kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Методическая разработка по предмету: «Рисунок» на тему: «Рисование гипсовых слепков с античной головы Давида. Рисование губ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе отражен поэтапный рисунок губ Давида. В методической разработке представлены эскизы.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по предмету: «Рисунок» на тему: «Рисование гипсовых слепков с античной головы Давида. Рисование губ»»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования детская школа искусств

им. П. И. Чайковского


художественное отделение






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по предмету: «Рисунок»

на тему: «Рисование гипсовых слепков с античной головы Давида. Рисование губ».



Выполнил: преподаватель художественного отделения

Сулейманов Ильшат Мусавирович

Проверил: методист ДШИ

Смирнова Анна Валерьевна



Ноябрьск 2018 г.

Содержание



1. Введение.



2. Рисование губ.



3.Решение тоном.



4. Заключение.



5. Список используемой литературы.

















Введение


Губы являются выразительнейшей деталью лица наряду с глазами. Для их изучения и изображения необходимо знать закономерности строения формы губ, а также правила их рисования. Формы губ, как и остальные детали головы человека, имеют свои характерные признаки и зависят от индивидуальных особенностей, национальной и расовой принадлежности. Но при всем разнообразии губы имеют общую для всех структуру. В учебных программах по рисунку предусмотрены специальные учебные задания по рисованию гипсовых слепков деталей головы с классического образа — Давида Микеланджело.
































Рисование губ


Для того чтобы понять и хорошо усвоить методику рисования губ, следует отработать рисунок гипсового слепка губ Давида, где отчетливо выражена пластическая характеристика формы.

Приступая к изображению губ, необходимо знать не только закономерности строения формы, но и правила их изображения на плоскости. Построение изображения губ должно выполняться линейно-конструктивным методом. В процессе построения рисунка губ нужно строго соблюдать последовательность, что является основным условием верного воспроизведения изображения слепка и успешного выполнения рисунка.



Изображая форму губ в трехчетвертном положении, начинать нужно с обобщенной формы. Легким движением карандаша нужно наметить местоположение губ с учетом пропорциональных и перспективных сокращений. Начинать следует с легкого касания карандаша к бумаге. Резко прочерченные линии мешают замечать ошибки, тем более их исправлять. Давление карандаша по мере правильного продвижения рисунка должно усиливаться. При этом не стоит приучаться рисовать губы в отдельности, особенно в начальной стадии, как любят это делать начинающие. Намечать их следует в целом, в виде овоида. После чего определяется вспомогательными линиями общий характер линии рта сообразно характеру слепка (без учета бугорка верхней губы). Наметив линию рта, нужно определить серединную профильную линию.

Губы состоят из половинок, их середина находится на профильной осевой линии. В трехчетвертном положении часть губ, находящаяся в перспективном удалении, сокращается точно в соответствии с углом точки зрения к слепку. Исходя из этого, определяется середина губ с помощью вспомогательной профильной линии. Верхняя губа по отношению к нижней заметно выступает вперед, что хорошо видно при осмотре с профильной стороны. При этом бугорок верхней губы, наклоняясь своей серединой в сторону ротовой щели и несколько накладываясь на поверхность нижней губы, уходит в ротовую щель, придавая пластику и выразительность ее средней части, а также всей форме. Такое положение чрезвычайно важно учитывать при изображении формы губ. Чтобы не ошибиться при построении губ, нужно внимательно проследить за их рельефом и одновременно за окружающими их поверхностями. Губы тесно связаны с окружающими плоскостями: носогубными поверхностями, плоскостью нижней губы и боковыми плоскостями в области уголков рта и щек.





Определив вспомогательными линиями и точкой серединную профильную линию, уточняя толщину губ, намечаем легкими непрерывными линиями дугообразную кромку формы верхней губы. Намечая эти линии, нужно быть внимательным, так как дуга из-за сокращающейся дальней половинки приобретает более энергичный закругляющийся контур. На середине дугообразной кромки верхней губы, над ее бугорком, от носогубной бороздки строится характерный изгиб (вырезка, желобок), который характеризует форму верхней губы. Наметив изгиб, намечаем вдоль профильной линии бороздку на носогубной поверхности. Бороздка — «фильтр» в своей верхней части имеет одинаковую величину по ширине с перегородкой носа, а у кромки верхней губы чуть расширяется, определяя размер изгиба.

При изображении бугорка верхней губы правильно определяем его направление, следя за серединной профильной линией, идущей вдоль его горбинки. Не забывая при этом, что основание бугорка находится несколько за пределами линии ротовой щели, чуть накрывая своим кончиком основания верхний край нижней губы, и направляется в невидимую часть ротовой щели. Основание бугорка намечается двумя прямыми линиями, симметрично расходящимися под тупым углом по отношению друг к другу от серединной профильной линии вверх, в стороны к квадратным мышцам верхней губы.

При построении формы нижней губы также следует ориентироваться на серединную профильную линию. Прежде проверяем правильность расположения нижней губы по отношению к верхней. Осевая профильная линия на нижней губе при ее изображении в трехчетвертном повороте слева должна быть смещена влево от верхней, а при рисовании справа — смещаться вправо. После уточнения профильной осевой линии переходим к построению формы нижней губы. Но прежде чем перейти к ее построению, необходимо отметить, что формы губ, также как и остальные детали головы и лица, относятся к парным формам. Поэтому при их изображении следует строго придерживаться парности строения форм. Рисуя ближнюю половину губ, не следует забывать о дальней, которая находится в перспективном сокращении.

