Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Ростовский техникум индустрии моды, экономики и сервиса»
(ГБПОУ РО «РТИМЭС»)
Методическая разработка
открытого урока на тему:
«Общие сведения о цвете».
2020г.
Дисциплина: «Спецрисунок и художественная графика».
Тема занятия: «Общие сведения о цвете».
Время: 90 мин.
Тип занятия: изучение нового материала.
Вид занятия: лекция.
Цели занятия:
Обучающие: ознакомить студентов с основами цветоведения, научить профессиональной терминологии.
Развивающие: развить у студентов профессиональный художественный вкус.
Воспитательные: формировать коммуникативные качества студентов, воспитывать культуру речи.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, презентация.
Раздаточный материал: репродукции картин художников.
План занятия.
Организационный момент-3 мин.
Постановка цели-2 мин.
Актуализация знаний-10 мин.
Введение знаний-50 мин.
Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний-20 мин.
Подведение итогов-2 мин.
Определение домашнего задания, инструктаж по его выполнению-3 мин.
Ход занятия:
1 Организационный момент.
Проверка явки и готовности учащихся к учебному процессу.
2 Постановка цели.
Тема урока «Общие сведения о цвете». Цель урока - познакомиться с основными понятиями науки о цвете - цветоведении, изучить основные термины. Применять полученные знания вы сможете на практических занятиях предмета «спецрисунок и художественная графика», а также при разработке моделей современной женской одежды на уроках специальных дисциплин.
3 Актуализация знаний.
Живопись - это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.
(Писать живо, писать жизнь, то есть полно и убедительно передавать действительность.)
Для создания художественного образа в живописи используют выразительность цвета. Цветом передают объём, фактуру, обозначают главное в композиции живописного произведения.
Выделяют две основных разновидности живописи: монументальную и станковую. «Носителем» монументальной живописи является архитектура. К произведениям монументальной живописи относятся: фреска, мозаика, витраж.
- Какое изображение называют фреской?
- ………
- Какое изображение называют мозаикой?
- ……..
- Какое изображение называют витражом?
-……….
Станковая живопись имеет самостоятельное значение. Произведения станковой живописи (это-картины) предназначены для интерьеров. Многообразие жизни отражают разнообразные жанры станковой живописи.
(Жанр-область искусства, ограниченная определённой тематикой и кругом предметов изображения.)
Назовите жанры живописи?
-………..
(Различают следующие жанры живописи - натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой жанр, исторический, батальный.)
4 Введение знаний.
1.Физические основы цвета.
Природа наделила человека сложнейшей системой органов чувств. Самой развитой частью этой системы является зрение. С помощью зрения человек получает значительную часть информации. Замечательной особенностью зрения человека является его способность хорошо различать цвета.
Цветовое ощущение возникает в результате воздействия на глаз потока электромагнитного излучения, воспринимаемого глазом как световой поток. Следовательно, цвет может быть только там, где есть свет.
Причем одни тела и предметы сами излучают свет, другие светят отраженным светом.
Способность излучать собственный свет имеют такие тела, как солнце, искусственные источники освещения, пламя, тлеющие угли. Они являются первоисточниками света. Источники отражённого света - луна. небосвод, земля. Каждый видимый предмет есть источник света, он распространяет свет, действует на зрение и оставляет зрительный образ.
Свет - это электромагнитное волновое движение.
Цвет - это ощущение, возникающее в органе зрения при воздействии на него света.
В 17 веке учёный физик Исаак Ньютон, пропустив пучок солнечного света через трёхгранную стеклянную призму, получил разноцветную полосу, называемую спектром.
380 н.м. 760 н.м
(смотрим слайд-2 презентации)
Длины волн видимого цвета заключены в интервале от 380 н.м. до 760 н.
В видимом спектре человеческий глаз различает 120 цветов. Эти цвета принято выделять в три группы:
1) Коротко-волновая (380-500 н.м.). Входят цвета: Фиолетовый, Сине-Фиолетовый, Синий, Голубой.
2) Средне-волновая (500-600 н.м.). Входят цвета: Зелено-Голубой, Зеленый, Желто-Зеленый, Желтый, Желто-Оранжевый, Оранжевый.
3) Длинно-волновая группа (700-760 н.м.) Входят цвета: Оранжевый, Красно-Оранжевый, Красный.
НЕ все источники света имеют одинаковый спектр.
спектр спектр спектр
солнечного света тлеющих углей заходящего солнца
(смотрим слайд-3 презентации)
Художники широко используют цвет в живописи не только для передачи объемной формы, но и для выражения главной мысли своих произведений.
(смотрим слайд-4 презентации)
Перед нами портрет Веры Мамонтовой, написанный В.А. Серовым и известный под названием «Девочка с персиками».
И.К. Айвазовский «Лунная ночь в крыму»
(смотрим слайд-5 презентации)
2. Цветовые характеристики.
Все цвета делятся на хроматические и ахроматические.
Хроматическими называют цвета, которые мы различаем в спектре (хромо - в переводе с греческого цвет)
Если мы рассмотрим спектр, то увидим, что в него не входят белый и чёрный цвета . Белый цвет получается при отражении всех лучей спектра поверхностью предмета, чёрный- при поглощении всех лучей поверхностью
(смотрим слайд-6 презентации)
Ахроматические цвета - белый, чёрный и оттенки серого, которые получаются смешением белого и чёрного цветов.
Человеческий глаз способен различить до 30 ахроматических цветов. Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по светлоте.
Хроматические цвета отличаются друг от друга тремя характеристиками:
цветовым тоном
насыщенностью
светлотой (или яркостью)
Цветовой тон – это качество цвета, благодаря которому данный цвет отличается от другого цвета (например, красный отличается от синего).
Насыщенность – это степень наличия чистого пигмента в цвете. Например, насыщенный красный, значит «очень красный»
Светлота – степень близости цвета к белому.
Среди цветов спектра наибольшую светлоту (или яркость), имеет жёлтый цвет, а наименьшую фиолетовый.
К трём главным характеристикам цвета в художественной практике часто добавляют ряд условных характеристик, которых у цвета с точки зрения физики нет.
Главные из этих условных характеристик: температура, вес, звучность, пространственная подвижность цвета (отступающие и выступающие цвета).
Температура – тёплые и холодные.
Вес: лёгкие- светлые, холодные, малонасыщенные (сине-голубые)
тяжёлые- тёплые, темные, плотные (коричневый, оливковый, чёрный, тёмно-серый)
Звучность: звучные – ярко-красный.
глухой- тёмно-коричневый.
Пространственная подвижность: отступающие – холодные темные
выступающие - теплые
Хроматические цвета более выступают на сером фоне.
3. Цветовой круг.
(смотрим слайд-7 презентации)
Если спектральную полосу, где все соседние цвета, постепенно изменяясь, переходят один в другой, взять и согнуть в кольцо, то это кольцо не замкнется, между крайними цветами - красными и фиолетовыми — недостает переходных - красно-фиолетовых (пурпурных). Если их добавить, круг замкнется. Такой цветовой круг поможет нам многое понять в отношении цветов.
Рассмотрим цветовой круг. Цвета расположены в последовательности – жёлтый – красный – синий – зелёный.
Цвета – основные.
Цвета – составные.
Между жёлтым и красным смешением получают жёлто-красные цвета, между красным и синим получают красно-синие цвета и т. д.
Напротив- находятся пары контрастных цветов.
Контраст – это резко выраженная противоположность (чёрный-белый, красный-зелёный).
Нюанс – это едва уловимый переход, оттенок в цвете.
В цветовом круге можно выделить дополнительный цвета.
Дополнительными называются цвета, при смешении которых получается ахроматический цвет.
Дополнительные цвета в цветовом круге находятся напротив друг друга.
Сочетание дополнительных цветов дает нам ощущение особенной яркости цвета.
Доп. цвета: красный – зелёный, жёлтый- фиолетовый, оранжевый – синий, малиново-красному дополнительным будет зелено-голубой, к желто-зеленому - пурпурно-фиолетовый.
Например, у нас есть вот такой невзрачный тусклый фиолетовый цвет:
Сам по себе он не несет особой красоты и мало что из себя нам может рассказать. Но если к нему добавить взаимодополнительный цвет, то он заиграет и заискрится. Смотрите:
наш фиолетовый заискрился, и это тот- же самый цвет, который мы взяли в начале.
4.Гармоничные сочетания цветов.
(смотрим слайды 10-14 презентации)
Для составления гармоничных сочетаний используем цветовой круг.
В нём выделяют 4 группы цветовых гармоний:
однотоновая гармония – основу однотоновой гармонии составляет какой-либо один цветовой тон. Различают цвета в подобном колорите по светлоте и насыщенности. Эти гармонии имеют спокойный уравновешенный характер (нюансный)
Сильно разбелённые цвета называются «пастельными».
Цветовая гармония «пастельных» цветов.
Цветовое равновесие характерно и для гармонии, которая называется «разное чёрное».
В этом случае присутствие чёрного в насыщенных цветах нивелирует яркость, создает едва различимые почти черные сочетания.
гармония родственных цветов - расположены в одной четверти цветового круга, между двумя основными цветами. (ньюансный)
родственно – контрастные гармоничные цвета расположены в двух соседних четвертях цветового круга. Имеют один общий цвет и содержат контрастные цвета.
гармонии контрастных цветов
5.Эмоционально психологическое воздействие света.
Цвет имеет большое эмоционально психологическое воздействие на человека; влияет на настроение и самочувствие.
Каждый из цветов вызывает определённые ощущения:
Красный ассоциируется с огнём воспринимается как резкий и возбуждающий.
Оранжевый воспринимается как напряжённый, динамичный, вызывает чувство беспокойства. Ассоциируется с закатом.
Жёлтый воспринимается, как тёплый ассоциируется с теплом, чувством надежды.
Зелёный цвет уравновешивает эмоции, успокаивает.
Голубой и синий цвета обманчивы.
5. Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний.
Выполнить цветовой анализ картины.
1 Жанровая принадлежность.
2 Основные цвета (цветовой тон, насыщенность, светлота, условные характеристики).
3 Контраст (нюанс).
4 Пространство (отступающие и выступающие цвета).
5 Эмоции и чувства вызываемые произведением.
Пример: Поль Сезанн «Натюрморт с апельсинами».
Жанр картины натюрморт. Основные цветовые тона оранжевый, красный, белый, фиолетовый. Цвета звучные, насыщенные, плотные. Художник поместил на первый план оранжевые и красные выступающие цвета. Натюрморт, строится на контрасте. Вызывает чувства напряжённости и беспокойства.
Группы студентов получают репродукции картин и выполняют цветовой анализ.
6. Подведение итогов.
7. Определение домашнего задания, инструктаж по его выполнению.
Прочитать по учебнику п.4 Техника акварельной живописи, стр. 47-70, ответить устно на вопросы в конце параграфа. Принести бумагу формата А3 для выполнения практической работы.
Литература:
Беляева С.Е., Розанов Е.А. «Спецрисунок и художественная графика», учебник для студентов средних специальных учебных заведений, М. «Академия» 2018.-243с.
Погонина Ю.В., Основы изобразительного искусства. М.: издательский центр «Академия», 2012. -128с.
Кирцер Ю.М., Рисунок и живопись, М.: издательский центр «Академия», 2000.
Беляева С.Е., Основы изобразительного искусства и художественного проектирования. - М.: издательский центр «Академия», 2016.-224с.