kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект открытого урока по композиции для 1 класса по теме: «Главный элемент в композиции»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выполнение натюрморта в печатной технике "Гравюра на картоне"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока по композиции для 1 класса по теме: «Главный элемент в композиции»»

План-конспект открытого урока по композиции для 1 класса по теме:

«Главный элемент в композиции»

Ленинградская область, город Сланцы, МУДО «Сланцевская детская художественная школа»

Преподаватель – Прокофьева Светлана Георгиевна

Тема выбрана в связи с её актуальностью. В модели урока используются приёмы и методы современной дидактики. Данная тема является своеобразным связующим междисциплинарным звеном: композиции, моделирование и история искусств. Изучение предложенной темы даёт дополнительные навыки в применении на практики приемов выделения композиционного центра, что является неотъемлемым условием создания успешной композиции. Особое место в этом ряду  занимает гравюра на картоне, для создания которой не требуется специального оборудования. Преподавание станковой графики, в частности, гравюры на картоне, помогает эффективно осуществлять художественное образование детей в соответствии с новыми требованиями, в системе модернизации образования.

Количество учебных часов: 3

Цель урока: создание натюрморта с правильным расположением главного элемента композиции с помощью печатной техники «гравюра на картоне».

Задачи:

Обучающие:

- закрепить определение и понятие композиции, знакомство со способами расположения главного элемента композиции,

- формирование навыков  и умений  при организации  композиционного пространства в соответствии с замыслом, применяя  полученные знания на практике,

- познакомиться с печатной техникой «гравюра на картоне». 

Развивающие:

- совершенствование способности образного мышления, развитие у учащихся творческой самостоятельности, способности анализировать собственное произведение, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить формами и пятнами, выделять главное и второстепенное для создания образа; развитие творческих способностей.

Воспитательные:

- формирование художественного вкуса; способности ценить произведения искусства; аккуратности в работе.


Методы обучения:  по характеру познавательной деятельности – частично-поисковый методы; по способам организации и осуществления познавательной деятельности - объяснительно-иллюстративный.


Формы организации обучения:  групповая, индивидуальная.

Тип урока:

  1. Урок комбинированный

  2. Урок-практикум

Принципы обучения:

  • Научность

  • Наглядность

  • Последовательность

  • Доступность

  • Активность

  • Самостоятельность

Уровень усвоения знаний:

  • Через восприятие информации

  • Усвоение способов применения знаний по образцам

  • Творческое применение знаний


Материалы и оборудование: 

Для преподавателя:

- презентация «Главный элемент в композиции», «Гравюра на картоне – печатная техника»; работы учащихся из фонда школы прошлых лет по этой теме, карточки «Критерии оценки наброска» (самоанализ работ учащимися).

Для обучающихся:

- маркер, бумага формата А4, листы картона, карандаш, ножницы, клей, гуашь, тонкая бумага для получения оттисков формата А3.


План урока:

  1. Организационная часть. Проверка готовности к уроку.(5 мин.)

  2. Актуализация знаний (5 мин.)

  3. Мотивация (введение в тему урока, теоретическая часть, просмотр презентации: «Главный элемент в композиции», просмотр работ обучающихся из фонда школы прошлых лет по этой теме. (20 мин.)

Усвоение новых знаний и способов действий (просмотр презентации «Гравюра на картоне – печатная техника»

  1. выполнение эскизов на изучение приемов расположения главного элемента в композиции, постановка художественной задачи).(15 мин.)

Перемена (10 мин.)

  1. Первичное закрепление (практическое выполнение задачи).(45 мин.)

Перемена (10 мин.)

5. Первичное закрепление (практическое выполнение задачи).(25 мин.)

  1. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий (подведение итогов, «Вернисаж работ») (10 мин.)

  2. Домашнее задание (закрепление материала урока). (5 мин.)

  3. Подведение итогов занятия. (5 мин.).

Источник информации:

Мастер-класс "Гравюра на картоне (infourok.ru)

Гравюра на картоне: кто изобрел технику и как поэтапно сделать? Натюрморт и другие рисунки (vplate.ru)

Гравюра на картоне, процесс и способы изготовления (dedpodaril.com)



Модель урока


Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Организацион-ный момент

- Приветствие, фиксация отсутствующих;

- Проверка подготовленности обучающихся к учебному занятию;

- Организация внимания обучающихся.

- Приветствие преподавателя;

- Подготовка к занятию.

Актуализация знаний

- Выявление степени усвоения обучающимися заданного учебного материала (проверка домашнего задания «поиск репродукций работ художников работающих в жанре «натюрморт»);

- Определение затруднений и обнаружение причин невыполнения.

- Обучающиеся сдают преподавателю домашнее задание на проверку.

Мотивация (введение в тему урока, теоретическая часть, просмотр презентаций: «Центр композиции - доминанта».

- Тема учебного занятия

«Главный элемент в композиции»

Исходя из названия темы, вам предлагается несколько целей. Как вы считаете, какова  цель данного учебного занятия?

Для того что бы познакомиться со способами расположения главного элемента композиции,

вспомним значение слова композиция.

«Главный элемент в композиции» - просмотр презентации.

Композиция (лат – сочинение, соединение) – построение произведения (построение изображения на картинной плоскости).

Создавая композицию, необходимо позаботиться о том, что будет главным в картине и как его правильно разместить.

Схема листа делится на три части. Композиционный элемент расположен в одном из четырех мест пересечения линий.



У нас есть главный элемент и второстепенные элементы. Второстепенные элементы могут также разделяться по значимости. Более значимые - акценты, и менее значимые - второстепенные элементы.

- Практическая значимость проведения данной темы (мотивация)

Главному элементу подчиняются все остальные элементы - это завязка композиции.

Обучающиеся внимательно слушают вопрос преподавателя и отвечают на поставленный вопрос.

- Цель занятия – познакомиться с приемами выделения центра композиции.

Обучающиеся внимательно выслушивают теоретическую часть данной темы.

Усвоение новых знаний и способов действий (Поиск приемов выделения центра композиции на примере работ обучающихся из фонда школы прошлых лет по этой теме. Постановка художественной задачи). Обсуждение основ композиции.

Просмотр презентации «Гравюра на картоне – печатная техника»

Принципы работы печатной техники «гравюра на картоне».

- Основная идея изучаемого материала в словесной и иллюстративной формах

Поиск приемов главного элемента в композиции на примере просмотра работ обучающихся из фонда школы прошлых лет по этой теме.

Нашу композицию натюрморта будем выполнять в печатной технике «гравюра на картоне».

Просмотр презентации «Гравюра на картоне – печатная техника»

    1. Виды графики

В зависимости от предназначения графика подразделяется на несколько видов:

•          Станковая графика (станковый рисунок, эстамп)

•          Книжная графика (иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложка, суперобложка и т. п.)

•          Журнальная и газетная графика 

•          Прикладная графика, (плакат и пр.)

•          Компьютерная графика

•          Промышленная графика    

Печатная графика или гравюра, более сложный вид графики по сравнению   с   рисунком. 

Она позволяет печатать рисунок в нескольких  экземплярах.

Виды печатной графики

•           Ксилография

•           Линогравюра

•          Офорт      

•          Литография      

•          Сухая игла.           

•           Гравюра на картоне                                

2. Знакомство с “Гравюрой на картоне”.

3. Беседа об этапах выполнения картон 

Этапы выполнения работы в технике “Гравюра на картоне”

      1. 1. Выполнение нескольких эскизов натюрморта. Выбор лучшего из них.

    1. Увеличение эскиза.

3.Продумать, какие материалы будут использоваться в работе. (Кусочки различной ткани,  кожи, картона, мятая бумага, наждачная бумага и т.д.).                                               

    4.Выполнение картона. Наклеивание подобранного материала на эскиз.

    5.Выполнение отпечатков: полученный картон покрывается типографской краской, сверху   кладут чистый лист и прокатывают через печатный станок или резиновый валик.


- Преподаватель снова проговаривает цель занятия и план его проведения. Уточняет задание.

Создание натюрморта с правильным расположением главного элемента композиции с помощью печатной техники «гравюра на картоне».

Практическая работа

•          выполнение натюрморта;

•          выполнение картона;

•          выполнение отпечатков;

На выполнение практической части заданий вам будет отведено 2 урока, по 45 минут, с учетом времени на эскиз.

- Включение в содержание изучаемого материала субъективного опыта обучающегося.

- Обучающиеся внимательно выслушивают теоретическую часть нового материала. На первом этапе выполняю ряд эскизов на овладение знаний о расположении главного элемента в композиции. Выполняется подбор материалов которые будут использоваться в работе. (Кусочки различной ткани,  кожи, картона, мятая бумага, наждачная бумага и т.д.).                                               


Первичное закрепление (Практическое выполнение задачи).

- Проверка преподавателем понимания обучающимися того, что является сущностью основного содержания (опрос).

- Выявление пробелов первичного закрепления в изучении нового материала.

- Организация деятельности обучающихся, для выполнения заданий используя систему знаний, предусмотрено постепенное нарастание сложности задания.

- Обучающиеся отвечают на поставленные преподавателем вопросы.

- Ребята приступают к выполнению задания.

- Во время работы обучающихся преподаватель помогает затрудняющимся детям советом, напоминанием, показом.

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий (Подведение итогов.«Вернисаж работ»)

- Организация активной деятельности всего класса, в ходе проверки знаний пройденной темы (выставляются мольберты в ряд с работами).

- Разъяснение подхода к оцениванию (из класса выбираются 2-3 человека которые будут проводить анализ работ по предложенным критериям (карточки).

- Корректировка анализа и похвала.

- Обучающиеся выставляют свои мольберты с работами для самоанализа. Выявление «+» и «-» в работах своих одноклассников.

Домашнее задание

- Информация о домашнем задании.

Выполнение в рабочих альбомах примеры композиций на формате А5 с применением всех вариантов расположения главного элемента (жанр любой – натюрморт, пейзаж, портрет.)

- Обучающиеся запоминают или записывают домашнее задание.

Подведение итогов занятия

- Качественная оценка работ (похвалить всех учащихся о проделанной работе)

- Снимают свои работы с мольбертов и сдают на проверку преподавателю, вместе с карточками самоанализа.


Критерии оценки работы

Критерии

«+»

«-»

Использование приема для размещения главного элемента



Выполнение картона (работа по эскизу)

 

 

Выполнение печати - оттиска

 

 

Итог

 

 


_________________________Ф. И (обучающегося, класс)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Прокофьева Светлана Георгиевна

Дата: 19.09.2023

Номер свидетельства: 636817


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства