kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Модельная дополнительная общеразвивающая программа «Театральный подмастерье»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа может быть реализована в центрах дополнительного образования

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Модельная дополнительная общеразвивающая программа «Театральный подмастерье»»







Модельная дополнительная

общеразвивающая программа

«Театральный подмастерье»

Направленность программы: художественная

Вид программы: базовая

Возраст обучающихся: 7-12 лет

Срок реализации программы: 1 год







Автор – составитель:

Салеева Любовь Николаевна










Пояснительная записка

В последние годы у детей повышается интерес к различным видам творчества. Способность к творчеству – главная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, не разрушая, а преумножая. Творчество человека немыслимо вне общества, потому что все созданное творцом всегда было и будет неповторимым, оригинальным и ценным для современников и будущих поколений.

«Творчество – это деятельность, направленная на создание новых духовных и материальных ценностей» (Е.И. Петровский). Необходимо создание такой атмосферы, где учащиеся чувствуют уверенность в себе, в своих силах, где индивидуальный подход к личности ребенка помогает раскрывать свое «Я».

 Раннее развитие способности к творчеству уже в раннем детстве – залог будущих успехов. Известный педагог В.Н. Шацкая определяла творчество дошкольников как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования творческой личности. Устойчивое сохранение у детей интереса к изобразительной деятельности обуславливает более быстрое и глубокое усвоение знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, содействует расширению общего умственного кругозора.

Программа «Театральный подмастерье» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41

«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

4. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки России, Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования», 2015 год (проект)

7. Конвенция о правах ребенка

Программа разработана на основе положений теории Л.С. Выготского, который рассматривал творчество как создание нового. А. Маслоу, считал, что подлинное творчество проявляется у человека в реальной повседневной жизни, каждодневном выборе жизненных ситуаций, в разных формах самовыражения.

В основе программы «Театральный подмастерье» лежит предметно-практическая деятельность, развивающая мелкую моторику, мышление, логику, возбуждает фантазию, расширяет кругозор. Занятия сочетают в себе элементы трудового и эстетического воспитания. Помогая развитию личности учащегося, педагог помогает ему приблизиться к пониманию искусства, используя знания и умения на практике. Соприкосновение с творчеством не может быть уделом только избранных, большинство детей одарены в той или иной степени по отношению к разным видам деятельности. Работа по программе «Театральный подмастерье» предоставляет возможность детям в полной мере реализовать все свои творческие способности в создание театральных масок, кукол для драматизации в различных художественных техниках и использования этого навыка в повседневной жизни.

Актуальность программы в том, что она поможет в развитии творческой личности учащихся. Дети самостоятельно смогут ставить перед собой задачи и решать их. Именно эта самостоятельность поспособствует развитию творческого характера. Кукла, маска выполненная в различных техниках и из различных материалов, поможет развить диалектическое мышление, способность соединять то, что кажется не соединимым. Учащиеся смогут придумывать новое и брать ответственность за своё решение.

  Актуальность программы обусловлена двумя основными факторами:

Во-первых, очень важно с детства прививать ребёнку интерес и любовь к разным видам искусства, умело раскрывая и созидая их в маленьком человеке. Научить его стремиться к гармонии между мыслью и действием, развить его творческие способности, чтобы он не боялся креативно мыслить, и мог продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальные решения. Развивать речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. Научить устанавливать полноценный речевой контакт со своими сверстниками, с легкостью приспосабливаться к разным ситуациям и обращаться за советом и помощью к старшим, если это необходимо. Научить умело, сочетать все свои способности и таланты в единый продукт. Видеть за созданием реквизита для будущего театрального представления свою миссию, пусть пока маленькую и незначительную, но уже миссию. В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.

Во-вторых, общеразвивающая программа «Театральный подмастерье» носит практико - ориентированный и ценностно-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися техникой декоративно-прикладного искусства. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для  творческого развития детей, обогащает их творческие стремления преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».   Также занятия декоративно-прикладным искусством способствуют формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. При знакомстве с произведениями декоративно-прикладного искусства наших коренных народов, дети узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); о связи содержания орнамента с окружающей природой; связи искусства с бытом и жизнью народов. Также дети учатся умению отличать орнаменты одних народов от других. Узнают, что орнаментом украшают одежду, обувь и различные хозяйственные мешочки, сумочки. У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.   Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного и патриотического воспитания. В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели, выделили в процессе восприятия. Создавая свое изделие, декоративно-прикладное искусство дети отмечают, почему оно нравится, что в нем интересного, почему оно радует их, и наоборот, вызывает отрицательное отношение. Часто эстетическая оценка переплетается с нравственной. Поэтому выражение отношения к изображаемому или предмету – это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности детского творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей. Общественная направленность проявляется в том, что они создают что-то своими руками для других (настольный кукольный театр, театральные маски для школьного театра, обереговые куклы и национальные костюмы для школьного музея). В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремление выполнять свою творческую работу как можно лучше. Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимания к другим людям, потребность в добрых делах. На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, фигурку вместе составляет общую композицию.

            Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материал народного декоративно-прикладного искусства, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

            Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником, но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир ребенок, и этот потенциал надо раскрыть.

Таким образом, социальный заказ общества на развитие практически подготовленной творческой личности обеспечивает предлагаемой образовательной программе свойство очевидной актуальности.

Новизна образовательной программы заключается во - первых: в реализации интегративно-деятельностного подхода к развитию креативной личности учащегося, обладающей не только практическими навыками и умениями в декоративно-прикладном искусстве, но и ценностными компетенциями социальной адаптации в постоянно меняющемся мире.

На это ориентирована и настоящая программа, её новизна и отличие заключаются в том, что обучение основам декоративно-прикладного искусства и развитие с его помощью общей культуры учащегося осуществляется на основе приобщения детей и подростков к жанру народного творчества и художественной культуре.

Во-вторых: в организации смешанных детско-родительских группах. Смешанные группы родители - дети способствуют более эффективному обучению, позволяют достигнуть превосходнейшего результата коммуникативных навыков. Тесная взаимосвязь с семьей предполагает обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения, оказание им психологической поддержки.


Логика построения программы

Форма детского образовательного объединения – это творческий коллектив, объединенный общими задачами, едиными ценностями совместной деятельности, а также эмоциональным характером межличностных отношений, в котором организованы занятия по усвоению коллективных действий и умений. Работа коллектива строится на признании ценности любого индивидуального творчества, уникальности личности.


Отличительные особенности программы:

- присутствие родителей на занятиях, в том числе в качестве их активных участников;

- разновозрастные группы;

- развитие детской инициативы;

- способность педагогов к неформальному общению;

- создание у обучающихся ситуации успеха;

- формирование у обучающихся потребности в развитии художественной культуры;

- совместное участие в мероприятиях детей, педагогов и родителей.

Программа имеет блочную структуру. Первый блок – ознакомительный, где происходит знакомство с инструментами и различными материалами, а также обучение навыкам работы с ними. В результате освоения этого блока у обучающихся развивается желание творить и воплощать задуманное.

Следующие блоки направлены на формирование потребности в самостоятельной творческой активности. Происходит развитие познавательной и эмоциональной сфер личности ребенка, совершается осмысление деятельности, знаний, что приводит к конкретному результату – продукту деятельности. Создание условий для творчества благоприятствует появлению новых идей и мнений, оригинальности мышления. Характерной чертой, является пытливость ума, стремление к познанию. На данном этапе участниками создаются маски сказочных героев для школьного театра, а также изготавливают героев сказок и декорации для настольного театра.

В программе также предусмотрен событийный блок. Он направлен на осуществление воспитательных мероприятий, проведение праздников, театральных представлений с изготовленными масками сказочных героев, разыгрывание сказок с использованием настольного театра, подготовку к конкурсам, выставкам и т.д. Если все блоки проводить от первого до последнего занятия, то часы событийного блока можно варьировать в зависимости от ситуации, также эти часы могут быть завершающим этапом каждого блока.

Форма организации учебного занятия также зависит от замысла и темперамента педагога. Это могут быть следующие виды занятий – беседа, практическое занятие, представление настольного кукольного театра в виде театральной постановки, встреча с интересными людьми, выставка, игра, конкурс, мастер–класс, наблюдение, праздник, творческая мастерская, ярмарка.

Методы и приемы

Методологической основой для разработки данной программы, ее содержания, форм и методов являются идеи отечественных и зарубежных специалистов, работающих в области педагогики:

- идея единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, Л.С.Выготскийи др.);

- идея личностно-ориентированного образования на основе его дифференциации и индивидуализации (А.Н. Леонтьев. Б.Ф. Ломов, А.В.Петровский);

- идея рассмотрения дополнительного образования, как постоянно расширяющегося образовательного пространства (формы его бытия) и последовательной смены состояний развития личности и её самореализации (В.А. Горский);

- идея рассмотрения дополнительного образования как сферы социального и профессионального самоопределения обучающихся (А.Я. Журкина, С.Н.Чистякова, С.В. Сальцева);

- идея повышения эффективности дополнительного образования через развитие творческого потенциала педагогов (А.И. Щетинская);

- идея формирования педагогической среды, способствующей самореализации личности (Н.Ф. Талызина, В.А. Ясвин);

- метод сказкотерапии (Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, А.В.Гнездилов). Важнейшими внешними условиями психологического развития ребенка являются: понимание и принятие его как индивидуальность, наделенную своеобразными природно-психическими качествами, имеющую своеобразный опыт, равные права с другими, уважительное и теплое отношение, развивающий характер среды.

Цели и задачи программы

Цель: развитие творческих способностей учащихся через различные виды декоративно-прикладного творчества.

 

Задачи:

Личностные:

  1. развитие трудолюбия, аккуратности, самостоятельности в работе;

  2. формирование уважения к личному труду и к труду сверстников;

  3. формирование умения анализировать собственную деятельность и работу одногруппников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;

  4. умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соблюдать культуру общения, соотносить свою работу с общим замыслом.

Метапредметные:

Познавательные:

  1. умение творческого видения с позиции художника и зрителя, т.е. сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  2. использование средств информационных технологий, ресурсов интернета для решения различных творческих задач в процессе реализации творческих работ;

Коммуникативные:

  1. умение вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой деятельности;

  2. планирование и осуществление различной образовательной, поисковой и творческой деятельности в соответствии с поставленной задачей, умение находить варианты решения различных задач;

Регулятивные:

  1. умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать рабочее пространство;

  2. осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению новых более оригинальных и творческих результатов

Образовательные:

  1. совершенствовать знания о народном творчестве;

  2. ознакомить с историей появления кукол и особенностями русских национальных костюмов;

  3. закреплять знания терминологии, применяемой в создании кукол;

  4. познакомить с основными способами и приемами изготовления театральных масок, кукол для кукольного театра и русских национальных костюмов.

Основные принципы обучения

Принцип сознательности и активности учащихся в процессе обучения - обучение эффективно тогда, когда обучающиеся проявляют познавательную

активность, являются субъектами деятельности. Учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения.

Принцип сотрудничества – в процессе реализации образовательной концепции программы педагог и учащиеся и их родители выступают в роли партнеров. Это принципиальная позиция, призванная вызвать успех в достижении общей цели.

Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения – обучение направленно на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но и определенных нравственных и этических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.

Принцип систематичности и последовательности – предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения, как содержания, так и процесса обучения.

Принцип доступности – образование доступно по возрастному уровню

развития. Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, чтобы они не испытывали интеллектуальных и физических перегрузок.

Принцип наглядности – эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке

учебного материала. Использование наглядности целесообразно в той мере, в

какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления.

Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов образовательной деятельности – педагог может и должен

использовать самые разнообразные формы организации обучения, а также

различные способы взаимодействия воспитанников в образовательном процессе: индивидуальную работу, в малых и больших группах.

Принцип связи обучения с практикой – требует, чтобы процесс обучения стимулировал учащихся использовать полученные знания в решении практических задач.

Принцип самооценки каждой личности – именно в рамках творческого

коллектива существует возможность дать почувствовать каждому обучающемуся свою значимость, уникальность и необходимость, работая в группе. Задача педагога – помочь обучающемуся понять это и получить удовлетворение от общения с другими участниками группы. При этом необходим дифференцированный подход в подборе заданий. Дополнительные задания рассчитаны на тех детей, которые справились с обязательным объёмом работы и у них есть время для самостоятельной работы. Обучающиеся должны с первого дня почувствовать, что в них заинтересованы, их любят и поощряют их успехи. Особое внимание следует уделить тем, кто не уверен в своих способностях. В результате развития художественно-творческих способностей каждый развивается как целостная личность, способная ценить прекрасное в окружающем мире.


Основные формы и методы обучения

На занятиях используются самые разные методы работы. Прежде всего, практическая работа, со всеми её творческими, производственными и организационными структурами. Занятия включают в себя беседы, практические работы, встречи с интересными людьми, выставки, праздники, театральные представления, просмотры сказок и видеозаписей с мастер-классом. А так же на занятиях проводится работа с различными материалами и инструментами: работа с описанием и обсуждением работ декоративно- прикладного творчества и их характерных особенностей, плодов собственного творческого труда, личных мыслей и чувств по поводу увиденного и созданного.

На групповых занятиях представляются теоретические сведения, в основном в форме беседы, используются наглядные пособия, демонстрационный, методический и дидактический материал.

На практических занятиях, где отрабатываются практические навыки и

умения, используются всевозможные наглядные пособия, личный пример педагога.

В работе педагога используются различные методы обучения, их выбор

определяется общей целью обучения и воспитания, спецификой учебного

материала.


Формы организации занятий

- по составу учащихся: групповая, индивидуальная, работа в парах.

- по способу организации образовательной и воспитательной деятельности: учебное занятие, конкурс, встреча с интересными творческими людьми, мастер-класс, театральное представление, праздник, досуговые мероприятия.




Организация педагогической деятельности

Программа «Театральный подмастерье» реализуется на базе МКОУ «СОШ № 9 г. Аши (с профессиональным обучением)» и рассчитана на1 год обучения.

Категория обучающихся участвующих в реализации программы имеет разновозрастной состав. Это обучающиеся 8 - 12 лет. Комплектование коллектива происходит в режиме свободного набора, как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов. В группу берутся все желающие.

Количество детей в группе – 19 человек.

Форма обучения: групповая, индивидуальная. Для развития кругозора, любознательности воспитанников предполагается посещение выставок в музейно-выставочном центре, во Дворце культуры г. Аши, а также посещение школьного театра, где будут использованы в качестве реквизита театральные маски сделанные рукам детей и школьного музея, для которого будут изготовлены куклы в национальных костюмах.

Программа рассчитана на 117 часов в год. Занятия в коллективе проводятся 2 раза в неделю. Для занятий отведено постоянное помещение, точно определены дни и часы занятий, ведется учет посещаемости.

Принцип построения занятий: каждое занятие несет интегрированный

характер, так как включает в себя материал из каждого раздела программы.


Планируемые результаты

К концу обучения дети:

знают:

  1. историю возникновения обереговых безликих кукол;

  2. название деталей народного костюма;

  3. правила раскроя ткани;

  4. технику изготовления масок из картона и папье-маше;

  5. технологию изготовления кукол для настольного театр.


умеют:

  1. работать с пластилином, соленым тестом, папье-маше, различными видами бумаги;

  2. работать с фетром, различными видами ткани;

  3. самостоятельно делать обереговую куклу «Мотанку», «Масленицу»; сказочных героев для настольного кукольного театра и маски.

  4. выполнять крой по готовому лекалу;

  5. самостоятельно декорировать готовые изделия.


Виды и формы текущего контроля и аттестации

Программа «Театральный подмастерье» построена по блочно-тематическому принципу. Каждый блок несет свои цели, задачи и информацию. Входная диагностика проводится на каждом занятии. Она определяет уровень знаний и художественно-творческих способностей обучающегося во время беседы, проведения опроса и наблюдения за творческой деятельностью. Текущий контроль проводится на каждом занятии. Это может быть выставка работ, беседа с обучающимися, наблюдение за творческой работой.

После окончания каждого блока – промежуточный контроль - проходит отслеживание результатов в форме выставок, конкурсов, творческого представления.

В конце каждого полугодия проводится открытое занятие с приглашением родителей, на котором проходит представление детских творческих работ.

В конце учебного года – итоговая диагностика. Она определяет уровень освоения программы. Итоговый контроль предусматривает выполнение творческой работы, включающей создание индивидуального или коллективного творческого продукта с его презентацией.



