Конспект урока по ИЗО "Знакомство с произведениями художников-графиков Казахстана" (6 класс)
Конспект урока по ИЗО "Знакомство с произведениями художников-графиков Казахстана" (6 класс)
Конспект урока для учащихся 6 класса, в котором учитель дает учащимся представление об основах профессионального самоопределения, знакомит с профессиями в сфере ИЗО. А также представлены произведения художников-графиков Казахстана: Народного художника Республики Казахстан Е.М.Сидоркина, художников- графиков Казахстана К. Баранова, А.Гурьева, Ш. Кенжебаева и др.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование и наглядные пособия: мультимедийный комплекс, презентация к уроку в Power Point, раздаточный материал для учащихся, иллюстрации к казахскому эпосу,школьная коллекция- лучшие работы учащихся разных лет, работы студентов, иллюстрации художников-графиков .
Литература: 1. З. Айдарова «Изобразительное искусство» учебник для 6 класса, Алматы «Атамұра» 2015г.
1.Организационный момент- Проверить наличие учащихся.
Проверить готовность учащихся к уроку.
Эмоциональный настрой на занятие.
2. Изучение нового материала
Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, к тому что им приходилось выполнять.
Стратегия «притча».
В одной художественной мастерской работали люди. Троих мастеров спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "рисую, руки устали!" Второй молвил: "рисую, зарабатываю на кусок хлеба своей семье". А третий сказал с улыбкой: " Я рисую прекрасные картины, надеюсь они будут радовать зрителей". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.
Вопрос: Почему? (Отвечают учащиеся). В ответах каждого мастера прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности. Не секрет, что и в наше время далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.
Поэтому очень важно, вовремя и правильно определится со своими интересами.
А можете ли вы мне ответить, что такое профессия?
Задание: что вы знаете по этой теме?
Итак: Профессия(от лат. profitere – «объявлять своим делом») – род трудовой деятельнос-
ти, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования.
Сегодня на уроке мы знакомимся непосредственно с работой художников-графиков.
Посмотрите выставку графических работ (школьная коллекция - лучшие работы учащихся разных лет, работы студентов, иллюстрации художников-графиков)
Стратегия: «Кластер» (работа в группах)
(на листах бумаги записано «Виды графики». Учащиеся в течение 3-5 минут пишут вокруг слова, которые ассоциируются для них с этим выражением. Затем ученики объясняют свои ответы.)
3.Объяснение нового материала. Мне сегодня на уроке хотелось бы обратить ваше внимание на работы художника графика Е.М.Сидоркина. Евгений Матвеевич Сидоркин (1930-1982) — художник-график. Народный художник РК, лауреат Государственной премии республики им. Ч. Валиханова. Международные награды — бронзовая и золотая медали книжных выставок в Лейпциге, I премия и золотая медаль Международных биеннале графики в Кракове, дипломы выставок в Венеции, Будапеште. Работы в книжной графике: книга «Басни» С. Михалкова, иллюстрации на темы казахских народных сказок «Веселые обманщики», «Казахский эпос», серии «Казахские народные игры», «Читая Сакена Сейфуллина», «Киргизские сказки», «Аксакалы», «Путь Абая» М. Ауэзова, «Из мглы веков», «История одного города» М. Салтыкова-Щедрина.
Да, Евгений Матвеевич рано ушел из жизни, и, словно предчувствуя это, он торопился сделать как можно больше. Темы брал масштабные, пласты поднимал мощные, историю ощущал на уровне генетической интуиции, мышление имел эпохальное. Со временем он был на «ты» и извлекал из него уже утраченные было для нас, сегодняшних, картины и образы далекой старины.
-Откуда в русском человеке, рожденном и воспитанном в рамках собственной культуры, столь прочувствованное понимание иной национальной культурной традиции? Как вы думаете?
Размышляя об этой направленности искусства Сидоркина, Гульмира Шалабаева считает, что не последнюю роль тут сыграла встреча с Гульфайрус Исмаиловой, которая стала его женой.
Произошло это в Ленинграде, где они оба учились в «Репинке». Удивительной красоты и духовной наполненности человек, изысканно-утонченный художник, Гульфайрус действительно сделала все, чтобы избранник сердца ее полюбил то, что дорого ей. Бродя с ним по набережным Невы, она живописала ему красоты Алма-Аты и гор Заилийского Алатау, приобщила к миру легенд и преданий казахского народа. Она вложила в его умные, талантливые руки разорванные когда-то кем-то нити сотканной предками духовности с ее вечными темами любви, ненависти, горести, радости бытия, благородства.
В 60-80-е годы были извлечены из недр и изучались сокровища Иссыкского кургана, велись археологические раскопки Отрара. Накопление всех этих сокровищ не могло пройти мимо пристального, на этот регистр настроенного взгляда художника. Преломившись по-своему в его сознании, оно находит оригинальное, образное осмысление во множестве графических работ на уровне высокого мастерства и больших обобщений. Так, используя конкретные зарисовки предметов из кладов Иссыкского и других курганов (бляхи, фигурные пластины, диадемы, браслеты, пронизи, накладки) к серии «Из мглы веков», художник дает нам ключ к прочтению его стилизованных под старину и потрясающих по своему эмоциональному воздействию автолитографий «Набег», «Битва», «Поединок», «Побоище», «Алпамыс батыр». Все эти листы представлены в книге, и каждый из них — наглядное подтвержение авторских мыслей.
-Посмотрите на его работы. Что вы о них можете сказать?( Слайды –музыка)
-Какого значение творчества этого художника для казахского искусства?
Значение творчества Сидоркина «для казахского искусства громадно». Сегодня оно, казахское искусство, «немыслимо без его тонких и проникновенных работ. Любовь, мудрость и тончайший психологизм художника раскрыли тайны бытия и помогли проникнуть в душу и сердце казахского национального мироощущения и миросозерцания. Благодаря яркой индивидуальности, дарованию Мастера мы имеем возможность осознать богатство нашей национальной культуры». Физкультминутка
Выступления учащихся с презентациями, с докладами о художниках- графиках Казахстана К. Баранов, А.Гурьев, Ш. Кенжебаев и др.
В дополнение учитель показывает иллюстрации современных художников-графиков к Казахскому эпосу.(музыка)
Закрепление- стратегия «Акрослово» (характеристика «зашифрованная» в буквах, словах связанных по смыслу на ассоциацию, смысл)
4.Вывод - С творчеством каких художников графиков вы сегодня познакомились?Только что мы наглядно убедились в том, что выбор профессии не должен быть случайным. А какие условия должны выполняться? Какими качествами должны обладать люди, которые планируют стать художниками-графиками? Учащиеся высказывают своё мнение - от каждого стола один выступающий.
Итак, должны выполняться три условия: Хочу – мои желания, Могу – способности и возможности, Надо – востребованность профессии.
Рефлексия. Графика это разнообразные темы, техники выполнения, материалы и поэтому чтобы — Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.
— Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.
— Найти применение своим талантам. Нужно - Найти свое признание.
Учитель: Найти себя - значит понять свое признание, назначение, определить свои интересы, склонности. Поиски себя - это длительный процесс и он может продолжаться всю жизнь.
Стратегия «Живая выставка» работ учащихся - от каждого стола по два лучших рисунка по разделу Графика». «Живая выставка» - учащиеся выходят к доске – показывают работы всем сидящим, объявляя тему и технику рисунка.(музыка)
Оценки за урок- за активность, за доклады, за презентации.
Заключительное слово учителя Я желаю вам – проявлять интерес к искусству, к творчеству художников, а также найти себя, выполняя творческие работы.
Уборка рабочего места. Домашнее задание: подготовить акварельные краски, кисточки, палитру, баночку-непроливайку, альбом для живописной работы на уроке.