Как уже упоминалось, в формировании нижней губы, кроме основных круговых мышц рта участвуют парные, так называемые квадратные мышцы. Поэтому, приступая к построению формы нижней губы, начинать нужно с этих мышц. Намечать их следует линиями в виде овалов, причем, намечая дальнюю половину, уточняем перспективу. Ближняя мышца находится под прямым углом к точке зрения и перспективному изменению не подлежит. Располагать парные мышцы следует строго симметрично, при этом толщина овальных форм не должна быть чрезмерно сокращена. Гораздо хуже, когда форма изображена в обратной перспективе, т.е. дальняя часть формы увеличена по отношению к ближней. Главное, нужно следить за сокращением формы дальней половины, чтобы она соответствовала характеру выгнутой формы губ в перспективе.

На завершающем этапе построения рисунка губ, намеченного легкими линиями, необходимо в нужной мере расставить акценты на своем рисунке. Для этого подчеркиваем основные уточненные контуры формы губ. Следует обратить внимание на два момента. Подчеркивая кромку верхней губы, усиливаем линии в ее средней части, а по краям уголков рта, делам их еле заметными, а порой и вовсе не дотрагиваемся. На эти тончайшие детали следует особо обращать внимание. От того, насколько верно и точно проведена линия рта, во многом будет зависеть общая форма губ и их выразительность. Подчеркивая кромки нижней губы, выделим только средние части.

Соединяя основания овальных форм, не касаемся боковых кромок, так как при их замыкании линиями губы утратят пластичность формы, а следовательно, выразительность. При проведении линии рта обращаем внимание на уголки, особенно в области бугорка верхней губы.

Проводя линию вдоль предыдущей вспомогательной линии рта, приближаясь к уголку ближней половины рта, следует проследить за овальной формой нижней губы. Рисовать ее следует как бы сопрягая овоид. Постепенно сходя вниз со вспомогательной линии, закругляясь, эта линия уходит вверх, имитируя вхождение вглубь формы уголка рта. Точно таким же образом следует выполнить противоположную, сокращающуюся половину уголка рта, учитывая изгиб формы рта в перспективном сокращении.

В средней части губ, доводя линию до края основания бугорка, как бы проходят его насквозь, следуя точно вдоль вспомогательной линии рта. После чего, не нарушая форму бугорка, соединяют видимую линию рта с его основанием.

Затем надо перейти к тональной моделировке формы.














Решение тоном.


Тональная моделировка формы губ несколько отличается от моделировки других частей лица и головы. Это обусловлено характером формы губ, прежде всего мягким переходом форм их поверхностей. Поэтому, моделируя формы губ, следует работать мягкими светотеневыми переходами, не допуская грубых штриховок, разрушающих поверхность формы. Штрихи должны быть положены по форме, независимо от направления и поворотов форм губ.


Выявляя рефлексы в тени, не оставляйте белый лист бумаги. Сила тона рефлекса не может быть идентичной силе полутона, поэтому при тональной моделировке, прежде всего, нужно работать отношениями — от самого светлого через полутона к самому темному, соотнося силу тонов, приводя рисунок к целостному решению.

В процессе работы над рисунком следует чаще отходить от него на расстояние, это способствует видению формы в целом. После изображения формы губ в трехчетвертном положении следует их порисовать в различных ракурсах. По мере усвоения рисунка гипсовой формы можно перейти к рисованию живой натуры. Это позволит лучше усвоить учебный материал, понять и осмыслить закономерность строения формы губ. При этом Нужно внимательно следить за изменением ее при различных движениях. Губы являются одной из наиболее динамичных форм, способны видоизменяться, выражая максимальный диапазон эмоций.





























Заключение



Как показывает многолетняя практика, даже после специальных упражнений ученики, приступая к изображению головы, по-прежнему допускают грубейшие ошибки. Это лишний раз подтверждает то, что они недостаточно обращают внимания на конструктивную сущность строения формы, не говоря о недостатке знаний пропорций, перспективы, анатомии или неумении анализировать форму. Они спешат запечатлеть сходство и светотеневые эффекты, упуская из вида самую суть. Поэтому, во избежание подобного рода ошибок, следует обратить особое внимание именно на эти аспекты.



















Список используемой литературы:



1. «Академический рисунок» - Ростовцев Н. Н.

Москва «Просвещение» 1995 г.


2. «Рисунок» - Стен Смит «Внешсигма ».


3. «Динамическая анатомия для художников» -

Берн Хогарт издательство «АСТ» 2001 г.


4. «Основы рисунка» - Сокольникова И. М.

издательство « Титул » 1996 г.


5. «Основы художественной грамоты» - Герчук Ю. Я.

издательство «Учебная литература» Москва 1998 г.

6. «Основы учебного академического рисунка» -

Николай Ли издательство «Эскимо» Москва 2005 г.


7. «Анатомия для художников» - Ене Барчаи

издательство «Эскимо» Москва 2002 г.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сулейманов Ильшат Мусавирович

Дата: 20.11.2018

Номер свидетельства: 486672

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства