слышание фактуры в полном объёме.
Воспитательные:
К сожалению, к полифоническим произведениям И.С.Баха ученики относятся как к музыке сухой и скучной. Научить ребёнка любить музыку И.С. Баха, раскрыв перед ним богатый внутренний мир баховских мыслей и их эмоциональное содержание, одна из важнейших задач педагога. Для ученика слышать гармонию и вкладывать в каждую гармонию какое-то состояние очень важно, у ребёнка развивается фантазия, а это отражается на индивидуальности ученика. Воспитывает усидчивость, развивает интерес к музыке, музыкальность и исполнительскую культуру в произведениях полифонического склада.
Ход урока:
Сегодня на уроке мы будем работать над произведением И.С.Баха. Что означает слово «инвенция»? В переводе с латинского- это «выдумка», «изобретение». Баховские инвенции действительно замечательны по полифоничкской изобретательности и одновременно по художественной выразительности. По определению Баха, инвенция- « школа игры cantabile». В полмфонии Баха текучесть, непрерывность голосоведения являются главными в исполнении. Всё должно подчиняться принципам пластичного голосоведения, непрерывного, текучего, «длинного» развития. Но это не подразумевает использования только одного штриха legato, а расчленённое, разнообразно артикулированное исполнение.
Что такое полифония? Правильно, это многоголосие. Какой вид полифонии используется в данной инвенции? Имитационный, где тема проводится в одном голосе и имитируется в другом голосе. Темы являются равноправными по отношению друг к другу. Именно это несовпадение начал и окончаний тем, а также опорных точек затрудняет исполнение, так как требует определённой активизации внимания.
Известно, что в рукописях Баха, за редким исключением отсутствуют исполнителбские указания. Существуют несколько редакций: К.Черни-Г.Бишоп; А. Гольденвейзер; Ф. Бузони; Л. Ройзман. Определение темпа и характера инвенций часто имеет разное толкование, поэтому выбор редакции, а следовательно и трактовки инвенции будет исходить из задач, которые ставит педагог перед учеником на данном этапе и индивидуальных особенностях ученика. У Баха темп это не скорость исполнения, а эмоциональный характер, настроение. Здесь тема имеет спокойный рассудительный характер, но довольно упругий и чёткий.
Исполнение мелизмов- ещё один важнейший момент баховских средств выразительности. Меллизмы должны естественно вплетаться в музыкальную ткань, не менять её, а украшать.
Трудность исполнения инвенций сказывается и в динамике, которая должна согласовываться с требованиями стиля и фактуры произведения, и направлена на выявления самостоятельности каждого голоса. Основным эстетическим требованиям той эпохи являлось соблюдение меры и избегание излишеств и преувеличений. Поэтому важно не допускать использования на небольших отрезках музыкальных построений слишком большой диапазон звучности от форте до пиано.
Особенности музыки Баха в отсутствии вялости, размягчённости, сентиментальности. Чувство печали и нежности погружены в атмосферу мужественности, иногда даже суровости. А значит и способ извлечения звука должен быть собранным, крепким, уверенным. Произведения Баха имеют в своей основе мощное, сдержанное начало.
При разборе формы данной инвенции можно руководствоваться указаниями Ф.Бузони, который ставит двойную тактовую черту в конце каждой части инвенции. Сколько частей в этой инвенции? Правильно три. Развитие каждой из трёх частей подсказывает нарастание звука к двум модуляционным кадансам и к заключительному, которые исполняются полным звуком. Новая часть начинается более сдержанным звуком.
При исполнении этой инвенции необходимо понять характер темы и её границы. Тема в прямом, или обращённом движении присутствует всюду. Тема начинается на второй шестнадцатой и заканчивается на сильной доле. Правильное понимание границ темы и противосложение восьмых, особенно важно в секвентных ходах. При разборе каждого из голосов нужно, как приём, останавливаться на последнем звуке мотива, а затем спокойно переносить руку на следующий мотив. Важно верно интонировать мотив. Здесь стремление мелодии ведёт к последнему звуку. После осознания границ мелодии и её движения, снятие руки и остановка уже не понадобится.
Итак в работе над инвенцией важны следующие этапы:
1.Выучивание каждого голоса, затем голосов в ансамбле
2. Определение темпа, соответствующего характеру инвенции
3.Иметь ясное представление о форме инвенции
4.Гибкость и пластичность голосоведения.
5.Правильное исполнение меллизмов.
6.Решение аппликатурных задач для легатного исполнения