Для отслеживания результатов реализации программы «Театральный подмастерье» используются критерии оценивания знаний и умений развития объемно-пространственного мышления, художественного воображения, художественного интереса воспитанника. Ожидаемые результаты фиксируются через конкретные формы, например, участие детей в выставках, конкурсах. Результаты – это, по сути, реализованные задачи, поставленные в программе, а проявление этих результатов в ходе каких-либо конкурсов, выставок и т. п. – это не более чем форма, в которую облекается результат.

В сфере, куда ребенок приходит добровольно, не стоит делить детей на успевающих и неуспевающих, ведь именно здесь, в дополнительном образовании, каждый ребенок надеется обрести дело, в котором его природные задатки найдут достойное воплощение, а сам он обретет статус успешного человека. Неприемлем здесь данный способ оценивания еще и потому, что традиционная отметка носит выраженный когнитивный (знаниевый) характер. Она выставляется за определенный уровень знаний по конкретному предмету, в то время как за рамками внимания педагога остаются не только затраченные на это усилия ребенка, но и приобретенные им за определенный период социальные компетенции, сформированные личностные качества, развитые творческие способности.

Соответственно предметом оценивания могут быть:

• набор основных знаний, умений, практических навыков по изучаемому виду деятельности, а также общеучебных навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы;

• перечень важнейших личностных свойств, которые желательно сформировать у ребенка за период его обучения по данной программе, и время общения с педагогом и сверстниками. При этом необходимо определить возможные уровни выраженности (от минимального до максимального) каждого измеряемого показателя у разных детей. Сведенные воедино, они и покажут, в какой мере тот или иной ребенок сумел освоить предложенную ему образовательную программу.

Критерии определения интереса можно подразделить на две группы: процессуальную и результативную. Процессуальная группа критериев дает возможность определить интерес в процессе деятельности. Это такие критерии, как:

– эмоциональная впечатлительность;

– художественная наблюдательность, активность включения в деятельность;

– отношение к поиску и исследованию;

– отношение к трудностям, возникшим в процессе деятельности;

– длительность процесса деятельности.

Продукционная группа критериев дает возможность по результату, продукту деятельности судить о наличии интереса к художественному творчеству. Это такие критерии, как:

– склонность к творческой самостоятельной деятельности;

– требование к качеству результатов;

– собственное отношение к результату (оценка, желание продолжить работу и т. д.);

– анализ детских работ.

Программа предполагает развитие и совершенствование ее содержания: это может быть связано с освоением новых технологий ДПИ, поступлением новых сведений об истории развития искусства и культуры, таким образом, программа имеет тенденцию к непрерывному совершенствованию.

Применение творческих работ

Планируется, что результаты индивидуального и коллективного декоративно-прикладного труда обучающихся найдут свое применение в театральных постановках на внеурочной деятельности по программе «Школьный театр» и в оформлении экспозиции в школьном музее, посвященной традиционному народному искусству. Кроме того, выполненные на занятиях творческие работы, такие как настольный кукольный театр, могут быть использованы в качестве сопровождения книжной выставки русских народных сказок.

Общественное положение результатов творческой деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.


Тематический план

п/п


Наименование разделов и тем


Количество часов

Теорет.

Практ.

Всего

1

Вводное занятие. Знакомство с ключевыми понятиями

2

0

2

1.1

Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы. Инструктаж по ТБ при работе с инструментами и материалами.

2

0

2

2

Театральные маски

6

8

14

2.1

Знакомство с различными материалами для создания театральных картонажных масок

2

0

2

2.2

Изготовление масок героев сказки «Колобок

1

2

3

2.3

Изготовление масок героев сказки «Теремок»

1

2

3

2.4

Изготовление масок героев сказки «Репка»

1

2

3


2.5

Изготовление масок героев сказки «Коза и семеро козлят»

1

2

3

3

Настольный картонажный кукольный театр

4

8

12

3.1

Изготовление сказочных героев и ширмы для сказки «Колобок»

1

2

3

3.2

Изготовление сказочных героев и ширмы для сказки «Теремок»

1

2

3

3.3

Изготовление сказочных героев и ширмы для сказки

«Три медведя»

1

2

3

3.4

Изготовление сказочных героев и ширмы для сказки «Красная шапочка»

1

2

3

4

Сказочные герои. Изготовление из папье-маше

5

16

21

4.1

Папье-маше, технология изготовления

1

1

2

4.2

Изготовление сказочных героев из папье-маше

3

10

13

4.3

Изготовление новогодних игрушек

1

5

6

5

Сказочные герои. Изготовление из соленого теста

4

12

16

5.1

Соленое тесто, технология изготовления

1

2

3

5.2

Изготовление сказочных героев по образцу из соленого теста

3

10

13

6

Кукла

8

36

44

6.1

История возникновения кукол.

2

0

2

6.2

Куклы из картона. Моделирование одежды

1

3

4

6.3

Народные куклы. Основы ручного шитья, технология изготовления безликих кукол.

2

0

2

6.4

Обереговая безликая кукла «Мотанка»

1

9

10

6.5

Обрядовая кукла «Масленица»

1

10

11

6.6

Тряпичная кукла в русском национальном костюме

1

14

15

7

Участие в конкурсах и посещение выставок



6

8

Итоговое занятие. Анализ учебной и творческой деятельности за год



2


Воспитательная работа

Ведущая идея воспитательной работы: развитие духовно-нравственной

культуры учащихся в учреждении дополнительного образования.

Цель: создание единого воспитательного пространства для развития

духовно богатой и творчески самостоятельной личности, ориентированной на саморазвитие и самореализацию в практической деятельности.

Задачи:

- формирование ценностных ориентаций обучающихся в процессе творческой деятельности;

- воспитание у обучающихся гуманного отношения к себе, к другим людям, окружающему миру посредством искусства;

- приобщение обучающихся к культурному наследию, традициям своего народа;

- включение родителей к (сотворчеству и сотрудничеству) совместной

творческой деятельности и повышение их педагогической культуры.


Воспитательный процесс в творческом коллективе реализуется по 2 направлениям:

1. Культурно-досуговая деятельность представлена как целостная совокупность взаимосвязанных потенциалов: познавательного, ценностного,

коммуникативного и эстетического (по Степанову Е.Н.).


Потенциал личности

Содержание деятельности


Познавательный

Участие обучающихся в конкурсах художественной направленности

городского, регионального и

международного уровней.


Ценностный (нравственный)

Участие в изготовлении и оформлении экспозиции кукол в национальных костюмах для школьного музея.


Коммуникативный

Организация каникулярных

мероприятий и проведение

коллективно-творческих дел.



2. Работа со смешанными группами «дети - родители»:

Всем известно, что воспитание начинается в семье, но в нашем современном обществе с бесконечной нехваткой времени родителям совершенно не хватает времени на воспитание детей. Что же делать родителям, как быть? Ответом на эти вопросы является общее увлечение семьи, общее дело, которое бы целиком и полностью захватило бы душу ребенка, направив на созидание собственной личности, на духовный и душевный рост. Увлечение, в котором принимали бы участие и взрослые и дети, это может быть организация смешанных групп через создание семейного досуга. Целью которого является - воспитание полноценной личности ребенка. Организация таких групп начинается с единомышленников, это в основном бабушки и мамы, сестры и друзья, которые всегда готовы собраться в команду, объединенные главной целью изменить жизнь детей к лучшему и самим получить удовольствие от совместного труда под названием – семейный досуг. Где каждый родитель становится настоящим другом, напарником общаясь со своими детьми. Родителям приходится использовать весь свой опыт, фантазию, природный педагогический талант, знание художественной литературы («Катится, катится колобок, а на встречу ему...») и артистические способности!

В данных группах проводиться:

Индивидуальная работа:

- педагогические консультации, беседы-рекомендации;

- проведение тест - опроса, анкетирование.

Коллективная работа направлена на реализацию комплекса мероприятий

по повышению педагогической культуры родителей через традиционные и

нетрадиционные формы работы: родительские собрания, если необходимо лектории по проблемам воспитания (с приглашением педагогов-психологов).

- родительские гостиные: «Как здорово, что есть семья, которая от бед хранит тебя», «Если счастье есть на свете, это счастье наши дети».

- проведение творческих отчетов, праздников с участием родителей;

-фотоотчет, создание виртуального фотоальбома с творческими работами детей.

Итоговым контролем является выполнение комплексной работы, включающей создание индивидуального и коллективного творческого продукта, непосредственными участниками которых являются учащиеся и члены их семьи.

Технологии обучения

Личностно-ориентированные технологии обучения – в центре всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.

Гуманно-личностные отношения – принять ребёнка таким, какой он есть, включить в содержание своего общения и отношений с ним его жизнь во всех её проявлениях и стать её соучастником.

Технология индивидуального обучения – главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач.

«Диалог культур» – диалог как двусторонняя информационная смысловая связь является важнейшей составляющей процесса обучения. Можно выделить внутри личностный диалог, диалог как речевое общение людей и диалог культурных смыслов, на котором и строится технология диалога культур.


Материально-техническая база

Для успешной реализации программы имеется: оборудованный учебный кабинет с персональным компьютером и мультимедийным оборудованием для просмотра и прослушивания видео и аудиозаписей, комплект столов и стульев, полки, шкафы для хранения изделий, тканей, красок. Ножницы для бумаги, для ткани; ткань, фетр, иглы для вышивки и для шитья; кисти для краски и для клея; краски; клей ПВА, набор для лепки, картон, цветная бумага, ватман.

 

Занятия проходят в светлом, сухом, проветриваемом помещении, по объёму и размерам соответствует числу учащихся в одной группе. В кабинете количество столов и стульев соответствует количеству детей в группе; шкаф для хранения материальной части, стенд для демонстрации образцов, доска магнитная. Для уменьшения зрительного напряжения при работе имеется естественное и искусственное освещение.


Список литературы

  1. Аистратова А. Поделки из ткани, ниток и пуговиц. Издательство: Оникс 21 век, 2009. – 16 с.

  2. Ануфриева М.А. Большая энциклопедия рукоделия. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 895с.

  3. Белякова О.В. Большая книга поделок. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 222с.

  4. Бискер Л.М. Программа “Одаренные дети” // “Завуч”.- 2001.- №4.- с.39-45

  5. Виноградова Е.Г. Большая книга рукоделий для маленьких принцесс. Издательство: АСТ, 2009. – 256 с.

  6. Власов В.Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства. Учебно-методическое пособие. – СпбГУ, 2012. – 156с.

  7. Гибсон Р, Тайлер Д. Веселые игры: Лепим из теста. — М.: «РОСМЭН», 1997. — 128 с.: ил.

  8.  Горичева В. С. Куклы / Худож. В. Н. Куров. — Ярославль: «Академия развития», «Академия, К°», 1999. — 192 с.: ил. — (Сер. «Бабушкин сундучок»).

  9. Голубцова Т.А., образовательная программа  «Креативное рукоделие», МБОУ ДОД «Центр детского творчества № 4 г. Бийск», 2012 г.

  10. Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  11. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей.- Ярославль: Академия развития, 2004.- 304с.

  12. Лейтес Н.С. “Легко ли быть одаренным?” Журнал “Семья и школа” № 6. 1990 г., с. 34.

  13. «Концепция общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов» от 3 апреля 2012 года.

  14. «Концепция развития дополнительного образования детей» от 04.09.14 года № 1726-р.

  15. Пэйнтер Л. Декупаж, соленое тесто, лоскутное шитье, папье-маше, декоративное стекло и многое другое: полная энциклопедия рукоделия. – М.: АСТ, 2010. – 511с.

  16. Петросян Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея. // “Дополнительное образование детей”.- 2001.- № 24.- с. 37-39.

  17. Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29.08.2013 №1008.

  18. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29.08.2013 №1008 (зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 № 330468)

  19. Савельева Е.А. О художественных способностях детей. // “Завуч”.- 2000.- № 6.- с. 132-137.

  20. Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761.

  21. Чурзина Н. О. Игрушки своими руками / Худож. Н. Обедкова. — М.: ОЛМА-ПРЕСС; СПб.: Издательский Дом «Нева», Валери СПД, 1999. — 189 с.: ил. (Сер. «Мягкая игрушка»).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Модельная дополнительная общеразвивающая программа «Театральный подмастерье»

Автор: Салеева Любовь Николаевна

Дата: 13.11.2024

Номер свидетельства: 659451


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства