kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка открытого урока на тему "Общие сведения о цвете".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка предназначена для дисциплины "Спецрисунок и художественная графика",  для обучающихся по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок-Общие сведения о цвете»

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Ростовский техникум индустрии моды, экономики и сервиса»

(ГБПОУ РО «РТИМЭС»)













Методическая разработка

открытого урока на тему:

«Общие сведения о цвете».



























2020г.

Дисциплина: «Спецрисунок и художественная графика».

Тема занятия: «Общие сведения о цвете».

Время: 90 мин.

Тип занятия: изучение нового материала.

Вид занятия: лекция.

Цели занятия:

Обучающие: ознакомить студентов с основами цветоведения, научить профессиональной терминологии.

Развивающие: развить у студентов профессиональный художественный вкус.

Воспитательные: формировать коммуникативные качества студентов, воспитывать культуру речи.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, презентация.

Раздаточный материал: репродукции картин художников.

План занятия.

  1. Организационный момент-3 мин.

  2. Постановка цели-2 мин.

  3. Актуализация знаний-10 мин.

  4. Введение знаний-50 мин.

  5. Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний-20 мин.

  6. Подведение итогов-2 мин.

  7. Определение домашнего задания, инструктаж по его выполнению-3 мин.


Ход занятия:


1 Организационный момент.


Проверка явки и готовности учащихся к учебному процессу.


2 Постановка цели.


Тема урока «Общие сведения о цвете». Цель урока - познакомиться с основными понятиями науки о цвете - цветоведении, изучить основные термины. Применять полученные знания вы сможете на практических занятиях предмета «спецрисунок и художественная графика», а также при разработке моделей современной женской одежды на уроках специальных дисциплин.


3 Актуализация знаний.


Живопись - это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.

(Писать живо, писать жизнь, то есть полно и убедительно передавать действительность.)

Для создания художественного образа в живописи используют выразительность цвета. Цветом передают объём, фактуру, обозначают главное в композиции живописного произведения.

Выделяют две основных разновидности живописи: монументальную и станковую. «Носителем» монументальной живописи является архитектура. К произведениям монументальной живописи относятся: фреска, мозаика, витраж.

- Какое изображение называют фреской?

- ………

- Какое изображение называют мозаикой?

- ……..

- Какое изображение называют витражом?

-……….

Станковая живопись имеет самостоятельное значение. Произведения станковой живописи (это-картины) предназначены для интерьеров. Многообразие жизни отражают разнообразные жанры станковой живописи.

(Жанр-область искусства, ограниченная определённой тематикой и кругом предметов изображения.)

Назовите жанры живописи?

-………..

(Различают следующие жанры живописи - натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой жанр, исторический, батальный.)


4 Введение знаний.


1.Физические основы цвета.

Природа наделила человека сложнейшей системой органов чувств. Самой развитой частью этой системы является зрение. С помощью зрения человек получает значительную часть информации. Замечательной особенностью зрения человека является его способность хорошо различать цвета.

Цветовое ощущение возникает в результате воздействия на глаз потока электромагнитного излучения, воспринимаемого глазом как световой поток. Следовательно, цвет может быть только там, где есть свет.

Причем одни тела и предметы сами излучают свет, другие светят отраженным светом.

Способность излучать собственный свет имеют такие тела, как солнце, искусственные источники освещения, пламя, тлеющие угли. Они являются первоисточниками света. Источники отражённого света - луна. небосвод, земля. Каждый видимый предмет есть источник света, он распространяет свет, действует на зрение и оставляет зрительный образ.

Свет - это электромагнитное волновое движение.

Цвет - это ощущение, возникающее в органе зрения при воздействии на него света.


В 17 веке учёный физик Исаак Ньютон, пропустив пучок солнечного света через трёхгранную стеклянную призму, получил разноцветную полосу, называемую спектром.



380 н.м. 760 н.м


(смотрим слайд-2 презентации)


Длины волн видимого цвета заключены в интервале от 380 н.м. до 760 н.


В видимом спектре человеческий глаз различает 120 цветов. Эти цвета принято выделять в три группы:

1) Коротко-волновая (380-500 н.м.). Входят цвета: Фиолетовый, Сине-Фиолетовый, Синий, Голубой.

2) Средне-волновая (500-600 н.м.). Входят цвета: Зелено-Голубой, Зеленый, Желто-Зеленый, Желтый, Желто-Оранжевый, Оранжевый.

3) Длинно-волновая группа (700-760 н.м.) Входят цвета: Оранжевый, Красно-Оранжевый, Красный.


НЕ все источники света имеют одинаковый спектр.


спектр спектр спектр

солнечного света тлеющих углей заходящего солнца


(смотрим слайд-3 презентации)


Художники широко используют цвет в живописи не только для передачи объемной формы, но и для выражения главной мысли своих произведений.


(смотрим слайд-4 презентации)


Перед нами портрет Веры Мамонтовой, написанный В.А. Серовым и известный под названием «Девочка с персиками».



И.К. Айвазовский «Лунная ночь в крыму»

(смотрим слайд-5 презентации)


2. Цветовые характеристики.


Все цвета делятся на хроматические и ахроматические.

Хроматическими называют цвета, которые мы различаем в спектре (хромо - в переводе с греческого цвет)

Если мы рассмотрим спектр, то увидим, что в него не входят белый и чёрный цвета . Белый цвет получается при отражении всех лучей спектра поверхностью предмета, чёрный- при поглощении всех лучей поверхностью

(смотрим слайд-6 презентации)


Ахроматические цвета - белый, чёрный и оттенки серого, которые получаются смешением белого и чёрного цветов.

Человеческий глаз способен различить до 30 ахроматических цветов. Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по светлоте.


Хроматические цвета отличаются друг от друга тремя характеристиками:

цветовым тоном

насыщенностью

светлотой (или яркостью)

Цветовой тон – это качество цвета, благодаря которому данный цвет отличается от другого цвета (например, красный отличается от синего).

Насыщенность – это степень наличия чистого пигмента в цвете. Например, насыщенный красный, значит «очень красный»

Светлота – степень близости цвета к белому.


Среди цветов спектра наибольшую светлоту (или яркость), имеет жёлтый цвет, а наименьшую фиолетовый.


К трём главным характеристикам цвета в художественной практике часто добавляют ряд условных характеристик, которых у цвета с точки зрения физики нет.

Главные из этих условных характеристик: температура, вес, звучность, пространственная подвижность цвета (отступающие и выступающие цвета).

Температура – тёплые и холодные.

Вес: лёгкие- светлые, холодные, малонасыщенные (сине-голубые)

тяжёлые- тёплые, темные, плотные (коричневый, оливковый, чёрный, тёмно-серый)

Звучность: звучные – ярко-красный.

глухой- тёмно-коричневый.

Пространственная подвижность: отступающие – холодные темные

выступающие - теплые

Хроматические цвета более выступают на сером фоне.


3. Цветовой круг.


(смотрим слайд-7 презентации)


Если спектральную полосу, где все соседние цвета, постепенно изменяясь, переходят один в другой, взять и согнуть в кольцо, то это кольцо не замкнется, между крайними цветами - красными и фиолетовыми — недостает переходных - красно-фиолетовых (пурпурных). Если их добавить, круг замкнется. Такой цветовой круг поможет нам многое понять в отношении цветов.

Рассмотрим цветовой круг. Цвета расположены в последовательности – жёлтый – красный – синий – зелёный.

Цвета – основные.

Цвета – составные.

Между жёлтым и красным смешением получают жёлто-красные цвета, между красным и синим получают красно-синие цвета и т. д.

Напротив- находятся пары контрастных цветов.

Контраст – это резко выраженная противоположность (чёрный-белый, красный-зелёный).

Нюанс – это едва уловимый переход, оттенок в цвете.

В цветовом круге можно выделить дополнительный цвета.

Дополнительными называются цвета, при смешении которых получается ахроматический цвет.

Дополнительные цвета в цветовом круге находятся напротив друг друга.

Сочетание дополнительных цветов дает нам ощущение особенной яркости цвета.

Доп. цвета: красный – зелёный, жёлтый- фиолетовый, оранжевый – синий, малиново-красному дополнительным будет зелено-голубой, к желто-зеленому - пурпурно-фиолетовый.

Например, у нас есть вот такой невзрачный тусклый фиолетовый цвет:

Сам по себе он не несет особой красоты и мало что из себя нам может рассказать. Но если к нему добавить взаимодополнительный цвет, то он заиграет и заискрится. Смотрите:

наш фиолетовый заискрился, и это тот- же самый цвет, который мы взяли в начале.


4.Гармоничные сочетания цветов.


(смотрим слайды 10-14 презентации)

Для составления гармоничных сочетаний используем цветовой круг.

В нём выделяют 4 группы цветовых гармоний:

  1. однотоновая гармония – основу однотоновой гармонии составляет какой-либо один цветовой тон. Различают цвета в подобном колорите по светлоте и насыщенности. Эти гармонии имеют спокойный уравновешенный характер (нюансный)

Сильно разбелённые цвета называются «пастельными».

Цветовая гармония «пастельных» цветов.

Цветовое равновесие характерно и для гармонии, которая называется «разное чёрное».

В этом случае присутствие чёрного в насыщенных цветах нивелирует яркость, создает едва различимые почти черные сочетания.

  1. гармония родственных цветов - расположены в одной четверти цветового круга, между двумя основными цветами. (ньюансный)

  2. родственно – контрастные гармоничные цвета расположены в двух соседних четвертях цветового круга. Имеют один общий цвет и содержат контрастные цвета.

  3. гармонии контрастных цветов


5.Эмоционально психологическое воздействие света.


Цвет имеет большое эмоционально психологическое воздействие на человека; влияет на настроение и самочувствие.

Каждый из цветов вызывает определённые ощущения:

Красный ассоциируется с огнём воспринимается как резкий и возбуждающий.

Оранжевый воспринимается как напряжённый, динамичный, вызывает чувство беспокойства. Ассоциируется с закатом.

Жёлтый воспринимается, как тёплый ассоциируется с теплом, чувством надежды.

Зелёный цвет уравновешивает эмоции, успокаивает.

Голубой и синий цвета обманчивы.


5. Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний.

Выполнить цветовой анализ картины.


1 Жанровая принадлежность.

2 Основные цвета (цветовой тон, насыщенность, светлота, условные характеристики).

3 Контраст (нюанс).

4 Пространство (отступающие и выступающие цвета).

5 Эмоции и чувства вызываемые произведением.


Пример: Поль Сезанн «Натюрморт с апельсинами».



Жанр картины натюрморт. Основные цветовые тона оранжевый, красный, белый, фиолетовый. Цвета звучные, насыщенные, плотные. Художник поместил на первый план оранжевые и красные выступающие цвета. Натюрморт, строится на контрасте. Вызывает чувства напряжённости и беспокойства.


Группы студентов получают репродукции картин и выполняют цветовой анализ.


6. Подведение итогов.

7. Определение домашнего задания, инструктаж по его выполнению.

Прочитать по учебнику п.4 Техника акварельной живописи, стр. 47-70, ответить устно на вопросы в конце параграфа. Принести бумагу формата А3 для выполнения практической работы.


Литература:

  1. Беляева С.Е., Розанов Е.А. «Спецрисунок и художественная графика», учебник для студентов средних специальных учебных заведений, М. «Академия» 2018.-243с.

  1. Погонина Ю.В., Основы изобразительного искусства. М.: издательский центр «Академия», 2012. -128с.

  2. Кирцер Ю.М., Рисунок и живопись, М.: издательский центр «Академия», 2000.

  3. Беляева С.Е., Основы изобразительного искусства и художественного проектирования. - М.: издательский центр «Академия», 2016.-224с.




















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка открытого урока на тему "Общие сведения о цвете".

Автор: Афанасьева Татьяна Александровна

Дата: 05.02.2023

Номер свидетельства: 624893

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса ("Планета знаний") "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-dlia-2-klassa-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "172409"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423816843"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства