Образовательная программа: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области искусств «Подготовка детей к обучению в ДШИ», срок обучения 2 года. Разработка урока в 1 классе.
Дата проведения: 12.02.2022 год.
Тема: «Разыгрывание. Работа над произведениями с различными штрихами».
Цель проведения урока: Обучение на начальном этапе игры на блок-флейте.
Задачи урока:
Образовательные:
Создание основных навыков при игре на блокфлейте:
- уверенное закрытие отверстий пальцами обеих рук;
- гибкость пальцев для некоторых аппликатур;
- изменение силы воздушной струи;
- «передувание» для взятия нот второй октавы.
Воспитательные:
Формирование интереса учащегося к предлагаемым формам работы на уроке;
Формирование позитивной оценки собственной деятельности учащегося;
Воспитание любви к музыке;
Воспитание эстетического вкуса;
Воспитывать усидчивость, собранность, силу воли.
Развивающие:
Развитие навыков самостоятельной и творческой работы с первых занятий музыкой;
Развитие слуха, памяти, ритма, музыкального мышления;
Развитие основных навыков при осваивания игры на блокфлейте
Вид урока: приобретение новых и закрепление приобретенных знаний, умений и навыков.
Формы работы: индивидуальная.
Методы обучения:
- словесные;
- практические;
- метод самостоятельной работы;
- наглядные.
Оборудование: два музыкальных инструмента – блок-флейта, пульт для нот, нотный материал, дидактический материал (карточки с заданиями, детские рисунки).
Применяемые технологии:
- технология развивающего обучения;
- технология личностно-ориентированного обучения;
- технология саморазвития;
- информационная технология;
- здоровьесберегающая технология.
Ожидаемый результат: закрепление первоначальных навыков игры на блок-флейте в сочетании с улучшением физического и психологического состояния организма ребенка.
Структура урока:
Организационная часть – 5 минут
Основная часть – 20 минут
Заключительная часть – 10 минут
I. Организационная часть
1. Приветствие. Представление ученика. Эмоциональный настрой
2. Сообщение темы урока и постановка учебной задачи:
Тема:«Работа над техникой на медно-духовых инструментах»
3. Вступительное слово учителя о ходе проведения урока:
Блок-флейта – инструмент, на котором играют все – от детей до профессионалов. Этот инструмент легок в освоении, компактен, сладкозвучен, удобен. Маленький ребенок по причинам физиологического характера не может начинать обучение с игры на большом инструменте. А блок-флейта своим маленьким размером, нежным пасторальным звучанием, достаточно легким звукоизвлечением гораздо больше подходит для малышей.
Традиционная техника игры на блок-флейте подразумевает контроль над тремя основными параметрами: звучанием, интонацией (правильной звуковысотностью) и артикуляцией (способом соединения или разъединения нот).
II. Практическая часть
1. Разыгрывание. Игра длинных звуков штрихом detache различными длительностями на нотах: си, ля, соль, фа;
2. Проверка и контроль правильно взятого дыхания и верной аппликатуры. Проигрывание гаммы Фа-мажор, трезвучие. Игра различных упражнений. Работа над техникой дыхания, языка, губ, пальцев.
Работа над репертуаром - различные виды штрихов (legato, staccato, detache).
1) Произведение В.Симонова «Начинаем играть»
Повтор нот, ритма (пропевание слогами), штрих staccato, игра без аккомпанемента в медленном темпе.
2) Р.н.п «Как пошли наши подружки»
Повтор нот, ритма (пропевание слогами), штрих legato, staccato – чередование, игра различными вариантами.
3) Произведение М. Красев «Топ-топ»
Работа над ритмическим рисунком, проучивание трудных мест, исправление неточностей: ноты, дыхание, штрихи (staccato).
III. Заключительная часть
Подведение итогов:
самооценка ученика
оценивание ученика за работу на уроке; состояния пьесы на данном этапе
информация о домашнем задании.
С помощью артикуляции музыканты-духовики получают широчайший спектр оттенков от самого отрывистого staccatissimo до длиннейшего legato. Необходимая атака и снятие звука в начале и конце звучания каждой ноты, это все контролируется языком и пальцами. Как и любой другой инструмент, блок-флейта позволяет комбинировать различные способы артикуляции при получении контрастных ритмических построений, необходимых для эффектной фразировки.