Открытый урок на тему: «Музыка кино. И. Дунаевский. Увертюра к к/ф «Дети капитана Гранта»
Открытый урок на тему: «Музыка кино. И. Дунаевский. Увертюра к к/ф «Дети капитана Гранта»
Закрепить знания детей о «трёх китах» на которых «стоит» музыка: песня, марш, танец. Познакомиться с жанром «музыка к к/ф», «увертюра». Понять значение музыки и литературы в современном массовом искусстве кино.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: «Музыка кино. И. Дунаевский. Увертюра к к/ф «Дети капитана Гранта»»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств № 1» поселка Ключи
Усть-Камчатского муниципального района
Открытый урок
на тему: «Музыка кино. И. Дунаевский.
Увертюра к к/ф «Дети капитана Гранта».
Преподаватель по классу
теоретических и хоровых дисциплин
МБУДО ДШИ № 1, п. Ключи,
Усть-Камчатского муниципального района:
Мазур Наталия Викторовна
п. Ключи, 2019 год
Конспект открытого урока преподавателя Мазур Н. В.
Учебный предмет: «Слушание музыки».
Группа (Образовательная программа): Дополнительная общеразвивающая образовательная программа. Разработка урока во 2 классе, 2гр. Дата проведения: 11.12.2019 год.
Тема: «Музыка кино. И. Дунаевский .Увертюра к к/ф «Дети капитана Гранта».
Цель проведения урока: Закрепить знания детей о «трёх китах» на которых «стоит» музыка: песня, марш, танец. Познакомиться с жанром «музыка к к/ф», «увертюра». Понять значение музыки и литературы в современном массовом искусстве кино.
Задачи урока:
Общеразвивающие:
Развивать интерес к предмету, учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы, учиться кратко излагать свои мысли, уметь слушать музыку в коллективе. Развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков.
Специфические:
Развитие эмоциональной сферы учащихся, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти;
Прививать художественный вкус к разным видам искусства;
Дать понятия новым жанрам «музыка кино», «увертюра».
Воспитание навыков слушания музыки (уметь слушать, не отвлекаясь; различать характер музыки, отмечать изменение динамики и темпа).
Воспитательные:
Воспитание культуры слушать музыку, эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки, умению работать в группе;
Воспитание навыков слушания музыки (уметь слушать, не отвлекаясь; различать характер музыки, отмечать изменение динамики и темпа); Воспитывать любовь к классической музыке и музыкальному искусству, уважение к творческому наследию, высоких моральных качеств (верности дружбе, взаимовыручке, честности и порядочности).
Вид урока: приобретение новых и закрепление приобретенных знаний, умений и навыков.
Формы работы: групповая.
Виды деятельности:
повторение;
мотивация;
прослушивание фрагментов;
слушание произведений;
дискутирование;
просмотр презентации;
решение кроссвордов;
оценивание;
домашнее задание.
Методы учебно-познавательной деятельности: словесный, практический, слуховой.
Оборудование: портрет И. Дунаевского, презентация к уроку, фортепиано, компьютер, доска, мел.
Дидактические пособия: кроссворды.
План урока:
Этапы урока
Ход урока
Методический комментарий
Разминка
Звучит песня И. Дунаевского «Весёлый ветер» из к/ф «Дети капитана Гранта». Учащиеся входят в класс, садятся на свои места.
Объявлена тема урока:«Музыка кино. И. Дунаевский. Увертюра к к/ф «Дети капитана Гранта».
Приветствие. Преподаватель здоровается с детьми. Дети отвечают.
Задание на создание положительного эмоционального тонуса, в котором сочетается знания домашнего задания и разучивание новой темы.
Педагог предлагает детям ещё раз послушать и определить жанр услышанного произведения.
Звучит песня И. Дунаевского «Весёлый ветер» из к/ф «Дети капитана Гранта». Дети знакомятся с новым композитором и его песней, а также рассказывают об этом жанре, о куплетном строении песни.
Данная форма работы относится к расширению знаний о жанрах в музыке. Дети учатся слушать и запоминать музыку, определять жанр и куплетную форму произведения.
Основная часть
Задание на развитие музыкальной памяти и слуха детей.
Педагог предлагает прослушать и определить музыкальные жанры, а также с помощью словариков характер произведений.
Звучит:
П. И. Чайковский «Детский альбом»: «Вальс», «Полька», «Марш деревянных солдатиков».
Дети отвечают на поставленные перед ними вопросы.
Данная форма работы относится для развития памяти и музыкального слуха детей, умение работать с музыкальными словарями.
Задание на усвоение пройденного материала.
Педагог предлагает послушать и определить жанры старинных танцев, их характерные особенности, а также характер музыки.
Звучит:
В. А. Моцарт «Менуэт»;
Б. Сметана полька из оперы «Проданная невеста»;
С. С. Прокофьев, гавот из балета «Золушка»;
П. Чайковского. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
Дети определяют жанры танцевальной музыки, рассказывают об особенностях старинных танцев, с помощью словариков определяют характер каждого музыкального номера.
Данная форма работы относится к воспитанию слушания музыки и усвоению домашнего задания.
Изложение темы урока «Музыка кино. И. Дунаевский. Увертюра к к/ф «Дети капитана Гранта».
Педагог предлагает детям отправиться в кинопутешествие в «мир кино» и рассказывает детям об истории возникновения кино, первом аппарате «синематограф» (сл. 1), о «немом кино» (сл. 2), первых звуковых фильмах(сл.3). Педагог знакомит с новым жанром -киномузыка (сл. 4), рассказывает о жизни и творчестве композитора И Дунаевского (сл. 5); знакомит учеников с музыкой Дунаевского к кинофильмам: «Волга-Волга», «Три товарища», «Цирк», «Весёлые ребята», «Дети капитана Гранта» и другими фильмами (сл.6).
Данная форма работы относится к расширению знаний об истории развитая киноискусства, музыки к кинофильмам. Целью является знакомство с жизнью и творчеством композитора И. Дунаевского, акцент ставиться на музыке к кинофильмам.
Педагог рассказывает краткое содержание романа, французского писателя Жюля Верна «Дети капитана Гранта», на основе которого создан одноимённый фильм, останавливается на основных моментах романа (сл. №7, 8). Педагог, рассказывает о происходящих событиях в романе, знакомит с главными героями и главной идеей романа.
Данная форма работы относится к расширению представлений о литературном произведении, романа Жуля Верна «Дети капитана Гранта».
Погружение детей в музыку Дунаевского из к/ф «Дети капитана Гранта». Затем педагог рассказывает о музыке к этому к/ф и останавливается на первом номере «Увертюра». Далее задаёт вопрос, знакомы ли они с этим жанром? Дети отвечают, что нет. Учитель рассказывает, что означает в переводе слово «увертюра». Дети записывают перевод и определение этого слова. Затем преподаватель предлагает послушать основные темы увертюры: тему вступления, главную и побочную и дать музыкальную характеристику этим темам, пользуясь музыкальными словариками. Дети отвечают.
Звучат тема вступления, главная и побочная темы из увертюры к к/ф «Дети Капитана Гранта». (сл. № 9)
Дети слушают, затем дают музыкальную характеристику темам, используя словарики.
Педагог продолжает знакомить учеников с музыкальными номерами к к/ф.
Звучит песня «Весёлый ветер». (сл. №10).
Слушание, затем педагог спрашивает детей, знакома ли им эта песня? Дети отвечают, что она звучала в начале урока. Педагог задаёт вопросы о чём эта песня, какие чувства она вызывает у ребят и просит рассказать о её строении. Дети отвечают.
Звучит «Песенка капитана» из к/ф (сл. №11).
Слушание, затем педагог задаёт вопросы о прослушанной песне: о ком поётся в этой песне? Какой характер этой песни? На каких словах припев этой песни? Дети отвечают.
Данная форма работы относится к воспитанию слушания музыки, изучению нового жанра «увертюра», знакомству с «сонатной формой», расширение знаний о жанре «песня».
Педагог говорит детям, что наше путешествие подходит к концу и предлагает закрепить знания новой темы.
Задание «В каждой строке спрятались слова» (Приложение 1).
На столах у ребят лежат листочки с заданием, в нём нужно найти все слова, которые относились к теме нашего урока и объяснить их значение.
Дети выполняют задание.
Данная форма работы относится к закрепления знаний нового материала
Заключительная часть.
Звучит:
«Увертюра» и песня «Весёлый ветер» И. Дунаевского из к/ф «Дети капитана Гранта». Дети ещё раз слушают и определяют музыку темы урока. Преподаватель подводит итог занятия, отмечает достижения каждого ребенка и дает домашнее задание (Приложение 2), в котором нужно соединить стрелочками вопросы с правильными ответами.
В конце занятия – прощаемся.
Учащиеся выходят из класса.
…
Методическая литература:
Н. Царёва «Уроки госпожи Мелодии». Учебное пособие по предмету «Слушание музыки». М.: «Росмен» 2005 г.
Г. В. Абрамович. «Солнечный круг». М.:1985 г.
Н. С. Гильченок «Слушаем музыку вместе». Спб.: «Композитор» 2006г.
Д. Б. Кабалевский. «Про трёх китов и многое другое». М.: Детская литература 1972 г.
Д. Б. Кабалевский. «Как рассказывать детям о музыке». М.: «Просвещение» 1989 г.
Е. Г. Кругликов. Методические рекомендации по предмету «Слушание музыки для средних специальных музыкальных школ». М. 1988 г.
Т. Е. Первозванская «Мир музыки». Учебное пособие «Слушаем музыку» 1 класс. Спб. «Композитор» 2006 г.
Л. Михеева. Музыкальный словарь в рассказах». М.: «Советский композитор». 1984 г.
Д. К. Самин. Сто великих композиторов. М.: 2004 г.
Д. А. Минченок. «Дунаевский. Красный Моцарт». Издательство «Молодая гвардия» 2006 г
Приложение 1
Задание: В каждой строке спрятались слова. Найди их.
У
Ж
А
Н
Р
Е
К
И
Н
О
О
Т
П
Е
С
Н
Я
Н
О
Ч
Д
У
Н
А
Е
В
С
К
И
Й
С
М
А
Р
Ш
А
Д
Е
Т
И
К
У
В
Е
Р
Т
Ю
Р
А
Д
Приложение 2
Домашнее задание: Соединить стрелочками вопросы и ответы
ВОПРОСЫ
ОТВЕТЫ
Вокальный жанр, где объединены музыка и слова
марш
Чёткое движение под музыку в темпе шага
танец
Инструментальное вступление к театральному спектаклю