Образовательная программа: Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты», срок обучения 8 лет. Разработка урока в 5 классе.
Дата проведения: 18.02.2021 год.
Тема: «Работа над техникой на медно-духовых инструментах».
Цель проведения урока: Освоение основных принципов техники и методов игры различными штрихами.
Задачи урока:
Образовательные:
Освоение технических формул и вспомогательного учебного материала;
Формирование практических навыков (игра штрихами деташе, legato, staccato; работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе);
Развитие исполнительской техники, с помощью этюдов и гамм;
Совершенствование артикуляционной техники и аппликатурной.
Развивающие:
Развитие технических навыков исполнительства;
Развитие исполнительского дыхания, способствующего выработке красивого тембра;
Развитие слуха,
Развитие координации движений,
Активизация образного музыкального мышления.
Воспитательные:
Освоение техники исполнения как средства для создания музыкально-художественного образа.
Формирование интереса учащегося к предлагаемым формам работы на уроке;
Формирование позитивной оценки собственной деятельности учащегося;
Воспитание любви к музыке;
Воспитание эстетического вкуса;
Воспитывать усидчивость, собранность, силу воли.
Вид урока: приобретение новых и закрепление приобретенных знаний, умений и навыков.
Формы работы: индивидуальная.
Методы обучения:
- словесные (беседа, объяснение нового материала);
Оборудование: музыкальный инструмент труба, пюпитр, нотный материал, аудио-материалы, видео-материалы
Применяемые технологии:
- технология развивающего обучения;
- технология личностно-ориентированного обучения;
- технология саморазвития;
- информационная технология;
- здоровьесберегающая технология.
Ожидаемый результат: частичное преодоление технических трудностей при работе над музыкальным произведением.
Репертуарный план:
– А. Шор “Ноктюр”
– В.А. Моцарт “Сонатина”
Структура урока:
Организационная часть – 5 минуты
Основная часть – 30 минут
Заключительная часть – 5 минут
План урока.
I. Организационная часть
1. Приветствие. Представление ученика. Эмоциональный настрой
2. Сообщение темы и цели урока
3. Вступительное слово учителя о ходе проведения урока
II. Практическая часть
1. Проигрывание гаммы G-dur, e-moll различными штрихами (legato, staccato, detache);
2. Работа над произведениями из репертуарного плана.
III. Заключительная часть
Подведение итогов:
самооценка ученика
оценивание ученика за работу на уроке; состояния пьесы на данном этапе
информация о домашнем задании.
Тема:«Работа над техникой на медно-духовых инструментах»
II. Практическая часть
1. Работа над гаммой G-dur, е-moll натуральный, гармонический, мелодический виды, тоническое трезвучие, арпеджио на две октавы в различных темпах и штрихов legato,staccato, detache, а также игра гаммы на двойное staccato; проверка и контроль правильно взятого дыхания и верной аппликатуры.
2. Работа над этюдом Ю. Усова. Проигрывание в умеренном и быстром темпах. Работа над ритмическим рисунком, исправление неточностей: ноты, дыхание, штрихи.
3. Работа над произведением А. Шор «Ноктюрн».
Работа над точным ритмическим рисунком отдельных фрагментов, проигрывание трудных мест в медленном темпе, крепкими и активными пальцами, исправление неточностей: ноты, дыхание, штрихи.
Работа над динамическими оттенками. При игре обратить внимание, чтоб не было отклонений в темпе. Проигрывание целиком произведения.
4. Проигрывание готового произведения В. А. Моцарт «Сонатина». Исправление неточностей: ноты, дыхание, штрихи.
Правильное дыхание, точный ритмический рисунок.
Правильное и свободное исполнения произведений.
III. Заключительная часть
1. Самооценка ученика;
2. Подведение итога урока учителем;
3. Домашнее задание: продолжать учить гаммы G-dur и е-moll в быстром темпе. Точнее исполнять штрихи в произведении – В.А. Моцарт “Сонатина”. Играть без ошибок, точный ритмический рисунок, работать над динамикой.
Методическая литература:
Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. Старшие классы ДМШ.М.,1966
Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструментах.М.,Музыка, 1986
Баласанян С. Этюды для трубы. Тетр. III.М.,1953
Баласанян С. 25 легких этюдов. М.,1954
Легкие пьесы для трубы. Старшие классы. Сборник. Сост. Усов Ю. М., 1970