Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Мизансценирование»»
МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»
МБУДО «Дом детского творчества»
Конспект занятия
«Мизансценирование»
Предмет: «Актёрское мастерство»
адресовано детям 10-14 лет
Составитель:
Воробьёва Татьяна Алексеевна,
педагог дополнительного образования
Бийск, 2018
Возраст обучающихся 10-14 лет
Кол-во детей: 14 человек
Продолжительность занятия –40 мин.
Тема: «Мизансценирование»
Пояснительная записка
От пластического решения актеров на сцене зависит творческий результат. Мало создать органический процесс, надо сделать его сценичным. Умение правильно выстраивать мизансцены приводит к увлеченному, яркому, целеполагающему исполнению детей - актеров и необыкновенному воздействию на зрителя. Умение работать в пространстве с соблюдением театральных законов приводит детей к успешному воплощению образа. Удачно сыгранная роль не только ступенька профессионального роста, но и ступенька расцвета личности. Поэтому, раскрывая тему «Мизансценирование», дети открывают в себе новые творческие возможности, умение анализировать, фантазировать, общаться. Развивается наблюдательность, внимание, память, растет интерес к театральной деятельности.
Занятие по данной теме даёт возможность повторить и закрепить знания обучающихся об изученном материале.
Цель занятия: через процесс исследования познакомиться с условиями мизансценирования и научиться применять знания на практике.
Задачи:
образовательные:
закрепить базовые знания об основных театральных законах;
сформировать у обучающихся умение применять законы мизансценирования;
развивающие:
способствовать развитию навыков исследовательской работы;
содействовать умению действовать в предлагаемых обстоятельствах;
воспитательные:
содействовать формированию у обучающихся эстетического вкуса;
способствовать воспитанию у обучающихся бережного отношения к товарищам.
Тип занятия: изучение нового материала.
Форма проведения: групповое учебное занятие.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, исследовательский.
3. Целеполагание и мотивация познавательной деятельности
4. Основная часть
а). Исследовательский процесс, направленный на выявление степени влияния мизансцены на слуховое и зрительное воздействие зрителя.
б). Исследовательский процесс, направленный на выявление степени влияния мизансцены на легкое восприятие зрителями всего, что происходит на сцене.
в). Обобщающая практическая работа.
5. Итоговый этап
Ход занятия
1.Организационный этап (2 мин.)
Цель: создание условий для организации внимания, создание благоприятной психологической обстановки.
Метод: игровой
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Приветствие педагога.
Обучающиеся идут на сцену.
Обучающиеся приветствуют гостей.
Приветствие обучающихся.
Звучит музыка.
- Ребята, я прошу вас подняться на сцену.
Сегодня к нам на занятие пришли гости. По моему сигналу (а сигналом будет звук колокольчика), вам нужно поздороваться с присутствующими в зале. Но так как вы – актеры, то вы можете поздороваться в манере сказочного персонажа, как бы снимая шляпу, раскланиваясь и т. д. Внимание.
(Звук колокольчика)
Очень милое и доброе приветствие. У всех проявилось хорошее настроение. Это просто замечательно!
Спускайтесь, пожалуйста, в зал.
2. Актуализация знаний (2 мин.)
Цель: актуализировать ранее изученные знания, которые будут востребованы на занятии
- Правильно стоять, поворачиваться лицо к зрительному залу.
Давайте, ребята, вспомним основное предназначение театра. То есть для чего мы с вами ставим спектакли?
Что мы хотим, чтобы происходило с зрителями?
Верно, мы хотим эмоционально растревожить их, чтобы они радовались и переживали за героев. Наши с вами зрители – дети, у них нет большого жизненного опыта, и поэтому будет очень полезно для них увидеть модели разных ситуаций, как герои спектакля преодолевают трудности, не отчаиваются, исправляют свои ошибки. Мы играем с вами для того, чтобы у детей в зрительном зале появились желание делать добро и возможность наполниться отвагой и силой духа.
Поэтому как мы должны играть на сцене? Что должны уметь актеры?
Вы правильно перечислили, что должен уметь актер.
- Каким другим словом можно заменить фразу «Правильно стоять на сцене»? Верно. Мизансценирование. Кто даст точную расшифровку этого театрального термина? Верно. Мизансценирование - это расположение актеров на сцене.
Если дети не назовут мизансценирование, то педагогу нужно подвести к нему.
3. Целеполагание и мотивация познавательной деятельности (3 мин.)
Цель: побудить обучающихся самостоятельно сформулировать тему и цель занятия, определить шаги, необходимые для достижения цели.
Метод: эвристический
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Обучающиеся формулируют тему.
Обучающиеся определяют шаги.
Итак, я озвучиваю тему нашего сегодняшнего занятия - «Мизансценирование».
Основной закон мизансцены сформулирован более 100 лет назад А. П. Ленским: «Сцена должна держаться только трех «несменяемых условий», без которых театр не может быть театром: во-первых, чтобы зритель все видел, во-вторых, чтобы зритель все слышал и, в-третьих, чтобы зритель легко, без малейшего напряжения воспринимал все, что дает ему сцена».
Предмет нашего сегодняшнего исследования - мизансценирование. Какую цель для себя мы определим? Цель нашего занятия: познакомиться с условиями мизансценирования и научиться применять их на практике. Нам предстоит исследовать 3 условия мизансценирования.
Итак, первый шаг исследования?
1. Как влияет мизансцена на слуховое воздействие зрителя.
Второй шаг?
2. Как влияет мизансцена на зрительное воздействие зрителя.
Третий шаг?
3. Как влияет мизансцена на легкое восприятие зрителями всего, что происходит на сцене.
(Показ фотографии А.П. Ленского)
(Показ короткого текста высказывания. Звучит музыка).
4. Основная часть
а). Исследовательская работа (15 мин.)
Цель: организовать исследовательскую деятельность обучающихся, закрепить умение работать в группе, учить сравнивать, анализировать, дать возможность детямпроявить творческие способности.
- Да, от расположения актера зависит, увидит ли зритель лицо актера, его мимику, выражения глаз.
- Да, очень важно правильное расположение актера на сцене, если, например, он будет стоять спиной к зрителям, они его не услышат.
- Дети-зрители могут переспрашивать окружающих, о чем говорил персонаж.
- Будет теряться интерес к происходящему.
Предполагаемый ответ обучающихся:
- Нет. Спектакль не будет успешным
Выходят добровольцы.
Каждая группа обучающихся играет этюд «Домашнее задание».
Обучающиеся выявляют «ошибки» своих товарищей.
Предполагаемые ответы обучающихся:
- Актеры стояли спиной к зрителям.
- Играли на «заднике», а не на авансцене.
- Да. Ребят очень хорошо видно и слышно.
Педагог:
- Итак, приступим к практическому исследованию. Согласны ли вы с первым условием, сформулированным Александром Ленским?
Согласны ли вы, что, для того чтобы зрители хорошо слышали текст актера, нужно правильно расположить его на сцене?
Как эти факторы могут повлиять на просмотр спектакля?
Предположим, что на сцене играют знаменитые и талантливые актеры, но они расположены так, что зрители их плохо видят и плохо слышат. Будет ли спектакль успешным?
Совершенно верно! Интерес зрителей угаснет, даже если на сцене играют замечательные, талантливые артисты. На наших занятиях мы уделяем большое внимание правильному расположению на сцене в момент общения с партнером.
И сейчас мы проведем эксперимент. Мы наглядно должны убедиться в том, какое важное значение имеет правильное размещение актеров на сцене, правильное их перемещение, действия. Я разделю вас на 2 группы, и каждая группа сыграет сценку на школьную тему. Сюжет будет один и тот же, действующие лица одни и те же. Но первой группе нужно играть, умышленно допуская ошибки в исполнении. Сыграть так, как не должны играть актеры. Вторая группа исполнит этот этюд в правилах хорошего, правильного исполнения. Кто хочет участвовать в этом эксперименте?
Педагог передает текст этюда «Домашнее задание» и делит обучающихся на 2 группы.
Подведем итог нашего эксперимента. Вы очень подробно и правильно сделали анализ выполненного задания. Молодцы!
Ребята, которые просмотрели оба этюда, выйдите, пожалуйста, на сцену. Встаньте на том месте, которое вы считаете наиболее удачным на нашей сцене, чтобы зритель вас и видел, и слышал. Ребята, сидящие в зале, вы согласны с мнением товарищей?
б). Исследовательская работа (10 мин.)
Цель: организовать исследовательскую деятельность обучающихся, учить сравнивать, анализировать, дать возможность детямпроявить творческие способности применять полученные знания на практике.
Каждая группа обучающихся выполняет задание, остальные угадывают, что изображено.
- Да, могут.
Исследуем 3 условие мизансценирования и проведем следующий эксперимент. Каждый участник группы получит карточку с описанием мизансцены и описанием внутреннего состояния персонажа. По моему сигналу нужно встать там, где обозначено в карточке, и изобразить нужную эмоцию. Смогут ли ребята, сидящие в зале без текста, по застывшим позам и мимике угадать, что происходит на сцене? Кто пойдет на сцену?
Могут ли зрители через мизансцену понять происходящее?
в). Обобщающая работа (10 мин.)
Цель: побуждение обучающихся самостоятельно обобщить известные им факты и наблюдения и применять полученные знания на практике.
А сейчас вы выполните практическое задание на закрепление нашего сегодняшнего материала. Вам предстоит играть сказку «Непослушные дети». Я буду говорить содержание сказки, а вам нужно будет экспромтом через движение и пластику действовать в предлагаемых обстоятельствах. Что-то подобное мы с вами уже делали, но тогда вы не были знакомы с 3 условиями мизансценирования. Поэтому у вас по-новому должно пройти это задание.
Педагог читает текст сказки «Непослушные дети».
5. Итоговый этап (5 мин.)
Цель: зафиксировать полученные знания на занятии, проанализировать, дать оценку успешности достижения цели.
- Мы узнали о 3 условиях мизансценирования и узнали о том, как применять эти знания на практике.
Сегодня мы с вами изучали мизансценирование.
- Какую цель мы перед собой ставили в начале занятия? Мы достигли её?
- Молодцы. Действительно, теперь вы будете применять эти знания в сценической деятельности и таким образом повысите уровень своего актерского мастерства.
Спасибо вам за активную творческую работу. Я получила огромное удовольствие от нашей совместной деятельности! Спасибо!